Первый слайд презентации: Управленческие аспекты социокультурной деятельности в системе дополнительного образования детей и учащейся молодежи: взаимодействие и сотворчество поколений
Антонова Людмила Юрьевна, канд. культурологии, доцент кафедры социально-культурной деятельности, культурологии и социологии
Слайд 2: С чего все начиналось… А.В. Луначарский, Н.К. Крупская, П.П. Блонский, В.Н. Терский…
Просветительская работа… Пропагандистская работа… Культурно-просветительская работа… Клубная работа и досуговая деятельность… Педагогика среды… Социальная работа…(1917-40-е гг. ХХ в.) Культурно-воспитательная деятельность…(50-е гг. ХХ в.) Субъект – работник сферы культуры, пропагандист, педагог- организатор, затейник, социальный работник, воспитатель… Объекты – население всех возрастов С чего все начиналось… А.В. Луначарский, Н.К. Крупская, П.П. Блонский, В.Н. Терский…
Слайд 3: Теоретическая база: Жофр Роже Дюмазедье (1915 – 2002), французский социолог
« С оциокультурная деятельность - сознательное, преднамеренное, организованное, активное социально-культурное влияние на людей, создание условий для приобщения их к культуре …» (50-е гг. XX в.)
Слайд 4: Утраченные идеи : Сергей Иосифович Гессен (1887 – 1950), русский философ, педагог
«Основы педагогики» (1922) Опубликована в 1980 г. … Новые поколения не просто должны приобщаться к культуре и ценностям предшествующих поколений, но и созидать, творить образцы новой культуры … иначе не будет общественного прогресса и духовно-нравственного развития личности …
Слайд 5: Духовно-нравственное развитие = творческое саморазвитие личности (по С. И. Гессену)
Творческое саморазвитие личности должно протекать как «духовное странствие» - …«путешествие в мире человеческой культуры, в течение которого деятельность человека приобретает все более характер творческого призвания, а круг его общения последовательно расширяется …» Духовно-нравственное развитие = творческое саморазвитие личности (по С. И. Гессену)
Слайд 6: Новый этап – вторая половина XX века: Моисей Самойлович Каган (1921 – 2006), философ, культуролог
Социокультурная деятельность: ориентирована на интересы общества; значима для общества; востребована обществом; осуществляется в обществе; управляется обществом
Слайд 7
Пять видов социокультурной деятельности (по М.С. Кагану) : познавательная; ценностно-ориентационная; преобразовательная; коммуникативная; художественная.
Слайд 8: Какую культуру предшествующих поколений необходимо осваивать новому поколению?
ДУХОВНУЮ КУЛЬТУРУ – ценности, смыслы, верования, идеи, взгляды, обряды, обычаи, традиции…– все то, что является результатом духовной деятельности человека МАТЕРИАЛЬНУЮ КУЛЬТУРУ - орудия труда, средства производства, технологии, объекты деятельности – все то, что является результатом материальной деятельности человека Какую культуру предшествующих поколений необходимо осваивать новому поколению?
Слайд 9: К понятию «субъект» СКД Виктор Владимирович Туев (1936 – 2008), доктор педагогических наук, профессор
« Социокультурная деятельность - это управляемый обществом и его социальными институтами процесс приобщения человека к культуре и активного включения самого человека в этот процесс»
Слайд 10: Но это уже было: два мнения великих русских конца XIX – начала XX века…
Н.К. Рерих « Создание красоты спасет мир» Ф.М. Достоевский « Красота спасет мир»
Слайд 11: Опять в прошлое – середина XX века: Принцип развития человека в деятельности (М.Я. Басов, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев … )
…деятельность в той мере влияет на развитие человека, включающегося в ее осуществление в какой мере он занимает активную (субъектную) позицию в ней… Опять в прошлое – середина XX века: Принцип развития человека в деятельности (М.Я. Басов, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев … )
Слайд 12: Сегодня главная проблема управления
Эффективная организация социокультурной деятельности детей и молодежи для достижения следующих синергетических результатов: знание культуры; осознание и принятие культуры; способность к воспроизводству и дальнейшему развитию культуры Сделать детей и молодежь субъектом СКД Сегодня главная проблема управления
Слайд 13: Современные формы социокультурной деятельности
Волонтерство Самоуправление Проектная деятельность Изобретательство и техническое творчество Природоохранная деятельность Поисковая и исследовательская деятельность Социальная реклама Мероприятия патриотической направления Должны обрести новые смыслы: Художественно-эстетическое творчество Пропагандистская деятельность КТД (по И.П. Иванову) Общественно-полезный труд Производительный труд
Слайд 14: Субъекты социокультурной деятельности
Дети, подростки, юноши Педагоги-организаторы ОУ и УДОД Педагоги дополнительного образования Учителя-предметники ОУ Классные руководители ОУ Психологи, валеологи, акмеологи ОУ Родители обучающихся Социальные партнёры ПРЕДСТАВИТЕЛИ РАЗНЫХ ПОКОЛЕНИЙ Субъекты социокультурной деятельности
Слайд 15: Организация взаимодействия представителей разных поколений – главное условие эффективности управления социокультурной деятельностью детей и учащейся молодежи:
организация разновозрастного общения ; организация активного диалога и общения поколений; организация взаимодействия поколений; организация взаимопомощи поколений; организация сотрудничества поколений Организация взаимодействия представителей разных поколений – главное условие эффективности управления социокультурной деятельностью детей и учащейся молодежи:
Слайд 16: Системная организация СКД
Субъекты СКД Цели, задачи Методы, средства Формы организации Результат Условия Содержание Системная организация СКД
Слайд 17: Быть субъектом социокультурной деятельности – значит:
Знать, понимать, осознанно ставить цели и задачи социокультурной деятельности; Руководствоваться адекватными целям СКД мотивами; Проявлять инициативу, творчество, самостоятельность, позицию организатора, активного участника в процессе планирования, подготовки и проведения акций и операций Быть субъектом социокультурной деятельности – значит:
Слайд 18: Быть субъектом социокультурной деятельности – значит:
Вступать в активное общение и взаимодействие с другими субъектами СКД; Адекватно оценивать свою роль и личный вклад в социокультурную деятельность; Принимать активное участие в оценке общих результатов социокультурной деятельности; Активно участвовать в развитии перспектив СКД Быть субъектом социокультурной деятельности – значит:
Слайд 19: Управленческие механизмы эффективной организации СКД со всеми субъектами
Совместное прогнозирование и целеполагание; Мотивация; Совместное планирование; Совместная организация и проведение; Совместный анализ и подведение итогов; Стимулирование; Совместное определение перспектив развития Управленческие механизмы эффективной организации СКД со всеми субъектами
Слайд 20: Формула успеха СКД
ЭФФЕКТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ + ДИАЛОГ, ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И СОТРУДНИЧЕСТВО ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РАЗНЫХ ПОКОЛЕНИЙ ПРИ РЕШЕНИИ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ПРОБЛЕМ Формула успеха СКД
Слайд 21: ПОНЯТИЕ ОТРАСЛЕВЫХ И ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Слайд 22
Глобальные социокультурные изменения в современном мире, наполненном противоречиями и напряженностью, все острее поднимают вопрос о месте и значении образования и культуры в жизни общества. Но, тем не менее, процессы демократизации и духовно-нравственного обновления общества заставляют по-новому подойти к проблеме развития социально-культурной сферы и организации досуга людей всех возрастов.
Слайд 23
Можно говорить об обучающих и воспитательных технологиях, которые существуют как в сфере образования, так и в сфере культурно-досуговой деятельности. Обучающая технология — это системный метод создания, применения и регулирования процесса обучения, усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов, нацеленный на оптимизацию всего процесса обучения и гарантированное достижение определенных дидактических целей. Воспитательные технологии – это одно из средств воспитания, система научно обоснованных приемов и методик, способствующих установлению таких отношений между субъектами процесса, при которых в непосредственном контакте достигается поставленная цель – приобщение воспитуемых к общечеловеческим культурным ценностям
Слайд 24
Как отмечают Т.Г. Киселева и Ю.Д. Красильников, « формируются или проектируются технологии, как правило, ситуативно, в зависимости от ряда факторов, в частности наличия и состава существующих центров просвещения, культуры, искусства, спорта на данной территории, характера общественных, досуговых инициатив населения и условий для их практической реализации, социально-демографических «этнических и других ситуаций в регионе» и далее «...известен, например, сложный процесс разработки и внедрения социальной технологии использования хозрасчетных механизмов в культурно-досуговых центрах. Конкретным результатом реализации этой технологии стало создание разнообразных предпринимательских, коммерческих структур, территориальных фондов культуры и искусства на уровне республик, области, края, района, города».
Слайд 26
Примером внедрения педагогических технологий в процесс образования, может служить гуманно-личностная технология. ( https://elib.bspu.by/bitstream/doc/38121/1/%D0%A1%D0%9F-181%20%D0%A2%D0%B5%D1%80%D0%B5%D1%88%D0%BA%D0%BE%20%D0%96%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%B0%20%D0%9A%D0%B0%D0%B7%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%B0%20001.pdf ) Целевые ориентации этой технологии заключаются в том, чтобы способствовать становлению, развитию и воспитанию в ребенке человека путем раскрытия его личностных качеств и познавательных способностей. Принцип активности ребенка в процессе обучения и организации свободного времени был и остается одним из самых основных. Поэтому существует довольно большое количество педагогических технологий на основе активизации и интенсификации деятельности детей, подростков и молодежи.
Слайд 27
К таким технологиям можно отнести игровые технологии, проблемное обучение, коммуникативные технологии, систему В.Ф. Шаталова, Е.Н. Ильина, Н.А. Зайцева, А.А. Окунева, Р.Г. Хазанкина, К.В. Маховой, Б.П. Никитина и другие. Задание Рассмотреть перечисленные технологии и проанализировать, каким образом они применимы в социально-культурной деятельности.
Слайд 28
Функциональные технологии подразделяются на: • технологию информационно-познавательной и просветительной деятельности; • технологию организации самодеятельного творчества и любительских объединений; • технологию организации отдыха и развлечения.
Слайд 29
Дифференцированные технологии К числу дифференцированных технологий можно отнести: 1) методику организации досуга детей и подростков; 2) методику молодежного досуга; 3) методику семейного досуга; 4) методику организации досуга лиц среднего и пожилого возраста 5)методику организации СКД с женщинами; 6) методику работы с мигрантами, беженцами 7)СКД с военнослужащими, социально не защищёнными категориями населения и т. д.
Последний слайд презентации: Управленческие аспекты социокультурной деятельности в системе дополнительного: Использованные источники
Лучшие педагоги России. С.И. Гессен - http://www.best-pedagog.ru/gessen-sergey-iosifovich/ Туев В.В. Социально-культурная деятельность как понятие (включение в дискуссию) // Учёные записки / Под науч. ред. Т.Г. Киселёвой, В.И. Черниченко, Н.Н. Ярошенко. - М.: МГУКИ, 2001. - Вып. 23. - С. 25-39.- http://yaro-nik.narod.ru/Teoriya/tuev Использованные источники