Первый слайд презентации: Упражнения для развития второго блока мозга
студентки заочной формы обучения направления подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование профиль «Логопедия» 3 курса группы 02022162 Теняева Александра Игоревна 2024г
Слайд 2
Для стимуляции структур второго блока используются упражнения, направленные на развитие тактильных и кинестетических процессов; упражнения, включающие необходимость ориентации в пространстве, рисование и конструирование; упражнения на разные виды восприятия и запоминания. Кроме того, такие программные элементы, как разучивание стихов и песенок, сопровождающих различные упражнения, отгадывание загадок, выполнение простых классификаций, настольные игры по типу «Парные картинки» или «Мемо», « Доббль », « Барамелька » и другие, также непосредственно влияют на развитие, включенных в систему этого блока навыков.
Слайд 3
Упражнения, направленные на развитие соматогностических, тактильных и кинестетических процессов « Повтори позу». Дети повторяют за психологом или одним из детей позу (затем несколько поз), в создании которой участвует все тело. Обычно это упражнение включено в ритуальное приветствие, когда каждый участник здоровается и показывает свое настроение мимикой и положением тела, задача остальных — поздороваться в ответ и повторить его позу.
Слайд 4
« Рисунки на спине и ладонях». Ведущий рисует на спине ребенка одну из знакомых ему фигур (треугольник, круг, квадрат и т. д.) и просит его угадать, какая фигура нарисована. Если ребенок затрудняется, то можно вместо фигуры нарисовать прямую линию (горизонтальную, вертикальную, наклонную) и попросить его изобразить эту линию на листе бумаги.
Слайд 5
« Волшебный мешочек». В непрозрачный мешочек при ребенке кладут различные небольшие предметы, называя их, например: «ключ», «кольцо», «монета», «мячик», «колокольчик»… После ритуальной фразы «Волшебный мешочек, пожалуйста, впусти» ведущий чуть-чуть приоткрывает мешочек, чтобы ребенок смог запустить туда руку (или обе руки). Ребенок должен на ощупь угадать, какие предметы лежат в мешочке.
Слайд 6
Упражнения на развитие пространственных представлений Формирование пространственных представлений связано с использованием разных систем ориентации в пространстве. Базовой и онтогенетически более ранней системой ориентации является схема тела [Семенович, 2007, 216]. Поэтому один из первых шагов в программе — это маркировка правой руки ребенка с помощью цветной резинки. В оригинале предлагается маркировка левой руки с помощью цветной тряпочки, резинки или значка. Такие маркеры должны присутствовать постоянно. Следующим этапом формирования пространственных представлений является определение направлений в пространстве относительно своего тела. После выработки навыка ориентации в пространстве относительно себя можно переходить к ориентации других объектов относительно друг друга и себя относительно других объектов.
Слайд 7
Варианты упражнений на освоение телесного пространства « Пчелка». Пчелка прилетела и села на щеку (ухо, ногу, нос или другую часть тела), ребенок должен показать то место, куда села пчелка. Ус л о ж н е н и е 1. Называется не просто часть тела, но и сторона (правая нога, левый глаз и т. д.). Ус л о ж н е н и е 2. Определяется не только часть тела, но и какой рукой ее нужно найти, например, поймай пчелку правой рукой на правом плече, левой рукой на правом колене и т. д. При выполнении растяжки «Звездочка» вытягиваем только руки, только ноги, левые части тела, правые и т. д.
Слайд 8
Варианты упражнений на освоение внешнего пространства «Зарядка». Выполняем движения по команде с обязательным проговором : «Руки вверх — в стороны, вперед — назад, тянемся вверх, опускаемся вниз, прыгаем вправо — влево, вперед — назад, поднимаем правую руку, левую, правую ногу, левую». • «Пчелка». Пчелку нужно найти на правом верхнем углу коврика, на левом плече соседа справа и т. п. • «Робот». Ребенок изображает робота, точно и правильно выполняющего команды человека: «Один шаг вперед, два шага направо, прыжок вверх, три шага налево, вниз (присесть)» и т. д. Более сложный вариант для старших детей — «Непослушный робот». Выполняет все команды наоборот: идет не вперед, а назад, вместо того чтобы подпрыгнуть вверх — приседает, поворачивает не направо, а налево.
Слайд 9
«Клад». Ведущие заранее прячут в кабинете конфеты или маленькие игрушки. Затем, следуя командам взрослого, ребенок выполняет определенные действия (например, три шага вперед, поворот направо и т. д.) и находит клад. Ус л о ж н е н н ы й в а р и а н т 1. Один из детей выходит, а остальные прячут клад. Ребенок возвращается, и дети дают ему инструкции, куда идти и какие действия совершать, чтобы клад был найден (например, два шага прямо, повернуть налево, поднять руку и т. д.).
Слайд 10
Освоение пространства на уровне копирования Рисование по образцу. Ведущий при ребенке выполняет фломастерами или кисточкой простой рисунок, представляющий собой комбинацию основных геометрических фигур (круг, квадрат, треу гольник + линии), например, рисует в середине листа круг и от круга в стороны — прямые линии (солнышко). Листок кладется в центе стола, дети копируют.
Слайд 11
Конструирование. Выполняется с помощью специальных материалов (кубики и квадраты Никитина, разрезные картинки, палочки…). Образец выкладывается ведущим или дается на карточке, ребенку нужно повторить. Ус л ож н е н н ы й в а р и а н т. Ведущий выкладывает образец, сидя напротив ребенка. Примечание. И рисование, и конструирование всегда начинаются с наиболее простых элементов, которые с каждым разом все усложняются и дополняются.
Слайд 12
Упражнения на развитие зрительного гнозиса • Настольные игры по типу « Доббль » или «ЭКИВОКИ», условием которых является опознание предметов различных форм, цветов и размеров и нахождение их на эталонной картинке. • Складывание разрезных картинок с опорой на образец. • Дорисовывание деталей предметов, заштриховывание заданной фигуры среди наложенных и т. п. в блоке рисования.
Слайд 13
Упражнения на развитие слухового гнозиса • «Танец ручками». И. п. — сидя на полу, руки перед собой. Во время игры «Обезьянки идут в гости» руками дети изображают шаги обезьянок и по команде ведущего идут в быстром темпе, потом в медленном, а потом танцуют — повторяют заданный ведущим простой ритм.
Слайд 14
Узнай звук. Детям показывают и демонстрируют звучание 2–4 музыкальных инструментов (например, колокольчик, бубен, деревянные ложки и металлофон), затем за ширмой играют на одном из них и предлагают угадать. Фонематическое внимание. Ведущий задает какой-то звук (например, «р») и предлагает детям каждый раз, когда они его услышат, хлопать в ладоши. Далее ведущий называет отдельные слова, и дети следуют инструкции. Совершившие ошибку выходят из игры, в конце остается самый внимательный.
Слайд 15
Упражнения на развитие разных видов памяти Настольная игра «Парные картинки» или «Мемо ». Разучивание стихов и песенок, сопровождающих упражнения. Запоминание серии из 2–3 движений. Например, во время игры «Зарядка» в начале занятия дети заучивают последовательность: хлопок ладошками, поочередное топанье правой и левой ногой, а в конце занятия их просят повторить.