Уравнений третьей степени (Формула Кардано) Для студентов 1 курса Лектор — презентация
logo
Уравнений третьей степени (Формула Кардано) Для студентов 1 курса Лектор
  • Уравнений третьей степени (Формула Кардано) Для студентов 1 курса Лектор
  • Уравнений третьей степени (Формула Кардано) Для студентов 1 курса Лектор
  • Уравнений третьей степени (Формула Кардано) Для студентов 1 курса Лектор
  • Уравнений третьей степени (Формула Кардано) Для студентов 1 курса Лектор
  • Уравнений третьей степени (Формула Кардано) Для студентов 1 курса Лектор
  • «Великое искусство»
  • Уравнений третьей степени (Формула Кардано) Для студентов 1 курса Лектор
  • Уравнений третьей степени (Формула Кардано) Для студентов 1 курса Лектор
  • Уравнений третьей степени (Формула Кардано) Для студентов 1 курса Лектор
  • Уравнений третьей степени (Формула Кардано) Для студентов 1 курса Лектор
  • Уравнений третьей степени (Формула Кардано) Для студентов 1 курса Лектор
  • Уравнений третьей степени (Формула Кардано) Для студентов 1 курса Лектор
  • Уравнений третьей степени (Формула Кардано) Для студентов 1 курса Лектор
  • Уравнений третьей степени (Формула Кардано) Для студентов 1 курса Лектор
  • Экстремумы многочлена третьей степени
  • Уравнений третьей степени (Формула Кардано) Для студентов 1 курса Лектор
  • Уравнений третьей степени (Формула Кардано) Для студентов 1 курса Лектор
  • Уравнений третьей степени (Формула Кардано) Для студентов 1 курса Лектор
  • Уравнений третьей степени (Формула Кардано) Для студентов 1 курса Лектор
  • Уравнений третьей степени (Формула Кардано) Для студентов 1 курса Лектор
  • Уравнений третьей степени (Формула Кардано) Для студентов 1 курса Лектор
  • Выводы
  • Направления дальнейшего исследования
1/23

Первый слайд презентации

Уравнений третьей степени (Формула Кардано) Для студентов 1 курса Лектор ст.преп. С.С.Жумаев.

Изображение слайда

Слайд 2

2 Цель работы: Выявить способы решения уравнения третьей степени. Задачи работы: 1) Познакомиться с историческими фактами, связанными с данным вопросом. 2) Вывести Формула Кардано для уравнение третьей степени. 3) Описать технологии различных существующих способов решения уравнений третьей степени. 4) Провести анализ этих способов, сравнить их. 5) Привести примеры практического применения различных способов решения практических уравнений. Объект исследования: уравнения третьей степени. Предмет исследования: способы решения уравнений третьей степени.

Изображение слайда

Слайд 3

3 На рубеже XV и XVI веков был подытожен опыт решения уравнений третьей степени в одной из первых печатных книг по математике «Сумма знаний по арифметике, геометрии, отношениям и пропорциональности», напечатанной в Венеции в 1494 году. Ее автор-монах Лука Пачоли, друг великого Леонардо да Винчи. х 3 + ах = b (1) х 3 = ах + b (2) В конце 1534 года ученик Ферро Антонио Марио Фиоре, знавший это решение, вызвал на поединок математика из Венеции Никколо Тарталью. Тарталья прилагает титанические усилия, и за 8 дней до назначенного срока (срок истекал 12 февраля 1535 года) счастье улыбается ему: искомый способ найден. После этого Тарталья за 2 часа решил все задачи противника, в то время как Фиоре не решил к сроку не одной задачи Тартальи.

Изображение слайда

Слайд 4

4 К 1539 году Кардано заканчивает свою первую книгу целиком посвященную математике « Практика общей арифметики ». По его замыслу, она должна была заменить книгу Пачоли. Кардано родился 24 сентября 1501 года в Павии, в семье юриста. В январе 1539 года Кардано обращается к Тарталье с просьбой передать ему правила решения уравнения (1) или для опубликования в своей книге, или под обещание держать сообщенное в секрете. Тарталья отказывается. 12 февраля Кардано повторяет свою просьбу. Тарталья неумолим. 13 марта Кардано преглашает Тарталью к себе в Милан, обещая представить его губернатору Ломбардии. По-видимому, эта перспектива прельстила Тарталью: он принимает приглашение. 25 марта в доме Кардано состоялась решающая беседа. Итак, Тарталья дал уговорить себя.

Изображение слайда

Слайд 5

5 В 1543 году Кардано и Феррари поехали в Болонью, где дела Наве позволил им познакомиться с бумагами покойного дель Ферро. Там они убедились, что последнему уже было известно правило Тартальи. К 1543 году Кардано научился решать не только уравнения (1) и (2), но и уравнения х 3 + b = ax (3), а также «полное» кубическое уравнение, т.е. уравнение, содержащие член с х 2. К тому же времени Феррари придумал, как решать уравнения четвертой степени.

Изображение слайда

Слайд 6: Великое искусство»

6 «Великое искусство» х 3 = ах + b (2) х 3 + b = ax (3) Кардано решил уравнение (3), дав очень смелое по тем временам рассуждение, обыгрывающее отрицательность корня. Уравнение (2) можно решить при помощи подстановки х = +

Изображение слайда

Слайд 7

Понятие кубического уравнения Кубическое уравнение - алгебраическое уравнение третьей степени, ax 3 + bx 2 +cx-d=0 где a, b,c,d - коэффициенты, а х - переменная. Число x, обращающее уравнение в  тождество, называется  корнем  или решением уравнения График кубического уравнения Любое кубическое уравнение можно привести к более простому виду -каноническому : y 3 +py+q=0

Изображение слайда

Слайд 8

Способы решения Кубических уравнений: с помощью вынесения общего множителя; с помощью деления на многочлен; с помощью формулы Кардано ; с помощью теоремы Виета; с помощью схемы Горнера; решение возвратных уравнений; г рафический способ. с помощью компьютерных программ

Изображение слайда

Слайд 9

9 Кардано полностью разобрался и с общим кубическим уравнением х 3 + ах 2 + b х +с = 0, заметив, что подстановка х = у – а/3 уничтожает член с х 2. В 1545 году Кардано все известное ему о кубических уравнениях включил в вышедшую книгу « Великое искусство или о правилах алгебры». Если уравнение х 3 + ах 2 + b х +с = 0 имеет три вещественных корня, то их сумма равна – a.

Изображение слайда

Слайд 10

10 х 3 + рх + q = 0 (1) (2)

Изображение слайда

Слайд 11

11 Первый пример: Здесь р = 6 и q = -2. Наша формула дает: В школе нас приучили, что все корни должны извлекаться, и полученный ответ может показаться нам недостаточно красивым. Но согласитесь, что никакой подбор не помог бы нам узнать, что эта разность двух кубических корней является решением такого простого уравнения. Так что этот результат можно записать нашей формуле в актив. Здесь р = 6 и q =-2.Наша формула дает: . Первый пример:

Изображение слайда

Слайд 12

12 Второй пример: . Формула (3) дает: Ответ более громоздок. Это число можно найти приближенно с помощью таблиц, и чем точнее будут таблицы, тем ближе будет результат к единице. Причина проста: это число равно единице. Но из формулы этого не видно, и это, пожалуй, недостаток формулы: ведь при решении квадратного уравнения с целыми коэффициентами, мы сразу видим, является ли оно рациональным.

Изображение слайда

Слайд 13

13 Пример: х 3 – 5 х 2 + 8 х – 4 = 0 х 3 – 2 х 2 –3 х 2 + 8х – 4 = 0 х 2 (х – 2) – (3 х 2 – 8х + 4) = 0 3 х 2 – 8х + 4 = 0 х = 2 х = 2/3 х 2 (х – 2) – (3 (х –2) (х – 2/3)) = 0 х 2 (х – 2) – ((х – 2) (3х – 2)) = 0 (х – 2)(х 2 – 3х + 2) = 0 х – 2 = 0 х 2 – 3х + 2 = 0 х = 2 х = 2 х = 1 Ответ: х = 2; х = 1.

Изображение слайда

Слайд 14

14 Третий пример: (х + 1)(х + 2)(х - 3) = 0. Сразу видно, что это уравнение имеет три решения: -1, -2, 3. Но попробуем решить его по формуле. Раскрываем скобки и применяем формулу (3): .

Изображение слайда

Слайд 15: Экстремумы многочлена третьей степени

15 Экстремумы многочлена третьей степени у = ах 2 + b х + с (1) ( ). у = Рассмотрим, как находятся точки максимума и минимума функции ах 3 + bx 2 + сх + d. у у у у 0 0 0 0 x x x x В первом и втором случаях говорят, что функция монотонна в точке х = (в первом случае она возрастает, во втором – убывает). В третьем и четвертом случаях говорят, что функция имеет экстремум в точке х = (в третьем случае – минимум, в четвертом – максимум).

Изображение слайда

Слайд 16

16 Корень квадратного трехчлена является его точкой экстремума тогда и только тогда, когда этот корень – двукратный.

Изображение слайда

Слайд 17

17 Теорема 1. Для того, чтобы точка х= была точкой экстремума функции у = ах 2 + b х +с, необходимо и достаточно, чтобы существовало такое число m, при котором многочлен ах 2 + b х + с– m имеет двукратный корень х =.

Изображение слайда

Слайд 18

18 Лемма. Пусть дан многочлен третьей степени у = ах 3 + bx 2 + сх + d. ( ), и пусть х = - его действительный корень. Тогда у = ах 3 + bx 2 + сх + d = =а (х - )(, (3) где p и q – некоторые действительные числа.

Изображение слайда

Слайд 19

19 Теорема 2. Для того чтобы точка х = была точкой экстремума функции у = ах 3 + bx 2 + сх + d, необходимо и достаточно, чтобы существовало такое число m, при котором многочлен P ( x ) = ах 3 + bx 2 + сх + d – m имеет двукратный корень х =, то есть P ( x )= a (4) где.

Изображение слайда

Слайд 20

20 Теорема 3. (достаточные условия максимума и минимума). Пусть функция у = ах 3 + bx 2 + сх + d имеет экстремум в точке х = и m – значение функции в точке х =. Представим многочлен P ( x ) = ах 3 + bx 2 + сх + d – m в виде (4). Тогда, если >0, то х = - точка максимума; если <0, то х = - точка минимума.

Изображение слайда

Слайд 21

21 y = P ( x ) y = Q ( x ) у х 0 m Исследовать на экстремумы функцию у = х 3 - 3 x 2 - 9х + 5 (5) и построить ее график. Попробуем подобрать числа m, так, чтобы выполнялось тождество (причем х 3 - 3 x 2 - 9х + 5 – m = ( +2 ) x 2 + (2 + 2 )х - 2 Для отыскания значения m, , мы получим систему уравнений Эта система имеет следующие решения: , m 1 = 10 , m 2 = -22. х3 - 3 x 2 - 9х + 5 – m = ). О тсюда х х у

Изображение слайда

Слайд 22: Выводы

22 Выводы В процессе работы мы познакомились с историей развития проблемы решения уравнения третьей степени. Теоретическая значимость полученных результатов заключается в том, что осознано место формулы Кардано в решении некоторых уравнений третьей степени. Мы убедились в том, что формула решения уравнений третьей степени существует, но она не популярна из-за ее громоздкости и не очень надежна, т.к. не всегда достигает конечного результата. Т.к. очень часто приходиться исследовать на экстремумы функции в правой части которой многочлен третьей степени, то большое практическое значение имеет алгоритм нахождения экстремумов многочлена третьей степени, который рассмотрен в работе.

Изображение слайда

Последний слайд презентации: Уравнений третьей степени (Формула Кардано) Для студентов 1 курса Лектор: Направления дальнейшего исследования

23 Направления дальнейшего исследования В дальнейшем можно рассматривать такие вопросы: как узнать заранее, какие корни имеет уравнение третьей степени, можно ли кубическое уравнение решить графическим способом, если можно, то как; как оценить приближенно корни кубического уравнения; как построить график кубического четырехчленна.

Изображение слайда

Похожие презентации

Ничего не найдено