Первый слайд презентации
ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ РУССКОЙ РЕЧИ средства выразительности Презентация составлена на основе материалов навигатора самостоятельной подготовки к ЕГЭ-2025 РУССКИЙ ЯЗЫК
Слайд 2
Что нужно знать/уметь по теме? ЗНАТЬ: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: изобразительно-выразительные средства, аллитерация, ассонанс, эпитет, метафора, метонимия, олицетворение, гипербола, литота, сравнение, синтаксический параллелизм, парцелляция, вопросно-ответная форма изложения, градация, инверсия, лексический повтор, анафора, эпифора, антитеза, риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение, многосоюзие, бессоюзие УМЕТЬ: анализировать языковые явления с точки зрения средств выразительности; соотносить языковые явления и названия изобразительно-выразительных средств русского языка
Слайд 3
Элементы содержания Изобразительно-выразительные средства фонетики 1 Изобразительно-выразительные средства лексики: эпитет, метафора, метонимия, олицетворение, гипербола, сравнение 2 Изобразительно-выразительные средства синтаксиса: синтаксический параллелизм, парцелляция, вопросно-ответная форма изложения, градация, инверсия, лексический повтор, анафора, эпифора, антитеза; риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение; многосоюзие, бессоюзие 3
Слайд 5
Аллитера́ция Изобразительно-выразительное средство фонетики, заключающееся в повторении одинаковых или однородных согласных звуков или звукосочетаний для придания тексту (чаще всего – стихотворному) соответствия выражаемому или изображаемому содержанию. Чуть слышно, бесшумно, шуршат камыши. (К.Д. Бальмонт) А вожак в рубашке из металла Погружался медленно на дно. (Н.А. Заболоцкий)
Слайд 6
Ассона́нс Буря на море и думы, Много мучительных дум. (А.А. Фет) Над долиной мглистой в выси синей Чистый-чистый серебристый иней. (А. Белый) Изобразительно-выразительное средство фонетики, заключающееся в повторении одинаковых или однородных гласных звуков или звукосочетаний для придания тексту (чаще всего – стихотворному) соответствия выражаемому или изображаемому содержанию.
Слайд 8
Изобразительно-выразительное средство лексики; образное или экспрессивное слово (сочетание слов) в синтаксической функции определения, обстоятельства или приложения. Эпи́тет Виды: Имя прилагательное или причастие в функции определения Наречие (чаще всего в функции обстоятельства) Имя существительное (чаще всего в функции приложения) Постоянный эпитет Закружилась листва золотая… (С.А. Есенин) Край ты мой заброшенный… (С.А. Есенин) Что ты жадно глядишь на дорогу? (Н.А. Некрасов) Ночевала тучка золотая На груди утёса-великана. (М.Ю. Лермонтов) Глухо шепчет тёмный лес. (Н.А. Некрасов)
Слайд 9
Изобразительно-выразительное средство лексики, в основе которого лежит перенос по сходству (аналогии, подобию). Является скрытым сравнением, поэтому легко переделывается в сравнение. Отождествляя явления порой из совершенно разных сфер, она помогает автору передать картину мира более точно и целостно. Мета́фора Виды: В каждый гвоздик душистой сирени, Распевая, вползает пчела. (А.А. Фет) Писатель часто бывает удивлён, когда какой-нибудь давно и начисто позабытый случай или какая-нибудь подробность вдруг расцветают в его памяти именно тогда, когда они бывают необходимы для работы. (К.Г. Паустовский) Сосед быстро шёл в гору. Имя существительное Глагол Метафорический фразеологизм
Слайд 10
Метони́мия На заводе не хватает рабочих рук. Его зарыли в шар земной. (С.С. Орлов) Мы все глядим в Наполеоны. (А.С. Пушкин) У тебя длинный язык. Изобразительно-выразительное средство лексики, в основе которого лежит перенос по смежности понятий, явлений, предметов, то есть перенос с использованием причинной или иной объективной, реальной связи между понятиями, явлениями, предметами. Метонимические переименования дают возможность автору более кратко и образно сформулировать мысль.
Слайд 11
Олицетворе́ние Изобразительно-выразительное средство лексики, предполагающее приписывание качеств, мыслей, эмоций, действий человека неодушевлённым и одушевлённым объектам. Уподобление человеку способствует тому, что окружающий мир в устах художника слова становится живым, словно оживает, обретает человеческий облик. Светлое и пресветлое солнце!.. Зачем, господине, простерло ты горячий луч на воинов милого? («Слово о полку Игореве») И цветущие кисти черёмух Мыли листьями рамы фрамуг. (Б.Л. Пастернак) Котелок сердится и бормочет на огне. (К.Г. Паустовский)
Слайд 12
Гипе́рбола Изобразительно-выразительное средство лексики, заключающееся в намеренном и очевидном для автора и читателя искажении действительности – существенном (чрезмерном, непомерном) преувеличении изображаемого предмета, действия или явления. Не предполагает введения читателя в заблуждение, а преследует цель подчеркнуть (заострить) ту или иную деталь в описании, повысить эстетическую экспрессивность текста. И сосна до звёзды достаёт. (О.Э. Мандельштам) Мы работали до седьмого пота.
Слайд 13
Лито́та Изобразительно-выразительное средство лексики, заключающееся в намеренном и очевидном для автора и читателя искажении действительности – существенном (чрезмерном, непомерном) преуменьшении изображаемого предмета, действия или явления. Литоту часто называют «обратной гиперболой». Литота помогает автору усилить впечатление от изображаемой картины или, наоборот, смягчить проявление тех или иных качеств. Тот имеет отличного повара, но, к сожалению, такой маленький рот, что больше двух кусочков никак не может пропустить. (Н.В. Гоголь) Ниже тоненькой былиночки Надо голову клонить. (Н.А. Некрасов) Теперь мне море по колено!
Слайд 14
Сравнение Изобразительно-выразительное средство лексики, основу которого составляет прямое (непосредственное) сопоставление (сближение) одного предмета, явления (субъекта сравнения) с другим предметом, явлением (объектом сравнения) при наличии каких-либо общих признаков. Присутствие в сравнении двух представленных в тексте элементов является обязательным условием. При этом общий признак упоминается далеко не всегда. Цели сравнения – придать описанию наглядность, выявить в картине действительности новые важные свойства. Далее здесь были два мягкие кресла с ослабевшими пружинами; стол наподобие письменного… (Н.С. Лесков) Сильнее кошки зверя нет. (И.А. Крылов) Пирамидальные тополя похожи на траурные кипарисы. (А.С. Серафимович)
Слайд 16
Синтаксический параллели́зм Изобразительно-выразительное средство синтаксиса, заключающееся в одинаковом или схожем построении синтаксических конструкций. Часто сопровождается анафорой или эпифорой. Нередко для усиления параллелизма используется такой пунктуационный знак, как тире. Синтаксический параллелизм призван подчеркнуть ту или иную схожесть изображаемых явлений, создать лирико-романтическую интонацию или комический эффект. Позвонишь ли ты мне? Не знаю. Напишешь ли ты мне? Вряд ли. Летал сокол по небу, гулял молодец по свету. В синем небе звёзды блещут, В синем море волны хлещут… (А.С. Пушкин)
Слайд 17
Парцелля́ция Когда избавит нас творец От шляпок их! чепцов! и шпилек! и булавок! И книжных и бисквитных лавок! (А.С. Грибоедов) Был разбит стрелковый полк. Наш. В бою неравном. (Р.И. Рождественский) Изобразительно-выразительное средство синтаксиса, под которым понимается расчленение единой синтаксической конструкции на части. Таким образом, при парцелляции содержание высказывания реализуется не в одном, а в формально нескольких самостоятельных предложениях. Часто при парцелляции употребляется такой знак препинания, как многоточие. Парцелляция используется для фиксирования внимания читателей на смысле отдельных слов, наращивания эмоциональности звучания и/или имитации естественной разговорной речи.
Слайд 18
Града́ция Изобразительно-выразительное средство синтаксиса, подразумевающее ступенчатое проявление того или иного качества, действия и проч. Это особое расположение частей высказывания, при котором каждая последующая часть заключает в себе усиливающее или ослабевающее значение чего-либо. Используется для акцентирования смыслового и/или эмоционально-экспрессивного начала фразы. Не жалею, не зову, не плачу, Всё пройдёт, как с белых яблонь дым. (С.А. Есенин) Взорвали, взрыли, смыли, взмели. (В.В. Маяковский)
Слайд 19
Вопросно-ответная форма изложения Изобразительно-выразительное средство синтаксиса, связанное с особым устройством монологической речи, которая по форме представляет собой диалог говорящего/пишущего с самим собой. Используется с целью диалогизации монологической речи, что придаёт тексту оттенок непринуждённости, интимности, а также с целью имитации разговора автора и читателя. Есть ли альтернатива у невозобновляемых природных ресурсов? Конечно, есть. Представили? И как вы думаете: в такой ситуации Сергей мог поступить иначе? Согласитесь, что всё-таки не мог.
Слайд 20
Инве́рсия Изобразительно-выразительное средство синтаксиса, заключающееся в расположении слов в ином порядке, чем установлено грамматическими правилами современного русского литературного языка. Образно называют «перевёртыванием», «перестановкой». Используется с целью придать значимость отдельным словам и/или для сохранения ритма (рифмы). Подобно птичке перелётной, И он, изгнанник беззаботный, Гнезда надёжного не знал. (А.С. Пушкин) Сравнится ль что в моих стихах С нежнейшей матери слезами? (В.А. Жуковский)
Слайд 21
Лексический повтор Мне опостылели слова, слова, слова. (А.А. Тарковский) Это ещё не сказка. Сказка только начинается. Изобразительно-выразительное средство синтаксиса, состоящее в повторении полнозначных(-ого) слов(а) вне зависимости от его(их) местоположения в той или иной конструкции. Считается более широким понятием по отношению к анафоре и эпифоре. Используется для усиления смысла и/или эмоционального воздействия.
Слайд 22
Ана́фора Изобразительно-выразительное средство синтаксиса, состоящее в единоначатии, то есть повторении полнозначных(-ого) слов(а) в начале той или иной конструкции. Используется для усиления смысла и/или эмоционального воздействия. Каждый хочет быть любимым, каждый желает любить. Эта мгла и жар постели, Эта дробь и эти трели… (А.А. Фет)
Слайд 23
Эпи́фора Изобразительно-выразительное средство синтаксиса, состоящее в повторении полнозначных(-ого) слов(а) в конце той или иной конструкции. Образно называют «анафорой наоборот». Используется для усиления смысла и/или эмоционального воздействия. Солнце будет светить всегда. Счастливы мы будем всегда. В огромном городе моём – ночь. Из дома сонного иду – прочь. И люди думают: жена, дочь, – А я запомнила одно: ночь. (М.И. Цветаева)
Слайд 24
Антите́за Изобразительно-выразительное средство синтаксиса, состоящее в резком противопоставлении чего-либо. Используется для создания контраста и выражения авторской позиции. Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и могучая, Ты и бессильная, Матушка Русь! (Н.А. Некрасов) Хотя всеми принят, но вовсе не любим.
Слайд 25
Риторический вопрос Где найду исход желанный? Где воскресну я душой? (В.А. Жуковский) Изобразительно-выразительное средство синтаксиса в виде условного вопроса, не предполагающего ответа. Иными слова, риторический вопрос задаётся без цели получить от собеседника ответ. Образно называют «мнимовопросительной конструкцией», а её адресата – «нулевым», или «неопределённым». Используется для того, чтобы сделать более убедительной выражаемую мысль, усилить эмоциональное воздействие на читателя.
Слайд 26
Как он умел забыть себя! (А.С. Пушкин) Да здравствует солнце, да скроется тьма! (А.С. Пушкин) Риторическое восклицание Изобразительно-выразительное средство синтаксиса в виде восклицательного предложения, содержащего, кроме интонации, другие языковые средства передачи экспрессии. Риторическое восклицание в дополнение к интонации обязательно сопровождается теми или иными языковыми средствами выражения. Помогает выразить сильные чувства, эмоциональный накал говорящего/пишущего.
Слайд 27
Риторическое обращение Изобразительно-выразительное средство синтаксиса в виде обращения, которое носит условный характер. Как правило, в таком случае обращаются к неодушевлённым адресатам или фиктивным по существу (не существующим в реальности или отсутствующим в момент речи по той или иной причине). Используется для того, чтобы привлечь внимание читателя, способствует созданию возвышенной, яркой, эмоциональной речи или же напротив, выражению трагичного настроения и эмоционального состояния. Дорогой, многоуважаемый шкаф! Приветствую твоё существование… (А.П. Чехов) Тучки небесные, вечные странники! Степью лазурною, цепью жемчужною Мчитесь вы, будто, как я же, изгнанники. (М.Ю. Лермонтов) Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться? (А.А. Блок)
Слайд 28
Многосою́зие Изобразительно-выразительное средство синтаксиса, состоящее в избыточном повторении союза. Используется для подчёркивания целеустремлённости и/или единства перечисляемого. Свойство этих ночных огней – приближаться, побеждая тьму, и сверкать, и обещать, и манить своею близостью. (В.Г. Короленко) Вот уже и мостовая кончилась, и шлагбаум, и город назади, и ничего нет, и опять в дороге. (Н.В. Гоголь)
Слайд 29
Бессою́зие Изобразительно-выразительное средство синтаксиса, состоящее в намеренном исключении из синтаксической конструкции союза(-ов). Подобный пропуск используется для придания событиям особой сжатости, обострённости и/или динамики. Швед, русский – колет, рубит, режет. (А.С. Пушкин) День вечереет, небо опустело. Гул молотилки слышен на гумне… (И.А. Бунин)
Слайд 30
Уроки «Российской электронной школы» Русский язык. 5 класс. Тема урока — «Выразительные средства. Исконно русские и заимствованные слова». https://resh.edu.ru/subject/lesson/579/ Русский язык. 5 класс. Тема урока — «Омонимы, синонимы и антонимы». https://resh.edu.ru/subject/lesson/578/ Русский язык. 6 класс. Тема урока — «Изобразительно-выразительные свойства языка». https://resh.edu.ru/subject/lesson/6942/ Русский язык. 5 класс. Тема урока — «Синонимы». https://resh.edu.ru/subject/lesson/7673/
Последний слайд презентации: ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ РУССКОЙ РЕЧИ средства выразительности Презентация составлена на
Уроки «Российской электронной школы» Русский язык. 11 класс. Тема урока — «Синтаксическая синонимия». https://resh.edu.ru/subject/lesson/5887/ Русский язык. 5 класс. Тема урока — «Антонимы». https://resh.edu.ru/subject/lesson/7675/ Русский язык. 6 класс. Тема урока — «Предложения со сравнительным оборотом». https://resh.edu.ru/subject/lesson/1078/ Русский язык. 5 класс. Тема урока — «Вводные слова. Сравнительный оборот». https://resh.edu.ru/subject/lesson/421/