Первый слайд презентации
Тема урока: « Глагол как часть речи. Основные грамматические категории и формы глагола. Инфинитив как начальная форма глагола. Категория вида русского глаголы. Переходность/непереходность глагола. Возвратные глаголы »
Слайд 2
Цели урока: 1) обобщить и систематизировать изученные ранее сведения о глаголе как части речи в рамках подготовки к ЕГЭ; 2) развивать умение определять грамматические признаки глагола, синтаксическую роль в предложении, совершенствовать орфографические навыки; 3) воспитывать бережное отношение к языку.
Слайд 5
Есть речи... У каждого свои волшебные слова. Они как будто ничего не значат. Но встретятся, скользнут, мелькнут едва –И сердце засмеется и заплачет. Я повторять их не люблю; я берегу Их от себя, нарочно забывая. Они мне встретятся на новом берегу: Они написаны на двери Рая. З. Гиппиус
Слайд 6
- Какую проблему затрагивает в этих строках поэтесса? - Актуальна ли она сегодня? . - Какова основная мысль этих строк? - Вы можете согласиться с мнением автора?
Слайд 7
1. ответственность за результат общения бери на себя; 2. не меня обманули, а я дал себя обмануть; 3. не меня спровоцировали, а я позволил себя спровоцировать; 4. не меня разозлили, а я разозлился.
Слайд 9: Кластер
ГЛАГОЛ Инфинитив (начальная форма) Постоянные признаки Непостоянные признаки возвратный невозвратный переходный непереходный вид спряжение наклонение изъявительное повелительное сослагательное род лицо число время сказуемое
Слайд 10
Инфинити́в ( лат. infinitus — неопределённый) — неопределённая форма глагола. В русском языке инфинитив может входить в состав составного глагольного сказуемого. Например: рисовал — хочет рисовать, смотрит — любит смотреть. Инфинитив отвечает на вопросы что делать?, что сделать? Показателем инфинитива являются суффиксы – ть,(написать, сказать). - ти, - чь (беречь), - сть, - сти (вести)
Слайд 12
Определите синтаксическую роль инфинитива: 1.У каждого всегда есть возможность позаботиться о своем здоровье. 2. Читать лежа вредно. 3. Жить - Родине служить. 4. Доктора советуют нам закаляться. 5. Зимой мы поедем в горы кататься на лыжах.
Слайд 13
1. У каждого всегда есть возможность (какая?)позаботиться о своем здоровье. 2. Читать лежа вредно. Вредно (что?). читать. 3. Жить – Родине служить. Жить – (что делать?) Родине служить. 4. Доктора советуют нам (что?) закаляться. 5. Зимой мы поедем в горы (зачем?) кататься на лыжах.
Слайд 15
Вид глагола : Совершенный (что сделать?)-законченное действие; Несовершенный (что делать?)-длительное действие.
Слайд 17
Разделите глаголы на две группы. Улыбается, моет, моется, купает, купается, учится, смотрит, хохочет, отвечает, веселится, смотрится.
Слайд 18
Возвратные глаголы имеют постфикс – ся (- сь ): учиться, купаюсь. Действительный залог : старушка поднимает ся по лестнице (словообразовательный постфикс). Страдательный залог: груз поднимает ся рабочими (формообразующий постфикс
Слайд 19
А)Образуйте новые слова: От глагола заносить взять приставку, от глагола гадать – корень, добавить суффикс - ыва -, от глагола леплю – окончание От глагола облететь взять приставку, от существительного радость -корень, добавить суффикс - ова -, окончание неопределенной формы глагола
Слайд 21
Суффиксы – ова -, - ева - пишутся в инфинитиве и в прошедшем времени, если в форме 1 л. ед. ч. настоящего времени глаголы оканчиваются на – ую, - юю. Примеры: бесед ова ть, бесед ова л – (бесед ую ); танц ева ть, танц ева л – (танц ую ).
Слайд 22
Суффиксы – ыва -, -ива- пишутся в инфинитиве и в прошедшем времени, если в форме 1 л. ед. ч. настоящего времени глаголы оканчиваются на – ываю, - иваю. Примеры: отклад ыва ть, отклад ыва л – (отклад ываю ); разве ива ть, разве ива л – (разве иваю
Слайд 23
Ночь – ночую – ночевать Экзамен – Чувство – Формула – Доказательство – По данному образцу образуйте глаголы от существительных :
Слайд 24
Экзамен –экзамен ую - экзамен ова ть Чувство –чувств ую - чувств ова ть Формула –формулир ую -формулировать Доказательство –доказ ыва ю - доказ ыва ть
Слайд 25
Фразеологическая минутка Соедините фразеологизмы и глаголы с таким же значением. Держать нос по ветру Не выноси сор из избы Разделать под орех Жар загребать чужими руками – не раскр.. вай тайны – раскритик.. вать – приспосабл.. ваться к обстоятельствам – польз.. ваться результатами чужого труда
Слайд 26
Держать нос по ветру – приспосабливаться к обстоятельствам Не выноси сор из избы– не раскрывай тайны Разделать под орех– раскритиковать Жар загребать чужими руками – пользоваться результатами чужого труда
Слайд 28
Переходные глаголы действие, направленное на объект: А) глагол + существительное, мест. в В.П. без предлога : отдам книгу, вижу вас Б)глагол + сущ. в Р.п. при отрицании или как часть предмета : не читал книги, выпить молока – это прямое дополнение. Непереходные глаголы не имеют прямого дополнения ( глагол + сущ., мест., числ. в Р, Д, Т, П.п с предлогом и без) - косвенное дополнение : препятствовать движению:
Слайд 29
В переходных глаголах пишется суффикс –и-, в непереходных - -е-. Примеры: обезлес и ть (лишить леса) – обезлес е ть (лишиться леса); обезвод и ть (лишить воды) – обезвод е ть (лишиться воды).
Слайд 30
Если война продлится, агрессор обезлюд...т всю страну. 2. Скоро наша деревня совсем обезлюде...т. 3. Потеря крови обессил...ла бойца. 4. От потери крови он обессил...л.
Слайд 31
Если война продлится, агрессор обезлюд и т всю страну. 2. Скоро наша деревня совсем обезлюде е т. 3. Потеря крови обессил и ла бойца. 4. От потери крови он обессил е л.
Слайд 32
Сложные случаи согласования: 1.Собират. сущ. + сказуемое в ед.числе. 2.Большинство, большая часть, меньшинство, много, мало + сказ. ед.ч. 3.Местоимения вопросит., неопредел., отрицат. + сказ. ед.ч. 4.Однородные подлежащие (и, да = и) + сказуемое множ. числа. 5.Однородные подлежащие (или, либо, то-то, а)- сказуемое согласуется с ближайшим из подлежащих
Слайд 33
ТЕСТ 1. Выберите форму сказуемого в соответствии с правилами согласования. 1) Перед нами (А. предстают, Б. предстает) са мый многочисленный класс - крестьяне. 2) Современная молодежь в качестве кумиров (А.выбирают, Б. выбирает) людей обеспечен ных, известных. 2. Выберите форму сказуемого в соответствии с правилами согласования. 1) Поколение наших отцов и дедов с недоверием (А. воспринимало, Б. воспринимали ) реформы. 2) Большинство населения России (А. идут, Б. идет) за демократическими лидерами. 3.Выберите форму сказуемого в соответствии с правилами согласования. 1) Кто из вас (А. собирается, Б. собираются) поступать в университет? 2) Кто-то из фигуристов, выступавших на последней Олимпиаде, (А. пытались, Б. пытался) опротестовать решение судей. 4. Выберите форму сказуемого в соответствии правилами согласования. 1) Ряд гимназий (А. ввел, Б. ввели) в свои программы уроки риторики. 2) Он со своей маленькой дочкой ( А.жил, Б.жили ) на краю леса.
Слайд 35
Н айдите неверный вариант употребления глагола в речи. 1.Он до сих пор колебается, ехать ли ему в Москву. 2.Он пахает старательно землю. 4.Мы уже заслушали эту передачу. 5.Куда ты обычно ложишь тетради? 6.Мальчик надел куртку и выбежал на улицу. 7.Мама постлала постель. 8.Он бреется два раза в день.