Первый слайд презентации
Всероссийский форум ПРОГРАММА Межрегиональной научно-практической конференции «ЗДОРОВАЯ СЕМЬЯ – ЗДОРОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ – УСПЕШНЫЕ ДЕТИ» СЕКЦИЯ 1 Роль профессиональных педагогических сообществ в обеспечении условий для сохранения и укрепления здоровья, преодоления рисков социального развития ребенка в семье и образовательной организации
Слайд 2: Преодоление социальных рисков воспитания обучающихся в семье и школе
Акулова С.В. педагог-психолог Богатов А.М. педагог-психолог 2
Слайд 3: Дисфункциональная семья
3 Определение Это семья, в которой конфликты, плохое поведение и частое пренебрежение детьми или жестокое с ними обращение со стороны отдельных родителей происходят постоянно и регулярно, побуждая других членов приспосабливаться к таким действиям. Дети иногда растут в таких семьях с пониманием того, что такая ситуация нормальна.
Слайд 4: Дисфункциональная семья
4 - это семья, в которой в силу нарушения различных аспек - тов семейного функциони - рования систематически не удовлетворяются базовые потребности членов семьи и не реализуются основные её задачи.
Слайд 5: Обстоятельства способствующие семейной дисфункции
Семьи, где один из членов семьи страдает какой-либо зависимостью Семьи, в которых хотя бы один из членов семьи страдает хронической болезнью или психическим расстройством Семьи, в которых один из родителей погиб Семьи, где существует физическое или психологическое насилие Семьи с усыновленными детьми, в которых не произошло полного приятия нового члена семьи Семьи со слишком строгими религиозными нормами 5
Слайд 6: Основные характеристики дисфункциональных семей
6 Нарушение коммуникации внутри семьи Отрицание и избегание проблем Отсутствие своевременной и адекватной обратной связи Длительность конфликтной ситуации и отсутствие ресурсов к самостоятельному разрешению семейных трудностей Активные попытки сохранить «фасад благополучия» Склонность к поляризации переживаний Нарушение межличностных границ Наличие насилия в семье Запрет на выражение чувств
Слайд 7: Основные роли детей из дисфункциональных семей
7 «Герой» «Козел отпущения» «Шут» «Потерянный»
Слайд 8: Ребенок – «Герой»
Внешние признаки: «Маленький родитель» Строго соблюдает правила Перфекционист Старается любым способом получить одобрение 8 Трудность принятия ошибок Трудность выражения чувств «Слабые стороны» роли: Трудоголизм Потребность в контроле Не умеет говорить «Нет» Внутренние переживания: Чувство вины Страх Низкая самооценка Высокая чувствительность к критике Одиночество Страх потерять контроль Агрессия
Слайд 9: Ребенок – «Герой»
Рекомендации по взаимодействию: Уделять больше внимания ребенку, когда он терпит неудачу Отделять его собственную ценность от его достижений Позволять иногда «подурачиться» Поощрять заботу о самом себе «Сильные стороны» роли: Компетентность Ответственность Организованность 9 Чего следует избегать: Критиковать ребенка, а не поступок Поддерживать его героическую роль Не перегружать ребенка новыми и новыми обязанностями и поручениями
Слайд 10: Ребенок – «Шут»
Внешние признаки: Гиперактивный Инфантильный Тревожный Нуждается в защите «Слабые стороны» роли: Не умеет справляться со стрессом Не умеет выражать негативные чувства 10 Внутренние переживания: Подавленное чувство гнева Низкое самоуважение Низкая самооценка Неуверенность в себе Тревога Одиночество Отсутствие близких друзей Находится на грани нервного срыва
Слайд 11: Ребенок – «Шут»
Рекомендации по взаимодействию: Поощрять ответственность, поручать важные дела Поощрять уместный юмор Держать его ответственным за деструктивное поведение Поддерживать личный контакт «Сильные стороны» роли: Независимый Услужливый «Душа компании» 11 Чего следует избегать: Запрещать выражать чувства Поддерживать его насмешки над кем-либо
Слайд 12: Ребенок – «Козел отпущения»
Внешние признаки : Враждебный Замкнутый Неконтактный Не воспринимает авторитет взрослых « Слабые стороны » роли : Склонность к аддикциям Проблемы с законом Отсутствие авторитета среди взрослых 12 Внутренние переживания: Гнев Негодование Низкая самооценка Отсутствие чувства собственного достоинства Заброшенность
Слайд 13: Ребенок – «Козел отпущения»
Рекомендации по взаимодействию: Давать понять, когда то или иное поведение не уместно Поощрять, когда берет на себя ответственность Объяснять правила и последствия их нарушения Быть всегда последовательным «Сильные стороны» роли: Сила воли Готовность к самопожертвованию Умеет помогать другим 13 Чего следует избегать: «Давить» авторитетом или повышать голос, это усиливает его агрессию Изменения отношения к ребенку в связи с его поведением Жалеть Воспринимать его поведение на свой счет
Слайд 14: Потерянный ребенок»
Внешние признаки: Одинокий Мечтательный Избегает стрессов Привязывается к вещам, а не к людям «Слабые стороны» роли: Нерешительный Забывчивый Не умеет говорить «Нет» Ограниченный круг интересов 14 Внутренние переживания: Тревога Запрет на выражение чувств Низкая самооценка Чувство собственной незначительности Заброшенност ь
Слайд 15: Потерянный ребенок»
Рекомендации по взаимодействию: Чаще обращать внимание на ребенка Акцентировать внимание на талантах и способностях Побуждать к общению Поощрять Слушать «Сильные стороны» роли: Независи мость Богатое воображение Талантливый 15 Чего следует избегать: Оставлять без внимания Делать что-либо за него Позволять другим отвечать за него
Слайд 16: Функциональная семья
Это открытая семейная система, в которой существуют гибкие правила взаимодействия друг с другом, при изменении внешних или внутренних условий, правила могут трансформироваться, члены семьи могут менять свои роли, в эту семейную систему могут легко попасть другие люди. 16
Слайд 17
17 Основные характеристики функциональных семей Гибкость ролей Правила гуманны и способствуют развитию Границы признаются и уважаются Коммуникации прямые Открытое выражение чувств Признание конфликтов Свобода самовыражения Поощряется рост и независимость