Первый слайд презентации: Вспомним
Вода Углекислый газ Крахмал Материалы для учителей биологии Лобес С.Г.
Слайд 2: Защитите лист. Расскажите о его значении
К.А.Тимирязев писал: “Ни один растительный орган не испытывал на себе человеческой несправедливости в такой степени, как лист… До конца 19 века … лист продолжал пользоваться легкомысленной славой пышного, но бесполезного наряда... Материалы для учителей биологии Лобес С.Г.
Слайд 3: Вспомним
Что такое фотосинтез? Каковы особенности строения листа в связи с фотосинтезом? К.А.Тимирязев писал: “ Пища – консерв солнечных лучей”. Как вы это понимаете? Личинки колорадского жука объели все листья картофеля. Как это отразится на урожае клубней? Почему? Что такое космическая роль зеленых растений? Нужно ли растениям лететь в космос для выполнения космической роли? Материалы для учителей биологии Лобес С.Г.
Слайд 4: Какие газы входят в состав воздуха?
Материалы для учителей биологии Лобес С.Г.
Слайд 6: Вспомним
Дышат ли живые организмы? Какие газы при этом обмениваются между организмом и окружающей средой? Материалы для учителей биологии Лобес С.Г.
Слайд 7: Кислород и углекислый газ обладают разными свойствами
Материалы для учителей биологии Лобес С.Г.
Слайд 11
Почему горит лучинка в пустом сосуде? Почему погасла лучинка в сосудах, где находятся корни, проросшие семена, побеги? Какой процесс иллюстрируют эти опыты? Какой вывод можно сделать после демонстрации опытов? Вывод: растения дышат, поглощая кислород и выделяя углекислый газ Материалы для учителей биологии Лобес С.Г.
Слайд 12: Дыхание
процесс, окисления органических веществ и выделения энергии Материалы для учителей биологии Лобес С.Г.
Слайд 13: Подумайте
Почему на тротуарах оставляют незаасфальтированные приствольные круги? Почему необходимо рыхлить почву? Материалы для учителей биологии Лобес С.Г.
Слайд 14: Подумайте
Какие особенности строения листа способствуют осуществлению газообмена при дыхании? Почему растения с пыльными листьями плохо растут? Материалы для учителей биологии Лобес С.Г.
Слайд 15: Этапы дыхания
Внешнее дыхание – газообмен: поступление кислорода, удаление углекислого газа Клеточное дыхание – использование кислорода в биологическом окислении Материалы для учителей биологии Лобес С.Г.
Слайд 16
Растение при дыхании поглощает кислород. Кислород, поступая в клетку, окисляет органические вещества (сахара) до углекислого газа и воды. Каким образом сахара оказались в растительной клетке? Какая энергия была затрачена на образование сахаров? Материалы для учителей биологии Лобес С.Г.
Слайд 17: В зернохранилище намокло зерно. Через два дня просушивая зерно, заметили, что оно горячее. Почему?
При разложении сахаров в процессе дыхания высвобождается энергия, которая используется на осуществление других жизненных процессов в клетке. Без этой энергии жизнь невозможна. Материалы для учителей биологии Лобес С.Г.
Слайд 18: Характеристика дыхания
Признаки В каких клетках происходит? Какой газ поглощается? Какой газ выделяется? Когда происходит? Органические вещества? Энергия? Дыхание 1. Во всех живых клетках 2. Кислород 3. Углекислый газ 4. Круглосуточно 5. Расходуются 6. Выделяется Материалы для учителей биологии Лобес С.Г.
Слайд 19
Органические вещества + ? энергия Материалы для учителей биологии Лобес С.Г.
Слайд 20: Карл Вильгельм Шееле
Проводил их Шееле по ночам в каморке при аптеке, пользуясь огарком свечи. Результаты он получил противоположные тому, что наблюдал Пристли. Мышь погибала, мята засыхала. Как разрешить спор Шееле и Пристли? Материалы для учителей биологии Лобес С.Г.
Слайд 21
Черты процесса Фотосинтез Дыхание 1. В каких клетках происходит? В зеленых клетках Во всех клетках 2. Какой газ поглощается? Углекислый газ Кислород 3. Какой газ выделяется? Кислород Углекислый газ 4. В какое время суток происходит? Днём Круглые сутки 5. Что происходит с органическими веществами? Образуются Распадаются 6. Энергия накапливается или выделяется? Накапливаются Освобождается Дыхание и фотосинтез – противоположные, но взаимосвязанные между собой процессы. Материалы для учителей биологии Лобес С.Г.
Слайд 23: В двух аквариумах много растений и рыб. Один из них находится в затененном помещении, другой – в хорошо освещенном. Как будут чувствовать себя рыбы в аквариумах? Дайте обоснованный ответ
Материалы для учителей биологии Лобес С.Г.
Слайд 24: Решите задачу:
В лесу на 1 га в среднем приходится 300 деревьев. 1 дерево средней величины производит столько кислорода, сколько необходимо для дыхания 3-х человек. Для дыхания скольких человек вырабатывает кислород 1 га леса? Материалы для учителей биологии Лобес С.Г.
Слайд 25
Решение: 1 дерево – 3 человека 1 га = 300 деревьев – х человек Х = 300 х 3 = 900 человек Материалы для учителей биологии Лобес С.Г.