Первый слайд презентации: Урок развития речи
Тема : Рассуждение. Цель : знать : понятие о типе речи – рассуждении, его композицию, языковые средства связи; уметь : строить высказывание – рассуждение на заданную тему.
Слайд 3
Рассуждение – тип текста, в котором основная мысль разъясняется или доказывается с помощью различных аргументов.
Слайд 5
Композиция полного рассуждения. I. Тезис (то, что нужно доказать, объяснить или опровергнуть). II. Доказательства (аргументы, доводы, обоснования, объяснения): 1. … 2. … 3. … III. Вывод ( то, что доказано, объяснено или опровергнуто).
Слайд 6
В некоторых рассуждениях может отсутствовать тезис или вывод. Почему? Потому что они близки по содержанию: ведь вывод – это доказанный тезис. Такие рассуждения называются сокращёнными.
Слайд 7: Языковые средства рассуждения:
1) Для перехода от тезиса к доказательствам часто используется вопрос ПОЧЕМУ?, частица ВЕДЬ или ПРЕДЛОЖЕНИЯ : - И ВОТ ПОЧЕМУ. -ЭТО МОЖНО ДОКАЗАТЬ ТАК(СЛЕДУЮЩИМ ОБРАЗОМ). -ДОКАЖЕМ ЭТО. -В ЭТОМ ЛЕГКО УБЕДИТЬСЯ. -ЭТО ОБЪЯСНЯЕТСЯ СЛЕДУЮЩИМ и т.д.
Слайд 8
2) В доказательствах на связь и последовательность мыслей могут указывать вводные слова и сочетания : во-первых, во-вторых, в-третьих, в-четвертых, наконец, к примеру, например, допустим, предположим, так, значит, следовательно, в общем, стало быть и др.;
Слайд 9
3) Вывод связывается с доказательствами чаще всего посредством вводных слов : итак, таким образом и др.; слов и сочетаний : поэтому, вот почему и др.; предложений типа : Обобщим всё сказанное. Подведём итоги. Из всего сказанного выше следует, что… Сделаем вывод… и т.д.
Слайд 10
4) Части рассуждения могут быть связаны и без специальных языковых средств, только по смыслу, а в устной речи ещё и при помощи интонации.
Слайд 11: Примеры:
1) Книгу листайте с верхнего угла. Почему? Потому что читают не снизу вверх, а сверху вниз. Это у вас должно быть в руке – как у меня. (М.Цветаева своим детям).
Слайд 12
2) Советского солдата по праву называют воином-освободителем. В годы второй мировой войны он сбросил с миллионов людей ярмо фашистской неволи, принёс им свет и свободу. (Из газет).
Слайд 13
I. Слово бег –им существительное. Докажем это. II. Во-первых, обо обозначает предмет и в грамматическом смысле этого слова, к нему можно задать вопрос ЧТО? Во-вторых, слово бег относится к одному из трёх родов, а именно - к мужскому: этот бег, быстрый бег, красивый бег и т.д. В-третьих, слово бег склоняется, т.е изменяется по падежам: бег (И.п. ед.ч.) бега (Р.п. ед.ч.) бегу (Д.п. ед.ч.) и т.д. В-четвёртых, в предложении слово бег чаще всего бывает подлежащим и дополнением. Например: Красив бег (что?) этого спортсмена. Все любовались бегом (чем?) спортсмена. Итак, мы доказали, что слово бег – имя существительное, потому что обладает всеми признаками данной части речи.
Слайд 14: Определите тип текста. Докажите
"Утро было тихое и безветренное, поэтому клёв шёл хорошо. Мы с Лёшей расположили свои удочки и стали с нетерпением ждать, когда поплавок станет двигаться. Приманкой служила кукуруза, черви и отварные макароны. В прошлый раз Лёша вытянул две щуки, и поэтому сейчас мы надеемся, что это тоже сработает".
Слайд 15: Определите тип текста. Докажите
"Дружба – это богатство, которым хотят владеть очень многие. На мой взгляд, она дает тебе понять, что ты не один, что ты не останешься со своей бедой в одиночестве, а радости делить с кем-то – это ещё большее счастье. Лёшу я могу назвать своим другом".
Слайд 16: Определите тип текста. Докажите
В этом году весна наступила очень рано и стала радовать нас своим теплом. Распустились подснежники - первые весенние цветы. У них тоненькие зеленые ножки, нежные белые лепестки и просто необыкновенно легкий весенний аромат, который заполоняет всю округу.
Слайд 17: Определите тип текста. Докажите
Что такое дружба? Для каждого дружба несет свое понятие, я считаю, что настоящие друзья должны быть и в горе, и в радости. Только настоящий друг не покинет тебя в трудную минуту и поможет не только делом, но и добрым словом.
Слайд 18: Тренировочные упражнения
Продолжите тексты дважды так, чтобы получилось: а)повествование; б)рассуждение. 1)За окном у меня полочка – птичья кормушка. … 2)В клетке яркие птицы тускнеют: розовые фламинго становятся белыми, красные снегири – серыми. Неволя не красит птиц. …
Слайд 19
Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Слово одуванчик – имя существительное».
Слайд 20
Докажите (письменно), что выделенное слово в предложении – дополнение. В саду на яблоню сирень отбрасывает тень.
Последний слайд презентации: Урок развития речи
Д омашнее задание : Напишите сочинение по данному началу: Тем вечером я сидел за книгой в гостиной и наслаждался поздним чаем. Вдруг отворилась дверь и в комнату вошёл дворецкий. Он сообщил, что завтра в поместье прибудет королевский посол. Продолжите его так, чтобы текст стал А) рассуждением, Б) описанием.