Слайд 2
Выразительное чтение - искусство воссоздания в живом слове чувств, мыслей, которыми насыщено художественное произведение, искусство выражения личного отношения исполнителя к исполняемому им произведению. Выразительное чтение – это вид художественной деятельности, позволяющий донести до читателя идею произведения, его подтекст, воздействуя на слушателя словом. Художественное чтение – самостоятельный вид искусства, суть которого заключается в творческом воплощении литературного произведения в действенном звучащем слове.
Слайд 3: ТЕЗАУРУС
Интонация – единство взаимосвязанных компонентов речи: мелодики, силы голоса, длительности, темпа речи, тембра голоса, пауз и ударений. Мелодика – движение голоса вверх и вниз по звукам разной высоты. Есть мелодика повествовательная, вопросительная, восклицательная, мелодика перечисления, причины, противопоставления, водности. Сила голоса – тише/громче. Длительность.
Слайд 4
Темп речи – это скорость речи. Темп может быть медленный, средний, быстрый, плавный и прерывистый. Тон голоса - это эмоциональная окраска речи, которая помогает лучше передать чувства, мысли и отношения автора и чтеца Тембр голоса – это природная окраска голоса, которая в определённой степени остаётся постоянной, выражает говорящий радость или печаль, спокойствие или тревогу. Пауза – остановка при чтении.
Слайд 5
Ударение : Фразовое – выделение голосом ударного слога последнего слова в конечной синтагме. Логическое – выделение самого важного по смыслу слова в предложении. Проклитик – безударные служебные слова, стоящие перед ударными и примыкающие к ним. Энклитик – безударные служебные слова, стоящие позади ударных и примыкающие к ним.
Слайд 9: КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ
Критерии оценивания Баллы Интонация Интонация соответствует пунктуационному оформлению текста 1 Интонация не соответствует пунктуационному оформлению текста 0 Чтецу удалось передать настроение лирического героя 1 Чтецу не удалось передать настроение лирического героя 0
Слайд 10
Темп чтения Темп чтения соответствует коммуникативной задаче 1 Темп чтения не соответствует коммуникативной задаче 0 Тембр голоса Изменяет высоту тона в зависимости от значения читаемых строк 1 Читает одинаково разные по смыслу отрывки 0
Слайд 11
Критерии оценивания правильности речи Соблюдение грамматических норм Баллы Грамматических ошибок нет 1 Допущены грамматические ошибки (одна и более) 0 Соблюдение орфоэпических норм Орфоэпических ошибок нет, или допущено не более одной орфоэпической ошибки (исключая слово в тексте с поставленным ударением) 1 Допущены орфоэпические ошибки (две и более) 0
Слайд 12
Соблюдение речевых норм Речевых ошибок нет, или допущено не более трёх речевых ошибок 1 Допущены речевые ошибки (четыре и более) 0 Искажения слов Искажений слов нет 1 Допущены искажения слов (одно и более) 0
Слайд 13
Творческое решение Использует дополнительные средства выразительности: музыку, иллюстрации, видеоряд 1 Не использует дополнительные средства выразительности: музыку, иллюстрации, видеоряд 0