Слайд 2: Социальная структура – это строение общества в целом, совокупность социальных групп и взаимоотношений между ними
Социальные группы – это совокупности людей, имеющих общий социальный признак (пол, возраст, профессия и тд ). Этнические (беларус, русский, немец) Демографические (дети, подростки, мужчины, женщины) Территориальные (горожане, селяне) Религиозные (мусульмане, христиане) Политические (либералы, консерваторы и т.д.) Профессиональные (врачи, учителя, продавцы)
Слайд 3: Социальные группы=общности (по размеру)
К большим социальным группам относятся общности, имеющие неограниченное количество участников. Они объединены определённым признаком : одинаковой профессией (учителя, шахтёры), вероисповеданием (мусульмане, католики), принадлежностью к той или иной народности (эвенки, французы). Члены этих групп могут никогда не вступать в непосредственное взаимодействие, не знать о существовании друг друга. Малыми социальными группами называются относительно устойчивые общности людей, состоящие из небольшого количества членов (от 2 до 30). Люди, входящие в них: постоянно вступают во взаимодействие (коллеги), могут испытывать разнообразные эмоции относительно друг друга (друзья), имеют общие цели и интересы (клуб по интересам).
Слайд 4: Социальные группы (по способу образования)
В основе выделения формальной группы лежит официальная документация, в которой чётко расписаны отношения соподчинения, состав, правила поведения. Формальные группы чаще бывают большими. Неформальная группа строится на личных взаимоотношениях: родственных связях, симпатиях, интересах. В ней нет начальников и подчинённых, правила поведения носят негласный характер. Чаще всего по количеству членов такие группы бывают малыми.
Слайд 5: Социальный статус — это положение человека в обществе, связанное с другими людьми с помощью прав и обязанностей
Предписанный (приписанный) статус Смешанный статус Достигаемый (приобретённый)
Слайд 6: Социальная роль — это модель/образец поведения для определённого статуса
Ролевой набор — совокупность ролей (ролевой комплекс), ассоциируемых с одним статусом.
Слайд 8: Ролевой конфликт – это ситуация, в которой человек сталкивается с необходимостью удовлетворять требования двух или более несовместимых ролей
Внутриролевой Межролевой Личностно-ролевой
Слайд 9: Социальная мобильность – изменение места, занимаемого индивидом или группой людей в обществе
Горизонтальная (остается на одном и том же уровне, на одной и той же страте) Вертикальная (переход из одной страты в другую) переезд из одного города в другой, смена вероисповедания, смена гражданства, смена школы Смена работы на более оплачиваемую; Выгодный брак Увольнение; Разжалование в армии; Человек стал президентом.
Слайд 11: Социальные лифты (каналы социальной мобильности) – социальные институты, способствующие социальной мобильности
брак профессиональная деятельность образование армия СМИ партийная деятельность
Слайд 12: Семья – это малая социальная группа, основанная на браке и родстве
Репродуктивная (продолжение рода) Воспитательная (подготовка детей к жизни в обществе) Хозяйственно-экономическая (ведение общего хозяйства, общий бюджет и тд ) Духовно-эмоциональная Досуговая
Слайд 13: Семьи бывают:
По количеству поколений По главенству По количеству детей/родителей
Слайд 14: СОЦИАЛИЗАЦИЯ – ЭТО
процесс усвоения индивидом социальных норм, культурных ценностей и образцов поведения общества. ресоциализация десоциализация девиация
Слайд 15: Факторы, влияющие на процесс социализации:
биологическая наследственность; физическое окружение; культура, социальное окружение; групповой опыт; индивидуальный опыт.
Слайд 16
АГЕНТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ - это конкретные люди, группы, а также социальные институты, ответственные за обучение культурным нормам и социальным ценностям, передачу знаний и т.д.
Слайд 17: Социальная норма — установленное в обществе правило поведения, регулирующее отношения между людьми, общественную жизнь
ОБЫЧАИ МОРАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ РИТУАЛЫ ПРАВОВЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ЭСТЕТИЧЕСКИЕ