Слайд 2
Вандали́зм — это умышленное и бессмысленное уничтожение культурных и материальных ценностей.
Слайд 3
Происхождение слова связано с названием восточно-германского племени вандалов, разграбивших в июне 455 года Рим.
Слайд 4
Уголовный кодекс Российской Федерации даёт следующее определение вандализму: « осквернение зданий или иных сооружений, порча имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах ».
Слайд 35
Типы вандализма 1. Вандализм как способ приобретения. Основной мотив разрушения составляет материальная выгода. Эта форма вандализма по сути является разновидностью кражи. Примеры подобных явлений легко найти в современной российской действительности. Известно, что большой вред наносится всякому оборудованию, содержащему цветные металлы.
Слайд 36
2. Тактический вандализм. Разрушение используется как средство для достижения других целей. Например, чтобы не допустить снижения цен, уничтожаются целые партии товара.
Слайд 37
3. Идеологический вандализм. Объект разрушения имеет ярко выраженный символический смысл. Он может обозначать тип власти, социальные институты, какую-либо социальную или национальную группу.
Слайд 38
4. Вандализм как мщение. Разрушение происходит в ответ на обиду или оскорбление. Совершается анонимно. Обида может быть воображаемой, а объект разрушения может быть лишь косвенно или символически связан с первичным источником враждебности.
Слайд 39
5. Вандализм как игра. Это распространенная разновидность детского и подросткового вандализма. Разрушение рассматривается как возможность поднять статус в группе сверстников за счет проявления силы, ловкости, смелости. Такое времяпрепровождение часто имеет характер соревнования.
Слайд 40
6. Злобный вандализм. Злобный вандализм представляет собой акты, вызванные чувствами враждебности, зависти, неприязни к другим людям и удовольствия от причинения вреда. Объяснение поступка обычно такое - "Мне нужно было уничтожить то, что дорого другим"
Слайд 41
Причины вандализма Гнев. Разрушительные действия объясняются чувством досады, переживанием неспособности достигнуть чего-либо и могут быть попыткой справиться со стрессом.
Слайд 42
Скука. Причиной подросткового вандализма часто является желание развлечься. Мотивом выступает поиск новых впечатлений, острых ощущений, связанных с запретностью и опасностью.
Слайд 43
Исследование. В этом случае целью разрушения является познание. В частности, причиной разрушений, совершаемых детьми, бывает любопытство, желание понять, как работает система.
Слайд 44
Экзистенциальное исследование. Вандализм может выступать как средство самоутверждения, исследования возможности своего влияния на общество, привлечения внимания к себе.
Слайд 45
Другим важным фактором вандализма является конфликт с родителями или школьными учителями, а также наличие друзей, которые часто разрушают и ломают что-нибудь
Слайд 46
В исследованиях вандализма среди школьников было обнаружено, что подростки-вандалы не отличаются по характеристикам личностной,по степени оптимизма-пессимизма, уровню самоуважения
Слайд 47
Подростки-вандалы обладают примерно таким же уровнем интеллекта, как их сверстники, однако успевают в школе гораздо хуже.
Слайд 48
Те, кто задерживался милицией за вандализм в возрасте от 6 до 17 лет, к 21 году имели более серьезную преступную карьеру
Слайд 49
Вандализм занимает заметное место в структуре криминальной активности подростков 13-17 лет
Слайд 50
Важная характеристика подросткового вандализма - присутствие сообщников. Их обычно 3-4, они того же возраста или отличаются по возрасту не более чем на 1-2 года
Слайд 51
В 66% случаев акт вандализма не подготавливался, при этом в 65% случаев подростки применяли какие-либо орудия разрушения.
Слайд 52
В России социальная нестабильность сопровождается увеличением различных форм хулиганства и вандализма. Только в Санкт-Петербурге в 1991 г. убытки из-за регулярных поломок и хищений уличных таксофонов возросли в 4 раза по сравнению с 1989 г. На Московской железной дороге за один только 1992 г. было похищено 12 360 мягких сидений, повреждено 73 800 диванов, с сидений снято 251 тыс. кв. метров обшивки, разбито 49 800 кв. метров стекла [31].
Слайд 53
Предотвращение и контроль вандализма "Укрепление мишени". Способ заключается в создании физических барьеров для разрушения за счет использования более прочных материалов и конструкций, уменьшении количества деталей, которые можно оторвать, отбить и т.п.
Слайд 54
Во-первых, ее реализация может оказаться слишком дорогостоящей. Во-вторых, изменение дизайна в соответствии с этим способом трудно совместить с эстетическими требованиями. Так, например, школа, оформленная в стиле "укрепления", будет больше походить на тюрьму с минимумом необходимой мебели, стальными решетками и бетонными полами. В-третьих, укрепление конструкций и деталей может восприниматься как вызов и не снизит, а увеличит вероятность намеренных разрушений и поломок.
Слайд 55
Оперативный ремонт. Следует быстро устранять дефекты как естественного происхождения, так и появившиеся по вине человека.
Слайд 56
Ограничение доступа. Предлагается ограждать уязвимый объект от потенциальных разрушителей. Используются замки, ограды, заборы, решетки на окнах.
Слайд 58: Стратегия воздействия на мотивы и установки потенциального разрушителя проявляется в следующих способах
Слайд 59
Задержание, наказание, возмещение ущерба. В качестве наказания могут применяться штрафы, исключение из школы, уголовное преследование.
Слайд 60
Многие исследования показывают, что акцент на санкциях зачастую вызывает ответное увеличение вандализма и агрессии, активизируя ценности силы, протеста и вызова.
Слайд 62
Воспитание. Осознание асоциальных норм поведения или изменение уже сложившихся деструктивных мотивов и установок.