Первый слайд презентации
Тема 1. Предмет психологии, методы исследования, История развития психологии
Слайд 2: Субъект и объект психологии
Субъект Объект Носитель действия --------------------------------------------------- Под воздействием субъекта Активный --------------------------------------------------------------------------------------- Пассивный Мастер по резьбе ---------------------------------------------------------------------------- Древесина Воспитатель -------------------------------------------------------------------------------- Воспитуемый (ученик, обучаясь самостоятельно, выполняет роль субъекта и объекта одновременно) Влияние Ученые-психологи Психология Изучение, развитие Личность* ------------------------------------(саморегуляция)------------------------------------ Психика * которая относится к проявлениям своей психики как к объектам, способна к самопознанию и рефлексии.
Слайд 3: Предмет, цель и задачи психологии
«Предметом психологии как науки является психическая реальность» ( Г.С.Абрамова ) Psychology, от лат. " psyche " - душа, " logos " - наука, учение, то есть - "наука о душе". Это было первым определением предмета психологии, которое было дано более 2 тысяч лет назад греческим философом Платоном. Предмет: развитие, функционирование и проявление психики человека. (психика – объект познания) Основная цель психологической науки, определяющая ее сущность, познание психического во всех его проявлениях в нашей жизни: от элементарных психических актов (ощущений) до личности и ее поведения. Задачи психологии: Изучение качественных особенностей психических явлений и процессов. Исследование физиологических механизмов, лежащих в основе психических явлений. Изучение законов психической деятельности. Использование полученных научных психологических знаний на практике.
Слайд 4: Определения «Предмет психологии»
«Познание психического посредством раскрытия тех объективных связей, которыми оно объективно определяется» ( С.Л.Рубинштейн ); «наука об отражательной деятельности мозга, регулирующей поведение и деятельность» ( Л.Б.Ительсон ); «как наука изучает факты, закономерности и механизмы психики» ( А.В.Петровский ); «предметом психологии как науки является психическая реальность» ( Г.С.Абрамова ); «изучает внутренний мир субъективных явлений, процессов и состояний, осознаваемых или неосознаваемых самим человеком, а также его поведение, изучает объективные закономерности и проявления психики.» ( Л.Д.Столяренко ).
Слайд 6: Современное состояние психологии
Строгие требования практики исследования, а также внутри- и межпарадигмальная критика ведут к трансформации заимствованных принципов и понятий. Конкуренция и взаимосвязи парадигм в психологии ведут к ее интенсивному развитию. Можно выделить несколько основных направлений развития психологической науки. Парадигма – это система основных научных достижений (теорий, методов), по образцу которых организуется исследовательская практика ученых в данной области знаний или дисциплине, причем не во все время, а в определенный исторический период.
Слайд 7: Направления развития современной психологии
1. Происходит развитие существующих парадигм. Так, на основе теории деятельности А. Н. Леонтьева сформировалась психосемантика (Артемьева Е. Ю., 1999), которая исследует генезис, строение и функционирование системы значений в индивидуальном сознании (Петренко В. Ф., 1997), используя современные методики и не прибегая к методу интроспекции. Эта линия исследований ориентирована на изучение таких культурных феноменов, как политическое сознание, межкультурные различия и т. п. 2. Появляются новые парадигмы. Так, в 1950-1960-е гг. сформировалась гуманистическая психология, предметом изучения которой является уникальная, целостная личность человека. Основателями гуманистической психологии считаются А. Маслоу (1908-1980) и К. Роджерс (1902-1987). Эта парадигма противостоит, с одной стороны, бихевиоризму с его линейным механистическим принципом детерминизма, а с другой — психоанализу, который переоценивает зависимость личности от ее прошлого.
Слайд 8: Направления развития современной психологии
3. Формируются различные версии объяснительных принципов, представлений о предмете и методе психологии. Например, в 1960- 1980-е гг. на основе имеющего глубокие исторические корни принципа целостности сформулирован принцип системности. В различных парадигмах отрабатываются различные аспекты этого принципа. 4. Складываются новые объяснительные принципы. Например, принцип субъектности, который наиболее полно очерчивает предмет и метод психологии, проходит стадию интенсивного развития. Принятие этого принципа связано с возникновением психологии субъекта ( Брушлинский А. В., 1996), продолжающей линию теории деятельности С. Л. Рубинштейна и континуально-генетический подход в исследованиях мышления. Принцип реконструкции в настоящее время начинает складываться как модификация общенаучного экспериментального метода применительно к задаче психологии изучения структуры субъекта и процессов ее актуализации. Эти принципы потенциально имеют общенаучное значение.
Слайд 9: Направления развития современной психологии
5. Наиболее развитые парадигмы осуществляют экспансию на различные отрасли психологии. Например, существенно расширена сфера исследований в когнитивной психологии, которая начала интенсивно формироваться в 1950-е гг. как попытка противостоять доминированию бихевиоризма. Основы этого направления были заложены в работах К. Лешли, показавших несостоятельность бихевиористского понимания организации сложного поведения, Н. Хомского, посвященных исследованию глубинных структур речи, Дж. Миллера, оценившего объем кратковременной памяти («магическое» число 7 ±2). В настоящее время когнитивная психология включает исследования восприятия, памяти, ментальных репрезентаций, переработки информации, моделирование мышления, интеллекта и творчества, искусственного интеллекта, познавательного развития детей (продолжая линию исследований Ж. Пиаже), психолингвистику; она составила два направления в психологии личности — когнитивное (Дж. Келли) и социально-когнитивное (А. Бандура).
Слайд 10: Направления развития современной психологии
6. Развиваются связи психологии с другими дисциплинами. За счет этого происходит зарождение новых отраслей психологии, например, в контакте психологии с языкознанием сформировалась психолингвистика, с неврологией, нейрофизиологией и психофизиологией — нейропсихология, с популяционной генетикой — генетическая психофизиология.
Слайд 11: Основные отрасли психологии (1):
Отрасль психологии Область изучения Общая психология – фундаментальная отрасль изучает общие законы и механизмы функционирования психики. Оперирует понятиями: психические процессы (ощущения, восприятия, внимание, представления, память, воображение, мышление, речь, эмоции, воля), психические свойства (способности, мотивация, темперамент, характер) и психические состояния вместе образуют структуру психики. Прикладные отрасли Возрастная психология изучает возрастные закономерности и механизмы психического развития, психологические особенности каждого возрастного этапа. Имеет подотрасли: детская психология, психология подростка, психология юности, психология взрослого и пожилого человека, геронтопсихология.
Слайд 12: Основные отрасли психологии (3):
Отрасль психологии Область изучения Прикладные отрасли Дифференциальная психология изучает психологические различия между индивидами и группами, а также психологические принципы и следствия этих различий. Социальная психология изучает психологические закономерности и особенности поведения, взаимодействия и общения людей, обусловленные их включенностью в различные социальные группы. Педагогическая психология изучает психологические закономерности обучения и воспитания человека. Психология управления Основным ее предметом является продуцирование психологических знаний, применяемых при решении проблем управленческой деятельности. Ее объектом является организованная деятельность людей.
Слайд 13: Основные отрасли психологии (2):
Отрасль психологии Область изучения Прикладные отрасли Психодиагностика Форма психологической практики, которая связана с разработкой и использованием разнообразных методов распознавания индивидуальных психологических особенностей человека. Психометрия Занимается вопросами математического моделирования психики, проблемами измерения в психологии, а также способами количественного анализа полученных результатов психологических исследований.
Слайд 14: Основные отрасли психологии (3):
Отрасль психологии Область изучения Прикладные отрасли Медицинская психология Целый ряд отраслей психологической науки, связанных с отклонениями в психике и поведении человека от нормы. Главная их задача заключается в объяснении причин возможных психических нарушений, а также в обосновании методов их предупреждения и лечения. Клиническая психология (патопсихология, нейропсихология, психиатрия, неврология, психология аномального развития и т.д.) изучает психические явления с точки зрения их взаимосвязи с болезнями.
Слайд 15: Психологические методы
Организационные методы Эмпирические методы Методы обработки данных Методы психокоррекции группа методов, определяющая способ организации психологического исследования. группа методов, позволяющих получить первичные данные об изучаемом явлении. Это группа методов, позволяющих произвести количественную и качественную обработку информации. специфические приемы влияния на психические явления с целью их изменения в соответствии с поставленной целью. сравнительный метод (группы по признакам), лонгитюдный метод (на протяжении времени), комплексный метод (совмещая методы разных наук). научное наблюдение, эксперимент, тестирование, опрос, беседа, анализ процессов и продуктов деятельности. Количественный анализ (математическая статистика и моделирование), Качественный анализ (дифференциация материала по группам). аутотренинг, групповой психологический тренинг, способы психотерапевтического воздействия, обучение.
Слайд 16: Определение психологии как науки
Начало превращения психологии в самостоятельную науку связывают с именем немецкого ученого Христиана Вольфа (1679-1754), опубликовавшего книги «Рациональная психология (1732), и «Экспериментальная психология» (1734), в которых он использовал термин «психология». Однако лишь с начала XX в. психология окончательно выделилась в самостоятельную науку. Но что было до этого момента?
Слайд 18: 1й этап «Психология как наука о душе» возникновение психологического знания
Основой возникновения психологии как науки явился житейский эмпирический опыт людей. Возникновение представлений о душе связано с анимистическими взглядами первобытных людей и относится к наиболее ранним этапам человеческой истории. Помимо анимистического представления существовало мифологическое мышление. Народные пословицы и поговорки про семейную жизнь, про воспитание, описывающие характер и личные качества: «Слово сказал, как узлом завязал.» Анимизм – вера в духовные существа, которые вселяются в различные объекты, растений, животных и влияет на жизнь людей. Душа представлялась в образах птицы, или бабочки, покидающей обездвиженное тело после смерти.
Слайд 19: 1й этап «Психология как наука о душе» Античная психология
Со временем анимистические и мифологические представления уступают место попыткам истолкования души в контексте натурфилософской картины мира. Более 2 тысяч лет назад возникает античная психология. Согласно воззрениям Гераклита всё, что существует в мире: телесное, и душевное, непрерывно изменяется, безостановочно «течет». Он впервые разделил психические и до психические состояния в организме. Внутри психического им были выделены чувственное познание и мышление, признана неразрывность индивидуальной души с космосом. «Доверять неразумным ощущениям – свойство грубых душ» Геракли́т Эфе́сский 544 г. до н. э. - 483 г. до н. э.
Слайд 20: 1й этап «Психология как наука о душе» Античная психология
Представления о душе и целесообразности мира разрабатывались и в работах Демокрита. Демокрит понимал душу как причину движения тела. Душа материальна. Душа состоит из самых маленьких гладких и подвижных атомов (атомы огня), которые рассеяны по всему организму. Когда мелкие частицы попадают в тяжелые, они заставляют их двигаться, становясь душой этих тяжелых тел. При распадении сложных тел маленькие выходят из них, рассеиваются в пространстве и пропадают → душа смертна и погибает вместе с телом. Все тела имеют душу, даже мертвые тела, но у них просто мало души. «Подобно тому, как существует болезнь тела, существует также и болезнь образа жизни» Демокри́т Абдерский 460 г. до н. э. — 370 г. до н. э.
Слайд 21: 1й этап «Психология как наука о душе» Античная психология
Согласно учению Платона, человеческая душа состоит из трех частей: одна из этих частей, разумная, помещается в голове; это мыслящий дух; две другие части души неразумны; одна из них благородна, другая неблагородна. Платон считал, что разумная часть души расположена в грудной клетке над диафрагмой, в нашем дыхании, а остальные части души под диафрагмой. По-настоящему бессмертна только разумная часть души, а волевая и чувствующая умирают вместе со смертью тела. «Самое великое зло — это господство страсти, когда душа дичает от вожделений» «Мышление - это язык, который душа ведет с собой» Плато́н 427 г. до н. э. - 347 г. до н. э.
Слайд 22: 1й этап «Психология как наука о душе» Античная психология
Впервые составил научные классификации многих наблюдаемых природных и психологических явлений Аристотель. Он описал пять чувств, положив начало изучению познавательных процессов человека. Осязание, он считал, основным и наиболее важным чувством, т.к. благодаря этому чувству человеческое познание становится активным и предполагает действие. Значительным вкладом Аристотеля в психологию можно считать описание содержаний сознания. «Никогда душа не мыслит без образа» «Память — писарь нашей души» Аристо́тель 384 г. до н. э. - 322 г. до н. э.
Слайд 24: 2й этап «Психология как наука о сознании» Философская психология
Декарт считал, что человек с рождения, как губка, впитывает различные заблуждения и принимает на веру различные утверждения. Поэтому для того, чтобы получить истинные знания, необходимо все подвергнуть сомнению, даже информацию, получаемую с помощью органов чувств. В таком отрицании можно дойти до того, что и Земли не существует. Что же тогда остается? Остается наше сомнение – верный признак того, что мы мыслим. Отсюда и известное выражение, принадлежащее Декарту: «Мыслю, значит, существую». Далее, отвечая на вопрос: «Что же такое мысль?», он говорит, что мышление – это «все то, что происходит в нас», все то, что мы «воспринимаем непосредственно само собою». Рене́ Дека́рт 1596 – 1650 французский философ В этих суждениях заключается основной постулат психологии второй половины XIX в.: первое, что обнаруживает человек в самом себе, – это его сознание. Это учение получило название «дуализм».
Слайд 25: 2й этап «Психология как наука о сознании» Философская психология
Томас Гоббс выступил против учения Р. Декарта о душе и теле и об их субстанциональном различии. Субстанция и тело означают одно и то же, поэтому «бестелесная субстанция» суть слова, которые взаимно уничтожают друг друга. Под телесным бытием подразумевается существование, определяемое в отношении пространства, времени, числа и движения. Чувственные качества являются лишь разнообразными движениями материи. В таком контексте человек – это тело в ряду бесчисленного множества природных тел, его движения – это реальность. Сознание – параллельно возникающие проявления этих движений. Как именно телесные движения порождают сознание, Т. Гоббс объяснить не смог: «самое удивительное обстоятельство то, что нечто вообще может стать явлением, феноменом сознания» Томас Гоббс 1588 – 1679, английский философ По мнению дуалистов, психические явления не являются функцией мозга, а существуют сами по себе, вне мозга, т. е. независимо от него. Основными представителями этого направления в психологии являются В. Вундт, Г. Эббингауз, Г. Спенсер, Т. Рибо, А. Бине и У. Джемс. Именно это время связывают с появлением нового представления о предмете психологии.
Слайд 26: 2й этап «Психология как наука о сознании» Философская психология
А.Д. Локк, утверждая, что в разуме нет ничего, что не прошло бы через органы чувств, выдвинул принцип атомистического анализа сознания, согласно которому психические явления могут быть доведены до первичных, далее неразложимых элементов (ощущений) и на их основе сформированы через ассоциации более сложные образования. Идеи, по Дж. Локку, бывают простые и сложные. Сложные идеи – это сочетание простых, соединение их вместе под одним общим именем. Сложные идеи образуются умом произвольно в результате следующих действий: соединение, суммирование простых идей; сопоставление, сравнение; обобщение через предшествующую абстракцию. «Зависть есть беспокойство души, вызванное сознанием того, что желательным нам благом завладел другой, который, по нашему мнению, не должен обладать им раньше нас» Джон Локк 1632-1704, английский педагог и философ
Слайд 27: 2й этап «Психология как наука о сознании» Философская психология
Дэвид Гартли также воспринял идеи Д. Локка об опытном происхождении душевной жизни, развил его представление об ассоциациях и дал первую законченную систему ассоциативной психологии. Д. Гартли развивает учение о психике как естественном начале. Существуют три основных простейших элемента душевной жизни: ощущения (сенсации); идеации (идеи ощущений, то есть повторение ощущений без предметов); аффективный тон ( аффекции ) – удовольствие, неудовольствие. Из этих трех основных элементов строится душевная жизнь с помощью механизма ассоциации. В основе физиологического механизма ассоциаций лежат вибрации, то есть материальные процессы, возникающие в веществе нервов и мозга под влиянием внешних воздействий. Вибрации различны и отличаются по степени, роду, месту и направлению. В основе этих различий находится разнообразие наших идей. Д. Гартли дал естественное объяснение происхождения психических явлений. Эмоции, воля, интеллект, восприятие, память, воображение – «все они выводятся из внешних впечатлений, произведенных на внешнее чувство, следов (или идей) этих впечатлений и их взаимных связей посредством ассоциации, взятых вместе и действующих друг на друга». Дэвид Гартли 1705 – 1757 английский врач
Слайд 28: 2й этап «Психология как наука о сознании» Философская психология
Позднее в XVII в. английские ученые Т. Гоббс, Д. Гартли развили детерминистское представление об ассоциациях, лежащих в основе функционирования психики. ДЕТЕРМИНИ́ЗМ - Учение о закономерности и причинной обусловленности всех событий и явлений. Согласно детерминизму, всё происходящее в мире, включая ход истории и человеческой жизни, предопределено либо судьбой, либо богами или Богом, либо природой, либо человеческой волей, либо развитием общества. Французские исследователи П. Гольбах и К. Гельвеции разработали чрезвычайно важную концепцию о социальном опосредовании психики человека. Социальное опосредование : каждый человек живет в определенной группе других людей и стремится соответствовать негласным правилам.
Слайд 29: 3й этап «Психология как наука о поведении»
В XIX в. большую роль в превращении психологии в самостоятельную отрасль знаний сыграли разработка метода условных рефлексов в физиологии и практика лечения психических заболеваний людей, а также проведение непосредственных экспериментальных исследований их психики.
Слайд 30: 3й этап «Психология как наука о поведении»
Выделение психологии в самостоятельную науку, т.е. формирование научной психологии, принадлежит Вильгельму Вундту, который предложил цельную программу разработки экспериментальной психологии. Задачи психологии он сводил к изучению элементов сознания и определению законов, по которым устанавливаются связи между элементами сознания. Вундта интересовала структура сознания, разработанная им теория известна в науке как теория элементов сознания. Им была создана первая экспериментальная психологическая лаборатория, где изучались ощущения, время реакций на различные раздражители, качества внимания, простейшие чувства человека. Вильге́льм Максимилиа́н Вундт 1832 – 1920, немецкий врач, физиолог и психолог. В конце 19 – начале 20 века в психологии происходит теоретико-методологический кризис, который был вызван пониманием ограниченности интроспективного метода (самонаблюдения).
Слайд 31: 3й этап «Психология как наука о поведении» бихевиористический подход
Основоположник бихевиоризма Дж. Уотсон видел задачу психологии в исследовании поведения живого существа, адаптирующегося к окружающей его среде. Причем на первое место в проведении исследований данного направления ставится решение практических задач, обусловленных общественным и экономическим развитием. Поэтому лишь за одно десятилетие бихевиоризм распространился по всему миру и стал одним из самых влиятельных направлений психологической науки. С точки зрения Уотсона, поведение — это система реакций. Реакция — это еще одно новое понятие, которое было введено в психологию в связи с развитием бихевиоризма. Джо́н Бро́дес Уо́тсон 1878 – 1958 американский психолог Основная идея бихевиоризма основывалась на утверждении значимости поведения и полном отрицании существования сознания и необходимости его изучения.
Слайд 32: 4й этап «Психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики»
В начале 20 века, в период развития психодиагностики, психотерапии предметом изучения психологии становится личность. Всесторонне исследуется её структура, уровни функционирования, факторы развития, аномалии, защитные и адаптивные функции. Научные представления о личности дифференцировались в процессе развития психодиагностических методов исследования, психоанализа и т.д. Теории личности постепенно образовали фундамент, на котором базируются современные школы психотерапии и психологического консультирования. В первой половине 20 века в отечественной и зарубежной психологии возникли многочисленные отрасли прикладной психологии, которая с тех пор перестала быть «чистой» наукой и нашла широкое применение в практике. Широко стала развиваться психология труда, педагогическая, возрастная психология, медицинская психология, социальная, дифференциальная психология и т.д. Во второй половине 20 века в связи с развитием научно-технической революции активно начинают применяться в психологии математические методы, информационные технологии и т.д. Параллельно с бихевиоризмом развивается психоанализ, благодаря существенному вкладу З.Фрейда.
Слайд 33: основоположник психоанализа
Австрийский врач, невропатолог, психиатр и психолог Зигмунд Фрейд (1856-1939) широко известен как основоположник психоанализа. Психоанализ (от греч. psyche - душа + analysis - разложение, расчленение) - это такой метод психотерапии и такое психологическое учение, которые в центр своего внимания ставят бессознательные психические процессы. Однако поначалу это был только особый метод лечения неврозов. Затем Фрейд развил его в целую психоаналитическую теорию. Суть в том, что взгляд на человека как исключительно разумное и сознательное существо идеализирует ситуацию. В реальности поведение людей (а значит, их культуру, политику, религиозную и всю социальную жизнь) нередко определяют иррациональные бессознательные психические процессы.
Слайд 34: Современное состояние психологии
Научная психология сохраняет тесную связь с житейской психологией. Она берет в ней свои задачи и в ней же проверяет свои выводы. Предмет психологии прошел долгий путь преобразования от «души», через «сознание» до современного «закономерности развития и функционирования психики». В ходе исторического становления современного понимания предмета психологии возникли и сохранились как направления различные «школы» психологии: бихевиоризм, психоанализ и т.д., которые сегодня взаимодействуют и не противоречат друг другу.
Слайд 35: Развитие зарубежной психологии
Основные зарубежные теории психического развития получили свое оформление в психологии XX в., что напрямую связано с методологическим кризисом психологии в начале прошлого столетия. Различие подходов породило построение разных концепций о роли биологического и социального факторов, о значении наследственности и среды в развитии личности. Вместе с тем, становление различных научных школ в психологии развития способствовало дальнейшему накоплению и систематизации эмпирических данных о развитии человека в разные периоды жизни. Построение теорий психического развития позволяло объяснять особенности поведения, выявлять механизмы формирования тех или иных психических качеств личности. Знакомство с зарубежной психологией традиционно рассматривает психическое развитие человека в русле сложившихся школ: психоанализа, бихевиоризма, гештальтпсихологии, генетической психологии, гуманистической психологии.
Слайд 36: Развитие отечественной психологии (1)
Заложил основы культурно-исторической концепции психического развития, когда развитие психических функций человека происходит входе освоения индивидом ценностей культуры. Психические функции, данные природой, преобразуются в функции высшего уровня - культурные (например, механическая память становится логической). Выготский ввел понятие о высших психических функциях (мышление в понятиях, разумная речь, логическая память, произвольное внимание) как специфически человеческой, социально-обусловленной форме психики. Высшие психические функции первоначально существуют как формы внешней деятельности и лишь позже - как полностью внутренний ( интрапсихический ) процесс. Развиваются высшие психические функции в процессе научения, т.е. совместной деятельности ребенка и взрослого. Решающий фактор психического развития человека - обучение: "Один шаг в обучении означает сто шагов в развитии". На развитие отечественной психологии XX в. повлияли следующие ученые: Лев Семенович Выготский (1896-1934)
Слайд 37: Развитие отечественной психологии (2)
Провел цикл экспериментальных исследований, раскрывающих механизм формирования высших психических функций как процесс " вращивания " (интериоризации) высших форм орудийно-знаковых действий в субъективные структуры психики человека. Леонтьев выдвинул общепсихологическую концепцию деятельности, являющуюся одним из влиятельных направлений в отечественной и мировой психологии. На основе предложенной Леонтьевым схемы структуры деятельности: деятельность - > действие - > операция - > психофизиологические функции соотнесенной со структурой мотивационной сферы : мотив - > цель -> условие изучались психические функции (восприятие, память, мышление, внимание), анализировалось сознание человека (выделение значения, смысла и "чувственной ткани" в качестве главных его компонентов) и личность (трактовка ее базовой структуры как иерархии мотивационно-смысловых образований). Алексей Николаевич Леонтьев (1903-1979)
Слайд 38: Развитие отечественной психологии (3)
Александр Романович Лурия (1902-1977) особое внимание уделял проблемам мозговой локализации высших психических функций и их нарушений. Он явился одним из создателей новой области психологической науки - нейропсихологии. Петр Яковлевич Гальперин (1902-1988) рассматривал психические процессы (от восприятия до мышления включительно) как ориентировочную деятельность субъекта в проблемных ситуациях. Он выдвинул концепцию поэтапного формирования умственных действий (образов, понятий). Практическая реализация этой концепции позволяет существенно повысить эффективность обучения.