Усвоение лексического строя речи учащихся — презентация
logo
Усвоение лексического строя речи учащихся
  • Усвоение лексического строя речи учащихся
  • Усвоение лексического строя речи учащихся
  • Усвоение лексического строя речи учащихся
  • Усвоение лексического строя речи учащихся
  • Усвоение лексического строя речи учащихся
  • Усвоение лексического строя речи учащихся
  • Усвоение лексического строя речи учащихся
  • Ознакомление с метафорой- отсутствует объект сравнения
  • Усвоение лексического строя речи учащихся
  • О каком объекте идет речь? Чем сравнивает автор? По какому признаку? Является ли данное значение слова апельсин переносным?
  • Прочитайте текст. Найдите слова, употребленные в переносном значении
  • Работа над синонимами
  • Усвоение лексического строя речи учащихся
  • Выпишите многозначные слова и синонимы, использованные в стихотворении? В какой речи они будут уместны: в разговорной или книжной? Обратитесь к словарю.
  • Прочитайте про себя стихотворение О. Белявской. Есть ли среди прилагательных синонимы?
  • Работа над омонимами
  • Назовите слова, которые обозначают эти предметы
  • коса
  • Усвоение лексического строя речи учащихся
  • Загадки
  • Соедините омонимы с их лексическим значением
  • Работа над антонимами
  • Усвоение лексического строя речи учащихся
  • Прочитайте пословицу. Какой смысл заложен в ней? Какие слова создают противоположное значение?
  • Усвоение лексического строя речи учащихся
  • Усвоение лексического строя речи учащихся
  • Подберите однокоренные антонимы к картинкам
  • Игра ПЕРЕВЁРТЫШИ При помощи замены слов антонимами восстановите известные пословицы.
1/28

Первый слайд презентации: Усвоение лексического строя речи учащихся

Работа над лексическим значением слова. Работа над синонимами, омонимами, антонимами

Изображение слайда

Слайд 2

Необходимость лексической работы в школе определяется номинативной функцией слова, правильностью усвоения новых слов. Богатство словаря определяет уровень речевого развития личности. Усвоение слов идет в процессе учебно-воспитательной работы. На разных уроках учащиеся ежедневно пополняют свой словарный запас 5-8 новыми словами. К концу начальной школы запас слов составляет до 15 тысяч слов. Этот процесс в школе является управляемым.

Изображение слайда

Слайд 3

К приемам усвоения новых слов относят: выяснение значения слова путем демонстрации картинки или предмета, уточнение значения по толковому словарю, подбор синонимов или антонимов, словообразовательный анализ (бесстрашный -страшный – страх), этимологический анализ слова (лукоморье – лука – «изгиб, кривизна»), включение слова в словосочетание или предложение, перевод (интернациональный – международный)

Изображение слайда

Слайд 4

В языковом сознании ребенка слово существует в прямом значении – предметно-содержательное значение. У взрослого – со всеми значениями. Необходимо научить ученика чувствовать переносное значение слова, а для этого существует систематическая работа над словом на уроках русского языка.

Изображение слайда

Слайд 5

Начинается такая работа с первого класса. Беседа об инструментах, необходимых для шитья. Два конца, два кольца Посередине гвоздик. Маленькая головка, Тысячи глаз. Конь стальной, Хвост льняной ( Ножницы ) (Наперсток ) (иголка и нитка)

Изображение слайда

Слайд 6

Значение слова игла (заостренный металлический стержень с ушком для вдевания нитки, употребляемый для шитья) Хвоинки – иголки у ели, выросты у ежа – сравнивают с понятием швейная игла. Портниха вдела нитку в иголку. Ель распушила зеленые иголки. Ежик нес на иголках яблоки.

Изображение слайда

Слайд 7

Сравнение как оборот речи. Беседа на примерах Пруд как зеркало Туман будто молоко Солнце как апельсин Дружба как стекло Нахождение сравнения в текстах. Но, как черная железная нога, Побежала, поскакала кочерга. ( К. Чуковский)

Изображение слайда

Слайд 8: Ознакомление с метафорой- отсутствует объект сравнения

Дидактическим материалом являются загадки. Скатерть бела все поле одела. ( снег ) Перенос по сходству предметов Под соснами под елками лежит мешок с иголками Красный котенок по жердочке бежит ( огонь ) Еж- мешок с иголками, огонь – красный котенок

Изображение слайда

Слайд 9

Перенос по функции Зима злится, время идет, вьюга плачет – языковые метафоры. Лед идет, лед идет! Прочитайте стихотворение. Найдите слова с переносным значением. Над банями дымятся трубы, И дыма белые бока У выхода в платки и шубы Запахивают облака. (Б. Пастернак)

Изображение слайда

Слайд 10: О каком объекте идет речь? Чем сравнивает автор? По какому признаку? Является ли данное значение слова апельсин переносным?

Ночью на небе один Золотистый апельсин. Миновали две недели. Апельсин мы не ели, Но осталась в небе только Апельсиновая долька. (Г. Сапгир)

Изображение слайда

Слайд 11: Прочитайте текст. Найдите слова, употребленные в переносном значении

Удивительная тишина: лес отдыхает. Солнечные зайчики сидят смирно. Подмигивает ленивая паутинка. Росинки стреляют в солнце синими и красными стрелами. А на сучке зевает и потягивается дятел (Н. И. Сладков).

Изображение слайда

Слайд 12: Работа над синонимами

Словарь ребенка беден, не умеют дифференцировать отбор слов при создании текста. Необходимость устранения недостатков связана с работой над синонимами. Работу начинать с наблюдений над ними в текстах. Они при обучении грамоте уже встречались со словами, близкими по значению. Учитель просит найти слова, обозначающие похожие действия.

Изображение слайда

Слайд 13

«Лиса и журавль» Потчевать – угощать, Не солоно хлебавши – ни с чем Упражнения 1. Группировка слов, близких по значению Бежит, глядит, мчится, глаз не сводит, смотрит, несется. 2. Расположение синонимов в возрастающей и убывающей последовательности. Маленький, крохотный, малюсенький 3. Подбор синонимов Метель- Смешной- Работать- 4. Составление текстов по заданным синонимам 5. Пересказ текста с сохранением синонимов (« Барсучий нос» К.Г. Паустовский )

Изображение слайда

Слайд 14: Выпишите многозначные слова и синонимы, использованные в стихотворении? В какой речи они будут уместны: в разговорной или книжной? Обратитесь к словарю

ЗА ЧТО? Кит по грязи смело шлепал Папа сына крепко шлепал. Кит обои отодрал — Папа сына отодрал. Кит песок в кастрюлю всыпал — Папа сыну сильно всыпал. Двойку в школе получил — Вновь от папы получил. Папа знал, что бить — не дело, Но упрямства не терпел. — Думал Кит, что бит за дело, И поэтому терпел. Как-то муха в суп попала, И опять ему попало. Разобиделся тут Кит: — Я, — кричит, — Напрасно бит! В суп она сама влетела! Так за что же мне влетело?

Изображение слайда

Слайд 15: Прочитайте про себя стихотворение О. Белявской. Есть ли среди прилагательных синонимы?

Смотри: золотые дорожки И замок янтарный в огнях. Сбегаются карлики-крошки В пурпурных и алых плащах. На башнях огнистые флаги, Вкруг замка пылающий ров И огненно-алые стяги На стенах меж ярких зубцов. Взлетают червонные птицы Над пламенно-яркой мечтой. Но вот заскрипят половицы, Старушка придет с кочергой, И дрогнет наш замок янтарный, И рухнет пылающий ров — Созданье мечты лучезарной, Виденье несбыточных снов.

Изображение слайда

Слайд 16: Работа над омонимами

Щука ныряет Трава прилегает ( коса ) Сидит девица в темнице, а коса на улице Сенокос, сенокосилка, косит

Изображение слайда

Слайд 17: Назовите слова, которые обозначают эти предметы

Песчаная коса коса для сенокоса девичья коса

Изображение слайда

Слайд 18: коса

Вторая задача в работе над омонимами – осмысление словообразования омонимов Сенокос, сенокосилка, косит. Что обозначает, какая часть слов указывает на их общность. Третья задача – осмысление фразеологизмов Нашла коса на камень

Изображение слайда

Слайд 19

Изображение слайда

Слайд 20: Загадки

В тетради я бываю Косая и прямая. В другом своем значении Я планка для черчения. И, наконец, порою В шеренгу вас построю. Линейка Линейка Линейка

Изображение слайда

Слайд 21: Соедините омонимы с их лексическим значением

Омонимы Лексическое значение гранат овсянка зверобой крона манжет Крупа; перелетная птичка Южное дерево; драгоценный камень. обшлаг рукава рубашки и деталь сантехники Разветвленная часть дерева; денежная единица Охотник; лекарственное растение

Изображение слайда

Слайд 22: Работа над антонимами

Антонимы - противоположное значение, подчеркивают контраст Знакомство начинается с объяснения их значения. Потом переходим к толкованию в художественном тексте. Упражнения: 1 группа - подбор к слову в прямом значении антонимов, 2 группа - слова в переносном значении – подбор антонимов

Изображение слайда

Слайд 23

__________ плод __________ плод Подберите слова с противоположным значением

Изображение слайда

Слайд 24: Прочитайте пословицу. Какой смысл заложен в ней? Какие слова создают противоположное значение?

Корень учения горек, да плод его сладок. Корень учения горек, да плод сладок. Сущ. прилаг. сущ. прилаг. Тяжело в учении, легко в бою (А.В. Суворов)

Изображение слайда

Слайд 25

Изображение слайда

Слайд 26

к слову веселый : Грустный Ликующий Смутный Мрачный печальный к слову тяжелый : Легкий Простой невесомый, прозрачный нетрудный Составьте пары разнокорневых антонимов

Изображение слайда

Слайд 27: Подберите однокоренные антонимы к картинкам

Въезжать - Подъезжать -

Изображение слайда

Последний слайд презентации: Усвоение лексического строя речи учащихся: Игра ПЕРЕВЁРТЫШИ При помощи замены слов антонимами восстановите известные пословицы

Счастье всегда бывает вместе. Громче стоишь - ближе исчезнешь. Одно счастье - много вопросов. Безделью - часы, делам - время. Собак не страшиться - по городу гулять. Делу - время, потехе - час. Семь бед - один ответ. Беда никогда не приходит одна. Волков бояться - в лес не ходить. Тише едешь - дальше будешь. Игра ПЕРЕВЁРТЫШИ При помощи замены слов антонимами восстановите известные пословицы.

Изображение слайда

Похожие презентации

Ничего не найдено