Первый слайд презентации
Выпускная квалификационная работа «Этимологический анализ слов при изучении орфографии» Научный руководитель: Акимова Эльвира Николаевна, доктор филол. наук, доцент Автор работы: Дещенко Полина Денисовна Студентка ПФД-19
Слайд 2
АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в процессе обучения школьников грамотной письменной речи заучивание слов с непроверяемыми буквами стало обыденностью. Данный подход не дает гарантии в успешном усвоении материала. Чтобы избежать этого, нужно вводить в систему обучения русскому языку такие понятия, как этимология и этимологический анализ слов на более углубленном уровне.
Слайд 3
Объектом исследования выпускной квалификационной работы является письменная речь школьников среднего звена. Предмет исследования выпускной квалификационной работы – этимологический анализ как одна из важнейших составляющих обучения русскому языку школьников среднего звена. ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ
Слайд 4
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ Целью исследования дипломной работы является комплексное изучение теоретических и практических аспектов влияния этимологии слова, этимологического анализа на развитие у детей среднего школьного возраста орфографических навыков.
Слайд 5
Рассмотреть этимологию как раздел языкознания; Изучить и охарактеризовать понятие и сущность этимологического анализа на уроках русского языка в средней школе; Рассмотреть существующие методики и подходы к реализации этимологического анализа для обучения орфографии при работе со школьниками среднего звена; Для актуализации темы выпускной квалификационной работы провести исследование существующих методик обучения орфографической грамотности на уроках русского языка; На основе изученной теоретической литературы провести практическое исследование, составив уроки на тему «Этимология и этимологический анализ»; Сформировать результирующие проводимое исследование выводы.
Слайд 6
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ Информационно-поисковый метод, целью которого является изучение теорий, описывающих сущность этимологического анализа и методики его применения к изучению орфографии ; Информационно-аналитический метод, подразумевающий изучение этимологического анализа при обучении орфографии школьников среднего звена; Аналогия, дедукция и индукция; Исторический метод, подкрепляющий базу исследования; Методы классификации, конкретизации, синтеза информации и её обобщения;
Слайд 7
Список литературы Список литературы составляет 45 наименований. Основными теоретическими работами, на основе которых проводится исследование, являются : «Изучение трудных слов с применением этимологического анализа» Прониной И.В.; «Этимологический анализ как методический приём при обучении орфографии» Кочихо А.Н.; публикация Покровского Л.Л. «Приёмы проверки написания слов с «непроверяемыми» орфограммами»; учебник по русскому языку за 6 класс Рыбченковой Л.М., Александрова О.М. и диссертация Подшибякиной Н.А. «Этимологический анализ как средство повышения интереса учащихся 4 – 6 классов к урокам русского языка».
Слайд 8
ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1. ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СЛОВ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ ОРФОГРАФИИ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА 1.1. Этимология как наука 1.2. Понятие и сущность этимологического анализа на уроках русского языка в средней школе 1.3. Методика и подходы к реализации этимологического анализа при работе со школьниками среднего звена Выводы по первой главе ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ЭТИМОЛОГИИ И ЭТИМОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА 2.1. Методика работы с общепринятыми орфографическими правилами 2.2. План-конспект урока на тему «Наука этимология и этимологический анализ» 2.3. Рекомендуемая литература для изучения этимологии и этимологического анализа Выводы по второй главе ЗАКЛЮЧЕНИЕ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Слайд 9
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ГЛАВА Первый параграф направлен на изучение этимологии как науки, ее связи с другими языковыми дисциплинами (фонетикой, морфемикой и словообразованием, морфологией). Во втором параграфе говорится о целесообразности использования этимологического анализа на уроках русского языка. В третьем параграфе рассматривается методика использования этимологического анализа в процессе обучения школьников грамотной письменной речи.
Слайд 11
ПРАКТИЧЕСКАЯ ГЛАВА В первом параграфе отражены наиболее популярные методы обучения орфографии (алгоритмы, опознавательные признаки орфограммы, опорные конспекты), дана оценка эффективности данных методов. Во втором параграфе представлен урок на тему «Этимология и этимологический анализ слов». В третьем параграфе – обзор литературных материалов, посвященных изучению этимологии (Л.В. Успенский «Почему не иначе?», А.П. Пасхалов «Удивительная этимология») и повышению письменной грамотности школьников (Н.А. Еськова «Краткий словарь трудностей русского языка: Грамматические формы»).
Слайд 13
ВЫВОДЫ, КОТОРЫЕ БЫЛИ СДЕЛАНЫ В ХОДЕ НАПИСАНИЯ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ В школьной практике учителя редко обращаются к этимологии слов, что лишает детей сознательного запоминания трудных слов. Необходимо включать в процесс обучения орфографии этимологический анализ слов, так как он является эффективным методом запоминания непроверяемых слов. На данные момент не все составители учебников включают этимологические справки. Сбор этимологического материала и грамотная подача его – сложный и трудоемкий процесс, который ложится на плечи учителя, поэтому многие учителя избегают использовать данный метод в процессе обучения.
Последний слайд презентации: Выпускная квалификационная работа «Этимологический анализ слов при изучении
Выпускная квалификационная работа «Этимологический анализ слов при обучении орфографии» Научный руководитель: Акимова Эльвира Николаевна, доктор филол. наук, доцент Автор работы: Дещенко Полина Денисовна Студентка ПФД-19