Первый слайд презентации
Тема урока: « Лжедмитрий II. Военная интервенция в Россию и борьба с ней » Подготовила: Учитель истории Давиденко Е.А.
Слайд 2
Основные даты: 1606 - 1610 гг. — правление Василия Шуйского. 1607 г. - установление 15-летнего срока сыска беглых крестьян. 1609 г. —- вторжение войск Речи Посполитой в Россию Персоналии: Лжедмитрий II, М. Скопин-Шуйский, Ян Сапега, Василий Шуйский, Сигизмунд III. Гермоген. Ян Сапега Лжедмитрий II М. Скопин-Шуйский Василий Шуйский Сигизмунд III Гермоген
Слайд 3
ИНТЕРВЕНЦИЯ (лат. interventio – вмешательство) - вмешательство одного или нескольких государств во внутренние дела другого государства или в его взаимоотношения с третьим государством в целях захвата территории, установления своего политического господства, экономического порабощения, приобретения привилегий и т. п.
Слайд 4
Наводящие вопросы: 1.Как присвоение чужого имени могло повлиять на жизнь человека? 2. Кто в истории нашего государства присваивал себе чужое имя? 3. В какой период истории нашего государства появилось много самозванцев? 4. Какие последствия для нашего государства это имело?
Слайд 5
Проблемный вопрос: Почему начало XVII века в России стало временем расцвета самозванства? Как началось вторжение в русские земли? Что такое гражданская война? Почему гражданские войны считаются самыми трагическими событиями в истории любой страны? Можно ли избежать гражданских войн? Почему Смуту называют гражданской войной?
Слайд 6
Основные события: Швеция – договор об оказании военной помощи, условия: отказ от территориальных претензий на Балтике, уступили Корельскую волость. Польша – объявили войну России с целью подчинения своему контролю всё Русское государство или отторгнуть у него смоленские и северные земли. Сентябрь 1609 г. – польско-литовская армия вступила в пределы Московского царства. Конец 1609 г. Лжедмитрию II бежал в Калугу Тушинские бояре и патриарх Филарет заключили с Сигизмундом III о призвании на московский престол его 15-летнего сына Владислава. Читаем условия договора, почему он не был заключён Март 1610 г. умер Скопин-Шуйский Польско-литовские войска разбили русско-шведскую рать, путь на Москву был свободен. Швеция начала захватывать северные земли, июль 1611 г. заняли Новгород.
Слайд 7
Предполагаемый портрет Лжедмитрия II. Рисунок XIX в. Лжедмитрий II «Тушинский вор» 1607-1610 гг. самозванец, выдававший себя за сына Ивана IV Грозного, царевича Дмитрия Углицкого и соответственно за чудом спасшегося царя Лжедмитрия I. В 1607 – 1610 гг. сложилось «двоевластие», одна часть страны была под властью Василия Шуйского, другая под властью Лжедмитрия II. Современники – Уильям Шекспир, Людовик XIV де Бурбон, Яков I.
Слайд 8
III этап Смуты (1608-1610 гг.) На третьем этапе в события в России вмешались войска Польши и Швеции. Вопрос: По каким причинам иностранные войска вмешались в события в России? Весна 1608 г. – Лжедмитрий II начал наступление на Москву. Василий Шуйский заключил союз со Швецией о военной помощи Март 1610 г. – русско-шведские войска вступили в Москву 1609 г. – польская армия перешла границу России 1609-1611 гг. – осада Смоленска
Слайд 9
№ этапа (годы) Название противоборствующего лагеря Название противоборствующего лагеря Событие, даты Вывод III этап 1608 – 1610 гг. Задание: заполните в таблице III этап Смутного времени.
Слайд 11
Ученикам предлагаются исторические факты, если они верные они прыгают и хлопают в ладоши, если нет топают ногами Смутное время было в начале XVII века При экономическом кризисе государство процветает Лжедмитрий это самозванец Василий Шуйский был правителем государства Российского Речь Посполитая и Швеция это одно государство? Лжедмитрий I и Лжедмитрий II это один и тот же человек? Динамическая пауза
Слайд 12
1. Задание по карте “Четвертый лишний”: - Найти лишнее и свой ответ объяснить: Ярославль, Тула, Путивль, Калуга. - Проследите по карте поход Лжедмитрия II на Москву. 2. Ответьте на вопросы: Смуту часто называют гражданской войной. Согласны ли вы с этим? Когда и почему гражданская война перерастает в национально-освободительную? Почему тушинское войско постоянно росло? Как Василий Шуйский боролся с «тушинским вором»?
Слайд 13
Домашнее задание: Повторить § 11 стр. 89-95, устно ответить на вопросы в конце параграфа Закончить заполнение таблицу. Выполнить задания отвечая на вопросы. Посмотреть презентацию. Пройти тест по теме урока QR код на тест. *Дополнительно поразмышлять об изменениях границ нашего государства, с помощью интерактивной карты, QR код на которую обозначен в рабочем листе у учащихся.