Великий сибиряк В.И. Суриков — презентация
logo
Великий сибиряк В.И. Суриков
  • Великий сибиряк В.И. Суриков
  • Великий сибиряк В.И. Суриков
  • Великий сибиряк В.И. Суриков
  • Портрет П.Ф.Суриковой (матери художника). 1887 Холст, масло
  • В.И. Суриков — студент Академии художеств в Санкт-Петербурге.
  • Великий сибиряк В.И. Суриков
  • Великий сибиряк В.И. Суриков
  • Великий сибиряк В.И. Суриков
  • Великий сибиряк В.И. Суриков
  • Великий сибиряк В.И. Суриков
  • Великий сибиряк В.И. Суриков
  • Великий сибиряк В.И. Суриков
  • Великий сибиряк В.И. Суриков
  • Великий сибиряк В.И. Суриков
  • Суриков В.И. «Утро стрелецкой казни» 1881г.
  • Суриков В.И. «Меншиков в Берёзове» 1883г.
  • Великий сибиряк В.И. Суриков
  • Великий сибиряк В.И. Суриков
  • Великий сибиряк В.И. Суриков
  • Суриков В.И. «Боярыня Морозова» 1887г.
  • Великий сибиряк В.И. Суриков
  • Великий сибиряк В.И. Суриков
  • Великий сибиряк В.И. Суриков
  • Великий сибиряк В.И. Суриков
  • Суриков В.И. «Взятие снежного городка» 1891г.
  • Великий сибиряк В.И. Суриков
  • Великий сибиряк В.И. Суриков
  • Великий сибиряк В.И. Суриков
  • Суриков В.И. «Покорение Ермаком Сибири» 1895г.
  • Великий сибиряк В.И. Суриков
  • Великий сибиряк В.И. Суриков
  • Суриков В.И. «Степан Разин» 1906г.
  • Великий сибиряк В.И. Суриков
  • Великий сибиряк В.И. Суриков
  • Великий сибиряк В.И. Суриков
  • Великий сибиряк В.И. Суриков
  • Суриков В.И. «Посещение царевной монастыря» 1912г.
  • Великий сибиряк В.И. Суриков
  • Великий сибиряк В.И. Суриков
  • Великий сибиряк В.И. Суриков
  • Великий сибиряк В.И. Суриков
  • Великий сибиряк В.И. Суриков
  • Великий сибиряк В.И. Суриков
  • Великий сибиряк В.И. Суриков
  • Великий сибиряк В.И. Суриков
  • Суриков В.И. «Минусинская степь»
  • Суриков В.И. «Благовещение»1914г.
  • В.И. Суриков с братом Александром, дочерьми Ольгой и Еленой перед отъездом в Сибирь в 1888 г.
  • Великий сибиряк В.И. Суриков
  • Великий сибиряк В.И. Суриков
  • В.И. Суриков умер 19.03.1916г., похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.
  • Используемые источники:
1/52

Первый слайд презентации: Великий сибиряк В.И. Суриков

(24.01. 1848-19.03.1916 ) Автопортрет. 1902.

Изображение слайда

Слайд 2

Полотна Василия Ивановича Сурикова (1848—1916), давно ставшие классикой, — «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Березове», «Боярыня Морозова», «Взятие снежного городка», «Покорение Сибири Ермаком», «Переход Суворова через Альпы», «Степан Разин» - будоражат по сей день, вызывая споры о судьбах отечества, его великих людях и великих мятежниках. Живопись Сурикова, яркую по исполнению, масштабную по мысли, народную по характеру, ценили как до революции, так и после, и будут ценить всегда — художник поднимал вековечные темы и решал их на уровне вечности, а не минутной политики, моды или кружка. Выходец из старинного казачьего рода первопроходцев Сибири, он был человеком «широкой палитры» - упорным, рисковым, деловым, озорным, брутальным, сентиментальным, прижимистым, великодушным, но никогда - мелким! И это многое объясняет в его профессиональной успешности.

Изображение слайда

Слайд 3

В. И. Суриков с братом и матерью. Василий Иванович Суриков родился 24 января 1848 года в Красноярске. Его предки по отцу и матери принадлежали к казачьим семьям. С детства Василий восхищался величественной природой Сибири. Он говорил: «Идеалы исторических типов воспитала во мне Сибирь с детства; она же дала мне дух, и силу, и здоровье». В детстве обнаружилась способность мальчика замечать необычное, красивое. Художник так говорил позднее об этой своей особенности: «Увижу что-нибудь, поразившее внимание, сразу ярко замечу во всех подробностях, и потом стоит только припомнить, и оно, как живое, перед глазами». Рисовать Василий начал рано. Сначала, как он сам говорил, «на стульях сафьяновых рисовал – пачкал». А в шесть лет скопировал с черной гравюры Петра Великого и сам раскрасил: синькой – мундир, а брусникой – отвороты.

Изображение слайда

Слайд 4: Портрет П.Ф.Суриковой (матери художника). 1887 Холст, масло

Портрет А.И. Сурикова, брата художника

Изображение слайда

Слайд 5: В.И. Суриков — студент Академии художеств в Санкт-Петербурге

Первый, кто обратил внимание на живописные способности Сурикова, был учитель рисования Красноярского уездного училища Н.В. Гребнев. В 1859 году умер отец и семья стала испытывать материальные затруднения. Сдавали часть дома квартирантам и за счет этого жили. Суриков, начавший учиться в гимназии, вынужден был ее оставить и поступить в 1862 году в Енисейское общее губернское управление канцелярским писцом. Василий Иванович потом рассказывал: «Очень я по искусству тосковал. Мать какая у меня была: видит, что я плачу – горел я тогда, – так решили, что я пойду пешком в Петербург». Мечта Сурикова осуществилась благодаря помощи красноярского губернатора П.Н. Замятина и золотопромышленника П.И. Кузнецова, оплатившего все расходы на поездку Сурикова в столицу и его учение в Академии художеств.

Изображение слайда

Слайд 6

В конце 1868 года Василий отправился в Петербург, куда добрался в феврале следующего года. Сначала он поступил в школу Общества поощрения художников, чтобы подготовиться к экзамену в академии. В апреле он держал экзамен в Академию художеств, но неудачно, и только в августе, после усиленных летних занятий, был принят сначала вольнослушателем, а год спустя – в 1870 году – слушателем академии. За время учебы Василий писал картины и рисунки, главным образом на библейские темы, за которые неоднократно получал медали, золотые и серебряные, денежные премии. В марте 1874 года Суриков получил первую премию за превосходный живописный эскиз композиции «Пир Валтасара». В том же году он создал первую композицию на тему древнерусской истории «Княжий суд», где ему удалось достигнуть впечатления достоверности происходящего. Автопортрет. Графика, 1880-е, 11×16 см

Изображение слайда

Слайд 7

В конце 1875 года Суриков оканчивает Академию художеств и получает звание классного художника первой степени. Он принимается вскоре за заказ на роспись четырех панно на тему: «Вселенские соборы» в храме Христа Спасителя, чтобы получить деньги и иметь возможность заниматься своим творчеством. Это был первый и единственный заказ, который выполнил Суриков в течение своей жизни.

Изображение слайда

Слайд 8

Василий Суриков. Автопортрет и портрет Елизаветы Шаре. 1876. Третьяковская галерея, Москва.

Изображение слайда

Слайд 9

Портрет Елизаветы Августовны Суриковой, жены художника 1888 Портрет Е. А. Суриковой 1888, 32×27 см

Изображение слайда

Слайд 10

"Вид памятника Петру I на Сенатской площади" (1870) -первая самостоятельная картина Сурикова. С нею он дебютировал на академической выставке

Изображение слайда

Слайд 11

В.И. Суриков. Пир Валтасара. 1874. В 1874г. Суриков получил денежную премию за эскиз "Пир Валтасара".

Изображение слайда

Слайд 12

Библейские сюжеты Все картины, написанные Суриковым на библейские сюжеты, относятся ко времени его пребывания в Академии художеств. Все - за исключением одной. В 1888 году потрясенный смертью жены художник создал полотно "Исцеление слепорожденного Иисусом Христом", выразившее его тогдашнее состояние. Почти два года после этого он вообще не брал кисть в руки. "Академические" же его работы во многом отвечали программе тогдашнего академического образования. Они неизменно отмечались премиями. Впрочем, считать их "принудительными" не стоит. Принудить к чему бы то ни было Сурикова вряд ли бы у кого-нибудь получилось. Сам художник вспоминал о своем увлечении в годы учения древней историей, называя три периода, последовательно захватывавшие его, -Древний Египет, Древний Рим и, наконец, "воцарившееся на его развалинах христианство". В качестве примера приводим картину "Пир Валтасара", 1874, которая - при всем своем бросающемся в глаза академизме - уже несет отпечаток темпераментного стиля будущих суриковских шедевров.

Изображение слайда

Слайд 13

Изображение слайда

Слайд 14

Эта первая по времени написания часть исторической "трилогии" Сурикова, в которую, помимо нее, вошли полотна "Меншиков в Березове" и "Боярыня Морозова", "оживляет" событие, сломившее хребет бунтарскому стрелецкому движению, а именно: казнь участников последнего стрелецкого восстания, устроенную по повелению и под присмотром молодого царя Петра I. В этом первом шедевре Сурикова уже громко заявили о себе прославившие его впоследствии качества - великолепного колориста и изысканного "композитора" (так его называли соученики по Академии). Показанная на 9-й передвижной выставке, эта работа поставила художника вровень с теми, кто задавал тон в тогдашней русской живописи. "Картина Сурикова делает впечатление неотразимое, глубокое на всех. У всех написано на лицах, что она - наша гордость на этой выставке. Могучая картина!" - писал И. Репин П. Третьякову, купившему полотно у Сурикова прямо на выставке за восемь тысяч рублей. Эти деньги, избавив живописца от забот о хлебе насущном, развязали ему руки для продолжения работы в избранном направлении.

Изображение слайда

Слайд 15: Суриков В.И. «Утро стрелецкой казни» 1881г

Изображение слайда

Слайд 16: Суриков В.И. «Меншиков в Берёзове» 1883г

Изображение слайда

Слайд 17

Сюжетом для картины послужила история опалы ближайшего сподвижника Петра Великого, генералиссимуса Александра Меншикова, проигравшего борьбу за власть, которая развернулась в Петербурге после смерти первого русского императора, и сосланного вместе с семьей в далекий Березов. Вот как сам художник рассказывал о том, что заставило его обратиться к этой теме: "Да вот у меня было так: я жил под Москвой на даче, в избе крестьянской. Лето дождливое было. Изба тесная, потолок низкий. Дождь идет, и работать нельзя. Скучно. И стал я вспоминать: кто ж это вот точно так же в избе сидел. И вдруг... Меншиков... сразу все пришло - всю композицию целиком увидел. Только не знал еще, как княжну посажу".

Изображение слайда

Слайд 18

Этот комментарий служит прекрасной иллюстрацией живописной "технологии" Сурикова. У картины есть одна особенность, отличающая ее от других шедевров этого ряда, - в ней нет народа, толпы, массы, выступающих непременным живым фоном других суриковских работ. Но вряд ли перед нами полотно, исполненное в жанре "семейной драмы". Весь его строй, вся его композиция заставляют задуматься о вечных проблемах "власти и народа", "героя и массы" и пр. - тем более что сам Меншиков был типичным петровским "выскочкой", гениальным "пассионарием".

Изображение слайда

Слайд 19

Именно в этой деревне под названием Перерва Сурикову пришла идея картины о судьбе Меншикова

Изображение слайда

Слайд 20: Суриков В.И. «Боярыня Морозова» 1887г

Изображение слайда

Слайд 21

Церковный раскол, возникший после реформы патриарха Никона, был, в сущности, репетицией петровских преобразований, первым острым столкновением старого и нового на безбрежных просторах тогдашней Руси. Один из сюжетов истории раскола лег в основу написанного Суриковым шедевра - шедевра, поразившего современников. Речь идет об аресте и заточении после пыток в 1571 году в Боровский монастырь одной из самых энергичных сторонниц мятежного протопопа Аввакума, боярыни Феодосии Морозовой. Аввакум видел в ней родственную по неугасимому духовному пыланию душу, он писал ей: "Персты рук твоих тонкокостны и действенны. Очи же твои молниеносны". Претерпев за старую веру, боярыня не сдалась, мужественно и твердо донеся свой крест до конца, - в 1675 года она погибла от голода в земляной тюрьме. Не изменяя своим правилам, Суриков населил историческое полотно живыми людьми, которых он встречал в Сибири и в Москве, в самом архитектурном фоне соединив городские элементы Красноярска и Москвы. Боярыня Морозова - центральный образ этой картины, определяющий всю ее композицию. Композиция построена по диагонали, указывающей вектор движения саней и делящей полотно на две части: слева группируются, по преимуществу, противники боярыни, справа - сочувствующие ей.

Изображение слайда

Слайд 22

Картина В.И. Сурикова "Боярыня Морозова" повествует о расколе в русской православной церкви в середине XVII столетия. Против церковных реформ патриарха Никона выступила оппозиция во главе с протопопом Аввакумом  Петровым, духовной дочерью и сподвижницей которого была боярыня  Феодосия Прокопиевна Морозова, урожденная Соковнина. Эта богатая и знатная женщина выступила истовой сторонницей древнего благочестия и активной противницей нововведений. В 1673 году Морозова была сослана в Боровский монастырь, где и погибла в 1675 году.

Изображение слайда

Слайд 23

Снова цитируем "Материалы для биографии Сурикова" М. Волошина: "Была у меня одна знакомая старушка - Степанида Варфоломеевна, из старообрядок. Они в Медвежьем переулке жили - у них там молитвенный дом был. И вот приехала к ним начетница с Урала - Анастасия Михайловна. Я с нее написал этюд в садике, в два часа. И как вставил ее в картину - она всех победила".    Это-то лицо и решил повторить наш художник.

Изображение слайда

Слайд 24

Историю боярыни Морозовой Суриков знал с детства. В Сибири традиционно жило немало раскольников. К старой вере склонялась тетка художника Авдотья Васильевна ("Она мне по типу Настасью Филипповну из Достоевского напоминала", - рассказывал Суриков М. Волошину). Тетка, видимо, познакомила подростка с рукописным "житием" боярыни Морозовой. Позже Суриков читал письма протопопа Аввакума к ней и ее родной сестре, княгине Урусовой, тоже открыто разделявшей взгляды старообрядцев. Еще один источник, которым пользовался художник: книга И. Забелина "Домашний быт русских цариц XVI-XVII веков", опубликованная в 1872 году. Дольше всего не давалось ему лицо (точнее назвать его ликом) главной героини полотна. Он давно уже выписал в подробностях толпу и архитектурные детали, но все никак не мог подобрать единственно нужное его выражение. "Как ни напишу ее лицо - толпа бьет. Ведь сколько времени я его искал. Все лицо мелко было. В толпе терялось", - признавался он. Но художник все-таки нашел его.

Изображение слайда

Слайд 25: Суриков В.И. «Взятие снежного городка» 1891г

Изображение слайда

Слайд 26

Водоразделом в жизни и творчестве Сурикова стала смерть его жены. Горе художника было столь велико, что он практически перестал писать и уехал в Сибирь, чтобы остаться там навсегда. Александр Иванович Суриков, брат живописца, пытаясь помочь, подсказал ему тему этой картины. И она вылечила Сурикова от тоски, открыв собой новый этап его творчества, отличающийся полифонической композицией, насыщенностью колорита, погруженностью в народную стихию. "Необычайную силу духа я тогда из Сибири привез", - признавался Суриков М. Волошину. Работа изображает старинную сибирскую игру, очень популярную в казачьей среде, - в нее играли в "прощеное воскресенье", последний день масленицы. Напомнили о себе здесь и детские впечатления художника: "Помню, - вспоминал он, - как "городок" брали. Городок снежный. И конь черный прямо на меня... Я его потом в картину вставил. Я много "снежных городков" видел. По обе стороны народ, а посреди снежная стена. Лошадей хворостинами - чей конь первый сквозь снег прорвется". По своему обыкновению, многие детали Суриков писал с натуры - друзья живописца специально для него инсценировали полный "вариант" игры в селе Лодейки.

Изображение слайда

Слайд 27

Изображение слайда

Слайд 28

Изображение слайда

Слайд 29: Суриков В.И. «Покорение Ермаком Сибири» 1895г

Это полотно Суриков писал долго - целых четыре года. Первые эскизы работы относятся к периоду его летнего пребывания в Красноярске в 1891 году. Темой для картины стало взятие в октябре 1582 года казаками легендарного Ермака столицы Сибирского ханства Кашлыка. В ходе этого сражения горсткой храбрецов, прямым наследником которых - по праву рождения - всегда ощущал себя сам художник, было разбито огромное войско хана Кучума. Картина явила собой очередное обращение Сурикова к одному из судьбоносных моментов русской истории, ознаменовавшемуся присоединению к Руси богатейших территорий за Уралом.

Изображение слайда

Слайд 30

Изображение слайда

Слайд 31

Изображение слайда

Слайд 32: Суриков В.И. «Степан Разин» 1906г

Изображение слайда

Слайд 33

Первый эскиз к этой картине датируется 1887 годом - он был создан по мотивам известной народной песни. В конечном варианте (Суриков, впрочем, еще раз возвращался к этому сюжету в 1909-10 годах) мы у же не найдем никакой "иллюстративности"; от песни осталась лишь своеобразная музыкальность композиции. Я. Минченков, обсуждавший с Суриковым эту работу на выставке 1906 года, где она была показана, так описывает - видимо, со слов автора - ее содержание: «Плывет с набега вольная дружина. Везет отбитое в Персии и у купцов добро. Песни и разгул. Один Степан Тимофеевич далек от веселья; задумался думой, как сделать вольным русский народ. Едва скользит по Волге лодка, под широким парусом полулежит Степан с глубокой думой во взоре, и дума та легла над всем широким раздольем Волги» Суриков во время работы над картиной "Степан Разин". Фотография 1906 г.

Изображение слайда

Слайд 34

Переход Суворова через Альпы. 1899. Так получилось, что эту картину, начатую в 1895 году, Суриков показал на 27-й передвижной выставке в 1899 году - в столетнюю годовщину изображенного на ней события. Сам художник утверждал, что это случайное совпадение. Верный своей живописной практике, он специально съездил в Швейцарию, в Альпы, чтобы собственными глазами увидеть живые "декорации" своего полотна. "Льды, брат, страшной высоты. Эхо бесконечное", - сообщал изумленный Суриков в письме к своему брату. При работе над картиной ему пришлось решать труднейшие композиционные задачи. Выполнив несколько композиционных вариантов, художник в конце концов остановился на вертикальном формате, совершенно необычном для батальных произведений.

Изображение слайда

Слайд 35

Сама сцена построена так, что создается впечатление, будто лавина солдат в буквальном смысле низвергается на зрителя. "Главное у меня в картине - движение, - объяснял свою работу Суриков, - храбрость беззаветная". Поместив Суворова в левый верхний угол, он сделал героем полотна солдатскую массу, при внимательном рассмотрении распадающуюся на ряд великолепных выписанных психологических типов. Однажды Суриков обмолвился, говоря о своем детище: "Подвиг под шутку полководца". "Подвиг" в этой фразе - ключевое слово.

Изображение слайда

Слайд 36

Портрет А.В. Суворова (1899)

Изображение слайда

Слайд 37: Суриков В.И. «Посещение царевной монастыря» 1912г

Изображение слайда

Слайд 38

Эта работа стала последним значительным произведением Сурикова. В отличие от других его исторических полотен, она не имеет четкой привязки к какому-то историческому событию или к какой-то конкретной исторической личности. Тема картины - трагическая судьба русских царевен. Выходить замуж за равных по "крови" и "сану" иноверцев им запрещала церковь; соотечественники, даже самых знатных боярских родов, тоже не подходили им в мужья, так как стояли ниже на социальной лестнице. Оставался один путь - в монастырь. Суриков построил картину на контрастном сопоставлении цветущей молодости изображенной царевны и подчеркнутых ханжества и фальши монахинь. В сущности, в этой работе он выступил выразителем тогдашнего общественного мнения, критически относившегося к монастырскому миру. Известна фраза художника, касающаяся этого мира: "Там фальшиво все".

Изображение слайда

Слайд 39

Художник много путешествовал по России, ездил в Сибирь, на Волгу, в Крым. Посетил Германию, Францию, Италию, Австрию, Швейцарию, Испанию. С 1881 по 1907 Суриков В.И.- член Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ). Действительный член Академии художеств (с 1893), с 1895 – академик. Почетный член Московского общества любителей художеств (с 1903). Суриков В.И. Автопортрет. 1913

Изображение слайда

Слайд 40

«Сибирская красавица» Портрет Е.А. Рачковской « Сибирячка»

Изображение слайда

Слайд 41

«Горожанка» Портрет А.И. Емельяновой. «Казачка» Портрет Л.Т. Маториной.

Изображение слайда

Слайд 42

Портрет О.В. Суриковой. 1897, 30.5×21 см «Девочка с куклой» Портрет О.В. Суриковой, дочери художника в детстве.

Изображение слайда

Слайд 43

Портрет доктора А.Д. Езерского

Изображение слайда

Слайд 44

Портрет неизвестной на желтом фоне (1911)

Изображение слайда

Слайд 45

Портрет хакаски. Портрет минусинского татарина.

Изображение слайда

Слайд 46: Суриков В.И. «Минусинская степь»

Изображение слайда

Слайд 47: Суриков В.И. «Благовещение»1914г

Изображение слайда

Слайд 48: В.И. Суриков с братом Александром, дочерьми Ольгой и Еленой перед отъездом в Сибирь в 1888 г

Изображение слайда

Слайд 49

Изображение слайда

Слайд 50

В творчестве Сурикова наглядно проявились черты национального народного искусства большого стиля. Его картины стали вершиной развития исторического жанра в русской  и мировой живописи.

Изображение слайда

Слайд 51: В.И. Суриков умер 19.03.1916г., похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище

Изображение слайда

Последний слайд презентации: Великий сибиряк В.И. Суриков: Используемые источники:

1.Кончаловская Н.П. Дар бесценный.— Красноярское книжное издательство, 1978.— 399с., ил. 2. images.yandex.ru 3. w2mobile.mobi › wiki / Суриков,_ В асилий_Иванович 4. museum- online.ru › Peredvizhniki / Vasilij … Surikov / 5. ohudognikah.ru › content / surikov 6. art surikov.ru

Изображение слайда

Похожие презентации

Ничего не найдено