Первый слайд презентации: Вопросы (по лекции 1)
Назовите этапы ЖЦ БД. Что является одним из результатов этапа концептуального проектирования? Какова цель логического проектирования? На каком этапе ЖЦ БД определяются специфические структуры хранения и пути доступа данных? Какая основная цель использования Case – средств? Как называется метод исследования системы, изучение которой начинается с ее общего обзора, последующей детализации, созданием иерархической структуры с достаточным числом уровней?
Слайд 2: Основные понятия баз данных
Дисциплина «Базы данных» Лекция 3 Прикладная информатика в экономике Кафедра ИС
Слайд 3: Данные
Философские и научные исследования, а также личный опыт каждого показывают, что мы постигаем мир, конструируя такие понятия, как объекты (предметы) и явления (действия, процессы). Модель внешнего мира может быть построена на основе системного подхода путем декомпозиции проблемной области на подсистемы предметов и подсистемы действий. Наша задача и будет состоять в том, чтобы научиться извлекать информацию о предметах и процессах, необходимую для достижения поставленной задачи.
Слайд 4
Данные – факты или идеи, выраженные в формализованном виде, обеспечивающем возможность их хранения, обработки и передачи. Данные играют существенную роль в деятельности любого предприятия. Из данных извлекается необходимая информация. Данные можно рассматривать как сырье (ресурс) для производства информации. В результате обработки данные приобретают смысл, то есть становятся информацией.
Слайд 5: Информация
Существует множество определений понятия информации. Рассмотрим некоторые их них. Информация – сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления (Федеральный закон “Об информации, информатизации и защите информации”). Информация - это все то, что уменьшает степень неопределенности нашего знания о данном предмете (Реймон Буаде, почетный профессор Национальной школы искусств и ремесел Франции). Информация - любые сведения о каком-либо событии, процессе, объекте, являющиеся предметом операции восприятия, передачи, преобразования, хранения или использования.
Слайд 6: Типы информации
Информацию можно разделить на два типа: первичную (необработанную или элементарную) и обработанную. Первичная информация – это выражение некоторого факта, поведения, то есть того, что характеризует определенное событие, ситуацию, состояние. Обработанная информация – это результат переработки первичной или ранее обработанной информации. К примеру, термин “исходные данные” отражает определенное состояние, явление или событие и может относиться к первичной информации. Термин “конечный документ” - отражает изменение во времени этого состояния, явления или события и относится, безусловно, к обработанной информации.
Слайд 7: Три критерия качества информации:
Актуальность Полнота Точность Прежде чем использовать и переработать информацию ее необходимо собрать и сохранить. При этом очень важно, чтобы процедуры сбора и сохранения информации не изменяли свойств и качества информации. Важную роль играет и срок хранения информации, влияющий на ее ценность.
Слайд 8: Актуальность
Актуальность. Этот критерий качества хуже всего реализуется на практике. Актуальность зависит, прежде всего, от быстроты регистрации информации и от точности отнесения информации к определенным моментам времени, связанным с событиями, от которых эта информация зависит или на которые оказывает влияние. При этом, выступая в роли некоторого симптома, информация позволяет предвидеть события. Это ценное качество дает возможность в рамках стабильного процесса сделать краткосрочный прогноз его дальнейшего развития. Критерий актуальность связан с понятием срока старения информации.
Слайд 9: Полнота
Полнота. Полнота информации отражает желание обладать всей полезной для анализа ситуации информацией. Полнота может быть истолкована тремя способами: во-первых, предусматривать накопление всех элементарных единиц информации относительно одного и того же аспекта наблюдений; во-вторых, означать получение всей элементарной информации, характеризующей явление в определенный момент времени, в-третьих, представлять собой сочетания первых двух случаев. Этот критерий связан с понятием объема и количества информации.
Слайд 10: Точность
Точность. Точность дополняет первые два критерия и гарантирует, что не произойдет никаких искажений, которые могли бы изменить один или несколько компонентов информации. Критерий точность следует рассматривать на двух уровнях: на техническом уровне, связанном со средствами и процедурами сбора и передачи, где выдвигается требование отсутствия искажений при сборе и передаче информации; на методическом уровне, где объединяются три критерия: актуальность, полнота и критерий точности. Действительно, точность не может основываться лишь на качестве применяемых средств и технических процедур, так как независимо от них, в конце концов может оказаться, что пользователь получит информацию, лишенную смысла, хотя каждая из ее элементарных составляющих не подвергалась искажению во время передачи данных.
Слайд 11: Уровни информации
Информацию, предназначенную для управления, можно условно разбить на три уровня: оперативная, тактическая и стратегическая. Оперативная информация нужна на нижнем уровне управления предприятием в повседневной работе. Она представляет собой часто обновляемую, первичную, рутинную информацию. Оперативная информация – основа в информационной иерархии ИС, поэтому ее обработка автоматизируется в первую очередь.
Слайд 12
Тактическая информация получается путем обобщения информации оперативного уровня и предназначена для руководителей среднего звена. Автоматизация существенно ускоряет подготовку тактической информации, которая выдается в виде отчетов, различных вариантов решения на основании информационного запроса. Стратегическая информация, предназначенная для руководства, получается в результате обработки оперативной и тактической информации. Она содержит краткие, но содержательные сводки, отчеты, прогнозы. На ее основе осуществляются долгосрочное планирование и разработка бизнес-плана предприятия в целом.
Слайд 13: Функции, обеспечивающие управление :
Планирование Учет Анализ и регулирование Контроль Оперативное управление
Слайд 14: Функции, обеспечивающие управление
Учет - функция, отображающая состояние объекта управления в результате выполнения хозяйственных процессов. (оперативный - средний). Планирование - функция, определяющая цель функционирования экономической системы на различные периоды времени (высший – средний - оперативный). Анализ – функция, определяющая тенденции в работе экономической системы и резервы, которые учитываются при планировании на следующий период (высший - средний).
Слайд 15
Регулирование - сопоставление фактических показателей с нормативными, определение отклонений, причин и т.д (высший - средний). Оперативное управление – функция, осуществляющая регулирование всех хозяйственных процессов с целью исключения возникающих отклонений в плановых и учетных данных. Контроль – функция, с помощью которой определяется отклонение учетных данных от плановых целей и нормативов.
Слайд 16: Система информации
Система информации существует в естественном виде, образуя информационную среду. При этом система информации предприятия ( объекта управления) охватывает данные не только об этом предприятии, но и данные, представляющие для него интерес. Таким образом, система информации оказывается связанной со всей информационной средой предприятия. Совокупность информационных потоков и информационных обменов составляет систему информации.
Слайд 17
Последствия поведения каждого объекта порождает событие. Теория вероятностей под событием понимает возможный исход некоторого наблюдения (идеализированного опыта). События, в свою очередь, по-разному влияют на функционирование объекта: остаются без внимания; используются для локального управления; используются для управления основными ресурсами.
Слайд 18: Управляющее воздействие
Термин управление или управляющее воздействие будем использовать в широком смысле этого слова. Он может означать и поставку сырья, и перестановку оборудования, и составление отчета, и организацию учебного процесса. Управляющие воздействия влияют на ход событий и сами же в соответствующие моменты времени проявляются через другие события, так что цикл замыкается.
Слайд 19
К событиям, преднамеренно вызываемым путем управляющего воздействия или посредством местной инициативы, добавляются, естественно, те, которые вызываются внешними факторами (воздействия окружающей среды, механические поломки и т.д.) Например, управляющее воздействие « поступление абитуриентов в вуз» инициирует событие «Зачисление», генерирующее информацию, использование которой вызывает управляющее воздействие «организация учебного процесса».
Слайд 20: Информационный цикл системы информации
Другие источники Воплощается в событии (поведении, обусловленном информационным процессом) СОБЫТИЕ Генерирует ИНФОРМАЦИЮ Возможная обработка Вызывает ИСПОЛЬЗОВАНИЕ в соответствии с установленными правилами Не используется Используется локально Вызывает УПРАВЛЯЮЩЕЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ Рис. 1. Система информации
Слайд 21: Структурирование информации
В соответствии с принятой терминологией информация о проблемной области «описывает» или «моделирует» эту область, а конкретное физическое представление этой информации является базой данных. Создавая БД, пользователь стремится упорядочить информацию по различным признакам и быстро извлекать информацию с произвольным сочетанием признаков.
Слайд 22
Это становится возможным только в том случае, если данные структурированы (формализованы), т.е описание данных имеет определенную форму представления. Структурирование - это введение соглашений о способах представления данных. Все, что происходит в процессе функционирования материальных систем различного назначения, может быть описано в форме сообщений, представляющих собой информационное отображение материальных процессов.
Слайд 23
Сообщение может быть выражено на естественном языке, либо в формализованном виде, т.е. (форматированные) сообщения, когда выделяются опорные свойства (параметры) происходящего события и в сообщении приводятся названия свойств и их значения. Неструктурированными называют данные, записанные, например, в текстовом файле. Рассмотрим неструктурированные данные, представленные в виде обычного сообщения, затем структурируем их и представим в виде таблицы (одна из форм представления). Сообщение: На факультет информатики МаГУ согласно приказ а №121 от 10.08.2006г. на специальность 080700 – Бизнес-информатика было зачислено 27 студентов.
Слайд 24: Структурирование информации на примере приказа о зачислении студентов в вуз
На факультет информатики МаГУ согласно приказа №121 от 10.08.2007г. на специальность 080700 – Бизнес - информатика было зачислено 27 студентов. Схема БД: Зачисление (Факультет, Код специальности, Наименование специальности, Документ, Дата, Контингент) Название параметра Факультет Код специальности Наименование специальности Документ Дата Контингент информатики 080801 Прикладная информатика 121 10..08.06 27 информатики 080700 Бизнес-информатика 121 10.08.06 27 истории 030401 история 122 10.08.06 47 психологии 030301 психология 123 10.08.06 54 Значение параметра
Слайд 25: База данных
База данных (БД) - это набор сообщений, которые: являются истинными для соответствующей материальной системы; непротиворечивы по отношению друг к другу и к концептуальной схеме. Сообщение записывается в форматированном виде как указание свойств (атрибутов) предметов. Набор из атрибутов, описывающих объект, представляет собой таблицу. Атрибутом называется информационное отображение отдельного свойства некоторого объекта, процесса или явления. Объект – особый опознаваемый предмет или сущность, имеющая важное функциональное назначение в ПрО. Типичная проблемная область, состоящая из реальных и абстрактных объектов, являющихся сущностями, состоит из классов сущностей, имеющих определенные характеристики или свойства.
Слайд 26: Идентифицирующие свойства
Среди свойств необходимо выделять так называемые идентифицирующие свойства, т.е свойства по значению которых можно однозначно отличить данный экземпляр объекта от любого другого. Рассмотрим объект ЛИЧНОСТЬ. Определим возможные идентифицирующие свойства данного объекта. 1. ЛИЧНОСТЬ (Фамилия, Имя, Отчество) - наличие однофамильцев 2. Расширим список идентифицирующих свойств ЛИЧНОСТЬ (Фамилия, Имя, Отчество, Дата рождения, Национальность)
Слайд 27: Идентифицирующие свойства
3. Используем новое идентифицирующее свойство: Номер паспорта, Серия паспорта ЛИЧНОСТЬ ( Номер паспорта, Серия паспорта, Номер страхового полиса, ИНН, Фамилия, Имя, Отчество, Дата рождения, Национальность) или Номер страхового полиса ЛИЧНОСТЬ ( Номер страхового полиса, Номер паспорта, Серия паспорта, ИНН, Фамилия, Имя, Отчество, Дата рождения, Национальность) или ИНН ЛИЧНОСТЬ ( ИНН, Номер страхового полиса, Номер паспорта, Серия паспорта, Фамилия, Имя, Отчество, Дата рождения, Национальность).
Слайд 28: Идентифицирующие свойства
Выбор того или иного свойства объекта в качестве идентифицирующего делает остальные атрибуты потенциальными претендентами на однозначное определение объекта. Кроме того, для сотрудников отдельного предприятия можно использовать такое идентифицирующее свойство как Табельный номер. ЛИЧНОСТЬ ( Табельный номер, Фамилия, Имя, Отчество). 4. Можно вводить искусственный идентификатор, который соответствует обычной нумерации экземпляров объектов ЛИЧНОСТЬ ( ID, Фамилия, Имя, Отчество)