Слайд 2
Внимание – направленность и сосредоточенность сознания человека на определенных объектах при одовременном отвлечении от других.
Слайд 3: П.Я.Гальперин о внимании:
один из видов ориентировочно-исследовательской деятельности форма контроля за деятельностью не имеет отельного результата появляется в результате формирования новых умственных действий
Слайд 4
И.М.Сеченов : внимание имеет рефлекторный характер А.А.Ухтомский – учение о доминанте
Слайд 5: Функции внимания
1. Благодаря вниманию, происходит отбор воздействий, которые соответствуют потребностям субъекта и той деятельности, которую он выполняет, при одновременном игнорировании несущественных воздействий. 2. Внимание удерживает в поле сознания выполняемую деятельность, ее предметное содержание до тех пор, пока деятельность не будет завершена, пока не будет удовлетворен мотив деятельности и не будут достигнуты поставленные цели. 3. Внимание регулирует и контролирует протекание деятельности, позволяя субъекту уточнять свои действия, координировать их.
Слайд 6: Критерии наличия внимания
1) Внешние реакции — это моторные и вегетативные реакции организма, которые способны создать специальные условия для лучшего восприятия сигнала. К моторным реакциям могут быть отнесены — поворот головы, фиксации глаз, мимика и поза сосредоточения. К вегетативным — изменение дыхания и тонуса мышц. 2) Увеличение продуктивности деятельности — когнитивной и исполнительной деятельности. Предполагается, что эффективность действия, сопровождаемого вниманием, выше продуктивности того действия, в котором внимание не принимало участия. 3) Критерий наличия внимания — «избирательность информации» — подчеркивает способность сознания воспринимать, анализировать и реагировать только на весьма ограниченный набор раздражителей. 4) Ясность и отчетливость тех содержаний сознания, которые находятся в поле внимания.
Слайд 8: Устойчивость – способность в течение длительного времени сосредотачиваться на одном и том же объекте
Способствуют устойчивости 1.Свойства нервной системы 2. Мотивация деятельности 3. Новая деятельность или увеличение сложности объекта 4. Положительные эмоции Мах – к 34 годам Снижают устойчивость 1. Слабая нервная система 2. Болезнь 3. Усталость 4. Отсутствие интереса 5. Наличие отвлекающих факторов
Слайд 9: Сосредоточенность = концентрация
А.А. Ухтомский считал, что физиологическим механизмом концентрации внимания является возбуждение в доминантном очаге коры головного мозга при одновременном торможении остальных зон. Это степень сосредоточенности сознания на объекте или деятельности.
Слайд 10: Переключаемость – скорость перехода от одного вида деятельности к другому
Можно натренировать Может быть произвольной и непроизвольной Подразумевает включение и отвлечение внимания Зависит от: отношения между предшествующей и последующей деятельностью, завершенностью/незавершённостью предшествующей деятельности, отношения субъекта к деятельности, индивидуальные особенности субъекта, значимости цели для человека, ее четкости и ясности Мах – к 29 годам
Слайд 11: Распределение - способности человека выполнять несколько видов деятельности одновременно
Это обратная сторона переключаемости Если человек и способен распределять свое внимание, то лишь в тех случаях, когда один из видов деятельности полностью автоматизирован и не требует внимания. В иных случаях распределение внимания невозможно ( самолет+поиск объекта на земле) Исключения – Юлий Цезарь, Наполеон Профессионально важно качество для педагога
Слайд 12: Объем - количество объектов, которые человек способен одновременно охватить с достаточной ясностью
5-7 Тесно связан с кратковременной памятью Мах – к 33 годам
Слайд 17: Виды внимания
Виды внимания Условия возникновения Основные характеристики Механизмы Непроизвольное Действие сильного, контрастного, значимого раздражителя Легко возникает и переключается Ориентировочный рефлекс Произвольное Постановка задачи Требует волевых усилий, утомляет Вторая сигнальная система (речь) Послепроизвольное Интерес к деятельности Целенаправленное снимается напряжение Доминанта, интерес
Слайд 18: Условия воспитания произвольного внимания
Воспитание ответственности и силы воли, умения добиваться цели. Четкая организация деятельности, создание творческой обстановки. Однообразие утомляет. Тренировать сосредоточение: тихо сидеть, смотреть, когда ничего не меняется, слушать тишину. 5-10 минут перерыв после каждого часа умственной работы, легкий фоновый шум, индивидуальные благоприятные биологические часы.
Слайд 19: Индивидуальные особенности внимания
Внимательность как черта личности проявляется в интеграции свойств внимания, основу которой составляет произвольное внимание. Рассеянность — такое состояние внимания, при котором человек не может сосредоточиться на каком-либо объекте или деятельности. Обратная сторона сосредоточенности. Отвлекаемость внимания — это непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой. Внешние причины — специфика сигналов и раздражителей окружающего мира. Внутренние причины — эмоциональные состояния человека, невозможность или нежелание прикладывать волевые усилия, отсутствие мотивации и целый ряд других причин
Слайд 25: Тройка
Игра учит концентрировать внимание, а также может послужить отличной разминкой для глаз. ⠀ ⠀ Задача: за ограниченное время (секунд 10-15), требуется найти в таблице тот предмет, что повторяется только три раза.
Слайд 26: Половинки
Упражнение учит быстрой концентрации внимания: когда за короткое время, необходимо выполнить определенную задачу. Задание: требуется «соединить» половинки предметов.
Слайд 27
Нарушение концентрации внимания встречается у детей в возрасте от 4 до 7 лет и, как правило, сопровождается гиперактивностью. Такое состояние называют СДВГ – синдром дефицита внимания и гиперактивности. По статистике мальчики страдают расстройством в 9 раз чаще, чем девочки.
Слайд 28: Причины нарушения внимания у детей
Психологический фактор. Длительное эмоциональное напряжение, негативная обстановка в семье, частые скандалы, грубое обращение с ребенком вызывают угнетение когнитивных функций. Соматические болезни. Патологии внутренних органов, инфекции, интоксикация способствуют астенизации организма. Для этого состояния характерна повышенная утомляемость, снижение памяти и работоспособности. Органическое поражение головного мозга у детей. На формирование и развитие синдрома дефицита внимания и гиперактивности могут влиять патологические процессы во внутриутробном периоде: гипоксия плода, слишком юный – ранее 20 лет или поздний возраст матери – старше 40 лет, недоношенная или переношенная беременность, вредные привычки во время вынашивания малыша, прием некоторых лекарственных препаратов, тяжелые инфекционные заболевания в пренатальном периоде.
Слайд 29: Особенности поведения
чрезмерно активны, их невозможно увлечь игрой; постоянно находятся в движении; разбрасывают вещи, балуются, проявляют рассеянность, расторможенность; капризничают, могут быть агрессивными и нетерпимыми к неудачам. Дети, которые страдают дефицитом внимания и гиперактивностью, в младенчестве имеют повышенный тонус мышц. Они плохо засыпают, их сон можно охарактеризовать как прерывистый, с частыми пробуждениями. Наблюдается повышенная чувствительность к внешним раздражителям, посторонним шумам, резким звукам, непривычной обстановке. Для детей с диагнозом СДВГ характерна импульсивность, навязчивость, они не умеют подчиняться правилам. Например, во время занятия способны без спроса встать и пойти делать то, что им интересно – посмотреть, что там за окном или взять пенал сверстника и начать его рассматривать. Могут перебивать учителя.
Последний слайд презентации: Внимание: Как корректируют нарушения
Препараты. В отдельных случаях детям требуется лекарственная терапия. Назначают ноотропы, которые улучшают обменные процессы в головном мозге. Психокоррекция/ нейрокоррекция. Психотерапевтические методы лечения показаны детям с расстройством внимания. Психологи используют когнитивно-поведенческую терапию, арт-терапию. С нейропсихологом ребята выполняют двигательные и умственные упражнения в игровой форме, которые помогают тренировать базовые психические процессы. Физиотерапия. Невролог назначает физиопроцедуры исходя из анамнеза пациента. Это может быть электрофорез, магнитотерапия, фотохромотерапия.