Первый слайд презентации
Тюменский ковёр. Местный промысел Центр туризма и экологии ГАУ ДО ТО «Дворец творчества и спорта «Пионер» г. Тюмень Центр туризма и экологии ГАУ ДО ТО «Дворец творчества и спорта «Пионер» г. Тюмень ФИЛЬ СЕРГЕЙ ГЕНРИКОВИЧ, педагог секции « Интер -краеведение», группа 1СрГ (базовый уровень)
Слайд 3: Виды ковров:
для украшения стен насундучные (для покрытия сундуков и лавок) санные (в качестве одеяла для путешествий на лошадях в зимнее время) попонные (ямщики в дальних поездках коврами покрывали самих лошадей)
Слайд 4
Из поколения в поколение переходили снятые мастерицами на канву узоры, без которых не могут жить традиции промысла. Получив узор по наследству, каждая из ковровщиц изменяла и обогащала его, создавая на основе старого новые композиции и расцветки.
Слайд 5
Тюменский махровый ковер имел густой длинный ворс, который скрывал «каркас» ткани и создавал дополнительный живописный эффект смешения разноцветных концов пряжи. Поэтому рисунок на коврах приобретал обобщенный характер и строился на крупных орнаментальных формах.
Слайд 6
Санные ковры отличались ярким, крупным узором, который был хорошо виден на большом расстоянии. Именно тюменский ковер увековечил В.И. Суриков на знаменитой картине «Взятие снежного городка». В.И. Суриков. Взятие снежного городка. 1891. ГРМ
Слайд 7
Как правило, на черном поле ковра в различной комбинации размещались ярко-красные, бордово-малиновые розы или маки с зелеными листьями и бутонами.
Слайд 8: Композиционные группы
1. Размещение в центре ковра крупного букета цветов с зелеными листьями. В углах повторялся рисунок центра в уменьшенных размерах или разбрасывались одиночные яркие розы и маки. Оформление узкой линейной или орнаментальной каймой.
Слайд 9: Композиционные группы
2. Широкая цветочная кайма на черном фоне, а центральное поле заполняли яркие мелкие цветы в обрамлении зеленых листьев и веток.
Слайд 10: Значение мотивов
Изображение бутона, пышной розы или мака выражало радость жизни, стремление к земному благополучию, счастью, процветанию.
Слайд 11: Значение мотивов
Мотив цветущего букета являлся условным изображением реального земного сада с его цветочным изобилием и разнообразием. Черный фон ковра символизировал землю, земную твердь.
Слайд 12
Изображение на тюменских коврах коней, букетов, цветочных гирлянд по своему происхождению связано с образами, часто встречающимися в народном искусстве. Нарядные «букеты» наводят на сравнение с «древом жизни»; цветочные венки – с кругом вечного движения жизни и т.д.
Слайд 13
Ранние ковровые узоры состояли из геометрических или сильно обобщенных растительных мотивов в яркой цветовой гамме. Композиции были с уравновешенным, статичным узором из геометрических форм – ромбов, многогранников, звезд или сильно геометрических цветов.
Слайд 14: Цветовая гамма ковров из мягких оттенков
красного синего зеленого желтого белого черного фиолетового.
Слайд 15
Махровые ковры с большим успехом представляли тюменский край на всероссийских и всемирных выставках: в Париже (золотая медаль на Всемирной выставке 1900 года для мастерицы Василисы Викуловой из села Каменка.), Генуе (1913), Варшаве (1913), Брюсселе (1957). Международное признание
Слайд 16
В 1924 г. благодаря И.И.Овешкову в селе Каменском была организована ковроткацкая артель « Коверница ». В первые годы она объединяла около 300 мастериц из села Каменского и близлежащих сел (Кулига, Сорокино, Коняшино, Насекино, Речкино ). Ковровщицы продолжали работать на дому. Артель же снабжала мастериц сырьем, необходимым инвентарем, а также в централизованном порядке сбывала их продукцию.
Слайд 17
В советское время надомное ковроткачество легло в основу первых ковровых артелей, преобразованных в дальнейшем в ковровые фабрики в Тюмени, Тобольске, Ишиме, Ялуторовске. Рисунки и технологические карты ковров для артелей и впоследствии для ковровых фабрик разрабатывали в Московском научно-исследовательском институте художественной промышленности. Тюменский ковер. Традиции и современность
Слайд 18
В настоящее время традиционную технологию ручного сибирского ковроткачества применяет «Сибирская ковровая фабрика » в г. Ишиме. Кроме того, основы промысла сохранились в Тюменском, Омутинском, Ишимском, Бердюжском, Армизонском районах. Производятся такие изделия из натурального сырья: чистой овечьей шерсти и хлопка. День сегодняшний
Последний слайд презентации: Тюменский ковёр. Местный промысел Центр туризма и экологии ГАУ ДО ТО «Дворец
1. Сезева Н. Тюменский ковер. – Тюмень, 2009. – 160 с. – Серия «Шедевры народного искусства России»; ил. 2. Сезева Н.И. Тюменский ковер: Цветы Сибири ; каталог. – Тюмень, 2014. – 152 с.; ил. Библиография