Слайд 2
2 1. Понятие «дидактика». 2. Становление и развитие дидактики. Объект и предмет дидактики. 3. Основные категории дидактики. 4. Принципы обучения. 5. Связь дидактики с другими науками.
Слайд 4
4 Впервые термин «дидактика» ввел в научный обиход немецкий педагог Вольфганг Ратке (1571-1635) «Краткий отчет из дидактики», или искусство обучения Ратихия. Дальнейшее развитие дидактика получила в трудах чешского педагога Ян Амос Коменский (1592-1670) 1657 г. Амстердам, "Великая дидактика".
Слайд 5
5 Термин "дидактика" восходит к греческому языку, в котором « didaktos » - «поучающий», a « didasko » - изучающий.
Слайд 6
6 Дидактика ставит ряд ключевых вопросов и отвечает на них в дидактических исследованиях и их теоретическом осмыслении
Слайд 7
7 Для чего обучать? Чему обучать? Каким образом (как?) обучать? — Цели образования, связанные с мотивационно-ценностными ориентациями субъектов образовательного процесса. — Определение содержания образования, разработка образовательных стандартов, учебных программ и методического сопровождения к учебному процессу. — Отбор дидактических принципов, методов, технологий и форм обучения, соответствующих современным требованиям к организации образовательного процесса.
Слайд 8
8 Кого учить? (субъекты обучения) Какие необходимы средства обучения? (учебники, учебные пособия, компьютерные программы, дидактический материал и др.) Что достигается в результате обучения? (критерии и показатели, характеризующие результаты обучения) Как проконтролировать и оценить результаты обучения? (методы контроля и оценки результатов обучения
Слайд 10
10 Определение объекта и предмета дидактики, выявление ее связей с непедагогическими науками, разработку методологии дидактических исследований, методов обучения и других актуальных проблем дидактики внесли B. C. Ильин, В.И. Загвязинский, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов и др.
Слайд 11
11 Дидактика – отрасль педагогической науки, разрабатывающая теорию обучения и образования. Дидактика как наука – это педагогическая теория воспитывающего и развивающего обучения и образования.
Слайд 12
12 Дидактика — это наука об обучении и образовании, их целях, содержании, методах, средствах и организационных формах. ( Подласый И. П. Педагогика. Учебник М.:ВЛАДОС, 1999.) Дидактика — это наука о теориях образования и технологиях обучения (Педагогика: Учебник под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 2002.)
Слайд 13
13 Суждения относительно предмета дидактики многообразны обучение как средство образования и воспитания; закономерности и принципы обучения, его цели, научные основы содержания образования, методы, формы, средства обучения; взаимодействие преподавания и учения в их единстве; предметом общей дидактики является не только сам процесс преподавания-учения, но и условия, необходимые для его протекания (Г. Куписевич ).
Слайд 14
14 Объектом исследования в дидактике является процесс обучения во всем его объеме и многообразии. Предметом исследования выступает организация процесса обучения в логике: закономерности, принципы, цель и задачи, содержание, методы и приемы, технологии, средства, организационные формы обучения.
Слайд 16
16 Цель дидактики: описать, объяснить, моделировать процесс современного обучения и образования для продуктивной реализации развивающих возможностей процесса обучения и образования в современном образовательном пространстве. Задачи: исследовать закономерные связи между развитием личности и процессом обучением, в котором она развивается, научно обосновать цели обучения и образования, отбор и конструирование содержание обучения и образования, обосновать средства обучения, эффективность методов, технологий; изучать формы организации обучения.
Слайд 17
17 Общая дидактика исследует процесс обучения вместе с факторами, которые его порождают, условиями, в которых он протекает, а также результатами, к которым он приводит. Частные дидактики изучают закономерности протекания процесса, содержание, формы и методы преподавания различных учебных предметов.
Слайд 19
Ноябрь 2014 г. Дидактика Кривоносова В.М. 19 Обучение - это процесс целенаправленный, управляемый, в котором учитель излагает знания, дает задания, учит методам и приемам сознательного приобретения, закрепления и применения знаний, проверяет качество знаний, умений и навыков. При этом он постоянно заботится о развитии познавательных способностей школьников (Б. П. Есипов). Обучение - специально организованный, управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений и навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, выработку и закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями ( Коджаспирова Г.М.)
Слайд 20
20 Образование – система приобретенных в процессе обучения знаний, умений, навыков, способов мышления. Учение – процесс (точнее, сопроцесс ), в ходе которого на основе познания, упражнения и приобретенного опыта возникают новые формы поведения и деятельности, изменяются ранее приобретенные. Учение — это целенаправленная, осознанная активная познавательная деятельность ученика, заключающаяся в восприятии и овладении научными знаниями, в обобщении воспринятых фактов, в закреплении и применении полученных знаний в практической деятельности по заданиям учителя или на основе собственных познавательных потребностей.
Слайд 21
Ноябрь 2014 г. Дидактика Кривоносова В.М. 21 Преподавание – упорядоченная деятельность педагога по реализации цели обучения (образовательных задач), обеспечение информирования, воспитания, осознания и практического применения знаний. Знание – понятия, схемы, факты, законы, закономерности, обобщенная картина мира, ставшие достоянием сознания человека. Знания могут быть эмпирическими, приобретенными опытным путем, и теоретическими, полученными в результате рассмотрения закономерностей, связей, отношений между предметами и явлениями. Знания играют побуждающую и регулирующую роль. Их структуру составляет единство познавательных, эмоциональных, мотивационных и волевых компонентов. Умения – овладение способами (приемами, действиями) применения усвоенных знаний на практике. Навыки – умения, доведенные до автоматизма, высокой степени совершенства. Навыки бывают сенсорными, умственными, двигательными, комплексными.
Слайд 22
22 Цель (учебная, образовательная) – то, к чему стремится обучение, будущее, на которое направлены его усилия. Содержание (обучение, образование) – система научных практических умений и навыков, способов деятельности и мышления, которыми учащимся необходимо овладеть в процессе обучения. Организация – упорядочение дидактического процесса по определенным критериям, придание ему необходимой формы для наилучшей реализации поставленной цели. Форма – способ существования учебного процесса, оболочка для его внутренней сущности, логики и содержания. Форма прежде всего связана с количеством обучаемых, временем и местом обучения, порядком его осуществления и т. п. Метод – путь достижения (реализации) цели и задач обучения. Средство – предметная поддержка учебного процесса. Средствами являются голос (речь) педагога, его мастерство в широком смысле, учебники, классное оборудование и т. д.
Слайд 23
Цель обучения Деятельность преподавания Деятельность учения Результат Содержание учебного материала Организационные формы обучения Методы обучения Средства обучения Рис.1. Модель структуры учебного процесса
Слайд 24: 4. Принципы обучения
руководящие положения (правила), определяющие ход преподавания и учения в соответствии с целями образования и закономерностями процесса усвоения ЗУНов.
Слайд 25: Принцип научности
Принцип научности, в отличие от многих других, долгое время не был необходимым в организации обучения, так как и сама наука не играла существенной роли в процессе трудовой деятельности человека. Поэтому он не выделялся Я.А. Коменским. Главной целью данного принципа является то, чтобы учащиеся понимали, что все в этом мире подчинено законам и что знание их необходимо каждому живущему в современном обществе.
Слайд 27: Принцип системности
Все знания, сообщаемые учащимся, должны ими усваиваться в определенной, педагогически обоснованной системе. Принцип системности реализуется через принципы: целостности, межпредметных и внутрипредметных связей, комплексного подхода в обучении, воспитании и развитии.
Слайд 28: Принцип наглядности
В процессе познания участвуют все органы чувств человека. Но пропускная способность у органов чувств или «каналов связи» человека с окружающим миром различна:
Слайд 29: Виды наглядности
Чем большее количество органов чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления, тем прочнее оно закрепляется в нашей памяти. Физиологи и психологи объясняют это положение тем, что все органы чувств человека взаимосвязаны. Изобразительная Слуховая Словесно-образная
Слайд 30: Принцип связи теории с практикой
Практика является основой познания. Поэтому учащиеся должны понимать, что теоретические изыскания осуществляются не сами по себе и не ради развития самой науки, для совершенствования практической деятельности, улучшения жизни людей. Проблемы, которые решают различные науки, всегда ставятся именно практикой, и результаты разрешения научных проблем всегда проверяются практикой и внедряются в практику, в общественное производство, в жизнь для того, чтобы совершенствовать ее.
Слайд 31: Принцип сознательности
понимается как о обоснованное самостоятельное мышление и оправданные действия учащихся.
Слайд 32: Принцип доступности
Обучение должно быть доступным и посильным: Важным является то, что процесс преодоления трудностей обучения рождает самостоятель-ное творческое мышление
Слайд 33: Принцип прочности знаний
Принцип прочности означает способность учащегося при необходимости воспроизвести изученное и воспользоваться соответствующими знаниями в практической деятельности, т.е. прочность это не только глубокое запоминание, но и умение воспользоваться тем, чем располагает память. Ошибочным является традиционное (репродуктивное) обучение, которое ориентируется только на запоминание, на повторение рассказанного учителем или прочитанного в учебнике. Такой процесс обучения ориентируется только на развитие механической памяти учащихся, для чего применяется многократное повторение.
Слайд 34: Принцип оптимизма
это вера в силы и творческие способности ученика. Условия:
Последний слайд презентации: Теория обучения (Дидактика)
35 Домашнее задание Задание: изучите современные дидактические концепции, их принципы и методы, а также подготовиться к обсуждению на следующем занятии. 1. Составьте конспект, воспользуйтесь информацией из интернета: - На основе прочитанного сделайте конспект по следующим вопросам: - Определение и ключевые идеи каждой концепции. - Основные принципы и подходы. - Примеры применения в образовательной практике. - Преимущества и недостатки каждой концепции. 2. Подготовьте краткий рассказ: - На следующем занятии расскажите о выбранной вами концепции (5-7 минут). Обратите внимание на: - Основные идеи. - Как эта концепция может быть применена в вашем учебном процессе. - Личный взгляд на её эффективность. 3. Подготовьте вопросы для обсуждения: - Сформулируйте 2-3 вопроса, которые можно обсудить с одноклассниками после вашего выступления. ▎Срок выполнения: - Задание необходимо подготовить к следующему занятию. ▎Оценивание: - Оценка будет основана на качестве конспекта, ясности и содержательности рассказа, а также на активном участии в обсуждении.