Слайд 2: Алексей Михайлович Романов
« Росту Алексей Михайлович среднего, с несколько полноватым телом и лицом, бел и румян, цвет волос у него средний между черным и рыжим, глаза голубые, походка важная и выражение лица таково, что в нем видна строгость и милость, вследствие чего он обыкновенно внушает всем надежду, а страхов — никому и нисколько.» Рейтенфельс
Слайд 3
Достоинства Алексея с восторгом описывали лица, вовсе от него не зависимые, - именно далекие от царя и от Москвы иностранцы: Рейтенфельс писал, что Алексей Михайлович «такой государь, какого желали бы иметь все христианские народы, но не многие имеют» Коллинс ставил Алексея «наряду с добрейшими и мудрейшими государями» Лизек свидетельствовал, что «царь одарен необыкновенными талантами, имеет прекрасные качества и украшен редкими добродетелями» Портрет царя Алексея Михайловича. Гравюра с оригинала Лармессена. (Прижизненный портрет)
Слайд 4: Детство
Царевич родился 10 марта 1629 г., в 8 часов вечера. Он был третьим ребенком от брака царя Михаила Федоровича с Евдокией Лукьяновной Стрешневой. Всего у него было семь сестер и двое братьев — Иван и Василий, но мальчики рано умерли. Единственного наследника, надежду отца и деда, трепетно любила вся родня. Отец - Михаил Федорович Романов Мать – Евдокия Лукьяновна Стрешнева
Слайд 5
Детство Алексея прошло в тереме Московского дворца. Согласно обычаю, до пятилетнего возраста он был окружен многочисленным штатом мамок и нянек. С пяти лет его передали на попечение дядьки Бориса Ивановича Морозова, допустили и сверстников: его окружало до 20 молодых стольников Одежда цариц XVII века. (Солнцев Ф.Г.)
Слайд 6
На 14-м году царевича торжественно объявили народу, а 16-ти лет он осиротел ( 12 июня 1645 года умер царь Михаил Федорович, а 18 августа того же года - царица Евдокия Лукьяновна) и вступил на Московский престол Царь Алексей Михайлович
Слайд 7
Царевич отличался от отца большей живостью ума и характера и получил воспитание более сообразное своему положению. И по облику, и по характеру он пошел в своего деда - патриарха Филарета. Алексей ощущал себя природным государем. Ф.Н. Романов (Филарет). Цветная литография. Начало ХХ в.
Слайд 8
Уже в детские годы Алексея приобщили к чтению и размышлению над прочитанным. Он был одним из самых образованных людей московского общества того времени. Сам Алексей Михайлович с охотой брался за перо, составляя обширные письма и послания, собственноручно правил текст деловых бумаг и делал приписки личного характера; он начинал писать записки о польской войне, составлял уложения сокольничего пути (своеобразное руководство о соколиной охоте); пробовал даже сочинять стихи. Завет царя Алексей Михайловича охотникам
Слайд 9
Духовная атмосфера, среди которой жил царь Алексей, его воспитание, характер и чтение церковных книг развили в нём религиозность. «Религиозным чувством он был проникнут весь. Он много молился, строго держал посты и прекрасно знал все церковные уставы. Его главным духовным интересом было спасение души... С этой точки зрения он судил и других. Религия для него была не только обрядом, но и высокой нравственной дисциплиной » С. Платонов Царь Алексей Михайлович. Картина П. Рыженко
Слайд 10
Царь всегда, когда здоров, бывал на богослужении в церкви, а когда болен, служба совершалась в его покоях. В пост он посещал всенощную, стоял пять или шесть часов кряду Успенский собор. Миниатюра из рукописи XVII в. В. Г. Шварц. «Шествие на осляти (вербное воскресенье) Алексея Михайловича».
Слайд 11
Алексей Михайлович, выросший в любви и заботе, в традиционной обстановке, взял от своих предков мягкость характера, спокойствие, глубокую религиозность, но при этом получил прекрасное образование и воспитание подобающее его царскому происхождению. Его основной чертой характера оставалась искренность и твердость в вере и огромное чувство долга по отношению к своей стране и ее народу
Слайд 12: Что это был за человек?
Алексей с детства был очень любознательным. Он интересуется любыми сведениями, ему интересно все: политика, чуждые быт и нравы, военное искусство, богословие, устройство Византии, садоводство, церковные обряды, значение патриарха, театр, языки, музыка, кулинарные рецепты и прочее. Царь Алексей Михайлович
Слайд 13
Бросается в глаза его необыкновенная восприимчивость и впечатлительность. Он остро переживал до слез все, что брало его за сердце. При такой восприимчивости бывал он вспыльчив и скор на гнев. Алексей Михайлович по живости духа нередко давал волю своему неудовольствию, гневался, бранился и даже дрался. Нередко доставалось и боярам. «Боярская дума ( XVI – XVII вв.)» С.В. Иванов.1907 г.
Слайд 14
Алексей быстро остывал и никогда долго не хранил зла. Вспыльчивый, но отходчивый, он охотно шел на компромиссы, если понимал, что добиться желаемого удастся только так. Обидев кого-либо резким словом, он готов был позднее загладить свою вину: действовал и по велению сердца, и по христианским заповедям Портрет царя Алексея Михайловича. Неизвестный художник.
Слайд 15
И тем не менее расправы определялись не волей монарха, зверством воевод, а регламентировались тогдашними законами. Правы те, кто утверждает, что Алексей Михайлович никогда не поступал более жестоко, чем требовал действующий закон. Царь был справедлив. Медный бунт в Москве
Слайд 16
Общий голос современников называет его очень добрым человеком. Широко известна благотворительная деятельность царя. Он жертвовал большие деньги на лечение увечных и больных, на содержание богаделен, на одаривание деньгами нищих. Во дворце постоянно обитали разного рода неимущие люди, которые кормились милостью царя. Алексей Михайлович был милостив и щедр. Царь Алексей Михайлович. Цветная литография. Начало ХХ в.
Слайд 17
Но при этом в собственных царских селах он был рачительным и бережливым хозяином, скопидомом. Щедрый для других, он порой не решался купить приглянувшуюся ему вещь, так как считал ее дорогой. Тарелка царя Алексея Михайловича с государственным гербом России. XVII в. Цветная литография. Начало ХХ в. Драгоценная чаша, поднесенная в дар Алексею Михайловичу в 1644 г.датским королевичем Вальдемаром (Золото, кораллы, стекло. Дания. XVII в.) Цветная литография. Начало ХХ в.
Слайд 18
Царь любил и пошутить, и посмеяться. Алексей Михайлович не терпел пьянства и пьяниц. Это нашло отражение в строгих наказаниях за пьянство (тягчайший проступок, за который «без всякой пощады быть сослану на Лену»). М. Гуральник «Огненные потехи при царе Алексее Михайловиче» Царская охота Царь Алексей Михайлович
Слайд 19
Алексей Михайлович умел разбираться в людях, пытался опереться на умных, сведущих и надежных людей, хорошо знакомых ему и разделявших его стремления. Царь был очень подвержен влиянию окружавших его людей. Царь Алексей Михайлович и патриарх Никон
Слайд 20
Близкими к царю людьми были широко образованный деятель боярин Ф. М. Ртищев, блестящий дипломат А. Л. Ордин-Нащокин, а также А. С. Матвеев. Многие из тех, с кем проводил время в беседах царь, к чьим советам он прислушивался, - люди весьма скромного происхождения, но блестящих дарований и глубокого ума. Алексей Михайлович ценил людей не за "породу", а за способности и труд во имя Российского государства. Ф. М. Ртищев А. Л. Ордин-Нащокин
Слайд 21
Для Алексея Михайловича характерна известная неспешность и сдержанность. Иностранцев поражало еще одно качество русского царя — патриархальность. При дворе не стыдно было выказать простые человеческие чувства, царь вполне доступен, часто выходит к народу. Весь день царя был строго расписан. Воспитанный в чинных традициях дворцовой жизни, Алексей Михайлович полагал, что любая, самая малая вещь должна быть «по чину честна, мерна, стройна, благочинна». Он не терпел беспорядка, разгильдяйства, пытался регламентировать любой поступок. Выход царя Алексея Михайловича в Коломенском. X V II в.
Слайд 22
Алексей Михайлович, хотя и получил от своих современников прозвище Тишайшего, был, однако, весьма вспыльчив. Но гнев у него очень быстро проходил, и он снова становился весел, приветлив и ласков с членами семьи, придворным людом и боярами. Он охотно шел на компромиссы, действуя так и по велению сердца, и по христианским заповедям. Такие черты его личности как любознательность, впечатлительность, доброта, щедрость, безусловно, оказали большое влияние на его дела и поступки. Но многие ставили Алексею Михайловичу в вину его пассивность, неспешность, подверженность влиянию окружающих его людей
Слайд 23: Бунташное» время
Жизнь была сложна, противоречива и жестока, но Алексей Михайлович пытался в ее страшных хитросплетениях найти свою христианскую линию. Чтобы навести порядок в стране, он готов был идти на компромиссы. После восстания 1648 г. было решено составить новый свод законов. Государь советовался с патриархом Иосифом и со всем священным собором, говорил с боярами, окольничими и думными людьми. В апреле 1649 г. было обнародовано новое «Соборное уложение царя Алексея Михайловича» «Соборное уложение 1649г.» Некрасов Н.Ф. Цветная литография. XIX в. Соборное уложение 1649г. Лист 86
Слайд 24
Чтобы лучше контролировать приказную систему, Алексей Михайлович учредил Приказ тайных дел со значительными функциями и широкими полномочиями. Тайный приказ разбирал челобитные, Алексей Михайлович и сам частенько рассматривал жалобы «В приказе московских времен» Иванов С.В. 1907 г. Приказные люди за работой. Рисунок из старинной рукописи
Слайд 25
Алексей Михайлович стремился к укреплению монархической власти. В первой половине и середине XVII в. власть московского государя далеко не всегда являлась неограниченной. Иногда титул «великий государь» принадлежал сразу двум лицам (Михаилу Федоровичу и Филарету, Алексею Михайловичу и Никону) Большой золотой наряд Михаила Федоровича Держава царя Алексея Михайловича
Слайд 26
Формально самодержавие было восстановлено лишь в середине 50-х годов XVII в., когда Алексей Михайлович принял титул «Царь, Государь, Великий Князь и всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержец» 1645. Печать царя Алексея Михайловича.
Слайд 27
Сохранились свидетельства, хотя и смутные, что политическим идеалом Алексея Михайловича была монархия Ивана Грозного. Фигура Ивана IV привлекала Алексея Михайловича прежде всего стремлением к самодержавию. При этом в отличие от Грозного, Алексей Михайлович никогда не использовал свою власть для произвола или личной расправы. Царю претила бессмысленная жестокость, когда суровость наказания превосходит тяжесть преступления. Иван Грозный. Парсуна XVI в. Алексей Михайлович
Слайд 28
Алексею Михайловичу пришлось жить и править в переломную эпоху. В облике Алексея Михайловича все более определенно выступал тип человека, находившегося под влиянием общеевропейских культурных процессов Теремной дворец в Кремле. Внутренние покои. Интерьер XVII в. Интерьер в Коломенском
Слайд 29
Но в Алексее Михайловиче было и немало патриархального, старомосковского. Например, в конце жизни, видимо под влиянием церковников, он стал сворачивать контакты с Западом, ввел строгости в одежде и наказывал за коротко стриженные на западный манер волосы и за короткое платье. Не одобрял он и бритье бород («блудоноский образ»). Царь велел вынести из главной церкви Кремля дорогие, прекрасной работы органы и удалить вообще всякую музыку из храмов; запретил курить табак. Одежды бояр. XVI-XVII вв. Солнцев Ф.Г. Цветная литография. XIX в.
Слайд 30
«Тишайшему» царю приходилось править Русью в очень тяжелую сложную эпоху. Последствия великой смуты не были еще изжиты. Европа бросала вызов. Второй Романов не шел в борьбе за лучшее будущее напролом, как Петр I. В этом отношении он действовал в традиционном духе, постепенно, медленно, но настойчиво, искал решений исходя из реальных возможностей и необходимости сохранения национальных основ, без насильственной ломки государственных и общественных структур.
Слайд 31: Семья
В 1647 г. царь надумал жениться. Царь выбирал невесту публично, всенародно, не обращая внимания на родовитость. Из привезенных в Москву 200 девиц царю представили только шестерых. Он выбрал дочь касимовского помещика Евфимию Федоровну Всеволожскую. Однако когда ее впервые наряжали в царские одежды, то слишком туго затянули волосы, и она упала перед царем в обморок. В результате ее обвинили в порче, в падучей, и царь жениться не решился. Выбор невесты царем Алексеем Михайловичем
Слайд 32
Вскоре подыскали новую невесту. Выбор пал на дочь бедного дворянина И. Д. Милославского, который служил у посольского дьяка и, как свидетельствует Коллинс, «подносил вино иностранцам из здешних англичан, а дочь его ходила по грибы и продавала их на рынке». В Успенском соборе Алексей Михайлович увидел сестер Милославских, влюбился в красавицу Марию и вскоре женился на ней. Свадьба была спешной и не очень пышной. Между тем царь был счастлив в браке. Он любил жену, у них было 13 детей (из них пятеро сыновей), много внимания и времени уделял своему семейству. Мария Милославская
Слайд 33
Впервые при Алексее Михайловиче в Москве начались театральные представления. Царь был до них большой охотник. Как и в молодости, он увлекался охотой, особенно соколиной, с удовольствием играл в шахматы; его постоянным "хобби" было коллекционирование часов (как у отца) и зеркал. Соколиная охота Царь Алексей Михайлович играет в шахматы
Слайд 34
Религиозность Алексея Михайловича, его постничество, простота личной жизни, доходившая до аскетизма, не мешали ему чувствовать красоту мира. Излюбленные места пребывания царя (Измайлово, Коломенское, Саввино-Сторожевский монастырь в Звенигороде) находились там, где природа среднерусской полосы поражала своей красотой. Коломенское
Слайд 35
В марте 1669 года умерла царица Марья Ильинична. 22 января 1672 года Алексей Михайлович женился вторично - на красавице, смоленской дворянке Наталье Кирилловне Нарышкиной, воспитаннице думного дворянина Артамона Сергеевича Матвеева. Наталья Кирилловна Нарышкина
Слайд 36
Царь Федор Алексеевич Царь Иван V Алексеевич Царь Петр Алексеевич Царица Софья Алексеевна
Слайд 37
В январе 1676 года Алексей Михайлович скончался в возрасте всего 47 лет. Предчувствуя кончину, он приказал выпустить из тюрем всех узников, освободить всех сосланных, заплатить из своей казны все частные долги и простить людям долги казенные. Затем он причастился, соборовался и отошел в мир иной. Одной из причин его раннего одряхления считали чрезмерную тучность.