Темы курса — презентация
logo
Темы курса
  • Темы курса
  • Содержание психологического образования
  • План
  • 1. Психология как научная и учебная дисциплина
  • 1. Психология как научная и учебная дисциплина
  • Темы курса
  • Разделение психологии как науки и учебного предмета
  • При определении структуры и содержания учебных дисциплин возникают следующие вопросы :
  • Учебная дисциплина включает в себя
  • Степень систематизации соответствующей области психологического знания
  • Методологическая позиция, интересы, точка зрения преподавателя
  • Уровень, тип и цели образовательной программы
  • Интерес учащихся и студентов
  • Знания и способности учащихся и студентов
  • Функции, которые выполняют разные виды и формы активности учащихся в процессе усвоения определенных психологических знаний и умений
  • Существующий фонд дидактических материалов
  • 2. Отрасли психологии как научной дисциплины
  • Отрасли психологии, области исследований и психологической практики формируются на основе следующих критериев:
  • Отрасли психологии в зависимости от причины появления
  • Отрасли психологии
  • В зависимости от метода исследования или психологической практики
  • Какие из отраслей должны быть включены в число учебных дисциплин
  • 3. Учебные дисциплины по психологии
  • Высшее профессиональное (психологическое) образование в России
  • Высшее психологическое образование в европейских и североамериканских странах
  • Университет Джеймса Мадисона (США)
  • 4. Основные тенденции развития психологии в мире и психологическое образование
  • Усиление роли прикладной и практической психологии
  • Эклектизм
  • Диффе­ренциация психологических знаний и отраслей психологической науки
  • Интернационализация
  • Превращение английского языка в язык межнационального научного обще­ния психологов
  • Значительное возрастание интереса студентов к изучению психологии
  • mrr82@yandex.ru
1/34

Первый слайд презентации: Темы курса

История преподавания психологии в высшей школе История преподавания психологии в средней школе Современное психологическое образование Нормативно-правовое обеспечение образования, цели и принципы обучения психологии в разных типах учебных заведений Содержание психологического образования Организация обучения и виды учебных занятий по психологии Методы обучения психологии Проверка и оценка знаний по психологии Разработка учебного курса по психологии Профессиональная подготовка и деятельность преподавателя психологии

Изображение слайда

Слайд 2: Содержание психологического образования

Изображение слайда

Слайд 3: План

Психология как научная и учебная дисциплина Отрасли психологии как научной дисциплины Учебные дисциплины по психологии Основные тенденции развития психологии в мире и психологическое образование

Изображение слайда

Слайд 4: 1. Психология как научная и учебная дисциплина

Наука деятельность по производству знаний форма систематизации знаний Учебная дисциплина система знаний система видов учебно-познавательной деятельности по усвоению этих знаний Гинецинский, 1983

Изображение слайда

Слайд 5: 1. Психология как научная и учебная дисциплина

Наука деятельность по производству знаний форма систематизации знаний Учебная дисциплина система знаний система видов учебно-познавательной деятельности по усвоению этих знаний Гинецинский, 1983

Изображение слайда

Слайд 6

Исторически науч­ные и учебные дисциплины отождествлялись друг с другом. Содержание учебно­го предмета сводилось к содержанию учебника, т. е. к монографической форме из­ложения знания. Первыми книгами по психологии были учебники и учебные пособия Психология как наука и психология как учебный предмет не различались

Изображение слайда

Слайд 7: Разделение психологии как науки и учебного предмета

Изображение слайда

Слайд 8: При определении структуры и содержания учебных дисциплин возникают следующие вопросы :

Должен ли учебный предмет быть точной копией соответствующей отрасли науки? В чем специфика психологии как учебного предмета в отличие от психологии как науки? В какой мере и каким образом в учебных программах по психологии должен отражаться накопленный фонд психологических знаний? Каковы принципы и критерии отбора знаний и умений для включения в учеб­ную программу? Таким образом, научная дисциплина — это система знаний, ориентированная на исследователей, а учебная дисциплина — это система знаний, ориентированная на обучающихся. В связи с этим важно отметить, что структура научных и учебных дисциплин может совпадать, а может и не совпадать

Изображение слайда

Слайд 9: Учебная дисциплина включает в себя

систему знаний; систему учебно-познавательной деятельности, направленной на их усвоение. учитываются сле­дующие факторы: сложившаяся система знаний в рамках соответствующей научной дисциплины; приверженность преподавателя определенной научной и методологической концепции; уровень, тип и цели образовательной программы; интересы обучающихся; знания и способности обучающихся; формы и функции активности обучающихся; существующий фонд дидактических материалов.

Изображение слайда

Слайд 10: Степень систематизации соответствующей области психологического знания

Чем более систематизированы знания, тем в большей степени научная дисциплина может претендовать на то, чтобы стать учебной дисциплиной и быть включенной в учебные планы. Существуют определенные методические аспекты проблемы систематизации базовых психологических дисциплин и ка­тегорий, которые дискутируются учеными и преподавателями. Неразработан­ность этих аспектов свидетельствует о недостаточной зрелости науки и методи­ки ее преподавания. В этой связи особенно важно появление соответствующих учебников и учебных пособий.

Изображение слайда

Слайд 11: Методологическая позиция, интересы, точка зрения преподавателя

Хотя в рамках учебной дисциплины преподаватель должен изложить и раскрыть все существующие теории, концепции, взгляды, понятия, он вправе придерживаться определенной методологической позиции, иметь собственные интересы и точку зрения на преподаваемый предмет

Изображение слайда

Слайд 12: Уровень, тип и цели образовательной программы

Система знаний, включенных в учебную дисциплину, и си­стема учебно-познавательной деятельности, направленная на их усвоение, должны быть разными в зависимости от того: 1 ) преподается ли эта дисципли­на в начальной, основной, средней или высшей школе; 2 ) преподается ли она в общеобразовательном или профессиональном учебном заведении; 3 ) препода­ется ли она студентам — будущим психологам, педагогам, врачам или же сту­дентам других специальностей.

Изображение слайда

Слайд 13: Интерес учащихся и студентов

к определенным темам, проблемам, фактам и понятиям, обусловленный их возрастом, уровнем развития, индивидуально-психологическими особенностями. Несмотря на необходимость системного и систематического построения учебной дисциплины, преподаватель может уде­лить больше внимания каким-либо темам, фактам, понятиям в зависимости от интересов учащихся.

Изображение слайда

Слайд 14: Знания и способности учащихся и студентов

Преподаватель должен строить учебную дисциплину в зависимости от имеющихся у учащихся и студентов знаний в данной области и по данной проблематике, с учетом того факта, явля­ется ли данный учебный курс первым психологическим курсом для учащегося, или он изучал психологию ранее. Учебная дисциплина строится по-разному (в частности, имеет различный уровень сложности) в зависимости от способ­ностей учащихся к усвоению определенных тем, проблем, фактов и понятий. Эти способности могут быть обусловлены их возрастом, уровнем развития, ин­дивидуально-психологическими особенностями.

Изображение слайда

Слайд 15: Функции, которые выполняют разные виды и формы активности учащихся в процессе усвоения определенных психологических знаний и умений

Усвое­ние учебной дисциплины может быть более или менее успешным в зависимости оттого, изучается ли она в форме лекций, семинарских, практических занятий, или же в рамках самостоятельной работы, в виде индивидуальной, групповой или фронтальной активности. Каждый из перечисленных видов активности выполняет в учебной деятельности свои функции.

Изображение слайда

Слайд 16: Существующий фонд дидактических материалов

Степень дидактической разработанности учебной дисциплины может быть разной. В частности, может существовать детальная программа занятий по преподаваемому курсу, кон­кретные задания, наглядные материалы, контрольные вопросы, методические рекомендации по изучению определенных тем. Наличие дидактических мате­риалов в значительной мере определяет уровень сложности в работе препода­вателя и возможности студентов по усвоению учебной дисциплины

Изображение слайда

Слайд 17: 2. Отрасли психологии как научной дисциплины

Изображение слайда

Слайд 18: Отрасли психологии, области исследований и психологической практики формируются на основе следующих критериев:

предмет, с которым они связаны; связи с другими отраслями знания; общие или частные проблемы, которые они изучают; методы, которые они используют.

Изображение слайда

Слайд 19: Отрасли психологии в зависимости от причины появления

Изображение слайда

Слайд 20: Отрасли психологии

Фундаментальные общая психология; психология личности; дифференциальная психология; психофизиология; нейропсихология; социальная психология; психология развития; психология аномального развития (или специальная психология); сравнительная психология и зоопсихология. Прикладные юридическая психология; экономическая психология; психология труда; политическая психология; психология спорта; педагогическая психология; медицинская психология; психология искусства; психология религии; психология семьи.

Изображение слайда

Слайд 21: В зависимости от метода исследования или психологической практики

научная и практическая психология, экспе­риментальная психология, математическая психология, психодиагностика, пси­хотерапия, консультационная психология

Изображение слайда

Слайд 22: Какие из отраслей должны быть включены в число учебных дисциплин

Авторитет соответствующей отрасли знания в научном мире. Чем большим ав­торитетом пользуется наука, область научных исследований или практики, тем более вероятно, что она войдет в учебный план образовательной программы. Цели образовательной программы и понимание значимости каждой дисцип­лины для психологического образования. Чем в большей степени осознается значимость данной науки или отрасли знаний для реализации целей данной образовательной программы, тем более вероятно, что она будет включена в число учебных дисциплин. Преподаватели, которые могут вести курсы по соответствующим дисципли­нам. Учебная дисциплина вводится в учебный план только при наличии пре­подавательских кадров, имеющих соответствующую квалификацию; профес­сиональная специализация преподавателя, работающего в университете, и об­ласть его научных интересов способствуют включению в учебный план соот­ветствующей учебной дисциплины. Реальные ресурсы учебного времени в рамках данной образовательной про­граммы. При ограничениях времени, отводимых на любую образовательную программу, принцип «чем больше, тем лучше» нецелесообразен, поскольку приводит к перегрузке. Поэтому, несмотря на значимость отдельных учебных предметов, они не включаются в учебный план. Методическая оснащенность соответствующей дисциплины. Научную дис­циплину или отрасль знаний целесообразно включать в учебный план в том случае, если существуют определенные методические пособия, хотя имеется целый ряд случаев, когда включение дисциплины в учебный план стало стиму­лом для разработки соответствующих учебных пособий.

Изображение слайда

Слайд 23: 3. Учебные дисциплины по психологии

Все учебные психологические дисциплины могут быть условно разделены на три группы : Предметно-центрированные, к которым относятся: а) фундаментальные (об­щая, дифференциальная, социальная психология, психология личности, пси­хология развития и др.) и б) прикладные (клиническая, педагогическая психо­логия, психология труда и др.). Проблемно-центрированные, к которым относятся психология девиантного поведения, психология общения, конфликтология, психология семьи. Методологически-центрированные, к которым относятся экспериментальная психология, математическая статистика, психодиагностика, психологическое консультирование, психотерапия

Изображение слайда

Слайд 24: Высшее профессиональное (психологическое) образование в России

дисциплины фундаментальной психологии; методология и методы психологического исследования; дисциплины прикладной психологии; дисциплины практической психологии; педагогические дисциплины.

Изображение слайда

Слайд 25: Высшее психологическое образование в европейских и североамериканских странах

Предметные области психологии: психономика (которая включает восприятие и познание), биологическая психология, социальная психология, психология развития, индивидуальные различия, теория, методология, прикладные отрасли психологии: клиническая, организационная, педагогическая. ( Newstead, 1994; Newstead, Makinen, 1997).

Изображение слайда

Слайд 26: Университет Джеймса Мадисона (США)

начинают с изу­чения курсов общей психологии, математической статистики, психологического измерения и статистики, основ экспериментальной психологии. должны выбрать и изучить не менее двух из следующей группы предметов : психо­логия личности, патопсихология, социальная психология, психология развития (группа социальных наук) и не менее двух из следующей группы предметов : ощу­щения и перцепция, когнитивная психология, биопсихология, психология науче­ния, сравнительная психология (группа естественных наук). изучают це­лый ряд курсов по выбору. Это могут быть: история психологии, лабораторный практикум, психологическая практика, спецсеминар, психология приспособления, человеческая интимность, наркотики и поведение, смерть и умирание, психология здоровья, женщины и пол, судебная психология, психология и социология спорта, индустриальная и организационная психология, психология мотивации, школьная психология, тесты и измерение, пе­дагогическая психология, клиническая психология, психологическая профилакти­ка, консультационная психология, процессы в малой группе, детская психопатоло­гия, психология юности, психология взрослости.

Изображение слайда

Слайд 27: 4. Основные тенденции развития психологии в мире и психологическое образование

Карандашев

Изображение слайда

Слайд 28: Усиление роли прикладной и практической психологии

Необходимость включаться в ре­шение конкретных проблем жизни общества, профессиональной деятельности или жизнедеятельности людей приводит к развертыванию научных исследова­ний прикладного характера, направленных на решение актуальных практиче­ских задач.

Изображение слайда

Слайд 29: Эклектизм

постепенное стирание границ между разными научными школами и на­правлениями

Изображение слайда

Слайд 30: Диффе­ренциация психологических знаний и отраслей психологической науки

Раз­личные авторы насчитывают от 50 до 100 относительно самостоятельных сфер психологических исследований или психологической практики. Конечно, ко­личество преподаваемых учебных дисциплин значительно меньше. Психоло­гия стала очень разветвленной наукой, и специалисты в одной отрасли психо­логи и уже не могут быть достаточно компетентными в другой области психо­логических знаний и научных исследований

Изображение слайда

Слайд 31: Интернационализация

Бихевиоризм начала века имел прочные национальные корни и был преимущественно американским направлением психологии. Гештальтпсихология была распространена в основном в Германии, психоанализ — в Австрии, генетическая психология — в Швейцарии, культурно-историческая психология — в России.

Изображение слайда

Слайд 32: Превращение английского языка в язык межнационального научного обще­ния психологов

Большинство международных науч­но-психологических журналов выходит на английском языке как наиболее доступном для многих психологов в мире. Рабочим языком многих научных конференций все чаще становится английский. Все это в значительной степе­ни способствует глобализации психологии как науки, ее обогащению знания­ми, полученными учеными разных стран

Изображение слайда

Слайд 33: Значительное возрастание интереса студентов к изучению психологии

Многие университеты, институты, колледжи сообщают, что психология обычно занимает место среди 3 или 4 наиболее популярных учебных дисциплин для изучения в университетах. Студенты многих других специальностей, а также школьники склонны изучать психологию. Поэтому есть все основания полагать, что XXI в. может стать веком психологического образования

Изображение слайда

Последний слайд презентации: Темы курса: mrr82@yandex.ru

Изображение слайда

Похожие презентации

Ничего не найдено