Слайд 2: Что такое UML ?
Одна из задач UML - служить средством коммуникации внутри команды и при общении с заказчиком. UML – Unified Modeling Language - унифицированный язык моделирования. UML – это язык Формальный (есть правила его употребления) Искусственный (есть авторы) Графический
Слайд 3: Что такое UML ?
Modeling подразумевает создание модели, описывающей объект. Unified – единый, объединенный (англ.) UML стал единым универсальным стандартом для объектно-ориентированного моделирования.
Слайд 4: История появления
Начало 80-х – старт объектно-ориентированной эры. 80- е годы – «война методов». Один и тот же символ мог означать в разных нотациях абсолютно разные вещи! 199 1 год - начало создания UML. Создатели: Грэйди Буч (Grady Booch), Джеймс Рэмбо (James Rambaugh). Чуть позже к ним присоединился Якобсон ( Jacobson ). январь 1997 года - Первая версия UML была принята консорциумом OMG (Object Management Group).
Слайд 7: Что такое UML ?
Авторы UML представляют его как графический язык моделирования общего назначения для спецификации, визуализации, проектирования документирования всех артефактов, создаваемых в ходе разработки. Спецификация - подробное описание системы, которое полностью определяет ее цель и функциональные возможности.
Слайд 9: Что такое UML ?
По моделям может производиться генерация каркасного кода проектируемых приложений. Реверс-инжиниринг - создание UML-модели из существующего кода приложения UML-модели являются документами (кроме того, модели UML являются XML-документами). Можно извлекать текстовую информацию из моделей и генерировать относительно удобочитаемые тексты.
Слайд 10: Что такое UML ?
UML не является языком программирования, это средство создания моделей. UML не зависит от языков программирования и может поддерживать любой объектно-ориентированный язык программирования. UML является открытым и позволяет расширять ядро.
Слайд 11: Нотация UML
"Нотация" - это то, что в других языках называют "синтаксисом". 4 вида элементов нотации: Фигуры - прямоугольники, эллипсы, ромбы и т. д., Линии - сплошная и пунктирная, значки, надписи.
Слайд 12: CASE- средства
CASE- средства реализуют UML- моделирование. CASE = Computer-Aided Software Engineering. Примеры: Visual Paradigm; IBM Rational Rose ; Borland Together и др.
Слайд 13: Определения
Система - набор более простых сущностей, которые относительно самодостаточны. Модель - это некий (материальный или нет) объект, отображающий лишь наиболее значимые для данной задачи характеристики системы. Диаграмма - это графическое представление множества элементов. Обычно изображается в виде графа с вершинами (сущностями) и ребрами (отношениями).
Слайд 14: Виды диаграмм
В языке UML 12 типов диаграмм: 4 типа диаграмм представляют статическую структуру приложения; 5 представляют поведенческие аспекты системы; 3 представляют физические аспекты функционирования системы (диаграммы реализации).
Слайд 15: Виды диаграмм
диаграмма прецедентов ( Use-case diagram ); диаграмма классов (Class diagram) ; диаграмма объектов (Object diagram) ; диаграмма последовательностей (Sequence d.) ; диаграмма взаимодействия (Collaboration d.) ; диаграмма состояний (Statechart diagram) ; диаграмма активности (Activity diagram) ; диаграмма развертывания (Deployment diagram) и другие…
Слайд 16: USE-case diagram
Эктор (actor) - это множество логически связанных ролей, исполняемых при взаимодействии с прецедентами или сущностями (система, подсистема или класс). Эктором может быть человек или другая система, подсистема или класс, которые представляют нечто вне сущности.
Слайд 17: USE-case diagram
Прецедент (use-case) - описание отдельного аспекта поведения системы с точки зрения пользователя. Прецедент представляет поведение сущности, описывая взаимодействие между экторами и системой. Прецедент не показывает, "как" достигается некоторый результат, а только "что" именно выполняется.
Слайд 20: USE-case diagram. Цели создания:
определение границы и контекста моделируемой предметной области на ранних этапах проектирования; формирование общих требований к поведению проектируемой системы; разработка концептуальной модели системы для ее последующей детализации; подготовка документации для взаимодействия с заказчиками и пользователями системы.
Слайд 21: Class diagram
Класс (class) - категория вещей, которые имеют общие атрибуты и операции. Диаграмма классов - это набор статических, декларативных элементов модели.
Слайд 24: Object diagram
Объект (object) - экземпляр класса. Диаграмма объектов - это своего рода снимок состояния системы в определенный момент времени, показывающий множество объектов, их состояния и отношения между ними в данный момент.
Слайд 26: Sequence diagram
Взаимодействие объектов - обмен информацией между ними. Информация принимает вид сообщений. Диаграмма последовательностей отображает взаимодействие объектов в динамике, во времени. Отражает поведенческие аспекты системы Отображает временные особенности передачи и приема сообщений объектами.
Слайд 29: Collaboration diagram
Диаграмма взаимодействия показывает поток сообщений между объектами системы и основные ассоциации между ними. По сути является альтернативой диаграммы последовательностей. Время на диаграмме взаимодействия не показывается в виде отдельного измерения.
Слайд 31: Statechart diagram
Объекты характеризуются поведением и состоянием, в котором находятся. Состояние (state) - ситуация в жизненном цикле объекта, во время которой он удовлетворяет некоторому условию, выполняет определенную деятельность или ожидает какого-то события. Состояние объекта определяется значениями некоторых его атрибутов и присутствием или отсутствием связей с другими объектами.
Слайд 32: Statechart diagram
Диаграмма состояний показывает, как объект переходит из одного состояния в другое. Диаграмма состояний полезна при моделировании жизненного цикла объекта. Диаграмма состояний описывает процесс изменения состояний только одного экземпляра определенного класса, поведение которого характеризуется его реакцией на внешние события.
Слайд 34: Activity diagram
Часто недостаточно изобразить процесс смены состояний системы, а нужно также раскрыть детали алгоритмической реализации операций ею выполняемых. Диаграмма деятельности - частный случай диаграмм состояний. Алгоритм - последовательность определенных действий или элементарных операций, выполнение которых приводит к получению желаемого результата.
Слайд 37: Deployment diagram
Диаграммы развертывания есть смысл строить только для аппаратно-программных систем. Диаграммы развертывания - графическое представление инфраструктуры, на которую будет развернуто приложение. Это единственная диаграмма, на которой применяются "трехмерные " обозначения
Слайд 39: Deployment diagram
Диаграмма развертывания показывает топологию системы распределение компонентов системы по ее узлам, соединения - маршруты передачи информации между аппаратными узлами. Цель: рационально распределить компоненты системы по узлам сети, от чего зависит производительность. решить множество вспомогательных задач, связанных, например, с обеспечением безопасности.