Первый слайд презентации: Тема: « Теоретические основы психологического консультирования»
Понятие психологического консультирования. Дифференциация понятия психологического консультирования от других понятий психологической практики. Цели и задачи психологического консультирования. Принципы психологического консультирования.
Слайд 2: Литература:
Абрамова, Г.С. Психологическое консультирование: Теория и опыт: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г.С. Абрамова – М. : Изд. центр «Академия», 2001. – 240 с. Алешина, Ю. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование»: Класс; 2004 Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков / Г.В. Бурменская, Е.И. Захарова, О.А. Карабанова и др. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 416с. Галустова, О.В. Психологическое консультирование: Конспект лекций / О.В. Галустова – М.: А-Приор, 2007. – 240с. Глэддинг, С. Психологическое консультирование. 4-е изд. — СПб.: Питер, 2002. — 736 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии ») Колесникова, Г.И. Основы психологического консультирования для студентов вузов / Г.И. Колесникова. – Ростов н/Д : Феникс, 2007. – 96 с. Коттлер, Дж. Психотерапевтическое консультирование / Дж. Коттлер, Р. Браун. – СПб. : Питер, 2001. – 464 с. Меновщиков, В.Ю. Психологическое консультирование: работа с кризисными и проблемными ситуациями / В.Ю. Меновщиков – М. : Смысл, 2005. – 182 с. Шнейдер, Л.Б. Основы консультативной психологии: Учебное пособие / Л.Б. Шнейдер – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005. – 352 с.
Слайд 3: Литература из архива электронной библиотеки « IPRbooks »
Абрамова Г.С. Графика в психологическом консультировании [Электронный ресурс]: учебное пособие для вузов/ Абрамова Г.С.— Электрон. текстовые данные.— М.: Пер Сэ, 2012.— 142 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/7408.— ЭБС « IPRbooks » Мальцева Т.В. Профессиональное психологическое консультирование [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Мальцева Т.В., Реуцкая И.Е.— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.— 143 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/16285.— ЭБС « IPRbooks » Балашова С.В. Основы психологического консультирования, психокоррекции и психотерапии [Электронный ресурс]: пособие для самостоятельной работы для студентов факультета клинической психологии, для клинических психологов/ Балашова С.В.— Электрон. текстовые данные.— Оренбург: Оренбургская государственная медицинская академия, 2009.— 39 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/21837.— ЭБС « IPRbooks », Амбросова В.И. Психологическое консультирование. Часть 1 [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Амбросова В.И.— Электрон. текстовые данные.— Комсомольск-на-Амуре: Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет, 2011.— 104 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/22267.— ЭБС « IPRbooks », по паролю Линде Н.Д. Психологическое консультирование. Теория и практика [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов вузов/ Линде Н.Д.— Электрон. текстовые данные.— М.: Аспект Пресс, 2013.— 272 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/8876.— ЭБС « IPRbooks », по паролю Григорьев Н.Б. Психологическое консультирование, психокоррекция и профилактика зависимости [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Григорьев Н.Б.— Электрон. текстовые данные.— СПб.: Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы, 2012.— 304 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/22989.— ЭБС « IPRbooks », по паролю Суркова Е.Г. Проективные методы диагностики. Психологическое консультирование детей и подростков [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Суркова Е.Г.— Электрон. текстовые данные.— М.: Аспект Пресс, 2008.— 319 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/8883.— ЭБС « IPRbooks », по паролю Грюнвальд Бернис Б. Консультирование семьи [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Грюнвальд Бернис Б., Макаби Гарольд В.— Электрон. текстовые данные.— М.: Когито-Центр, 2008.— 415 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/3829.— ЭБС « IPRbooks », по паролю Кашин В.К. Прикладное консультирование [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Кашин В.К.— Электрон. текстовые данные.— М.: Евразийский открытый институт, 2009.— 136 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/11078.— ЭБС « IPRbooks », по паролю Бодров В.А. Психологический стресс. Развитие и преодоление [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Бодров В.А.— Электрон. текстовые данные.— М.: Пер Сэ, 2012.— 528 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/7387.— ЭБС « IPRbooks », по паролю
Психологическое консультирование - это область практической психологии, связанная с оказанием со стороны психолога-консультанта непосредственной помощи людям, которые нуждаются в ней, осуществляемой в рамках консультационной беседы и предварительного изучения той проблемы, с которой в жизни столкнулся клиент (Р.С. Немов ). Консультирование можно рассматривать: Как вид отношений помощи. Стержневыми установками являются: эмпатическое понимание, уважение к потенциальным возможностям клиента, конгруэнтность (истинность, согласование телесных, эмоциональных и когнитивных аспектов) отношений. Как репертуар воздействий. Здесь важно определять, адекватный выбор взаимодействий с различными типами клиентов. Как психологический процесс. Это последовательное прохождение этапов в рамках консультационной встречи и всего периода взаимодействия клиента и консультанта.
Критерии различия понятий Психологическое консультирование Психотерапия Психологическая коррекция 1. Цель Помощь клиенту в рассмотрении своих проблем и жизненных сложностей со стороны. Демонстрация и обсуждение тех взаимоотношений, которые являются источниками трудностей, не осознаются и контролируются человеком Анализ глубинных слоев психики, понимание причин патогенных переживаний и поведения, решение личностных проблем Исправление нарушений в психическом развитии, нормализация психической деятельности 2. Результат Реорганизация межличностных отношений клиента, повышение эффективности управления клиентом собственной жизнью, развитие способности самому решать свои проблемы Решение глубинных личностных проблем, лежащих в основе большинства трудностей и конфликтов Работа психических функций организма на уровне возрастной нормы 3. Метод Консультационная беседа Терапевтическая беседа Дидактика развивающей системы (развивающие занятия) 4. Механизм воздействия Изменяются установки клиента на себя и других людей и на различные формы взаимодействия с ними Анализируются актуальные ситуации взаимоотношений человека, его прошлое и форма психической продукции Развиваются психические функции 5. Длительность воздействия Краткосрочный вид помощи, предполагает не более 5-6 встреч с клиентом по одной проблеме Долгосрочный вид помощи, предполагает встречи от 3 недель до нескольких лет Среднесрочный вид помощи от 5 до 25 занятий 6. Типаж клиентов Клиенты с внешним локусом контроля (у меня с кем-то) Пациенты с внутренним локусом контроля (я понял, что я) Не определен 7. Требования к специалистам Лица с высшим психологическим образованием по психологическому консультированию Лица с высшим психологическим образованием и специализацией по психологическому консультированию и психотерапии Лица с высшим психологическим образованием со специализация по специальной психологии или дефектологии
Цель консультирования - оказание психологической помощи человеку в решении его проблем и налаживании его межличностных отношений с окружающими. Задачи консультирования: Способствовать изменению поведения, чтобы клиент мог жить продуктивнее, испытывать удовлетворенность жизнью, несмотря на некоторые социальные ограничения. Развивать навыки преодоления трудностей при столкновении с новыми жизненными обстоятельствами и требованиями. Обеспечить эффективное принятие жизненно важных решений. Развивать умение завязывать и поддерживать межличностные отношения. Обеспечить реализацию и повышение потенциала личности. Н еобходимо стремиться к максимальной свободе клиента, а также к развитию способности клиента контролировать свое окружение и собственные реакции, провоцируемые окружением.
Слайд 7: 4. Принципы психологического консультирования
1. Доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту: консультант следует не просто общепринятым нормам поведения, но и умеет внимательно слушать, оказывать психологическую поддержку, не осуждать, стараться понять и помочь каждому, кто обращается за помощью. 2. Ориентация на нормы и ценности клиента: во время консультирования психолог должен ориентироваться не на социальные нормы и правила, а на те жизненные принципы и идеалы, носителем которых является клиент. 3. Запрет давать советы: жизнь каждого клиента уникальна и непредсказуема. Советуя, консультант берет полностью на себя ответственность за происходящее, что не способствует развитию личности клиента и его адекватного отношения к действительности. Советы психолога способствуют формированию пассивного и поверхностного отношения к происходящему, при этом любые неудачи в реализации совета будут приписаны консультанту. Психолог дает только рекомендации в завуалированном виде. 4. Анонимность : любая информация, сообщенная клиентом консультанту не может быть передана без его согласия ни в какие общественные или государственные организации, частным лицам, в том числе родственникам и друзьям. Исключение составляют ситуации серьезной угрозы для чьей-нибудь жизни. 5. Разграничение личных и профессиональных отношений: следует избегать установления тесных личных отношений между консультантом и клиентом, т.к. в противном случае они, как близкие люди начинают удовлетворять потребности и желания друг друга и консультант уже не может сохранять объективную и отстраненную позицию, необходимую для разрешения проблем клиента. Если что-то подобное случилось, следует быть максимально осторожным, стараться действовать в интересах клиента и скорее прервать процесс консультирования.