Первый слайд презентации: Устное, или итоговое, собеседование сдают все выпускники девятых классов во вторую среду февраля. В 2025 году это будет 12 февраля
Собеседование проверяет коммуникативные навыки выпускников девятых классов, а именно чтение текста вслух, пересказ текста с цитатой, способность к монологу и диалогу. Также итоговое собеседование служит допуском к основному государственному экзамену, ОГЭ. Для успешной сдачи необходимо набрать минимум 10 баллов из 20 — о критериях оценки расскажу ниже. Если выпускник не сдаст экзамен с первого раза, будет еще две попытки: во вторую рабочую среду марта и в первый рабочий понедельник мая. В 2025 году это 12 марта и 5 мая. Если выпускник не справится и тогда, его не допустят летом к письменной части.
Слайд 2: Как проходит устное собеседование
На всю процедуру отводится около 15 минут (по 2 минуты на 1 и 2 задание, по 1 минуте — на 3 и 4 задание и время на ответы). За все четыре задания можно получить 20 баллов, а проходной минимум, за который выставляется зачёт, — 10 баллов. Как видите, для успешной сдачи собеседования достаточно набрать хотя бы половину от максимального количества баллов. Результат — «зачет» или «незачет» — участник экзамена узнает не позднее чем через пять календарных дней с даты проведения. Только после успешного прохождения собеседования учащийся получает допуск к ОГЭ.
Слайд 3: Из каких заданий состоит устное собеседование
Экзамен состоит из двух частей, включающих четыре задания. Первая часть — чтение текста вслух и подробный пересказ с цитатой. Во второй части ученик рассказывает монолог и участвует в диалоге. Разберем каждое задание.
Слайд 4: 1 этап (чтение): на что обратить внимание
Участнику дают текст из четырех абзацев на 170—200 слов, обычно он посвящен выдающимся согражданам прошлого и настоящего: ученым, изобретателям, космонавтам, писателям, врачам, спортсменам и так далее. На подготовку к чтению ученику дают две минуты. За это время нужно обратить внимание на все имена, фамилии, даты, города, термины, которые могут вызвать затруднения при прочтении.
Слайд 5: на что обратить внимание
Первое задание предполагает умение чётко, внятно, в хорошем (не слишком быстром и не слишком медленном ~ 110 – 120 слов в минуту ) темпе читать текст, не допуская орфоэпических ошибок. Обратите внимание на «зоны риска» — эти слова и выражения следует несколько раз произнести про себя во время подготовки к ответу: имена собственные (не перепутайте имя и отчество, постарайтесь не пропустить буквы или слоги в иностранных онимах ); названия художественных произведений (незнакомые заглавия читайте внимательно, не торопитесь); даты (если вы не умеете читать числа, записанные римскими цифрами, научитесь этому прямо сейчас); термины (во время подготовки тихо произнесите их по буквам, не заменяйте слово «индивид» словом «индивидуум», если не на сто процентов уверены, что это синонимы); редко употребляемые слова (диалектизмы, архаизмы, историзмы, неологизмы) (над ними, как правило, проставлены знаки ударения — не пропустите подсказки).
Слайд 7
За это задание дают максимум 3 балла. Его оценивают по трем критериям: интонации, темпу чтения, правильному прочтению слов. За соответствие каждому критерию дают один балл. Самые расхожие огрехи, из-за которых баллы не получить: Игнорирование знаков ударения: « тренерОв » вместо « трЕнеров ». Защитают орфоэпическую ошибку. Искажение имен собственных: « Веденева » вместо « Веденина ». Приведет к фактическеской ошибке. При этом инициалы читать не нужно: «М. Ю. Лермонтов» будет «Лермонтов». Но если имя и отчество написаны целиком, читаем их целиком. Если запнулись или почувствовали, что исказили слово, читаем снова, тогда это не ошибка, если не исправились, засчитают искажение. Грамматические ошибки при склонении числительных: «более пятиста » вместо «пятисот». Засчитают грамматическую ошибку. Интонация не соответствует знакам. Если предложение восклицательное, покажите это интонационно. Если ученик понижает интонацию, как бы завершая предложение, а в тексте стоит запятая, оценку снизят. Если у ученика есть дефект речи, на оценку он не повлияет.
Слайд 9: Задание 2. Пересказ текста с включением цитаты
После чтения вслух участник пересказывает текст, цитируя приведенное высказывание. Время на подготовку — две минуты. В этом задании у школьника есть поле для заметок. Все, что он успеет записать, можно использовать при пересказе. Во время ответа у ученика забирают исходный текст, оставляют только цитату и записи не поле для заметок.
Слайд 10
Поскольку у всех экзаменационных текстов одинаковая структура, из каждого абзаца достаточно вычленить микротему — главное, буквально одну-две фразы — и составить из них целостный текст, не искажая его и не добавляя микротемы. Например, в пересказе текста из четырех абзацев должно быть четыре микротемы : лучше придерживаться логики исходного варианта. В микротеме важно не просто уместно вставить высказывание, но и назвать источник. В этом помогут фразы вроде: если цитата от первого лица, то трансформируем её в косвенную речь: Вячеслав Петрович Веденин вспоминал, что он не помнит, как финишировал…(далее зачитывается цитата с заменой местоимений 1-го лица на 3-е: «я» на «он», «меня» на «его» и т. д.) если цитата пренадлежит другому лицу, то, например: По словам…(Ф. И. О. ), далее указываем, кто этот человек: тренер, соперник, друг (эти сведения всегда казаны перед цитатой)
Слайд 11
Некоторые думают, что цитату можно просто добавить в конце. Это не совсем так: иногда в тексте описаны конкретные события, цитата приводится одного из участников, с его мнением, оценкой и так далее. Поэтому странно и ошибочно добавлять цитату в конец, если по контексту она вписывается в другое место. Максимальный балл за это задание — 4. Самые частые ошибки включают фактические неточности вроде неправильной даты или имени, пропуск цитаты или микротемы, бедность синтаксиса. Если упущена одна микротема, снимут балл. Точные даты можно не озвучивать, а просто указать век, например «в первой половине 19 века». Если не уверены, вообще не говорите дату. Многие выпускники, готовясь к пересказу, забывают о цитате и теряют два балла. Если же цитата просто прочитана — минус один балл, потому что цитирования не было.
Слайд 12: ЧАСТЬ 2. ЗАДАНИЕ 3. Монолог
В этом задании ученику предложат выбрать один из трех типов речи: повествование, описание или рассуждение — и придумать высказывание минимум на 5, а лучше 10 фраз предложений. На подготовку к монологу дают одну минуту, пользоваться черновиком нельзя. Составители считают, что все три темы одинаковые по сложности, но по мнению большинства выпускников, самая простая — это описание, а самая сложная — рассуждение. Что бы вы ни выбрали, вам предоставят опорные вопросы. Главное в монологе — учитывать логику при любом типе речи. Также помните, что фразы считаются по количеству грамматических основ.
Слайд 14: ТЕМА 1. ОПИСАНИЕ
Если ученик выбирает описание, он должен в 10 фразах рассказать о черно-белой фотографии из примера. Как правило, описание начинают с фразы: «Передо мной фотография, которую автор назвал…. На ней я вижу…». План описания такой: Общая характеристика фотографии: «Передо мной фотография, которую автор назвал «Занятия музыкой». На ней изображена девочка, котороя играет на пианино». Детали. Проходимся по заднему и переднему плану: «Вероятно, занятия проходят в кабинете музыкальной школы. Об этом свидетльсвут интерьр. В шкафу на заднем плане лежат стопкой ноты». Еще опишите эмоции героя на фотографии, окружение, природу, погоду, если фото на улице. Не бойтесь фантазировать, опишите детально мелкие вещи на картинке или расскажите предысторию фотографии. Подытожьте все позитивной нотой: «Я считаю, что занятия музыкой очень важны».
Слайд 15: Повествование
Повествование — это небольшая последовательная история, так что следите за логикой. В задании также попросят осветить несколько вопросов. План повествования выглядит так: Кратко опишите, что произошло, когда, где, кто участвовал. Как пришла эта мысль, идея, подготовка к событию — этому типу характерно обилие глаголов. Кульминация, само событие, описание всех деталей. Эмоции после события. Какие сделали выводы, какой результат события.
Слайд 16: РАССУЖДЕНИЕ
Рассуждение по структуре похоже на сочинение: вступление, основная часть, заключение. Здесь важно заявить тезис, далее его аргументировать и подвести итог. План таков: Ответ на вопрос — это и есть тезис, мысль, которую вы будете доказывать или опровергать. Аргументы за или против тезиса. Вывод. Максимальный балл за монолог — 3. Частая ошибка здесь — выстраивать вопросно-ответную форму изложения. Монолог должен выглядеть как цельное высказывание, а не как ответы на вопросы, и содержать нужное количество фраз. Если фраз будет 9, а не 10, вычтут балл. Считайте их самостоятельно, еще лучше — составить 11 фраз.
Слайд 17: ЧАСТЬ 2. ЗАДАНИЕ 4. Диалог
Экзаменатор-собеседник задает вопросы, которые представлены у него на карточке. Ученик их не видит, только слышит. Необходимо без подготовки ответить на три вопроса, хотя их может быть больше. После диалога экзамен окончен, ученик возвращается в класс. Максимальный балл здесь — 2. Важно ответить развернуто, объяснить причину и следствия — иначе снизят результат. В целом большинство вопросов построены так, что ответить односложно не получится. Если ученик не справляется, собеседник может задать ему наводящие вопросы.
Слайд 19: Критерии оценивания итогового собеседования
Кроме оценки за конкретное задание эксперт выставляет баллы за общую грамотность ответов: за задания можно заработать 12 баллов плюс 8 дополнительных, итого 20. Всего критериев пять: Орфоэпические ошибки — неверное ударение, произношение терминов и имен. Грамматические ошибки — неверное управление, например «поступил на финансовый университет». Речевые нормы — ошибки в употреблении определенной лексики, к примеру «тщательно» вместо «тщетно». Богатство речи — насколько обширен словарный запас выпускника, разнообразие синтаксических конструкций. Фактологическая точность — не допущено ли фактических ошибок в датах, цифрах, именах, топонимах и так далее.
Последний слайд презентации: Устное, или итоговое, собеседование сдают все выпускники девятых классов: Что можно делать самостоятельно:
читать тексты вслух; склонять числительные, соблюдая грамматические нормы; изучить способы цитирования; пересказывать тексты, параграфы, будет полезно развивать память с помощью заучивания стихов; следить за речью, избегать слов-паразитов.