ВЫСОКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ. ИТАЛИЯ. КОНЕЦ 15 – ПЕРВАЯ ТРЕТЬ 16 ВЕКА ЧАСТЬ ПЕРВАЯ — презентация
logo
ВЫСОКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ. ИТАЛИЯ. КОНЕЦ 15 – ПЕРВАЯ ТРЕТЬ 16 ВЕКА ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
  • ВЫСОКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ. ИТАЛИЯ. КОНЕЦ 15 – ПЕРВАЯ ТРЕТЬ 16 ВЕКА ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ВТОРОЙ и ЧЕТВЕРТЫЙ курс. 2023. 2024 гг. Иконописное отделение СПб ДА.
  • ВЫСОКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ. ИТАЛИЯ. КОНЕЦ 15 – ПЕРВАЯ ТРЕТЬ 16 ВЕКА ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
  • ВЫСОКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ. ИТАЛИЯ. КОНЕЦ 15 – ПЕРВАЯ ТРЕТЬ 16 ВЕКА ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
  • ВЫСОКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ. ИТАЛИЯ. КОНЕЦ 15 – ПЕРВАЯ ТРЕТЬ 16 ВЕКА ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
  • ВЫСОКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ. ИТАЛИЯ. КОНЕЦ 15 – ПЕРВАЯ ТРЕТЬ 16 ВЕКА ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
  • ВЫСОКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ. ИТАЛИЯ. КОНЕЦ 15 – ПЕРВАЯ ТРЕТЬ 16 ВЕКА ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
  • ВЫСОКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ. ИТАЛИЯ. КОНЕЦ 15 – ПЕРВАЯ ТРЕТЬ 16 ВЕКА ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
  • ВЫСОКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ. ИТАЛИЯ. КОНЕЦ 15 – ПЕРВАЯ ТРЕТЬ 16 ВЕКА ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
  • ВЫСОКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ. ИТАЛИЯ. КОНЕЦ 15 – ПЕРВАЯ ТРЕТЬ 16 ВЕКА ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
  • ВЫСОКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ. ИТАЛИЯ. КОНЕЦ 15 – ПЕРВАЯ ТРЕТЬ 16 ВЕКА ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
  • ВЫСОКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ. ИТАЛИЯ. КОНЕЦ 15 – ПЕРВАЯ ТРЕТЬ 16 ВЕКА ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
  • ВЫСОКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ. ИТАЛИЯ. КОНЕЦ 15 – ПЕРВАЯ ТРЕТЬ 16 ВЕКА ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
  • ВЫСОКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ. ИТАЛИЯ. КОНЕЦ 15 – ПЕРВАЯ ТРЕТЬ 16 ВЕКА ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
  • ВЫСОКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ. ИТАЛИЯ. КОНЕЦ 15 – ПЕРВАЯ ТРЕТЬ 16 ВЕКА ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
  • ВЫСОКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ. ИТАЛИЯ. КОНЕЦ 15 – ПЕРВАЯ ТРЕТЬ 16 ВЕКА ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
  • ВЫСОКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ. ИТАЛИЯ. КОНЕЦ 15 – ПЕРВАЯ ТРЕТЬ 16 ВЕКА ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
  • ВЫСОКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ. ИТАЛИЯ. КОНЕЦ 15 – ПЕРВАЯ ТРЕТЬ 16 ВЕКА ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
  • ВЫСОКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ. ИТАЛИЯ. КОНЕЦ 15 – ПЕРВАЯ ТРЕТЬ 16 ВЕКА ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
  • ВЫСОКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ. ИТАЛИЯ. КОНЕЦ 15 – ПЕРВАЯ ТРЕТЬ 16 ВЕКА ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
  • ВЫСОКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ. ИТАЛИЯ. КОНЕЦ 15 – ПЕРВАЯ ТРЕТЬ 16 ВЕКА ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
  • ВЫСОКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ. ИТАЛИЯ. КОНЕЦ 15 – ПЕРВАЯ ТРЕТЬ 16 ВЕКА ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
  • ВЫСОКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ. ИТАЛИЯ. КОНЕЦ 15 – ПЕРВАЯ ТРЕТЬ 16 ВЕКА ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
  • ВЫСОКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ. ИТАЛИЯ. КОНЕЦ 15 – ПЕРВАЯ ТРЕТЬ 16 ВЕКА ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
  • ВЫСОКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ. ИТАЛИЯ. КОНЕЦ 15 – ПЕРВАЯ ТРЕТЬ 16 ВЕКА ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
  • ВЫСОКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ. ИТАЛИЯ. КОНЕЦ 15 – ПЕРВАЯ ТРЕТЬ 16 ВЕКА ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
  • ВЫСОКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ. ИТАЛИЯ. КОНЕЦ 15 – ПЕРВАЯ ТРЕТЬ 16 ВЕКА ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
  • ВЫСОКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ. ИТАЛИЯ. КОНЕЦ 15 – ПЕРВАЯ ТРЕТЬ 16 ВЕКА ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
  • ВЫСОКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ. ИТАЛИЯ. КОНЕЦ 15 – ПЕРВАЯ ТРЕТЬ 16 ВЕКА ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
  • ВЫСОКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ. ИТАЛИЯ. КОНЕЦ 15 – ПЕРВАЯ ТРЕТЬ 16 ВЕКА ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
  • ВЫСОКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ. ИТАЛИЯ. КОНЕЦ 15 – ПЕРВАЯ ТРЕТЬ 16 ВЕКА ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
  • ВЫСОКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ. ИТАЛИЯ. КОНЕЦ 15 – ПЕРВАЯ ТРЕТЬ 16 ВЕКА ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
  • ВЫСОКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ. ИТАЛИЯ. КОНЕЦ 15 – ПЕРВАЯ ТРЕТЬ 16 ВЕКА ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
  • ВЫСОКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ. ИТАЛИЯ. КОНЕЦ 15 – ПЕРВАЯ ТРЕТЬ 16 ВЕКА ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
  • ВЫСОКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ. ИТАЛИЯ. КОНЕЦ 15 – ПЕРВАЯ ТРЕТЬ 16 ВЕКА ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
  • ВЫСОКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ. ИТАЛИЯ. КОНЕЦ 15 – ПЕРВАЯ ТРЕТЬ 16 ВЕКА ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
  • ВЫСОКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ. ИТАЛИЯ. КОНЕЦ 15 – ПЕРВАЯ ТРЕТЬ 16 ВЕКА ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
  • ВЫСОКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ. ИТАЛИЯ. КОНЕЦ 15 – ПЕРВАЯ ТРЕТЬ 16 ВЕКА ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
  • ВЫСОКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ. ИТАЛИЯ. КОНЕЦ 15 – ПЕРВАЯ ТРЕТЬ 16 ВЕКА ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
  • ВЫСОКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ. ИТАЛИЯ. КОНЕЦ 15 – ПЕРВАЯ ТРЕТЬ 16 ВЕКА ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
  • ВЫСОКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ. ИТАЛИЯ. КОНЕЦ 15 – ПЕРВАЯ ТРЕТЬ 16 ВЕКА ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
  • ВЫСОКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ. ИТАЛИЯ. КОНЕЦ 15 – ПЕРВАЯ ТРЕТЬ 16 ВЕКА ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
  • ВЫСОКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ. ИТАЛИЯ. КОНЕЦ 15 – ПЕРВАЯ ТРЕТЬ 16 ВЕКА ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
  • ВЫСОКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ. ИТАЛИЯ. КОНЕЦ 15 – ПЕРВАЯ ТРЕТЬ 16 ВЕКА ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
  • ВЫСОКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ. ИТАЛИЯ. КОНЕЦ 15 – ПЕРВАЯ ТРЕТЬ 16 ВЕКА ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
  • ВЫСОКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ. ИТАЛИЯ. КОНЕЦ 15 – ПЕРВАЯ ТРЕТЬ 16 ВЕКА ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
  • ВЫСОКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ. ИТАЛИЯ. КОНЕЦ 15 – ПЕРВАЯ ТРЕТЬ 16 ВЕКА ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
  • ВЫСОКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ. ИТАЛИЯ. КОНЕЦ 15 – ПЕРВАЯ ТРЕТЬ 16 ВЕКА ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
  • ВЫСОКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ. ИТАЛИЯ. КОНЕЦ 15 – ПЕРВАЯ ТРЕТЬ 16 ВЕКА ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
  • ВЫСОКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ. ИТАЛИЯ. КОНЕЦ 15 – ПЕРВАЯ ТРЕТЬ 16 ВЕКА ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
  • ВЫСОКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ. ИТАЛИЯ. КОНЕЦ 15 – ПЕРВАЯ ТРЕТЬ 16 ВЕКА ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
  • ВЫСОКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ. ИТАЛИЯ. КОНЕЦ 15 – ПЕРВАЯ ТРЕТЬ 16 ВЕКА ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
  • ВЫСОКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ. ИТАЛИЯ. КОНЕЦ 15 – ПЕРВАЯ ТРЕТЬ 16 ВЕКА ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
  • ВЫСОКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ. ИТАЛИЯ. КОНЕЦ 15 – ПЕРВАЯ ТРЕТЬ 16 ВЕКА ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
  • ВЫСОКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ. ИТАЛИЯ. КОНЕЦ 15 – ПЕРВАЯ ТРЕТЬ 16 ВЕКА ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
  • ВЫСОКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ. ИТАЛИЯ. КОНЕЦ 15 – ПЕРВАЯ ТРЕТЬ 16 ВЕКА ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
  • ВЫСОКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ. ИТАЛИЯ. КОНЕЦ 15 – ПЕРВАЯ ТРЕТЬ 16 ВЕКА ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
  • ВЫСОКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ. ИТАЛИЯ. КОНЕЦ 15 – ПЕРВАЯ ТРЕТЬ 16 ВЕКА ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
  • ВЫСОКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ. ИТАЛИЯ. КОНЕЦ 15 – ПЕРВАЯ ТРЕТЬ 16 ВЕКА ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
  • ВЫСОКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ. ИТАЛИЯ. КОНЕЦ 15 – ПЕРВАЯ ТРЕТЬ 16 ВЕКА ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
  • ВЫСОКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ. ИТАЛИЯ. КОНЕЦ 15 – ПЕРВАЯ ТРЕТЬ 16 ВЕКА ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
  • ВЫСОКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ. ИТАЛИЯ. КОНЕЦ 15 – ПЕРВАЯ ТРЕТЬ 16 ВЕКА ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
  • ВЫСОКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ. ИТАЛИЯ. КОНЕЦ 15 – ПЕРВАЯ ТРЕТЬ 16 ВЕКА ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
  • ВЫСОКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ. ИТАЛИЯ. КОНЕЦ 15 – ПЕРВАЯ ТРЕТЬ 16 ВЕКА ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
1/63

Первый слайд презентации: ВЫСОКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ. ИТАЛИЯ. КОНЕЦ 15 – ПЕРВАЯ ТРЕТЬ 16 ВЕКА ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ВТОРОЙ и ЧЕТВЕРТЫЙ курс. 2023. 2024 гг. Иконописное отделение СПб ДА

Нина Михайловна ТУРЦОВА а

Изображение слайда

Слайд 2

ВЫСОКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ На рубеже 15 - 16 в. италь­ янское искусство достигает наивысшей точки своего расцвета - так наз. Высокое Возро-ждение, длившееся очень короткое время, буквально первую треть столетия. Его развитие протекало в совер­ шенно иных условиях, чем те, в которых формировалось раннее Возрож-дение. Если в 14 -15 вв. Италия, была самой передовой стра -ной Европы, то в 16 в. она переживала глубокий экономиче-ский кризис, начавшейся еще во 2-й пол. 15 ст..

Изображение слайда

Слайд 3

В результате разобщенные, между собой города-государства Италии не смогли противостоять внешнему врагу – Франции и Германии (в 1627 г. Рим был захвачен немцами). Все это определило противоречивый характер культуры Высокого Воз-рождения: С 1-й стороны - подъем патриотизма, стремление к объединению Ита- лии. Это помогло утвердиться основным принципам Ренессанса. В основе ко-торой идеи гуманизма — вера в силы человека, в неограниченность его воз- можностей, и в разумное устройство мира. В искусстве – повествователь- ность и бытовизм, УСТУПАЕТ МЕСТО проблемам гражданского долга, вы- сокой морали, героизма. О сновными принципами искусст ва являются – мону -ментальность, обобщенность форм, отсутствие второстепенных деталей. В то же время – упадок экономики, усиление реакции – порождают в другой части общества упаднические настроения, которые приводят к возникновению в 1530-х -1540-х гг. течения МАНЬЯРИЗМ, отразившего крушение идеалов гумманизма.

Изображение слайда

Слайд 4

г уманизма. Архитектура К началу эпохи Чинквеченто (16 в.) центр художественной жизни Италии начинает перемещаться из Флоренции в Рим. Важную роль в этом сыграла политика папы Юлия II (1503-151З гг.) и его преемников, пытавшихся объединить Италию под своей властью. О тличительные качества Высокого Ренессанса - м онументальность, импозантное величие, навеянное Древним Римом, размах строительства – в полной мере нашли отражение в постройках архитектора Донато д'Анджело Браманте (1444 - 1514 гг.), который своим творчеством определил стиль Высокого Ренес­санса и вообще пути развития архитектуры 16 в. Первое его произведение в Риме - часовня Темпиетто ( ил. 5 ) ( монаст -тыря Сан Пьетро ин Мон торио ) - послужило своего рода «манифестом» Вы- сокого Ренессанса. Кроме монументальности форм в Темпиетто получила законченное выражение идея центрально-купольного сооружения

Изображение слайда

Слайд 5

Браманте Донато. Темпьетто. Ч асовня монастыря Сан Пьетро ди Монторио. Завершена 1502 г. Рим

Изображение слайда

Слайд 6

Основными достижениями Браманте были работы в Ватикане. Первое – объединение в единый ансамбль его разрозненных построек. Второе - строительство нового собора Св. Петра 4 в. на месте обветшавшей к 15 в. древней базилики. В основе плана собора (как и в Темпиетто ) заложена та же идея – т.е. идея центрально-купольного сооружения и полный отход от базиликального плана ( ил. 7 ). Другое дело, что масштабы совершенно иные - работая над ним Браманте задумал соорудить величественный памятник, не имеющий себе равного в мире. Увенчать собор должен был грандиозный купол - диаметр его барабана почти такой же как у купола ( ил. 8 ) Брунелески Флорентийского собора – около 43 м. (для сравнения купол собора Св. Со- фии Константинопольской имеет в диаметр 31 м.). Браманте не успел завер -шить свой замысел, им занимались разные архитекторы: Рафаэль, Перуцци, Антонио да Сан галло Младший, Микельанджело. Все они стремились соче -тать центричную форму сооружения с формой базилики, привычной для католического духовенства. Однако работы завершились лишь в 17 в.

Изображение слайда

Слайд 7

План собора Св. Петра в Риме архитекторов: А. Донато Браманте Б. Микельанджело В. Карло Мадерна – 17 век

Изображение слайда

Слайд 8

Купол собора Св. Петра. Рим.

Изображение слайда

Слайд 9

Свой вклад в архитектуру Ренессанса внесли и титаны Возрождения – Лео- нардо да Винчи, Рафаэль, Микельанджело, но особенно значительна их роль в изо- искусствах. ЖИВОПИСЬ и СКУЛЬПТУРА Леонардо да Винчи (1452—1519) ( ил. 10 ) явился первым художником Высокого Ренессанса. М астер уникальный даже для своего времени – искусс-тво и наука для него были нераздельны. Занимаясь искусством, он делал науч-ные изыскания, опыты, на­ блюдения, он выходил через перспективу в область оптики и физики, через проблемы пропорций — в анатомию и математику и т. д Он родился близ селения Винчи, в семье нотариуса, которая в 1469 г. перехала во Флоренцию. Здесь он становится учеником живописца и скульптора Андреа Вероккио. Испытал на себе влияние Ботичелли – пример, ранние работы Леона- рдо : «Мадонна с цветком» («Мадонна Бенуа»)и, вероятноБ к этому же времени относится образ «Мадонна Литта» (обе в Гос. Эрсмитаже ) ( ил. 11 ). Здесь уже нет фронтальной плоскостности его учителя Вероккио, зато присутствует

Изображение слайда

Слайд 10

Леонардо да Винчи. Автопортреты.

Изображение слайда

Слайд 11

Леонардо да Винчи. Мадонна Бенуа. 1470-е гг. Мадонна Литта. 1470-е – 1490-е гг.

Изображение слайда

Слайд 12

. тончайшая светотене-вая моделировка объё-ма и необычайно радо- стная атмосфера поло- тна. К образу Мадонны ма -стер неоднократно об- ращался на протяже-нии всей своей жизни, но все его образы но- сят несколько светский характер. Достаточно сравнить их с портре-тами светских дам. Леонардо да Винчи. Дама с горностаем. 1489–1490 гг. Милан Леонардо да Винчи. Мадонна с гвоздикой

Изображение слайда

Слайд 13

В 1482 г. мастер переезжает в Милан, ко двору герцога Лодо-вико Сфорца для создания памятника его отцу, Франческо Сфорца. Этот монумент был исполнен в начале 1490-х гг. только в глине. Он был высотой около 7 м должен был в 1,5 раза превышать конные статуи Донателло и Вероккио. Недаром современники называли па-мятник «ве­ликим колоссом», но это творение Леонардо погибло в 1499 г. ( французы вторглись в Милан и расстреляли этот конный монумент ). В Милане мастер смог проявить все грани своих дарований - трудится как художник, ученый техник, изобретатель, как математик и анатом. Того что он сделал хватило бы на несколько жизней, причем очень одаренных людей.

Изображение слайда

Слайд 14

Укрепление и украшение миланской крепости (Кастелло Сфорцеско ), оформление постоянных празднеств и многочисленных свадеб, научные за- нятия отрывали Леонардо от искусства. При всем этом миланский период, длившийся с 1482 по 1499 г., был одним из самых плодотворных в творчестве мастера, открывшим собой на­чало его художественной зрелости. Име нно с этого времени Лео­нардо становится ведущим художником Италии: в архитек -туре он занят проектированием идеального города, в скульптуре - созда­ нием конного монумента, в живописи - написанием большого алтарного образа. И каждое из созданных им творений было открытием в искусстве. Первым большим произведением, которое он исполнил в Ми­ лане, была «Мадонна в гроте» ( ил.15 ). Это 1-я монументальная алтарная композиция Вы- сокого Ре­ нессанса, в коей в полной мере выразились особен­ности леонардовс -кой ма­ неры письма. Создав в изо­ бражении Мадонны с мла­ денцами Христом и Иоанном и ангелом образ обобщенный, собиратель­ ный, идеально прекрасный при сохранении всех черт жизненной убедительно­ сти, Леонардо как бы под­ вел итог всем исканиям эпохи Кватроченто и обра­ тил взор в будущее.

Изображение слайда

Слайд 15

К омпозиция картины «Мадонна в гроте» кон- структивна, логична, строго выверена. Группа из 4-х персонажей образует как бы пирамиду, но жест их рук создают внут­ ри картины движе-ние по кругу, и взгляд естественно переходит от одного к дру­ гому. От фигур мадонны и ангела исходит покой, но вместе с тем они внушают и некое чувство загадочности, беспокоящей таин-ственности, подчеркнутое фанта­ стическим ви -дом самого грота и пейзажным фоном. По су- ти, это уже не просто пейзажный фон, а оп- ределенная среда, в которой взаимодействуют изображенные лица. Созданию этой среды спо­собствует и то особое качество живописи Лео- нардо, которое полу­чило название « сфуато »:

Изображение слайда

Слайд 16

« Сфуато » - это воздушная дымка, обволакивающая все предметы, смягчающая контуры, образующая определенную свето-воздушную атмосферу. Среди светских работ – наиболее известной является портрет дамы с горно-стаем. С читается, что здесь изображена возлюбленная миланского герцога Че- чилия Галлерани ( ил. 17 ). Датировка широкая, но, скорее всего, портрет соз -дан после 1487 г. На э то указывает причёска Чечилии по  испанской моде, вве-дённой в Милане Изабеллой Арагонской, женой племянника Лодовико Сфор-ца. Изображение горностая на картине имеет несколько вариантов объясне-ния : 1/ Греческое название горностая —  др.-греч.  γα λῆ  ( гале ) — связано с фамили -ей Галлерани. В то время подобная игра слов была популярна в светских кру- гах Италии. 2/ За свой белый мех горностай считался символом чистоты и целомудрия. Об этом Леонардо знал: существует созданный им рисунок  Allegory of the Ermine  , где изображена сцена, в которой горностай предпочитает быть пойманным

Изображение слайда

Слайд 17

Леонардо да Винчи. Дама с горностаем. 1489–1490 гг. Милан

Изображение слайда

Слайд 18

охотником, чем испачкать белую шкурку. Он мог подчёркивать соответствие фаворитки герцога особенностью придворной морали: женщина должна быть с одной стороны целомудренной, с другой - быть прекрасной возлюбленной. То есть, несмотря на то, что она не состояла в браке, это не является пятном на её репутации. 3/ Высказывалась также идея, что Чечилия, должно быть, была беременна в момент написания портрета, и горностай не только выполняет композицион-ную функцию, прикрывая живот, но и обозначает, что вынашивание бастарда вынашивание не является позором. 4/ С другой стороны, горностай мог относиться к самому Лодовико Сфорца, потому что он был членом ордена Горностая короля Неаполя Фердинанда I  с 1488 г. и включил образ зверька в свою персональную эмблему. 5/ Ложная версия говорит о том, что горностай был эмблемой рода Сфорца; на самом же деле его эмблемой был змей- бисцион.

Изображение слайда

Слайд 19

Самой большой работой Леонардо в Милане, высшим достиже­нием его искусства была роспись стены трапезной монастыря Санта Мария делла Грацие на сюжет «Тайной вечери» (1495-1498 гг.) ( ил. 20 ). Христос в последний раз встречается за ужином со своими учени­ ками, и объявляет о предательстве одного из них. «Истинно говорю вам, один из вас предаст меня». Леонардо изобразил момент реакции всех двенадцати на слова учителя. Реакция апостолов на эти слова различна, но в картине нет никакой внешней аффектации, все полно сдер­ жанного внутреннего движения. Художник много раз менял ком­ позицию, но не изменил главному принципу: в основу композиции положен точный математический расчет. За длинным столом, па­ раллельно линии холста сидят 13 человек : двое - в проф­ иль к зрителю по бокам стола, а 11 - лицом. Ключом композиции является фигура Христа, помещенная в центре, на фоне дверного проема, за которым открывается пейзаж; глаза Христа опущены, на лице покорность высшей воле, печаль, сознание неизбежности ожидающей его судьбы.

Изображение слайда

Слайд 20

Изображение слайда

Слайд 21

Остальные двенадцать чело­ век разбиты на четыре группы по три человека в ка- ждой. Все лица освещены, за исключением лица Иуды, обращенного в профиль к зрителю и спиной к источнику света, что отвечало замыслу Лео­ нардо: выде -лить его среди остальных учеников, сделать почти физически ощутимой его черную, предательскую суть. «Тайная вечеря» завершает целый этап в научных изысканиях художника. Она является также и новым этапом в искусстве. Многие художники Кватро- ченто писали «Тайную вечерю». Для Леонардо главное - через реакцию раз- ных людей, характеров, темперамен­тов, индивидуальностей раскрыть извеч-ные вопросы человечества: о любви и ненависти, преданности и предательс-тве, благородстве и подлости. С 1499 г. начинаются годы скитаний Леонардо: Мантуя, Венеция и на-конец, родной город художника - Флоренция, где он пишет картон «Св. Анна с Марией на коленях», по которому создает картину маслом в Милане (куда .

Изображение слайда

Слайд 22

возвратился в 1506 г.). Недолгое время Леонардо пробыл на службе у Цезаря Борджиа, а весной 1503 г. вернулся во Флоренцию, где получил от Пьетро Со- дерини, теперь пожизненного гонфалоньера, заказ на роспись стены нового за-ла палаццо Синьории (противоположную стену должен был рас­ писывать Ми- келанджело ). Леонардо исполнил картон на тему битвы миланцев и флорентий-цев при Ангиари — момент ожесточенной схватки за знамя, Микеланджело — битву при Кашине — момент, когда по сигналу тревоги солдаты выходят из пруда. Современники оставили свидетельства, что второй картон пользова-лся большим успехом именно потому, что на нем изображена не лютая, почти звериная злоба, ярость и возбуждение схватившихся насмерть лю­ дей, как у Ле- онардо, а прекрасные молодые здоровые юноши, торопящиеся одеться и вступить в бой,— возвышенный образ ге­ роизма и доблести. Но оба картона не сохранились, воплощены в живописи не были, и о леонардовском замысле мы знаем лишь по нескольким рисункам.

Изображение слайда

Слайд 23

Леонардо да Винчи. Битва при Ангиари.

Изображение слайда

Слайд 24

Во Флоренции Леонардо была начата еще одна живописная работа: порт- рет жены купца дель Джокондо Моны Лизы ( ил.25 ), ставший одной из самых знаменитых картин в мире. О портрете написаны сотни страниц: как Леонардо обставлял сеансы, приглашая музы­кантов, чтобы не угасла на лице модели улыбка, как долго тянул с работой, как стремился доско­ нально передать каж -дую черточку этого живого лица. Портрет Моны Лизы Джоконды - это решаю- щий шаг на пути развития ренессан сного искусства. Впервые портретный жанр стал в один уровень с композициями на религиозную и мифологическую темы. При всем бесспорном физиономическом сходстве портреты Кватроченто от­ личались если не внешней, то внутренней скованностью. Велича­ вость Моне Лизе сообщает уже одно сопоставление ее сильно выдвинутой к краю холста подчеркнуто объемной фигуры с види­мым как бы издалека ландшафтом со скалами и ручьями, тающим, манящим, неуловимым и потому при всей реаль-ности мотива фантастичным. Эта же неуловимость есть и в самом облике

Изображение слайда

Слайд 25

Леонардо да Винчи. Мона Лиза дель Джокондо. 1503-1519 гг.

Изображение слайда

Слайд 26

Джо­ конды, в ее лице, в котором ощущается волевое начало, напряжен­ ная инте-ллектуальная жизнь, в ее взгляде, умном и проницательном, как бы неотрывно следящим за зрителем, в ее еле заметной, завораживающей улыбке. В портрете Моны Лизы достигнута та степень обобщения, которая, сохраняя всю неповторимость изображенной индивиду­альности, позволяет рассматривать образ как типичный для эпохи. Не впадая в мелочную детализа­цию, не допуская ни одной натуралистической ноты, Леонардо создает такое ощущение живого тела, которое позволило еще Вазари воскликнуть, будто в углублении шеи Моны Лизы можно видеть биение пульса. В 1506 г. Леонардо уезжает в Милан, который принадлежал уже фран-цузам. Последние годы на родине - это годы скитаний между Флоренцией, Ри-мом, Миланом, заполненные, однако, и научными изысканиями, и творчес -кими занятиями, в основном живописью. Тяготясь собственной неустрое-нностью, ощущением непризнанности и одиночества, Леонардо в 1515 г. по предложению французского короля Франциска I уезжает во Францию..

Изображение слайда

Слайд 27

Рафаэль Санти Идеи монументального искусства Возрож-дения, в которых сли­ лись традиции античности и дух христианства, нашли яркое выражение и в творчестве Рафаэля (1483-1520 гг.). В его иску- сстве обрели зрелое решение две основные зада- чи : пластическое совершенство человеческого тела, выражающее внутреннюю гар­монию всес-торонне развитой личности, в чем Рафаэль сле-довал античности, и сложная многофигурная композиция, передающая все многообразие ми- ра. Проблемы эти были разрешены еще Леон ар -до в «Тайной вечере». Рафаэль обогатил эти воз- можности, поразительной свободы в изображе-нии пространства и движения в нем человечес -. Рафаэль. Автопортрет

Изображение слайда

Слайд 28

Рафаэль. Обручение Марии. 1504 г. Рафаэль. «Мадонна Конестабиле ». (Мадонна дель либро ). Между 1502-1504 гг.

Изображение слайда

Слайд 29

кой фигуры, безукоризненной гармонии между средой и человеком. Многооб­ разные жизненные явления под кистью Рафаэля просто и естест­ венно складывались в архитектонически ясную композицию, но за всем этим стояли строгая выверенность каждой детали, неуловимая логика построения, мудрое самоограничение, что и делает его произведения классическими. Рафаэль Санти родился в 1483 г. в городе Урбино, одном из центров худо- жественной культуры Италии, при дворе герцога урбинского, в семье придво-рного живописца и поэта. Ранний период творче­ства Рафаэля прекрасно хара-ктеризует небольшая картина в форме тондо «Мадонна Конестабиле » ( ил. 29), с ее простотой и лаконизмом строго отобранных деталей ( при всей робости композиции ) и особым, присущим всем работам Рафаэля, тонким лиризмом и чувством умиротворения. В 1500 г. Рафаэль уехал из Урбино в Перуджу учить- ся в мастерской известного умбрийского художника Перуджино, под влиянием которого написано «Обручение Марии» (1504 г.) ( ил. 29 ).

Изображение слайда

Слайд 30

Чувство ритма, соразмерности пластических масс, пространствен­ ных интер -валов, соотношение фигур и фона, согласование основ­ ных тонов (в «Обруче- нии Марии» - это золотистые, красные и зеленые в сочетании с нежно-голу- бым фоном неба ) и создают ту гармонию, которая проявляется уже в ранних работах Рафаэля и отличает его от художников предыдущей поры. В 1504 г. Рафаэль перебирается во Флоренцию, что поспособствовало его поискам со-вершенного гармонического образа. На протяжении всей жизни Рафаэль ищет этот образ в мадонне, много-численные его произведения, толкующие образ Мадонны, снискали ему все-мирную славу. Заслуга художника прежде всего в том, что он сумел вопло-тить все тончайшие оттенки чувств в идее материнства, соединить лирично- сть и глубокую эмоциональность с монументальным величием. Это видно во всех его мадоннах, начиная с юношески робкой «Мадонны Конестабиле »: в «Мадонне в зелени», «Мадонне со щегленком» ( ил. 31 ) и многих др.

Изображение слайда

Слайд 31

1505—1506. 1505—1506. Рафаэль. Мадонна Бельведерская. Около 1506 г. Мадонна с щегленком. 1505—1506 гг..

Изображение слайда

Слайд 32

Рафаэль. Мадонна с Христом и св. Иоанном. Рафаэль. Сикстинская Мадонна

Изображение слайда

Слайд 33

Вершина же ра фаэльевского духа и мастерства воплотилась в «Сикстинской Мадонне» ( ил. 32 ). Дева Мария здесь – сама воплощенная нежность и кро-тость. Однако в «Сикстинской Мадонне» это идеализирующее начало несколько отодвигается на задний план и уступает место трагическому чувству. Образ юной матери - печален, как образ женщины, знающей участь своего сына Он – великая и неизбежная жертва во искупление человеческих грехов. Ф игура Марии с младенцем, четко вырисовывающаяся на фоне неба, объединена об- щим ритмом движения с фигурами свв. Варвары и папы Сикста II, жесты ко- торых обращены к Мадонне, как и взгляды двух ангелов. Конечно же образы святых представлены в картине неслучайно. Она на-писана для монастыря Св. Сикста в г. Пьяченце, то есть папа Сикст II являлся небесным патроном обители, а св. вмуч. Варвара почиталась покровительни-цей самого г. Пьяченцы.

Изображение слайда

Слайд 34

Рафаэль Санти. Лоджии Рафаэля. Ватикан

Изображение слайда

Слайд 35

. В 1509 г., Папа Юлий II приглашает молодого Рафаэля в Рим для росписи личных папских комнат ( станц ) в Ватиканском дворце. Идейная программа ро-спи­си папских комнат - прославление католиче­ской церкви и ее главы – папы. Рафаэль расписывает первые две станцы. В станце делла Сеньятура (комнате подписей, печатей) он написал четыре фрески-ал­легории основных сфер духовной деятельности человека: фило­софии, поэзии, богословия и юрис-пруденции. Эти темы решены в виде многофигурных ком-позиций, предста в - ляющих иногда настоящие групповые портреты, интерес­ные как своей инди- видуализацией, так и типичностью. Здесь отражена идея примирения христиа-нской религии с античной культурой. Во фреске «Афинская школа» ( ил.36,37 ), олицетворяющей фило­софию, Рафаэль представил Платона и Аристотеля в окружении философов и ученых различных эпох. Их жесты (один указывает на небо, другой — на землю) характеризуют суще­ ство различий их учений. Спра­- ва в образе Евклида Рафаэль изобразил своего великого со­ временника архи- тектора Бра манте; далее представлены зна­ менитые астрономы и математики

Изображение слайда

Слайд 36

. Рафаэль. Платон и Аристотель. Фрагмент фрески: Афинская школа.1509 г. Станца делла Сеньятура. Ватикан.

Изображение слайда

Слайд 37

, Рафаэль Афинская школа.1509 г. Станца делла Сеньятура. Ватикан.

Изображение слайда

Слайд 38

У самого края правой группы художник написал себя. На ступенях лест-ницы Рафаэль изо­ бразил основателя школы кини­ ков Диогена, в левой группе - Сократа, Пифагора, на пере­ днем плане, в состоянии глубо­ кой задумчи-вости,— Гераклита Эфесского. По предположению некоторых исследовате -лей, ве­ личественный и прекрасный об­ раз Платона был навеян незаурядным обликом Леонардо, а в Гераклите Рафаэль запечатлел Микеланджело. Но как ни вырази­ тельны изображенные Рафаэлем индивидуальности, главным в рос­ писи остается общая атмосфера высокой духовности, ощущение силы и мо -щи человеческого духа и разума. Во фреске «Парнас», оли­ цетворяющей поэзию, изображен Аполлон в ок-ружении муз и поэтов - от Гомера и Сафо до Данте ( ил.39,40 ). Сложность композиции состояла в том, что фреска «Парнас» размещена на стене, раз-делен­ ной проемом окна. Изображением женской фигуры, опирающейся на наличник, Рафаэль умело связал общую композицию с формой окна. Образ Данте дважды повторяется во фресках Рафаэля: еще раз он изобразил велико-

Изображение слайда

Слайд 39

го поэта в аллегории богословия, чаще неверно именуемой «Диспута», среди художников и философов Кватроченто (Фра Анжелико, Савонаролы и др.).

Изображение слайда

Слайд 40

Рафаэль. Парнас

Изображение слайда

Слайд 41

Рафаэль. «Диспута» - аллегория богословия

Изображение слайда

Слайд 42

Третья фреска «Диспута» - аллегория богословия ( ил. 41 ), Четвертая фреска станцы делла Сеньятура «Мера, Мудрость и Сила» посвящена юриспруденции. Во второй комнате, называемой « станца Элиодора », Рафаэль написал фрески на исторические и легендарные сюжеты, прослав ляющие римских пап (ил. 43 - фрагмент). : «Из­ гнание Элиодора » — на сю­ жет Библии о том, как кара Господня в образе ангела — прекрасного всадника в зо­ лотых доспехах -обруши­ лась на сирийского вождя Элиодора, пытавшегося по­ хитить из Иеру-салимского храма золото, предназначен­ ное для вдов и сирот. Рафа­ эль, работавший по заказу Юлия II, не случайно обра­ щается к этой теме: францу­ зы готовятся к походу в Ита­ лию и Папа напоминает о Божьем наказании всех, кто посягнет на Рим. Недаром Рафаэль ввел в композицию изображение Самого папы, которого несут в кресле к поверженному преступ -нику. Прославлению пап, их чудодействен­ ной силе посвящены и другие фрески: «Месса в Больсене », «Встреча Папы Льва I с Атгилой »,— причем в

Изображение слайда

Слайд 43

первой Папе приданы черты Юлия II, и это один из самых выразительных его портретов, а в последней — Папы Льва X. Рафаэль. Фрагмент фрески. Станца Изгнание Элиодора

Изображение слайда

Слайд 44

Во фресках второй станцы Рафа-эль уделял большое внимание не линейной архитектонике, а роли цвета и света. Особенно это видно на фреске «Изведение апостола Петра из темницы» ( ил.44 ). Рафаэльбыл и величайшим пор- третистом, со­ здавшим тот вид изо- бражения, в котором индивидуаль-ное нахо­дится в тесном единстве с типи­ ческим. В его портретах, как правило, гос-подствует внутренняя уравнове-шенность и гармония.

Изображение слайда

Слайд 45

Микел­анджело Третий величайший мастер Высокого Возрождения — Микел­анджело. Он намного пережил Леонардо и Рафаэля. 1-я полови­на его творческого пути при- ходится на период расцвета искусства Высокого Ренессанса, а вторая - на вре - мя начала формирования искусства барокко. Из блестящей плеяды художников Высокого Ренессанса Микеланджело превзошел всех образов, гражданствен- ным пафосом, чуткостью к смене общественного настроения, эмоциональной Напряженностью. О тсюда и творческое воплощение крушения ренессансных идей в конце пути. Микеланджело Буонарроти (1475—1564) родился в Капрезе, в семье подеста (градоправителя, судьи). В 1488 г. во Флоренции, куда переехала семья, он пос - тупает в мастерскую к Гирландайо, через год - к одному из учеников Донате- лло. В эти годы он сближается с Лоренцо Медичи, смерть которого оставила в – нем глубокий след.

Изображение слайда

Слайд 46

Именно в садах Медичи и в доме Медичи Микеланджело и начал тщательно изучать античную пластику. Его рельеф «Битва кентавров» по внутренней гар - монии уже произведение Высокого Возрождения. В 1496 г. молодой художник уезжает в Рим, где создает свои первые принесшие ему славу произведения: «Вакх» и «Пьета». Буквально захваченный образами античности, Микеланд - жело изобразил ан­тичного бога вина обнаженным юношей, как бы чуть поша - тываю­щимся, обратившим взор на чашу с вином. Обнаженное прекрасное те- ло отныне и навсегда для Микеланджело становится главным предметом иску- сства. Вторая скульптура — «Пьета» — открывает целый ряд работ мастера на этот сюжет и выдвигает его в число первых скульпторов Италии. Микеланджело изобразил Христа, распростертым на коленях Марии. Мо- лодое, идеально прекрасное лицо мадонны скорбно, но очень сдержанно. Что- бы расположить большое мужское тело на коленях мадонны, скульптор увели- чивает число складок плаща, спадающего с колен Пречистой Девы. Фигуры

Изображение слайда

Слайд 47

Микеланджело. Вакх

Изображение слайда

Слайд 48

Микеланджело. Пьета

Изображение слайда

Слайд 49

Фигуры образуют в композиции пи­рамиду, сообщающую группе устойчивость и законченность. Вместе с тем даже в этой ранней работе Микеланджело име - ются черты, не свойственные искусству Ренессанса или, скажем, непривычные для него: в необычном сильном ракурсе запрокинута голова Христа, выверну- то его правое плечо; левая часть композиции, нагруженная более правой, пот- ребовала сложного асимметричного рисунка по­стамента, более высокого в правой части. Все вместе придало группе внутреннее напряжение, необычное для искусства Воз-рождения. Од­нако господствующими в этой композиции яв - ляются черты, свойст­венные именно Высокому Ренессансу: цельность герои- ческого образа, классическая ясность монументального художественного язы - ка. Возвратившись в 1501 г. во Флоренцию, Микеланджело по поручению Синьории взялся изваять фигуру Давида из испорченной незадачливым скуль - птором мраморной глыбы), названную флорен­тийцами «Гигантом» и поставле - нную ими перед палаццо Веккиа, городской ратушей. Открытие памятника

Изображение слайда

Слайд 50

Изображение слайда

Слайд 51

В прекрасном образе Давида, в его суровом лице скульптор передал титаниче - скую силу, не­преклонную волю, гражданское мужество, безграничную мощь свободного человека. Флорентийцы видели в Давиде близкого им героя, граж - данина республики и ее защитника. Общественное значение скульптуры было понято сразу. ( ил. 50 ). Не менее гениален был Микеладжело как живописец. С 1508 по 1512 г. он расписывавет в Риме плафон Сикстинской капеллы Ватикана в Риме, площа - дью 600 кв.м. ( ил. 52 ). В 9-ти центральных композициях развертываются события от 1-х дней тво - рения, истории Адама и Евы до всемирного потопа, - и все эти сцены, по сути, являются гимном человеку, заложенным в нем силам, его мощи и его красоте. Бог — это прежде всего творец, не знающий преград на пути к созиданию, об- раз, близкий пред­ставлению гуманистической эпохи о творце (сцена « Сотво - рение Солнца и Луны». «Сцена сотворения человека ( фрагм. – ил.54 ). Адам идеально прекрасен в сцене «Сотворение Адама» (ил.40), он еще лишен воли,

Изображение слайда

Слайд 52

Микеланджело. Плафон Сикстинской капеллы. Ватикан.

Изображение слайда

Слайд 53

Микеланджело. Сотворение Адама. Фрагмент росписи. Плафон Сикстинской капеллы. Ватикан

Изображение слайда

Слайд 54

но прикосновение руки творца, как искра, пронзает его и зажигает жизнь в этом пре­ красном теле. Даже трагическая ситуация потопа ( ил.54 ) не может поколе­ бать веру в силу человека. Те же мощь и благородство выражены и в образах пророков и сивилл: творческое вдохновение — в лице Иезекииля, услышавшего голос Бога; созерцательность — в образе сивиллы Эритрейской

Изображение слайда

Слайд 55

При огромном количестве фигур роспись Сикстинского плафона логически ясна и легко обозрима. Она не разрушает плоскость свода, а выявляет тектони - ческую структуру. Главными выразительными средствами Микеланджело яв - ляются подчеркнутая пластичность, чеканность и ясность линии и объема. Пластическое начало в росписи Микеланджело всегда доминирует над живо- писным, подтверждая мысль художника о том, что «наи­лучшей будет та живо- пись, которая ближе всего к рельефу». Жизнь скульптора в последние годы заполнена бесчисленными труда- ми. С 1520 по 1534 г. Микеланджело работает над одним из самых значите- льных и самых трагических скульптурных произведений — над гробницей Ме- дичи, ( флорентийская церковь Сан Лоренцо ), выражающей все переживания, выпавшие в этот период на долю и самого мастера, и его родного города, и всей страны в целом. С конца 20-х годов Италия буквально раздиралась как внешними, так и внутренними врагами. В 1527 г. наемные солдаты ра - згромили Рим.

Изображение слайда

Слайд 56

Н ад гробницей Медичи. Мастер сам сооружает пристройку к флоренти-йской церкви Сан Лоренцо — небольшое, но очень высокое помещение, перек -рытое куполом, и оформляет две стены сакристии (ее внут­ реннего помеще-ния ) скульптурными надгробиями. Одну стену ук­ рашает фигура Лоренцо (в шлеме), противоположную — Джулиано, а внизу у их ног размещаются сарко -фаги, украшенные аллегорические скульптурными изображениями — симво-лами быстротекущего времени: «Утра» и «Вечера» — в надгробии Лоренцо ( ( ил.56) ; «Ночи, и «Дня» — в надгробии Джулиано ( ил.45 ). Оба изображения — Лоренцо и Джулиано — не имеют портретного сходства, чем отличаются от традиционных решений XV в. Микеланджело подчеркивает вы­ ражение уста- лости и меланхолии в лице Джулиано и тяж-кое раз­думье, граничащее с отчая- нием, - у Лоренцо, считая не обязатель­ным точную передачу черт в лицах мо-делей. Для него важнее философская идея противопоставления жизни и смер-ти, облечен­ ная в поэтическую форму

Изображение слайда

Слайд 57

Микеланджело. Н адгробие Лоренцо Медичи. Аллегории «Утро» и «Вечер»

Изображение слайда

Слайд 58

Микеланджело. Н адгробие Джулиано Медичи. Аллегории « День» и «Ночь»

Изображение слайда

Слайд 59

В 1534 г. Микеланджело навсегда покинул Флоренцию и перее - хал в Рим, где - между 1535 – 1541 гг. написал, по поручению папы Павла III, огромную фреску на алтарной стене Сикстинской капеллы — «Страшный суд» ( ил.60-61 ). Сопоставление этой фрески с роспи - сью потолка показывает как изменились за это время взгляды Мике- ланджело. По сравнению с плафоном «Страшный суд» оставляет впе - чатление глубокого драматизма и смятения. Центром всей компози - ции является фигура Христа —судии, вокруг которого в бешеном те- мпе, словно подхваченные могу­чим вихрем, мчатся сплетенные в клубки, извивающиеся человеческие тела. Энергичным движением руки низвергая в ад сонмы грешников, Христос кажется преисполне - нным не столько милосердия, сколько неумолимой жажды возмез­дия

Изображение слайда

Слайд 60

Вместо светлых красок плафона, ясности членений, четкости отдельных фигур, здесь преобладают контрасты темных и светлых пятен, скрадывающие границы формы. И все же, композиция полна еще ренессанс-ной мощи и героики. Позднее, обилие атлетически сложен- ных нагих тел в алтарной картине каза -лось уже слишком «языческим» и вызвало нарекания в «непристойности», так что еще при жизни Микеланджело фреска была до-писана римским живописцем Даниеле да Вольтерра, прикрывшим наготу некоторых фигур.

Изображение слайда

Слайд 61

Изображение слайда

Слайд 62

Два последних 10-я жизни Микеланджело приходятся на тот период, ког-да в Италии искореняются черты свободомыслия великой гуманистической эпохи Ренессанса. Э то годы утраты надежд, потери близких и друзей, время его полного духовного одиночества. Микеланджело умер в Риме в возрасте 89 лет. Тело его было вывезено ночью во Флоренцию и погребено в старейшей церкви родного города Санта Кроче. Творчество Микеланджело имело исключительный резонанс. В течение многих десятилетий он был властителем дум молодых художников. Однако никто из подражателей не сумел достигнуть его глубины, страстности и силы.

Изображение слайда

Последний слайд презентации: ВЫСОКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ. ИТАЛИЯ. КОНЕЦ 15 – ПЕРВАЯ ТРЕТЬ 16 ВЕКА ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

Литература Ильина Т.В. История искусства. В 2т. Т. 1: Западноевропейское искусство. Изд. 2-е. С. 109-134. Ильина Т.В. История искусства. В 2т. Т. 1: Западноевропейское искусство. Изд. 3-е. – М.: Высшая школа, 2000. С. 71-88. - ЕСТЬ В ИНТЕРНЕТЕ Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура. – М., 2001. .

Изображение слайда

Похожие презентации

Ничего не найдено