Первый слайд презентации
Выполнил: Кулемалин Даниил, 13 лет МБОУ Кагальницкая СОШ №1 ст. Кагальницкая Ростовская область Проектно-исследовательская работа Проект туристско-краеведческого маршрута «Знакомьтесь - моя малая Родина» 1
Слайд 2: Оглавление
Введение ………………………………………………...................... 3 – 4 Основная часть 1. Исследовательская деятельность………………………………… 5 2. Знакомьтесь – моя малая Родина, станица Кагальницкая Культурно-исторический маршрут …………………………………. 6 1 остановка: Историческая…………………………………………. 7 2 остановка: Географическая……………………………………….. 8 3 остановка: Героическая…………………………………………… 9 – 13 4 остановка: Познавательная………………………………………. 14 Заключение …………………………………………………………… 15 Список источников и используемой литературы ………………….. 16 Приложения…………………………………………………………... 17 – 26 2
Слайд 3: Проект « Знакомьтесь - моя малая родина»
Введение Малая Родина для любого человека — это место, где он родился, вырос, где прошли самые счастливые годы его жизни. Это может быть большой город, маленький посёлок или деревушка, куда мы хотим вернуться снова, где живут родные и близкие нам люди, где знакома каждая тропинка, каждое деревце. Это место даёт силы и наполняет энергией, оно связано с важными и счастливыми воспоминаниями из детства. Актуальность моего проекта обусловлена тем, что несмотря на имеющиеся знания об истории своего родного края, информация о его основании и достопримечательностях остаётся недостаточно изученной. В школьной программе, к сожалению, недостаточно времени уделяется изучению родного края, нет систематизированного и наглядного материала для культурно-исторического развития детей и молодежи. Поэтому большое значение приобретает краеведческая работа. В проведенном мной опросе учащихся 6-7-х классов школы МБОУ Кагальницкая СОШ №1 выявлено всего 27% респондентов, которые хорошо знают историю и культурное наследие нашей станицы, 30% - считают тему недостаточно изученной, 43% - не знакомы с культурно-историческими фактами о своей малой Родине. Но при этом, 98 % респондентов ответили, что хотели бы больше узнать о нашей станице (Приложение 1). Поэтому важно знать и помнить историю своей родины, заботиться о культурных и исторических памятниках, чтобы помнить, гордиться, передавать из поколения в поколение любовь и патриотизм к родной земле, к родной стране, к родному краю. Цель исследования: изучить историю своей малой Родины, познакомиться с достопримечательностями и обобщить полученные знания, разработать туристическо-краеведческий маршрут. 3
Слайд 4
Для достижения цели поставлены следующие задачи исследования: - изучить историю создания станицы; - узнать о знаменитых людях малой Родины; - узнать о исторических памятниках и достопримечательностях своей малой Родины. - проанализировать собранные материалы и сделать выводы; - подготовить карту для проведения туристско-краеведческого маршрута. Гипотеза исследования: знания о культурно-историческом и туристско-краеведческом наследии своей малой Родины позволят решить задачу нравственно-патриотического воспитания детей и молодежи, привлечь население к эколого-туристическим маршрутам. Объект исследования: история и достопримечательности станицы Кагальницкой Ростовской области. Предмет исследования: информация, полученная в ходе проектной деятельности. Методы исследования: изучение информации, полученной из различных источников: архивных материалов школьного историко-краеведческого музея Боевой и Трудовой Славы им. В.М. Колесникова, районного краеведческого музея им. Л.Н. Павловой-Кошман, архивов газеты « Кагальницкие вести», сети Интернет. Исследование проводилось с февраля по март в станице Кагальницкой Ростовской области. В ходе исследования проведена обработка полученной информации. Практическая значимость: работа над проектом даёт возможность выступить с полученными знаниями в школе перед учащимися, проводить беседы на классных часах. Представить маршрут, разработанный в ходе проведения проектной деятельности, в Министерстве образования Кагальницкого района, в Администрации Кагальницкого района для проведения активных мероприятий для школьников, жителей и гостей нашей станицы. 4
Слайд 5: Основная часть 1. Исследовательская деятельность
Для реализации поставленных задач мною был проведен опрос учащихся 6-7-х классов школы МБОУ Кагальницкая СОШ №1. В опросе приняли участие 147 учеников. Им было предложено ответить на вопросы: 1) Знаете ли вы историю и дату основания станицы Кагальницкой ? 2) Сможете ли вы назвать культурно-исторические памятники, расположенные в нашей станице? Если да, то какие? 3) Знаете ли вы деятелей спорта, культуры и искусства, которые прославили нашу станицу? 4) Известны ли вам туристические тропы в станице Кагальницкой ? Анализ полученных данных показал, что только 27% опрошенных (40 учеников) хорошо знают историю и культурное наследие нашей станицы, 30% - недостаточно осведомлены в тех или иных вопросах, 43% - не знакомы с культурно-историческими фактами о своей малой Родине (Приложение 1). Следующим этапом проектно-исследовательской работы стало изучение информации об историко-культурном наследии и природе нашей малой Родины. На данном этапе была собрана информация из архивных материалов школьного историко-краеведческого музея Боевой и Трудовой Славы им. В.М. Колесникова, районного краеведческого музея им. Л.Н. Павловой-Кошман, архивов газеты « Кагальницкие вести», из открытых источников в сети Интернет. Полученная информация необходима мне для разработки познавательного туристско-краеведческого маршрута. 5
Слайд 6: 2. Знакомьтесь – моя малая Родина, станица Кагальницкая. Культурно-исторический маршрут
Целевая аудитория: учащиеся МБОУ Кагальницкая СОШ №1, жители и гости станицы Кагальницкая. Форма проведения: игровая, интерактивная (для учащихся школы) или пешеходный маршрут группой 10-15 человек по историческим и культурным достопримечательностям (для любой группы участников маршрута) в зависимости от времени года и погодных условий. Время прохождения: 60 минут. Начало маршрута: Памятник казачьему атаману графу Матвею Ивановичу Платову станица Кагальницкая, ул. Калинина. Окончание маршрута: МБОУ Кагальницкая СОШ №1, школьный историко-краеведческий музей Боевой и Трудовой Славы им. В.М. Колесникова Каждый этап маршрута сопровождается рассказом, историческими фактами о станице, культурном наследии, выдающихся соотечественниках и земляках. 6
Слайд 7: 1 остановка: Историческая
На первой остановке участникам маршрута предлагается узнать об истории и основателе станицы Кагальницкой. Данный этап маршрута проходит возле памятника атаману М.И. Платову. «Станица Кагальницкая была основана в 1809 году на правом берегу реки Кагальник. Первоначальное заселение было связано с необходимостью удобно размещать войска, проходящие на Кавказ. Атаман Матвей Иванович Платов обратился к царю с прошением о заселении южных пространств войсковой земли казачьими станицами. Получив разрешение, он вызвал из всех станиц Войска Донского желающих переселиться. Но так как желающих казаков оказалось мало, были допущены вольные люди из Малороссии. С переселением в эти станицы их переводили в казачье сословие. Памятник казачьему атаману графу Матвею Ивановичу Платову находится в центре станицы Кагальницкая Ростовской области. Монумент открыли 10 октября 2009 года, в год 200-летия основания станицы. Памятник представляет собой бюст атамана в гусарской шляпе с пером, установленный на постаменте. На передней части постамента закреплена бронзовая табличка в форме свитка с надписью: «Платов, Матвей Иванович». (Приложение 2) 7
Слайд 8: 2 остановка: Географическая
Слева от памятника М.И. Платову располагается административное здание – Администрация Кагальницкого района и станицы Кагальницкая. Маршрут от первой остановки до второй остановки занимает 5 мин. « Кагальницкая -станица в Ростовской области. Административный центр Кагальницкого района и Кагальницкого сельского поселения. Станица находится на реке Кагальник в 50 км к юго-востоку от областного центра г. Ростова -на-Дону. Геральдическое описание герба Кагальницкого района гласит: «В четверочастно разбитом на червлень (красное) и зелень поле золотые четырехконечные крылья мельницы в крест поверх двух серебряных шашек накрест» Шашки накрест и красные части герба аллегорически символизируют донское казачество. Как и на всем Дону, Кагальницкие казаки были воинами, и дух этот они стремились передать в обычаях, в повседневной жизни: одним из элементов обряда посвящения мальчика в казаки является надевание на него сабли. Красный цвет означает право, силу, любовь, мужество, храбрость. Серебро - символ совершенства, благородства, чистоты, веры, мира. Основные отрасли сельского хозяйства района - зерновое и животноводческое показаны крыльями мельницы и зеленой частью поля герба. Золото - символ высшей ценности, богатства, величия, постоянства, прочности, великодушия, интеллекта и солнечного света. Зеленый цвет также дополняет символику природы и символизирует изобилие, жизнь возрождение». (Приложение 2) 8
Слайд 9: 3 остановка: Героическая
Маршрут третьей остановки «Героическая» будет пролегать через социальные и культурные организации и центры, памятники ст. Кагальницкой. Пеший маршрут данной остановки занимает 10 минут без учета времени, необходимого для исторических справок. «Станица Кагальницкая – районный центр, где каждый житель и гость нашей станицы может найти занятия по интересам, прогуляться в парке, посетить знаковые памятные места. В 2-х минутах ходьбы от Администрации Кагальницкого района находится спортивный комплекс, который был открыт в 2017 году. Это первый за всю историю района современный спортивно-оздоровительный комплекс. Здесь жители и гости станицы и района могут заниматься плаванием, футболом, баскетболом, боксом и многими другими видами спорта. Рассчитан центр на 300 человек, также он оборудован для людей с ограниченными возможностями. (Приложение 3). 9
Слайд 10
Следующей остановкой на нашем маршруте будет Детская школа искусств имени М.И. Глинки. Детская школа искусств Кагальницкого района основана в 1981 году. Ее деятельность направлена на обучение и воспитание, развитие творческих способностей детей. На базе детской школы искусств Кагальницкого района дети проходят обучение по предпрофессиональным и общеразвивающим программам: фортепиано, баян, аккордеон, гитара, клавишный синтезатор, сольное пение, хоровое пение, хореографическое творчество, декоративно-прикладное искусство и др. В школе работают опытные преподаватели, большая часть которых имеет высшую и первую квалификационные категории. За многолетний труд и педагогическое мастерство они отмечены различными ведомственными наградами. (Приложение 4). Наш маршрут следует дальше, к Краеведческому музею станицы Кагальницкой. Кагальницкий краеведческий музей – хранитель свидетельств прошлого, незаменимый проводник в мир истории и культуры. Он основан в 1995 году к 50-летию победы в Великой Отечественной войне. В 2013 году краеведческому музею было присвоено имя заслуженного художника РСФСР Людмилы Никифоровны Павловой-Кошман. На протяжении 26 лет по крупицам собрались экспозиции музея, старинные предметы казачьего быта середины XVIII – начала XIX века: сундуки, прялки, керосиновые лампы, плетеные корзины, деревянная и глиняная посуда, кузнечные и жестяные изделия (подковы, детские люльки- колыханки, шашки, коллекция самоваров и утюгов), одежда и обувь (старинные женские и мужские казачьи костюмы, платки, сапоги, ботинки), декоративно-прикладные изделия (вышивка, гобелен). Нижний выставочный зал посвящен воинам Великой Отечественной войны 1941–1945 годов и воинам-интернационалистам: истории, справки, семейные реликвии, письма, личные вещи и боевые снаряжения фронтовиков. В музее проводятся краеведческие уроки, экскурсии, поисково-исследовательская работа. (Приложение 5). 10
Слайд 11
Говоря о краеведческом музее, нельзя не сказать о выдающемся художнике Людмиле Никифоровне Павловой-Кошман, в честь которой музей носит своё называние. Людмила Никифоровна Павлова-Кошман родилась 2 июля 1925 года в казачьей станице Кагальницкой. Семья, в которой воспитывалась художница, дала миру двух выдающихся людей. Людмила Никифоровна стала знаменитым художником, скульптором, заслуженным художником РСФСР, её брат - Эдуард Кошман, известен как талантливый киноактёр (Приложение 6). Наверное, сама Донская земля дала им силы, вдохновение и талант, в ответ на любовь, которую они питали к своей малой Родине. В 1949 году, окончив Одесское Государственное художественное училище, Людмила Никифоровна начала свой профессиональный путь на заводе "Красный фарфорист " главным художником. С 1959 года, когда открылся Краснодарский фарфоровый завод "Чайка", Л.Н. Павлова-Кошман работала главным художником и посвятила этому полвека. С этим заводом связаны главные творческие достижения Людмилы Никифоровны. Здесь она создавала невероятной красоты чайные сервизы, декоративные и напольные вазы, скульптуры, мелкую пластику, настенные декоративные панно, рельефы, сувенирную продукцию, уникальные выставочные вещи. Работы художницы хранятся во многих музеях, среди которых особенно выделяются экспозиции в Государственном Русском музее, Всероссийском музей декоративного искусства в Москве, Государственном дворцово-парковом музей-заповеднике «Кусково» и др. Некоторые из её работ можно увидеть в Краеведческом музее. (Приложение 7). Воспитанники детской школы искусств Кагальницкого района продолжают дело Людмилы Никифоровны. Вдохновлённые её творчеством, они смело экспериментируют, создавая природные мотивы из солёного теста, холодного фарфора. 11
Слайд 12
Ещё одна выдающаяся личность и гордость нашей станицы Эдуард Никифорович Кошман. Он родился 14 сентября 1937 года в станице Кагальницкой Ростовской области. После окончания 7-летней школы поступил работать в ростовские тракторно- экскаваторные ремонтные мастерские. Здесь он учился ремеслу, а в свободное время занимался в художественной самодеятельности. В 1956 году Эдуард поступил в театральное училище (ВУЗ) им. Щукина при Государственной Академии театра им. Е. Вахтангова. В 1960 году окончил училище по специальности «актёр драмы и кино». Сниматься в кино начал ещё во время учёбы: «Военная тайна», «Обгоняющая ветер» и др. После окончания училища был актером Московского театра драмы и комедии на Таганке. Играл в Малом театре СССР и в разных драматических театрах страны: Калужском, Норильском, Новочеркасском, Орловском. Среди его ролей в кино можно отметить: «Обгоняющая ветер», «Украинская рапсодия», «Когда сливаются реки», «Годы девичьи», «Личная жизнь, «Борис Годунов» и др. Наш маршрут продолжается. Центральным местом любого города, села, посёлка были, есть и остаются мемориалы и памятники участникам Великой отечественной войны, как честь и память всем павшим, вставшим на защиту своего родного края. Наша станица, наш милый родной уголок был оккупирован немецко-фашистскими захватчиками. 28 июля 1942 года немецкие войска вошли в станицу Кагальницкую, началась оккупация. В первый день войны на стол Кагальницкого военкомата легло 1087 заявлений с просьбой об отправке на фронт. Станичники объединились в боевой отряд численностью 1200 человек. 2 февраля 1943 года в результате четырёхчасового кровопролитного боя станица Кагальницкая была освобождена от гитлеровских захватчиков. Освобождение произошло под командованием 28-й армии Южного фронта. За шесть месяцев оккупации дома и здания были разграблены, взорваны элеватор, мосты и водонапорная башня, многих жителей расстреляли. 12
Слайд 13
В центральной части станицы Кагальницкой по переулку Будённовскому располагается монумент участникам Великой Отечественной войны. Высота мемориала составляет 6,5 метров. На нём выгравирована звезда, как знак отличия Советской Армии, размещены знамёна, оплавленное оружие — символ победного конца войны и вечный огонь. Для украшения памятника использовали бетон, розовый туф, мрамор, медь. Вокруг расположены мемориальные таблицы с именами павших воинов. На постаменте находятся три таблицы из мрамора, на них больше 140 имён погребённых воинов, павших в ходе освобождении станицы Кагальницкой в июле 1942 — феврале 1943 года. Этот мемориальный комплекс является значимым объектом в политической и культурной жизни Кагальницкого района. У него собираются ветераны и участники войны, а также остальные жители района. (Приложение 8) Наши соотечественники, Колесников Владимир Михайлович - Герой Советского Союза и Селихов Семён Севастьянович - советский военачальник, полковник, командир 38-й кавалерийской дивизии внесли значительный вклад в освобождение нашей страны от немецко-фашистских захватчиков. Их подвиг, как и подвиг всех наших освободителей, будет для нас примером героизма и патриотизма. В 200-х метрах от мемориального комплекса располагается памятник воинам-интернационалистам – ветеранам войны в Афганистане и участникам боевых действий в других горячих точках. Памятник открыт в 2014 году. Памятник представляет собой три гранитные плиты с изображением солдата-интернационалиста, перечнем боевых действий и именами погибших бойцов, он установлен на главной площади станицы. (Приложение 8). 13
Слайд 14: 4 остановка: Познавательная
Маршрут 4 остановки «Познавательная» пройдет по тихим улицам нашей родной станицы от Памятника воинам-интернационалистам до конечной точки маршрута МБОУ Кагальницкая СОШ №1, школьного историко-краеведческого музея Боевой и Трудовой Славы им. В.М. Колесникова. Маршрут занимает 15 минут. В сентябре 2021 года музею присвоено имя Героя Советского Союза Владимира Михайловича Колесникова, выпускника школы, который погиб в годы Великой Отечественной войны. В музее проходят выставки для школьников, выпускников и родителей. Здесь собраны экспозиции, отражающие военные годы, трудовые будни и героическую историю об участниках ВОВ и тружениках тыла, историю создания станицы Кагальницкой, о выдающихся земляках и соотечественниках. (Приложение 9) Мы с вами прошли путь по знаковым и важным местам нашей станицы, узнали много нового или вспомнили то, что успели забыть. Узнали о людях, которыми гордится родная земля. В завершении культурно-исторического маршрута предлагаем пройти интересный и увлекательный тест по пройденному маршруту. (Приложение 10) 14
Слайд 15: Заключение
Работая над проектом и выполняя поставленные задачи, я изучил историю своей малой Родины, познакомился с достопримечательностями и знаковыми местами станицы Кагальницкой, узнал о людях, которыми гордится наша родина. Родина – наша страна, Родина – наш родной край, Родина – уголок в душе человека, который греет его и дарит тёплые воспоминания и эмоции. Наш родной край, для каждого свой - это маленькая частичка нашей большой страны с её природой, достопримечательностями, людьми, которыми мы гордимся и гордится вся страна. Подводя итоги моего исследования, я могу сделать вывод, что все поставленные в начале работы задачи были выполнены. В результате исследования я расширил знания, разработал культурно-исторический маршрут, пройдя по которому, школьники, жители и гости нашей станицы смогут с другой стороны посмотреть на свой родной край, оценить красоту, достопримечательности, любить природу своей станицы и заботиться о ней, передавать из поколения в поколение знания и историю о своей малой Родине, помнить и гордиться историческим прошлым. Работа над проектом – это значимый опыт для меня не только со стороны полученной информации, но ещё и опыт в поисковой деятельности, работе с источниками, анализе полученных знаний, возможности научиться систематизировать и обобщать информацию. 15
Слайд 16
Используемая литература Зайдинер В. И., Ковынева С. А. По задонскому почтовому тракту // Донской временник. Год 2009-й / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов -на-Дону, 2008. Вып. 18. С. 100-102. Кагальницкому краеведческому музею в 2013… Архивные материалы школьного историко-краеведческого музея Боевой и Трудовой Славы им. В.М. Колесникова. Интернет-ресурсы: 1) http://donvrem.dspl.ru/Files/article/m2/1/art.aspx?art_id=777 2) https://vk.com/kkmkoshman?w=wall-218889935_93 16
Слайд 17: Приложение 1 Результаты опроса учащихся
17 Как вы считаете, насколько вами изучена тема "История и достопримечательности станицы Кагальницкой “
Слайд 18: Приложение 2
18 Памятник казачьему атаману графу Матвею Ивановичу Платову Герб станицы Кагальницкой
Слайд 19: Приложение 3
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Детско - юношеская спортивная школа Кагальницкого района 19 Администрации Кагальницкого района
Слайд 21: Приложение 5
Районный краеведческий музей им. Л.Н. Павловой – Кошман Экскурсия для обучающихся МБОУ Кагальницкой СОШ №1 в музее 21
Слайд 22: Приложение 6
Л. Н. Павлова-Кошман за работой на заводе «Красный фарфорист » Эдуард Кошман – советский актёр театра и кино 22
Слайд 23: Приложение 7
Статуэтка «Золушка» по мотивам сказок А.С. Пушкина Автор: Л.Н. Павлова- Кошман, 1959 год 23 Скульптура «Березка». СССР, завод «Красный фарфорист ». Скульптор Т.А. Федорова, художник Л.Н. Павлова-Кошман. 1955 год Цветочные мотивы в творчестве Л.Н. Павловой- Кошман
Слайд 25: Приложение 9
Экспозиция «Я славить край родной хочу» в школьном историко-краеведческом музее Боевой и Трудовой Славы им. В.М. Колесникова. 25
Последний слайд презентации: Выполнил: Кулемалин Даниил, 13 лет МБОУ Кагальницкая СОШ №1 ст. Кагальницкая: Приложение 10
Тест «Знакомьтесь - моя малая Родина» 1. Моя станица основана: а) 1809 г; б) 1768 г; в) 1903 г. 2. Я живу в: а) Азовском районе; б) Зерноградском районе; в) Кагальницком районе. 3. Основателем станицы можно считать: а) Атамана Платова; б) Петра I ; в) Екатерину II. 4. На какой реке основана наша станица: а) Обь; б) Кагальник; в) Дон. 5. Основные цвета Герба станицы Кагальницкой: а) красный и зеленый; б) белый, синий, красный; в) красный и синий. 6. Детская школа искусств носит имя: а) М.И. Глинки; б) П.И. Чайковского; в) Антонио Вивальди. 7. Кагальницкому краеведческому музею было присвоено имя: а) музыканта; б) писателя; в) фарфориста. 8. В каком году ст. Кагальницкая была оккупирована немецкими захватчиками: а) 1940 г; б) 1942 г; в) не была оккупирована. 9. Высота мемориала участникам Великой Отечественной войны составляет: а) 6,5 м; б) 12 м; в) 15 м. 10. Монумент участникам Великой Отечественной войны расположен: а) в переулке Буденновском; б) на улице Ленина; в) на набережной реки Кагальник. 11. Известные люди станицы Кагальницкой : а) В.М. Колесников; б) Л.Н. Павлова- Кошман; в) Э.Н. Кошман. 26