Первый слайд презентации: Выдвижение креативных идей и их доработка»
Занятие 14 (5 класс)
Слайд 2: Характеристики креативного мышления
Гибкость мышления Беглость мышления Оригинальность мышления Проработанность мышления - это способность высказывать широкое многообразие идей. - это способность порождать новые нестандартные идеи. - это способность высказывать максимальное количество идей в определенный отрезок времени. Причем, в данном случае важно не их качество, а их количество. - это законченность, способность совершенствовать или придавать завершенный вид своим мыслям.
Слайд 4: Оригинальная идея
Выберите слова, которые будут являться синонимичными к словосочетанию «оригинальная идея» ? 1) Такая, которая придёт в голову немногим. 2) Первоначальная идея. 3) Такая, о которой подумают немногие. 4) Собственная идея. 5) Интересная идея. Оригинальная и нестандартная идея – это одно и то же или разное?
Слайд 5: Давайте обсудим
Рассмотрите рисунки «Круги». Что на ваш взгляд выполнено наиболее тщательно у вас и среди работ одноклассников ? 2. Рассмотрите рисунки, которые наиболее тщательно и детально прорисованы. Сколько у этого человека всего рисунков? Сколько нужно времени на тщательное исполнение? Как вы думаете, насколько совместимы беглость и проработанность ? Почему ?
Слайд 6: Необычная картина»
Учительница показала вам необычную картину и предложила поразмышлять, к какой истории она может быть иллюстрацией. Вы решили написать сказку по этой картине.
Слайд 7
Большинство ребят в классе решили, что самое оригинальное название для сказки – «Повелитель воздуха». Вы решили придумать сказку с таким названием, для которой эта картина была бы иллюстрацией. Запишите несколько предложений, с которых могла бы начинаться эта сказка. Важно, чтобы уже с самого начала сказки было понятно, как она связана с изображённым на картине. Также важно, чтобы сказка была необычной ( немногие люди могли бы придумать такую историю). «Необычная картина» Повелитель воздуха Запишите начало сказки в нескольких предложениях : __________________________________________________________ __________________________________________________________ Код Содержание критерия 2 В ответе записано начало сказки, в котором прослеживается связь с изображением на картине и предложенным названием. В записанном тексте содержится какой-то яркий образ, ИЛИ представлена оригинальная идея. 1 В ответе записано начало сказки, в котором прослеживается связь с изображением на картине и предложенным названием. Однако в записанном тексте не содержится яркого образа И не представлено оригинальной идеи. 0 В ответе не прослеживается связи с изображением на картине и предложенным названием.
Слайд 8: Улыбка осени»
Пятиклассники помогали своей первой учительнице подготовить Праздник Осени. Они решили провести у первоклассников конкурс творческих работ «Улыбка осени». А потом оформить работами учеников зал. Для этого они стали готовить шаблоны и образцы работ. Ребята придумали такое задание: нужно взять за основу кленовый листок и дорисовать, что угодно, - так, чтобы этот лист стал частью какого – то нового образа. Они нарисовали одинаковые листочки, по-разному их расположили – получились шаблоны, которые можно использовать для создания рисунка. Вам надо создать креативный рисунок на основе одного из шаблонов. Креативный рисунок – это такой рисунок, который придумает не каждый. Он привлекает внимание, оригинально оформлен. При желании вы можете описать замысел вашего рисунка.
Слайд 9
Система оценивания: Балл Содержание критерия 2 Рисунок, созданный на основе любого шаблона кленового листа, включает этот лист как элемент нового образа/композиции и относится к одной из редко встречающихся категорий: живые существа, очертания которых впрямую НЕ напоминают форму кленового листа, например, зайчик, ёжик и др.; предметы, назначение которых НЕ предполагает тесных ассоциаций с кленовым листом, например, диадема, корона, костёр и т.п. абстрактные понятия, например, пожар, палитра и т.п. 1 Рисунок, созданный на основе любого шаблона кленового листа, включает это лист как элемент нового образа/композиции и относится к одной из часто встречающихся категорий: живые существа, очертания которых напоминают форму кленового листа, например, рыбка, ёжик и т.п.; бытовые предметы, очертания которых напоминают форму кленового листа, например, платье, бантик, парус и т.п. 0 Ответ отсутствует ИЛИ не отвечает требованиям задания: листик на рисунке остаётся листиком, а не становится частью нового образа, например, к листику подрисована вазочка, ИЛИ листик использован как рамочка для изображенного на его фоне смайлика, солнышка и т.п.
Слайд 10: Класс»
Ученики из начальной школы перешли в пятый класс. Это новый этап в школьной жизни: новые учителя, новые предметы, новые кабинеты. Да ещё и в пятые классы собрали из учеников разных классов начальной школы. Как адаптироваться к изменениям в основной школе? Предлагаем вам порассуждать на эти темы. Важно при выполнении заданий использовать ваш опыт, внимание и воображение! Классному руководителю понравилась идея про анкеты: Дать всем заполнить одинаковые анкеты, повесить их в классном уголке. Так класс лучше узнает каждого. Она предложила пятиклассникам доработать эту идею, подумать над такими вопросами : – В анкете, конечно, надо назвать свою фамилию и имя, указать дату рождения. А какие ещё вопросы стоит задать в анкете? Что ещё мы хотим узнать о каждом? – Как лучше разместить эти анкеты в классном уголке – в бумажном виде ИЛИ как-то иначе? – Как лучше оформить анкету? Предложите свой вариант доработки идеи про анкету. Например, придумайте какой-нибудь интересный вопрос. Или предложите, как нужно оформить анкету, чтобы её было легко читать, или предложите, где и как разместить эти анкеты, чтобы всем было удобно их просматривать. Ваше предложение должно быть оригинальным, таким, которое придёт в голову немногим, и реалистичным, таким, которое вы и ваши одноклассники можете воплотить.
Слайд 11
Система оценивания: Балл Содержание критерия 2 Предложенная идея доработки анкеты относится к одной из редко встречающихся категорий: - предложен оригинальный вопрос для анкеты (например, про любимый цвет, любимое занятие, любимую еду, или про имя, отчество домашних и т.д.)? - предложен оригинальный способ размещения анкеты (например, в группе в мессенджере), - предложен оригинальный способ оформления анкеты (например, компактная записная книжка), - иной способ доработки. 1 Предложенная идея доработки анкеты относится к одной из часто встречающихся категорий: - предложен обычный вопрос для анкеты (например, про номер телефона), - предложен обычный способ размещения анкеты (например, повесить в классном уголке), - предложен обычный способ оформления анкеты (например, отвести по одному листу на каждого ученика). 0 Ответ отсутствует, ИЛИ - В ответе предложена иная идея, не имеющая отношения к анкете, ИЛИ - Повторены идеи этого или предыдущих заданий.
Слайд 12: Буккроссинг – обмен книгами»
Учитель литературы сказала пятиклассникам, что существует международное общественное движение любителей литературы – буккроссинг. Буккроссинг в переводе с английского — «перекрёстный обмен книгами». Его цель — «освободить» книги, то есть дать им возможность не пылиться на полках, а радовать другого читателя, практически дать книгам свободу. Учительница предложила ученикам самостоятельно подробнее узнать об этом и обсудить эту тему на следующем уроке. Предлагаем вам подключиться к рассмотрению этого вопроса и выполнить задания вместе с пятиклассниками, найти интересные и творческие решения.
Слайд 13
Учитель предложила подумать, что надо сделать, чтобы про акцию «Обмен книгами» в школе узнали как можно больше людей. Пятиклассники решили принести свои книги и положить их в тех местах, о которых договорились (библиотека и «окно читателя» на каждом этаже), подготовить плакаты и поставить дежурных от класса, которые будут стоять и объяснять, что это и для чего. Ваш друг сказал, что этого недостаточно, так как во время уроков никто дежурить не сможет. Надо придумать что-то другое. Например, договориться, что первый день после каникул объявляется «Днём книги, которой хотят поделиться», и провести презентацию новой акции в актовом зале. Только надо придумать, как представить акцию «Обмен книгами», чем привлечь других учащихся. «Буккроссинг – обмен книгами» Помогите другу. Предложите, как можно доработать его идею по презентации новой акции – «Обмен книгами» в рамках «Дня книги, которой хотят поделиться», чтобы об этом узнало как можно больше учащихся и чтобы привлечь к её реализации как можно больше одноклассников. Предложите оригинальное и реалистичное решение. Помните, что оригинальное решение – это такое, которое придёт в голову не каждому. А реалистичное решение – это такое, в котором вы сами готовы принять участие. Система оценивания: Балл Содержание критерия 1 В ответе записано предложение, как можно провести презентацию акции, приведены уточнения, детали. Например, сделать объявления об этой акции и разместить их в школе и в группе школы Вконтакте; участникам, которые готовят это мероприятие, дать возможность первым выбрать себе книги; моя мама работает в издательстве, она может к нам пригласить автора, и он подпишет его книги, это будет приятно ученикам, и они возьмут эти книги почитать. 0 Ответ отсутствует, ИЛИ Записанное предложение не связано с презентацией акции ИЛИ оно нереалистично в исполнении.
Слайд 14: Прогулка в парке»
В Центральном парке города Долгопрудного есть несколько прудов. В тёплое время года в этих прудах селится много уток. В основном, это утка Кряква и утка Огарь. Поскольку парк является излюбленным местом отдыха горожан, многие люди во время прогулок в парке стараются покормить уток. Однако около прудов на самых видных местах размещены таблички: Утка Огарь Утка Кряква То есть хлебом кормить уток нельзя! А чем же можно? Помогите горожанам без вреда для уток подкармливать их.
Слайд 15
«Прогулка в парке» ЗАДАНИЕ 1 Гуляя с дедушкой, четырёхлетний Тима предложил дедушке покормить уток вкусным батоном. Однако дедушка указал на табличку и напомнил, что хлебом уток кормить нельзя. Но поскольку Тима очень любознательный, он задал дедушке вопрос, который задавал довольно часто: «Почему? Почему уток нельзя кормить хлебом, ведь он такой вкусный и утки всегда с удовольствием его едят?» Дедушка ответил, что от хлеба у уток возникает ожирение. И пока дедушка рассказывал Тиме научным языком последствия ожирения у утки, Тима уже потерял интерес к повествованию деда. Предложите ваш ответ Тиме, такой, чтобы Тима понял, почему нельзя уток кормить хлебом, и чтобы Тиме было интересно послушать ваш ответ. Ваш ответ должен быть коротким и таким, который придумает не каждый. Система оценивания: Балл Содержание критерия 1 Предложена идея объяснения малышу опасность ожирения у уток. Объяснение не противоречит научному представлению или здравому смыслу и построено так, чтобы его смысл был понятен четырёхлетнему малышу. 0 Ответ не отвечает теме, требованиям задания или ответ отсутствует.
Слайд 16
«Прогулка в парке» Как должна выглядеть табличка на берегу пруда, чтобы и утки были сыты, и вреда для них не было, и горожане вносили свой вклад в кормление уток во время прогулок в парке, и чтобы четырёхлетний Тима тоже понял её смысл ? Разработайте свою идею варианта таблички. Ваша идея должна быть такой, которая придет в голову немногим. ЗАДАНИЕ 2 Система оценивания: Балл Содержание критерия 1 Предложена креативная идея таблички, где: четко говорится, чем можно и чем нельзя кормить уток смысл понятен любому человеку (от 4+) - имеет хороший внешний вид - идея является креативной. 0 Ответ не отвечает теме, требованиям задания или ответ отсутствует.
Слайд 17: Подведём итоги занятия
какие идеи можно считать креативными ; 2) для чего, в каких ситуациях им лично может оказаться необходимым умение выдвинуть оригинальную идею ; 3) в каких ситуациях им может пригодиться умение доработать идею так, чтобы она стала более оригинальной и более проработанной ; 4) как эти умения – выдвигать креативные идеи и дорабатывать их – можно использовать в учебном процессе или в бытовых ситуациях. На бытовых примерах поясните :
Слайд 18
«Например, когда вас осеняет идея, полезная вам в повседневной жизни, это и есть пример креативности с маленькой буквы. И неважно, что тысячи — да хоть и миллионы — людей до вас выдвигали подобные идеи. Если мысль нова лично для вас и приносит вам пользу, значит, вы проявили креативность с маленькой буквы» Митчел Резник