ТРИЗ или технология решения изобретательских задач — презентация
logo
ТРИЗ или технология решения изобретательских задач
  • ТРИЗ или технология решения изобретательских задач
  • Что такое ТРИз ?
  • ТРИЗ или технология решения изобретательских задач
  • Суть технологии ТРИЗ
  • ТРИЗ в детском саду
  • ТРИЗ или технология решения изобретательских задач
  • ТРИЗ или технология решения изобретательских задач
  • ТРИЗ или технология решения изобретательских задач
  • Методы ТРИЗ
  • ТРИЗ или технология решения изобретательских задач
  • ТРИЗ или технология решения изобретательских задач
  • ТРИЗ или технология решения изобретательских задач
  • ТРИЗ или технология решения изобретательских задач
  • ТРИЗ или технология решения изобретательских задач
  • ТРИЗ или технология решения изобретательских задач
  • Игры ТРИЗ в детском саду
  • ТРИЗ или технология решения изобретательских задач
  • ТРИЗ или технология решения изобретательских задач
  • ТРИЗ или технология решения изобретательских задач
  • ТРИЗ или технология решения изобретательских задач
  • Спасибо за внимание!
1/21

Первый слайд презентации: ТРИЗ или технология решения изобретательских задач

Работу выполнила Филимонова Татьяна, дефо-3

Изображение слайда

Слайд 2: Что такое ТРИз ?

Одной из передовых педагогических технологий, активно поддерживаемой многими российскими практиками и теоретиками детского воспитания, является так называемая ТРИЗ или технология решения изобретательских задач, созданная в 1946 году Генрихом Альтшуллером.

Изображение слайда

Слайд 3

Главное содержание теории – научить ребенка или взрослого не столько изобретать, сколько принимать правильные решения, руководствуясь определенными логикой и алгоритмами оценки текущей ситуации. В настоящее время активно используются даже аналитические компьютерные программы, построе нные на основе технологии ТРИЗ, и имею щие возможность предоставлять готовы е решения для любых областей человеческой деятельности.

Изображение слайда

Слайд 4: Суть технологии ТРИЗ

Поиск решения, выхода из ситуации на основе технологии ТРИЗ основан на стандартизированных логических операциях, вырастающих из общих законов развития любых технических систем. Основная предпосылка ТРИЗ – любые, даже самые сложные технически, системы возникают не сами по себе, а на основе единых закономерностей, которые можно познать и использовать для рождения новых систем, а также для решения текущих задач. Теория изобретательских задач дает возможность не тратить время на метод проб и ошибок или на ожидание творческого озарения, а воспользоваться системным подходом и решить большую часть рутинной работы на интеллектуальном уровне, найдя оптимальное решение.

Изображение слайда

Слайд 5: ТРИЗ в детском саду

Изображение слайда

Слайд 6

Во многих детских садах и воспитательных системах для дошкольников все чаще используются элементы ТРИЗ, а в отечественной педагогической науке все чаще приходится слышать о появлении нового направления - ТРИЗ-педагогике.

Изображение слайда

Слайд 7

Задачи ТРИЗ в дошкольном воспитании – это: Научить видеть объекты окружающего мира как многофункциональные, разносторонние. Научить ребенка выделять противоречия между объектами окружающего мира. Научить ребенка фантазировать и изобретать новое. Научить решать фантастические, сказочные, игровые задачи с помощью приемов ТРИЗ. Научить находить выход и эффективно решать реальные ситуации.

Изображение слайда

Слайд 8

В основе ТРИЗ-взаимодействия с детьми – коллективные игры и занятия, на которых детей учат выделять противоречивые свойства предметов и явлений и эффективно разрешать эти противоречия исходя из поставленной педагогом задачи. При этом ТРИЗ-ориентированные программы вовсе не заменяю основную педагогическую программу, а только подкрепляют ее, позволяя сделать процесс воспитания интересным, занимательным и перевести его на качественно новый уровень.

Изображение слайда

Слайд 9: Методы ТРИЗ

Изображение слайда

Слайд 10

1. Метод маленьких человечков  – для простоты понимания сложных, составных процессов они изображаются в виде маленьких человечков, находящихся друг с другом в разных взаимоотношениях. Особенно часто метод маленьких человечков используется при решении задач, связанных с молекулярным уровнем. Так, человечки-молекулы газа не качаются друг друга, жидкости – держатся за руки, а твердых веществ – крепко сцеплены и руками и ногами.

Изображение слайда

Слайд 11

2. Метод фокальных объектов  – исходному объекту приписываются свойства изначально ему не присущие, нередко фантастические. Это разрывает шаблонное восприятие системы и позволяет найти неожиданные решения.

Изображение слайда

Слайд 12

Пример создания нового объекта с помощью МФО: Совершенствуемый объект:   стул. Случайные объекты:  елка, олень, фонарь. Характерные свойства или признаки случайных объектов: Елка (колючая), олень (рогатый), фонарик (светящийся). Новые сочетания: Стул колючий Стул рогатый Стул светящийся

Изображение слайда

Слайд 13

Стул с множеством колючек-ножек для устойчивости Стул с рогатой вешалкой для одежды или для игр детей Стул с подсветкой для людей с ослабленным зрением

Изображение слайда

Слайд 14

3. Системный оператор  – для любой системы прорабатываются также подсистемы (составляющие части) и надсистемы (более крупные образования, например, для системы «дерево» надсистемой будет «растение»). 4. Ресурсы  – вся система рассматривается с точки зрения ресурсов или их производных. Это дает возможность функционально подойти к решению задачи. Кроме этого, свойства ресурсов могут дополнять друг друга, расширяя тем самым возможности исследователя-изобретателя.

Изображение слайда

Слайд 15

5. Противоречия  – любая система обладает противоречивыми свойствами, относительно одной и той же функции. То есть свойство «А» какой-либо системы, позволяющее ей выполнять ей полезную функцию, обязательно предполагает отрицательное свойство «не-А», дающее возможность не выполнять функцию вредную. 6. Фантазирование  – через объединение частей целого (например, конь и человек – это кентавр), уменьшение или увеличение, ускорение или замедление, дробление или объединение, статика или динамика, оживление и универсализация предметов и так далее.

Изображение слайда

Слайд 16: Игры ТРИЗ в детском саду

«Много-Мало»  - детям предлагают быстро выразить условными жестами (сильно разведенные ладони – много, ладони вместе – мало, друг над другом - достаточно) свое отношении к услышанным фразам, типа: «Одна нога для всех людей – это…», «Ведро воды для слона – это…», «Ведро воды для воробья – это…» и так далее.

Изображение слайда

Слайд 17

«Хорошо-Плохо»  - дети отвечают на вопрос почему это хорошо или плохо применительно к одной и той же ситуации, причем ситуации постепенно вытекают одна из другой. Например, сладкие конфеты – это хорошо и вкусно, но еще и плохо, так как от этого могут заболеть зубы. Заболели зубы – это хорошо, так как это сигнал, что пора идти к врачу, но и плохо, так как можно пойти к врачу и заранее… и так далее.

Изображение слайда

Слайд 18

«Разбежались»  - группе детей предлагают быстро разбежаться по сторонам по какому-либо признаку, который называет педагог. Например, у кого одежда с карманами – направо, а у кого без карманов – налево; кого привел в садик папа – направо, кого не папа – налево.

Изображение слайда

Слайд 19

ТРИЗ – это действенный эффективный метод, применяемый во всех сферах человеческой деятельности и для всех возрастов. Он позволяет системно подходит к решению задач, а также развивать критическое мышление. Дошкольный возраст – самое лучшее время для начала освоения такого способа мировосприятия, так как именно в этом возрасте закладываются основы будущих принципов взаимодействия человека и мира.

Изображение слайда

Слайд 20

Изображение слайда

Последний слайд презентации: ТРИЗ или технология решения изобретательских задач: Спасибо за внимание!

Изображение слайда

Похожие презентации

Ничего не найдено