Первый слайд презентации: Темы курса
История преподавания психологии в высшей школе История преподавания психологии в средней школе Современное психологическое образование Нормативно-правовое обеспечение образования, цели и принципы обучения психологии в разных типах учебных заведений Содержание психологического образования Организация обучения и виды учебных занятий по психологии Методы обучения психологии Проверка и оценка знаний по психологии Разработка учебного курса по психологии Профессиональная подготовка и деятельность преподавателя психологии
Слайд 3: План
Психология как научная и учебная дисциплина Отрасли психологии как научной дисциплины Учебные дисциплины по психологии Основные тенденции развития психологии в мире и психологическое образование
Слайд 4: 1. Психология как научная и учебная дисциплина
Наука деятельность по производству знаний форма систематизации знаний Учебная дисциплина система знаний система видов учебно-познавательной деятельности по усвоению этих знаний Гинецинский, 1983
Слайд 5: 1. Психология как научная и учебная дисциплина
Наука деятельность по производству знаний форма систематизации знаний Учебная дисциплина система знаний система видов учебно-познавательной деятельности по усвоению этих знаний Гинецинский, 1983
Слайд 6
Исторически научные и учебные дисциплины отождествлялись друг с другом. Содержание учебного предмета сводилось к содержанию учебника, т. е. к монографической форме изложения знания. Первыми книгами по психологии были учебники и учебные пособия Психология как наука и психология как учебный предмет не различались
Слайд 8: При определении структуры и содержания учебных дисциплин возникают следующие вопросы :
Должен ли учебный предмет быть точной копией соответствующей отрасли науки? В чем специфика психологии как учебного предмета в отличие от психологии как науки? В какой мере и каким образом в учебных программах по психологии должен отражаться накопленный фонд психологических знаний? Каковы принципы и критерии отбора знаний и умений для включения в учебную программу? Таким образом, научная дисциплина — это система знаний, ориентированная на исследователей, а учебная дисциплина — это система знаний, ориентированная на обучающихся. В связи с этим важно отметить, что структура научных и учебных дисциплин может совпадать, а может и не совпадать
Слайд 9: Учебная дисциплина включает в себя
систему знаний; систему учебно-познавательной деятельности, направленной на их усвоение. учитываются следующие факторы: сложившаяся система знаний в рамках соответствующей научной дисциплины; приверженность преподавателя определенной научной и методологической концепции; уровень, тип и цели образовательной программы; интересы обучающихся; знания и способности обучающихся; формы и функции активности обучающихся; существующий фонд дидактических материалов.
Слайд 10: Степень систематизации соответствующей области психологического знания
Чем более систематизированы знания, тем в большей степени научная дисциплина может претендовать на то, чтобы стать учебной дисциплиной и быть включенной в учебные планы. Существуют определенные методические аспекты проблемы систематизации базовых психологических дисциплин и категорий, которые дискутируются учеными и преподавателями. Неразработанность этих аспектов свидетельствует о недостаточной зрелости науки и методики ее преподавания. В этой связи особенно важно появление соответствующих учебников и учебных пособий.
Слайд 11: Методологическая позиция, интересы, точка зрения преподавателя
Хотя в рамках учебной дисциплины преподаватель должен изложить и раскрыть все существующие теории, концепции, взгляды, понятия, он вправе придерживаться определенной методологической позиции, иметь собственные интересы и точку зрения на преподаваемый предмет
Слайд 12: Уровень, тип и цели образовательной программы
Система знаний, включенных в учебную дисциплину, и система учебно-познавательной деятельности, направленная на их усвоение, должны быть разными в зависимости от того: 1 ) преподается ли эта дисциплина в начальной, основной, средней или высшей школе; 2 ) преподается ли она в общеобразовательном или профессиональном учебном заведении; 3 ) преподается ли она студентам — будущим психологам, педагогам, врачам или же студентам других специальностей.
Слайд 13: Интерес учащихся и студентов
к определенным темам, проблемам, фактам и понятиям, обусловленный их возрастом, уровнем развития, индивидуально-психологическими особенностями. Несмотря на необходимость системного и систематического построения учебной дисциплины, преподаватель может уделить больше внимания каким-либо темам, фактам, понятиям в зависимости от интересов учащихся.
Слайд 14: Знания и способности учащихся и студентов
Преподаватель должен строить учебную дисциплину в зависимости от имеющихся у учащихся и студентов знаний в данной области и по данной проблематике, с учетом того факта, является ли данный учебный курс первым психологическим курсом для учащегося, или он изучал психологию ранее. Учебная дисциплина строится по-разному (в частности, имеет различный уровень сложности) в зависимости от способностей учащихся к усвоению определенных тем, проблем, фактов и понятий. Эти способности могут быть обусловлены их возрастом, уровнем развития, индивидуально-психологическими особенностями.
Слайд 15: Функции, которые выполняют разные виды и формы активности учащихся в процессе усвоения определенных психологических знаний и умений
Усвоение учебной дисциплины может быть более или менее успешным в зависимости оттого, изучается ли она в форме лекций, семинарских, практических занятий, или же в рамках самостоятельной работы, в виде индивидуальной, групповой или фронтальной активности. Каждый из перечисленных видов активности выполняет в учебной деятельности свои функции.
Слайд 16: Существующий фонд дидактических материалов
Степень дидактической разработанности учебной дисциплины может быть разной. В частности, может существовать детальная программа занятий по преподаваемому курсу, конкретные задания, наглядные материалы, контрольные вопросы, методические рекомендации по изучению определенных тем. Наличие дидактических материалов в значительной мере определяет уровень сложности в работе преподавателя и возможности студентов по усвоению учебной дисциплины
Слайд 18: Отрасли психологии, области исследований и психологической практики формируются на основе следующих критериев:
предмет, с которым они связаны; связи с другими отраслями знания; общие или частные проблемы, которые они изучают; методы, которые они используют.
Слайд 20: Отрасли психологии
Фундаментальные общая психология; психология личности; дифференциальная психология; психофизиология; нейропсихология; социальная психология; психология развития; психология аномального развития (или специальная психология); сравнительная психология и зоопсихология. Прикладные юридическая психология; экономическая психология; психология труда; политическая психология; психология спорта; педагогическая психология; медицинская психология; психология искусства; психология религии; психология семьи.
Слайд 21: В зависимости от метода исследования или психологической практики
научная и практическая психология, экспериментальная психология, математическая психология, психодиагностика, психотерапия, консультационная психология
Слайд 22: Какие из отраслей должны быть включены в число учебных дисциплин
Авторитет соответствующей отрасли знания в научном мире. Чем большим авторитетом пользуется наука, область научных исследований или практики, тем более вероятно, что она войдет в учебный план образовательной программы. Цели образовательной программы и понимание значимости каждой дисциплины для психологического образования. Чем в большей степени осознается значимость данной науки или отрасли знаний для реализации целей данной образовательной программы, тем более вероятно, что она будет включена в число учебных дисциплин. Преподаватели, которые могут вести курсы по соответствующим дисциплинам. Учебная дисциплина вводится в учебный план только при наличии преподавательских кадров, имеющих соответствующую квалификацию; профессиональная специализация преподавателя, работающего в университете, и область его научных интересов способствуют включению в учебный план соответствующей учебной дисциплины. Реальные ресурсы учебного времени в рамках данной образовательной программы. При ограничениях времени, отводимых на любую образовательную программу, принцип «чем больше, тем лучше» нецелесообразен, поскольку приводит к перегрузке. Поэтому, несмотря на значимость отдельных учебных предметов, они не включаются в учебный план. Методическая оснащенность соответствующей дисциплины. Научную дисциплину или отрасль знаний целесообразно включать в учебный план в том случае, если существуют определенные методические пособия, хотя имеется целый ряд случаев, когда включение дисциплины в учебный план стало стимулом для разработки соответствующих учебных пособий.
Слайд 23: 3. Учебные дисциплины по психологии
Все учебные психологические дисциплины могут быть условно разделены на три группы : Предметно-центрированные, к которым относятся: а) фундаментальные (общая, дифференциальная, социальная психология, психология личности, психология развития и др.) и б) прикладные (клиническая, педагогическая психология, психология труда и др.). Проблемно-центрированные, к которым относятся психология девиантного поведения, психология общения, конфликтология, психология семьи. Методологически-центрированные, к которым относятся экспериментальная психология, математическая статистика, психодиагностика, психологическое консультирование, психотерапия
Слайд 24: Высшее профессиональное (психологическое) образование в России
дисциплины фундаментальной психологии; методология и методы психологического исследования; дисциплины прикладной психологии; дисциплины практической психологии; педагогические дисциплины.
Слайд 25: Высшее психологическое образование в европейских и североамериканских странах
Предметные области психологии: психономика (которая включает восприятие и познание), биологическая психология, социальная психология, психология развития, индивидуальные различия, теория, методология, прикладные отрасли психологии: клиническая, организационная, педагогическая. ( Newstead, 1994; Newstead, Makinen, 1997).
Слайд 26: Университет Джеймса Мадисона (США)
начинают с изучения курсов общей психологии, математической статистики, психологического измерения и статистики, основ экспериментальной психологии. должны выбрать и изучить не менее двух из следующей группы предметов : психология личности, патопсихология, социальная психология, психология развития (группа социальных наук) и не менее двух из следующей группы предметов : ощущения и перцепция, когнитивная психология, биопсихология, психология научения, сравнительная психология (группа естественных наук). изучают целый ряд курсов по выбору. Это могут быть: история психологии, лабораторный практикум, психологическая практика, спецсеминар, психология приспособления, человеческая интимность, наркотики и поведение, смерть и умирание, психология здоровья, женщины и пол, судебная психология, психология и социология спорта, индустриальная и организационная психология, психология мотивации, школьная психология, тесты и измерение, педагогическая психология, клиническая психология, психологическая профилактика, консультационная психология, процессы в малой группе, детская психопатология, психология юности, психология взрослости.
Слайд 27: 4. Основные тенденции развития психологии в мире и психологическое образование
Карандашев
Слайд 28: Усиление роли прикладной и практической психологии
Необходимость включаться в решение конкретных проблем жизни общества, профессиональной деятельности или жизнедеятельности людей приводит к развертыванию научных исследований прикладного характера, направленных на решение актуальных практических задач.
Слайд 29: Эклектизм
постепенное стирание границ между разными научными школами и направлениями
Слайд 30: Дифференциация психологических знаний и отраслей психологической науки
Различные авторы насчитывают от 50 до 100 относительно самостоятельных сфер психологических исследований или психологической практики. Конечно, количество преподаваемых учебных дисциплин значительно меньше. Психология стала очень разветвленной наукой, и специалисты в одной отрасли психологи и уже не могут быть достаточно компетентными в другой области психологических знаний и научных исследований
Слайд 31: Интернационализация
Бихевиоризм начала века имел прочные национальные корни и был преимущественно американским направлением психологии. Гештальтпсихология была распространена в основном в Германии, психоанализ — в Австрии, генетическая психология — в Швейцарии, культурно-историческая психология — в России.
Слайд 32: Превращение английского языка в язык межнационального научного общения психологов
Большинство международных научно-психологических журналов выходит на английском языке как наиболее доступном для многих психологов в мире. Рабочим языком многих научных конференций все чаще становится английский. Все это в значительной степени способствует глобализации психологии как науки, ее обогащению знаниями, полученными учеными разных стран
Слайд 33: Значительное возрастание интереса студентов к изучению психологии
Многие университеты, институты, колледжи сообщают, что психология обычно занимает место среди 3 или 4 наиболее популярных учебных дисциплин для изучения в университетах. Студенты многих других специальностей, а также школьники склонны изучать психологию. Поэтому есть все основания полагать, что XXI в. может стать веком психологического образования