Первый слайд презентации: ВОЗРОЖДЕНИЕ. ИТАЛИЯ ВВЕДЕНИЕ ВТОРОЙ и ЧЕТВЕРТЫЙ курс. 2023. 2024 гг. Иконописное отделение СПб ДА
Нина Михайловна ТУРЦОВА а
Слайд 2
В второй половине 13 в., то есть на ранней стадии развития буржуазных отношений, параллельно с развитием Готики, в Италии зарождается новая культура, которую характеризует разрыв с мировоззрением и эстетикой Средневековья. Средневековый аскетизм и презрение ко всему земному, восприятие реального человека как ничтожного раба, песчинки в мироздании, сменяются теперь жадным инте ресом к реальному миру, восхищением красотой и величием природы, но в центре внимания – человек и его достоинства. С вое наименование «ВОЗРОЖДЕНИЕ» (по-французски «Ренессанс», по-итальянски « Ринашименто »), новая культура получила не случайно, само ее возникновение связано с возрождением интереса к Античности. Хотя Средневековье никогда не забывало об Античности, но только в эпоху Воз-рождения изучен ие античной литературы и искусства приобрело огромный размах.
Слайд 3
Но это, конечно, не означает, что Возрождение в точности повторяет антич ный период в искусстве, оно прежде сего несет на себе печать своего вре-мени. В чем же сходство и различие культуры Возрождения с предыдущими эпохами ? Что касается античной классики - казалось бы все ясно. И в Воз-рождении и в Античности – в центре внимания стоит человек. Однако, для художников и поэтов классической древ ности человек был слепой игрушкой всемогущего рока. В эпоху Возрождения он - хозяин своей судьбы, которая всецело зависит от его дарований, мужества и энергии. В пору Ренессанса о браз человека становится более сложным, многогранным, духовная жизнь его рас крывается более полно и глубоко. И художник в эту эпоху воспринимается прежде всего как индивидуум, как личность. Нельзя отбрасывать и значение 1000-летней культуры Средневековья с ее откры-тиями, величайшей мировой религией, ее сюжетами, поисками идеалов,
Слайд 4
победы добра, осуждение зла – это, во многом, определяют тема-тику эпохи Возрождения. Значение эпохи Ренессанса. В изобразительном иск- ве, где главным становится человек, а его разум высшим мерилом истины, новая эпоха знаменует поворот реализму, надолго определивший развитие европейской художест -венной культуры. Реализм всегда связан с познанием, т.е. развитием науки. Светская к ультура Возрождения освобождается от опеки Цер-кви. Отсюда — оптимизм, присущий культуре Возрождения, ее жиз -нерадостный и жизнеутверждающий характер. Строительство Ренессанса явилась важнейшим этапом архите-ктуры нового вре мени. Все последующее развитие европейского зо-дчества было, по существу, лишь дальнейшей разработкой тех
Слайд 5
тех принципов, которые сложились в эпоху Возрождения. Архитектура Ренессанса выработала типы новых городских многоэтаж ных зданий, церковных сооружений, новые системы фасадного убранства пост роек. Она разработала и новую констру-ктивную систему кирпичного здания с кирпичными же и дере- вянными перекрытиями, которая сохранилась в европей ском строительстве вплоть до XX век а Искусство и архитектура Возрождения не были едиными, в разных странах они приобретали свою специфику в зависимости от конкретных исторических условий. Даже хронологические границы Возрождения ра-зличны для разных стран. Родиной европейского Возрождения была Ита-лия, которая раньше других стран встала на путь капитализма. Поэтому историки искусства различают Итальянское Возрождение и Северное Возрождение. -
Слайд 6
Итак, Итальянское Возрождение. В Средние Века Италия была разобщенной страной, не имевшей, в отличие от стран северной Европы, единого политического центра. Факти -чески, она – это ряд независимых и постоянно соперничавших друг с дру -гом областей и городов. Неравномерное развитие таковых делает разно-образной и пестрой картину искусства Возрождения на всем протяжении его развития и способствует появлению большого количества местных худо-жест венных школ Италии. И, тем не менее, существует единая периоди-зация Итальянского Возрождения. Она членится на три ОСНОВНЫХ этапа: Первый период – 2-я половина 1З-14 в. – Проторенессанс (Пред-возрождение)(14 в. иногда обозначается итальянским наименованием - «треченто», т. е. 300-е годы), Второй - 15 в. - Раннее Возрождение (или «кватроченто»), Третий - (кон. 15 - первая треть 16 в.) Высокое Возрождение
Слайд 7
ИТАК, – ТРИ ОСНОВНЫХ ЭТАПА, НО НЕ ВСЕ ТАК ПРОСТО. В теме «Возрождение» - мы будем рассматривать еще два временных периода (Позднее Возрождение и Маньяризм ). С 1530-1540-х годов культура Возрождения переживает кризис, -связанный с целым рядом явлений. В том числе и началом феодально- като - лической реакции в Италии. Эти события порождают так называемый «Ма- ньеризм » — художественное направление, распространившееся к середине 16 в. Весь 16 в. иногда называют «чинквеченто». Однако, это не означает, что среди мастеров уже нет преданных пос-ледователей Высокого Возрождения. Их творчество выделяется в особый этап – Позднее Возрождение. Рассмотрим в хронологическом порядке этапы ВОЗРОЖДЕНИЯ
Слайд 8
ПЕРВЫЙ ЭТАП Проторенессанс ( Предвозрождение ) 2-я половина 1З—14 в. На рубеже 13 и 14 вв. итальянская культура переживает блестящий подъем. В это время зарождается национальная литература на итальянском языке, в поэзии появляется колоссальная фигура Данте. В изо- искусстве безличное цеховое мастерство уступает место индивидуальному твор честву. Но культура Предвозрождения еще сложна и противоречива. Это куль-тура — переходного период, в которой новые черты очень тесно сплетаются с мощными элементами средневековой традиции. К примеру великого Данте Алигьери ( 1265—1321 гг ). Наз. последним поэтом Средневековья и первым поэтом Возрождения. Его знаменитая «Божественная Комедия» построена еще по типу средневековых рассказов, насыщена аллегориями и сим воликой, но, в то же время она резко отличается от них реалистической яркостью образов, красоч-ностью описаний природы, земным характером человеческих взаимоотношений и страстей.
Слайд 9
В сочинениях же поэтов и писателей следующего поколения, т.е. 14 в. Фра- нческо Петрарки (1304-1374) и родоначальника италь янской литературной прозы, автора «Декамерона», Джованни Бокаччо (1313- 1375) — гумани-стические, ренессансные черты уже торжествуют над средневековыми. Изобразительное искусство. Та же ситуация и в изобразительном искусстве. На грани 13—14 вв. центрами художественной культуры Проторенессанса ста- новятся главные города - Флоренция, Пиза, Сиена. В скульптуре, живописи выдвигаются крупные мастера — Никколо и Джованни Пизано, Пьетро Каваллини, Джотто, творчество которых во мно -гом определило дальнейшее развитие итальянского искусства. Значение их творчества состоит в том, что они постепенно отходят от средневекового аскетизма, многое сделали, чтобы преодолеть
Слайд 10
сверхчувственное ирреальное начало в иск- ве и работают над созданием нового художественного языка, внося в свои работы черты чувственной земной красоты, придают материальность и телесность формам. И наконец, их работы отмечены печатью яркой твор ческой индивидуальности. Чтобы представить себе пестроту, царившую даже в этих крупнейших центрах Проторенессанса, рассмотрим кратко творчество самых видных мастеров эпохи. Сначала поговорим о новаторах. Скульптура. В скульптуре новую эпоху открывает тв -во Никколо Пизано. Его творчество открывает Новую эпоху в итальянской скульптуре. К афедра баптистерия в Пизе, выполненная около 1260 г. ( ил.11,12 ) – Правда в одной композиции он соединяет разновременные эпизоды, не чувствуется простран ство, фигуры ра - зно -масштабны и неправильны по пропорциям. Но образы здесь уже живые полнокровные, их формы полновесные и округлые, ясно обозначающиеся
Слайд 11
Пизано Никколо. Рождество Христово. 1259-1260. Кафедра баптистерия. Г. Пиза. Италия
Слайд 14
Живопись несколько отстает от скульптуры. Но уже во второй половине 13 в. здесь трудится Джованни Чимабуэ – ученик византийцев. Он еще очень консервативен, но мы о нем помним как о мастере «вернувшем Италии хорошую живопись» (ил.14). Более прогрессивными были римский мастер Пьетро Каваллини и флорентиец Джотто. Подобно тому, как Никколо Пизано обновил традицию итальянской скульптуры, Каваллини заложил основы ренессансной традиции в живо-писи. Его образы уже не бесплотны, взгляд утрачивает «потусторонний» характер и приобретает живое выражение, в драпировках ощущается тя жесть. Применяя свето-теневую моде лировку, Каваллини в ряде случаев достигает объемности и пластичности форм пример – фрески мастера в церкви Санта Чечилиа ин Трастевере (1293), где сохранилась испол ненная им роспись «Страшный суд» (ил.15,16).
Слайд 15
Каваллини Пьетро. Алтарная часть. ц. Санта Мария ин Трастевере. 13 в. Рим. ПРОТОРЕНЕССАНС. Каваллини Пьетро. Страшный Суд. ц. Санта Чечилия ин Трастевере. 13 в.Рим. ПРОТОРЕНЕССАНС
Слайд 16
П. Каваллини. Спаситель. Центр. часть фрески Страшный Суд. Ц. Санта Чечилиа ин Трастевере. Рим. (1293 г.),
Слайд 17
Джотто (1276 /?/—1337) - следующий крупнейший художник Проторе - нессанса. С гораздо Каваллини его роднят новое понимание пространства и формы, интерес к большим эпическим циклам. Первой достоверной работой Джотто являются исполненные им в 1303-1305 гг. фрески в капелле дель Арена в Падуе, на сюжеты из истории Марии и Христа Джотто (ил.18,19). В отличии от Каваллини, Джотто сумел в то же время отойти от холод- ного бес страстия его образов и создал свой мир, согретый глубоким чело- веческим чув ством. Его образы более живые. Хотя лики Джотто однообра-зные, он сумел передать в них относительно широкую гамму чувств – от ти -хой печали и страдания до радости, гнева и даже отчаяния. Художественный язык Джотто лаконичен – внимание сосредоточено на основной идее, главном персонаже – все лишнее отбрасывается. Каждая де-таль, второстепенный персонаж указывают на главный смысловой центр – это от византийцев.
Слайд 20
Впечатляющей работой Джотто являе-тся и роспись церкви св. Франциска, осно-вателя нищенствующего ордена франциска-нцев (ум. 1226 г., канонизирован в 1228 г.) в г. Асизи. Она возведена над его могилой и до сих поря является местом паломничест-ва католиков. Церковь 2х-этажная – нижний для паломников, верхний этаж – для папы римского и знати. Этот храм – глава и мать всех францисканских храмов. Джотто рабо -тал здесь с мастерами из Рима и г. Сиены. Ему лично и его помощникам приписыва ют 28 композиций, посвященных св. Франци-ску.
Слайд 21
Джотто. Дарение плаща бедному дворянину. Св. Франциск иссекает воду из скалы. кон.13 -нач. 14 в. г. Ассизи. Ц. св. Франциска.
Слайд 22
Роспись верхней церкви началась только в 1270-х гг., хотя в главном алтаре уже стоял трон папы. Как и в больших базиликах Рима. Большой заслугой Джотто было то, что он стремился создать для своих сцен правдоподобную реальную среду. Его картины плоскостны, но он так располагает фигуры, деревья, здания, что достигает впечатления глубины. И уже это дает ему право наз. предшественником величайших мастеров Возрождения. Перечисленные выше черты манеры Джотто получили дальнейшее раз- витие в его более поздних работах: капелла Барди (1317-1320-е гг.), ц. Сан-та- Кроче во Флоренции. Правда пространство передано более точно, соотношения между фигурами и архитектурой более соизмеримое, особенно в интерьерах. Хотя творчество Джотто еще не базируется на научных знаниях, оно заложило основу для развития искусства Возрождения и делает его родона-чальником европейского реализма пост средневековой эпохи. Джотто извес-тен и как архитектор.
Слайд 23
Иск-во живописцев Сиены более консервативно. Сиенцы далеки от Каваллини и Джотто. Элементы византийской традиции и готики удерживаются в их творчестве гораздо более стойко, чем во Флоренции. Правда, и в произведениях сиенских художников наблюдается стремление к изображению реальности. Но их образы изысканны и аристократичны. Дуччо ди Буонинсенья (ок.1255-1319) Его работы архаичны, но в них уже нет сурового аскетизма средневековья, появляются чер -ты человечности и интимности, реальные детали. Самой значите- льной иконой Дуччо является его огромная икона «Мадонна Ручел -лаи» и алтарь « Маэста » (ил.25,26) - Мадонна на троне в окружении сонма ангелов и святых (1308-1311 гг. ).
Слайд 24
Бартоло ди Фреди Баттилори. Коронование Мадонны. Сиена.1388 г. Монтальчино. Музей религиозного иск- ва Дуччо ди Буонинсенья. Мадонна Ручеллаи. ок. 1285 г.
Слайд 25
10 б. Дуччо ди Буонинсенья. Маэста. Рождество. Фрагмент Маэсты. 1308-1311 гг. Сиена.
Слайд 26
Н. Другим выдающимся сиенцем был Симоне Мартини ( ок. 1285—1344). он испытал также сильное влияние французской готики, от которой унас-ледовал утонченное изящество форм. Он не порвал со старой традицией, но его произведения настолько проникнуты светским духом и острым чувством земной красоты, что он по праву может считаться одним из предше-ственников Ренессанса. Он пользовался приемами пространственного построения и свето-теневой моделировки, однако они не получили в его творчестве значите- льного развития. Его работы: «Благовещение» 1333 г. (ил.28,29), «Шествие на Голгофу»; фреска с изображением кондотьера (наемный военнона-чальник ) Гвидориччо ди Фольяни 1328 г. в сиенском Палаццо Публико (ил.27).
Слайд 29
, Самым прогрессивным мастером Сиены 14 в. был Амброджо Ло- ренцетти (?—1348 г.) В своих произведениях Амброджо Лоренцетти уделял особенно большое внимание передаче пространства и достиг больших успехов в построении перспективы. Он мало внимания уделяет художник действию и передаче человеческих характеров и страстей, но очень любит реальные детали. Главным произведением Лоренцетти являются фрески в сиенском Палаццо Публике с аллегорическим изображением «Доброго и дур ного правления и их последствий» (1337—1339 гг. ) (ил. 30,31, 32). Особенно интересны городские и сельские пейзажи с множеством человеческих фигу-рок ). Искусство Сиены, ее консервативных мастеров оказало большое влияние на искусство Италии и здесь вновь усиливается влияние Готики. -
Слайд 30
Амброджо Лоренцетти. Влияние доброго правления на провинцию.1338-40 гг. Деталь.Палаццо Публике.
Слайд 31
Амброджо Лоренцетти. Влияние доброго правления на провинцию.1338-40 гг. Деталь.Палаццо Публике.