Слайд 2: 22 ЗАДАНИЯ
1. Дайте развернутый ответ. Рассмотрите рисунок, на котором изображены ноги детей с нарушением костеобразования. Как называется заболевание детей раннего возраста, связанное с этим нарушением? При недостатке какого витамина развивается данное заболевание? Ответ: 1. Рахит 2. Рахит развивается при недостатке витамина D
Слайд 3
кривоногость Косолапость — это комплексная деформация стопы с вовлечением в процесс костей, суставов, мягких тканей, окружающих стопу, нервной и сосудистой системы нижней конечности. Различают врожденную и приобретенную косолапость. Приобретенная косолапость встречается у более взрослых детей и наблюдается после травм или некоторых заболеваний.
Слайд 4
Плоскостопие – это патологическое уплощение стопы, которое приводит к нарушению ее амортизационной функции, к болезненным изменениям в позвоночнике и скелете в целом. Церебральный паралич, а точнее детский церебральный паралич ( ДЦП ) – это неврологическое заболевание, обусловленное непрогрессирующим повреждением и/или аномалией головного мозга у плода или новорожденного ребенка с развитием нарушений моторики и поддержания позы. В Российской Федерации на 1000 новорождённых приходится 2-3 случая ДЦП, который является основной причиной детской неврологической инвалидности.
Слайд 5
Дайте развернутый ответ. Томат — популярная овощная культура. Рассмотрите рисунок, на котором показаны условия выращивания и продолжительность вегетационного периода томата. Почему в нашей стране эту культуру высаживают в почву рассадой, а не семенами, как, например, репу или свёклу? Укажите две причины. Томат теплолюбивая культура ИЛИ Томату необходим длинный световой день Вегетационный период томата 120-150 дней, это 4-5 месяцев. В большинстве регионов нашей страны не может быть оптимальных условий выращивания томатов в открытом грунте на протяжении всех пяти месяцев, потому что лето более короткое.
Слайд 6
Дайте развернутый ответ. Рассмотрите схему цикла развития паразитического червя. К какому типу относят этого червя? Какие две меры профилактики заражения данным червём следует соблюдать? 1. Тип Круглые черви 2. Меры профилактики: мыть руки перед едой ИЛИ после посещения туалета ИЛИ не грызть ногти на руках ИЛИ мыть овощи и фрукты
Слайд 7
Дайте развернутый ответ. Рассмотрите рисунки 1, 2, на которых изображены соответственно самец и самка паразитического червя. Как называют данного червя ? Назовите одну из мер предосторожности, которую необходимо соблюдать человеку, чтобы не заразиться этим паразитом ? Аскарида человеческая Чтобы избежать заражения аскаридозом необходимо соблюдать правила гигиены: тщательно мыть перед употреблением в пищу ягоды, овощи, зелень, фрукты; ИЛИ всегда мыть руки перед едой ИЛИ не грызть ногти; ИЛИ - закрывать посуду и пищу от мух 1. Название червя: острица 2. Меры предосторожности: мыть руки перед едой, после посещения туалета и контакта с животными ИЛИ не грызть ногти на руках ИЛИ частая замена постельного белья, полотенец, предметов гигиены ИЛИ влажная уборка с дезинфицирующими средствами ИЛИ Стирка постельного и нательного белья в горячей воде с последующим проглаживанием или отпариванием
Слайд 8
Дайте развернутый ответ. Рассмотрите рисунки 1, 2 с изображением домашних животных. Какое заболевание через укус может распространять животное, изображённое на рисунке 2? Сформулируйте порядок действия пострадавшего от укуса данным животным? Ответ: 1. Собака может распространять через укус бешенство. 2. Промойте рану, обработайте антисептиком, наложите чистую повязку. Выясните у хозяев (если таковые присутствуют), сделана ли собаке прививка от бешенства. Обратитесь в ближайший травмпункт для получения квалифицированной медицинской помощи (больницу, вызвать скорую, к врачу и тд ).
Слайд 9
При укусе кошкой: кошачий укус сам по себе весьма болезненный, потому что зубы у кошки мелкие и очень острые. И хотя с виду следы от укусов кажутся незначительными, на самом деле ранки достаточно глубокие, а потому инфекция может проникнуть глубоко в ткани. Также не стоит забывать, что в кошачьей слюне содержится огромное количество болезнетворных микроорганизмов, которые попадая в кровоток (а с ним в нервы, сосуды, органы) могут вызвать у человека серьезное воспаление, вплоть до абсцесса. Чаще всего через укус кошки можно заразиться пастереллезом, который может привести к образованию флегмоны (кожная форма), вялотекущей пневмонии (легочная форма) и даже к гнойному менингиту, эндокардиту, абсцессу мозга (септическая форма) и др. Также можно через укус заразиться столбняком (попадание в рану после укуса), бешенством.
Слайд 10
Дайте развернутый ответ. Рассмотрите рисунки 1, 2 с изображением домашних животных. Какое заболевание, опасное для человека, особенно для беременных женщин, может распространять животное, изображённое на рисунке 1? Приведите одну из мер предосторожности, которую рекомендуется соблюдать человеку, чтобы избежать заражения? Ответ : 1. Кошка может распространять токсоплазмоз 2. Меры предосторожности: избегать укусов и царапин кошек Меры по профилактике токсоплазмоза : соблюдать правила личной гигиены и приучать к гигиеническим навыкам детей с раннего возраста; женщинам во время беременности постараться полностью исключить контакт с кошками и животными семейства кошачьих; тщательно мыть руки после контакта с землей и сырым мясом; тщательно мыть овощи, фрукты и огородную зелень, обдавая их кипятком; не употреблять сырые или полусырые мясные блюда, не проводить дегустацию мясного фарша.
Слайд 11
Токсоплазмоз — паразитарное заболевание. Характеризуется хроническим течением, полиморфной клинической картиной. Возбудитель токсоплазмоза Toxoplasma gondii — паразит, относящийся к простейшим. Серьезную проблему представляет врожденный токсоплазмоз, в связи с высоким риском трансплацентарного заражения плода, который чаще проявляется поражением мозга ( менингоэнцефалит ), глаз ( хореоретинит ), лимфатических узлов и поражением паренхиматозных органов плода. Опасность развития инфекционного процесса возникает в случае первичного инфицирования женщины во время беременности, в результате чего становится возможным поражение плода и ребенка.
Слайд 12
Окончательными хозяевами токсоплазм являются кошки и некоторые дикие представители семейства кошачьих. Человек заражается при заглатывании ооцист с водой, пищей, через загрязненные руки. Инвазия возможна при употреблении в пищу сырых или недостаточно термически обработанных мясных продуктов, содержащих тканевые цисты токсоплазм. Особое значение имеет заражение плода от матери через плаценту. Больной человек для окружающих не заразен! Различают врожденный и приобретенный токсоплазмоз. При заражении беременной женщины возбудитель через плаценту проникает в плод, который в результате этого может погибнуть (выкидыш, мертворождение) или родиться живым с пороками развития. В ряде случаев у родившихся внешне здоровых детей впоследствии выявляется умственная отсталость, нарушение зрения и т.д.
Слайд 13
Дайте развернутый ответ. Итальянский естествоиспытатель Л. Спалланцани ещё в середине XVIII в. обратил внимание на то, что летучие мыши свободно летают в абсолютно тёмной комнате, не задевая предметов. Он решил выяснить причины такой способности. В своём опыте он взял группу летучих мышей, часть из которых экспериментатор ослепил, а вторую – контрольную – оставил зрячими. Всех мышей Л. Спалланцани выпустил в тёмную комнату и стал наблюдать. Оказалось, что ослеплённые мыши летали наравне со зрячими, не натыкаясь на препятствия. Какой вывод мог сделать Спалланцани на основании проведённого эксперимента? Как можно объяснить результаты эксперимента с позиции современных знаний об ориентации этих рукокрылых? Ответ : 1. Летучие мыши не пользуются зрением при ориентировании в темноте 2. Летучие мыши издают ультразвуковые сигналы, а при помощи больших ушных раковин улавливают их отражения от предметов, то есть пользуются слухом, а не зрением.
Слайд 14
Дайте развернутый ответ. Итальянские естествоиспытатели Л. Спалланцани и Ж. Жюрин в середине XVIII в. провели серию экспериментов. Первый взял группу летучих мышей, часть из которых ослепил, а вторую – контрольную – оставил зрячими. Всех мышей он выпустил в тёмную комнату и стал наблюдать. Оказалось, что ослеплённые мыши летали наравне со зрячими, не натыкаясь на препятствия. Его коллега залепил воском уши летучих мышей, в результате зверьки натыкались на все предметы, находящиеся в комнате. Какой вывод могли сделать естествоиспытатели на основании проведённых экспериментов? Как можно объяснить результаты эксперимента с позиции современных знаний об ориентации этих рукокрылых? Ответ: 1 ) во время полета в темноте летучие мыши пользуются слухом, а не зрением ; 2) летучие мыши издают ультразвуковые сигналы, а при помощи больших ушных раковин улавливают их отражения от предметов
Слайд 15
Дайте развернутый ответ. Итальянским естествоиспытателем Л. Спалланцани в середине XVIII в. был проведён следующий эксперимент. Он взял группу летучих мышей, часть из которых он ослепил, а вторую – контрольную – оставил зрячими. Всех мышей Л. Спалланцани выпустил в тёмную комнату и стал наблюдать. Оказалось, что ослеплённые мыши летали наравне со зрячими, не натыкаясь на препятствия. На какой вопрос пытался ответить Спалланцани, проводя свой эксперимент? Какой вывод мог сделать естествоиспытатель по результатам своего эксперимента? Ответ : 1. Пользуются ли летучие мыши зрением при ориентировании в темноте? 2. Летучие мыши не пользуются зрением при ориентировании в темноте.
Слайд 16
Дайте развернутый ответ. Итальянские естествоиспытатели Л. Спалланцани и Ж. Жюрин в середине XVIII в. провели серию экспериментов. Первый взял группу летучих мышей, часть из которых ослепил, а вторую – контрольную – оставил зрячими. Всех мышей он выпустил в тёмную комнату и стал наблюдать. Оказалось, что ослеплённые мыши летали наравне со зрячими, не натыкаясь на препятствия. Его коллега залепил воском уши летучих мышей, в результате зверьки натыкались на все предметы, находящиеся в комнате. Что исследовали учёные в своих экспериментах? Какие выводы они могли сделать по их результатам? Ответ: влияние зрения и слуха на ориентирование летучих мышей в темноте ИЛИ 1) Как ориентируются летучие мыши в темноте? 2) во время полета в темноте летучие мыши пользуются слухом, а не зрением;
Слайд 17
Дайте развернутый ответ. На занятиях биологического кружка школьники провели эксперимент. Наполнили два стакана чистой водой и поместили в воду побеги водного растения элодеи, накрыли их воронками, на которые надели заполненные водой пробирки. Затем первый стакан поставили в тёмный шкаф, а второй — на яркий свет. На свету, во втором стакане, элодея выделяет пузырьки газа. Школьники аккуратно сняли со второго стакана пробирку, наполненную газом, закрыв её отверстие пальцем. Внесли в пробирку тлеющую лучину, и она загорелась ярким пламенем. Пробирка из тёмного шкафа не заполнилась газом. Образование какого газа обнаружили в ходе эксперимента школьники? Объясните, почему растение в тёмном шкафу не выделяло обнаруженный в пробирке со стоящим на свету растением газ. Ответ: Растение выделяло кислород. Кислород выделяется на свету в процессе фотосинтеза.
Слайд 18
Прочитайте текст и выполните задания. ЯБЛОНЯ Яблоня – многолетнее растение. Дикая яблоня может жить до двухсот лет. Культурные яблони живут и развиваются до пятидесяти лет. Продолжительность их жизни, так же как и урожайность, и качество плодов, зависит от ухода и почвенно-климатических особенностей тех районов, где выращиваются яблони. Корневая система яблони хорошо развита, и корни активно извлекают необходимые питательные вещества и воду из почвы. Кроме толстых, или, как их называют, скелетных корней, имеются ещё многочисленные мелкие корни. Основные корни уходят в почву на пять метров и глубже. От скелетных корней отходят вширь ответвления боковых корней, которые нередко достигают десяти и более метров. Отходящие от боковых корней белые корешки покрыты невидимыми для невооружённого глаза корневыми волосками, при помощи которых происходит всасывание из почвы воды и растворённых в ней питательных веществ. Корни яблони растут главным образом весной, летом их рост ослабевает и возобновляется вновь только осенью. Яблони выращивают из семян, которые предварительно стратифицируют – пересыпают сырым песком и держат при температуре +5 ºС до посева. Из семени вырастает молодая яблоня-сеянец. После двух-трёх лет выращивания сеянцы яблони пересаживают на постоянное место произрастания. В этом случае молодое растение называют саженцем. Для передачи сортовых свойств саженцу делают прививку – пересаживают почку с сортовой яблони на ствол саженца. Существуют разнообразные способы прививок. При прививках ткани пересаженной почки и ствола саженца должны срастись, образовав единый организм. Таким образом, сортовые качества передадутся новому растению яблони. Задание №1. Дайте развернутый ответ. Используя содержание текста «Яблоня» и знания из школьного курса биологии, ответьте на следующие вопросы. 1) Что понимается в тексте под сеянцем яблони? 2 ) Почему саженцы высаживают либо весной, либо осенью? 3 ) Для получения высокого урожая яблок производят обрезку яблонь, удаляя весной верхние части её побегов. Каким образом обрезка позволяет увеличить урожайность?
Слайд 19
ПАРАЗИТИЗМ, КООПЕРАЦИЯ И СИМБИОЗ Между организмами разных видов, составляющими ту или иную экосистему, складываются взаимовредные, взаимовыгодные, выгодные для одной и невыгодные или безразличные для другой стороны и другие, более тонкие, взаимоотношения. Одной из форм полезно-вредных биотических взаимоотношений между организмами является паразитизм, когда один вид – паразит – использует другой – хозяина – в качестве среды обитания и источника пищи, нанося ему вред. Организмы-паразиты в процессе эволюции выработали приспособления к паразитическому образу жизни. Например, многие виды обладают органами прикрепления – присосками, крючочками, шипиками – и имеют высокую плодовитость. В процессе паразитического образа жизни некоторые паразиты утратили ряд органов или приобрели более простое их строение. Например, у паразитических плоских червей, живущих во внутренних органах позвоночных животных, плохо развиты органы чувств и нервная система, а у некоторых червей-паразитов отсутствуют органы пищеварения. В природных сообществах встречается и взаимовыгодное сожительство. Оно построено, как правило, на пищевых и пространственных связях, когда два или более видов организмов совместно используют для своей жизнедеятельности различные ресурсы среды. Взаимовыгодные связи возникают в процессе эволюции на основе предшествующего паразитизма или других форм биотических взаимоотношений. Степень взаимовыгодного сожительства между организмами бывает различной – от врéменных контактов (кооперация) до такого состояния, когда присутствие партнёра становится обязательным условием жизни каждого из них (симбиоз ). Кооперация наблюдается между раком-отшельником и актинией, прикрепившейся к его убежищу – раковине, оставшейся от моллюска. Рак переносит актинию и подкармливает её остатками пищи, а она защищает его стрекательными клетками, которыми вооружены её щупальца.
Слайд 20
Пример симбиоза – взаимоотношения между деревьями леса и шляпочными грибами – подберезовиками, белыми и др. Шляпочные грибы оплетают нитями грибницы корни деревьев и благодаря образующейся при этом микоризе получают из растений органические вещества. Микориза усиливает способность корневых систем деревьев к всасыванию воды из почвы. Кроме того, деревья получают при помощи микоризы от шляпочных грибов необходимые минеральные вещества. Задание №1. Дайте развернутый ответ. Используя содержание текста «Паразитизм, кооперация и симбиоз» и знания из школьного курса биологии, ответьте на вопросы. 1) Какие изменения в строении тела возникли в процессе эволюции у паразитических животных? 2) Что партнёры извлекают (получают) из отношений в симбиозе? 3) Какие организмы вступают в симбиотические отношения в составе лишайника ? Ответ: 1. В процессе паразитического образа жизни некоторые паразиты утратили ряд органов или приобрели более простое их строение. ИЛИ многие виды обладают органами прикрепления — присосками, крючочками, шипиками 2. взаимовыгоду ( взаимопользу ) 3. Грибы и водоросли (или цианобактерии ).
Слайд 21
ПРЯМОХОЖДЕНИЕ Около 6–7 млн лет назад в эволюции приматов произошло очень важное событие. Предок современного человека постепенно перешёл к хождению на двух конечностях. Это случилось вследствие изменения климата в Африке. Сухой климат привёл к тому, что на месте лесов возникли саванны, где вместо лазания по деревьям требовалось быстрое передвижение по ровной поверхности. Согласно трудовой гипотезе Ф. Энгельса, возникновение прямохождения тесно связано со специализацией руки обезьяны для трудовой деятельности: переноса предметов, детёнышей; манипулирования пищей и изготовления орудий. В вульгарном изложении прямохождение возникло для того, чтобы освободить руки для трудовой деятельности. В дальнейшем труд привёл к возникновению языка и общества. Однако, по современным данным, прямохождение возникло намного раньше изготовления орудий. Так, найденные антропологами самые древние орудия из Гоны в Эфиопии имеют датировку лишь 2,7 млн лет назад. Согласно так называемой гипотезе водной обезьяны, очень подробно разработанной Я. Линдбландом, предки человека могли вставать на задние ноги, чтобы переправляться через водные преграды. Известно, что большинство австралопитеков обитали недалеко от воды и, вероятно, добывали в воде часть своего пропитания. В строении человека есть ряд признаков, свидетельствующих о значительной адаптации человека к плаванию и нырянию, в отличие от орангутанов, горилл и шимпанзе: положение волос на теле по направлению от макушки к ногам – по течению воды при нырянии, ориентация ноздрей вниз – для сохранения воздуха в носовой полости, способность задерживать дыхание, редуцированный волосяной покров на теле, что нетипично для животных саванны. Гипотеза водной обезьяны в своём крайнем варианте многократно подвергалась критике, но некоторые её положения нельзя игнорировать. Используя содержание текста « Прямохождение » и знания из школьного курса биологии, ответьте на следующие вопросы. 1 ) Кто является автором трудовой гипотезы происхождения человека? 2 ) Каковы причины перехода ископаемого предка современного человека к прямохождению согласно трудовой гипотезе ? 3 ) Что является аргументом в пользу гипотезы «водной обезьяны»?
Слайд 22
ГРИБЫ И ЛИШАЙНИКИ Царство Грибы объединяет одноклеточные и многоклеточные организмы, обладающие одновременно признаками растений и животных. Например, как и растения, грибы относительно неподвижны, обладают неограниченным ростом, способны к синтезу витаминов и имеют клеточные стенки. На животных грибы похожи тем, что питаются готовыми органическими веществами, т.е. гетеротрофно, запасают в качестве питательного вещества гликоген, синтезируют мочевину, а в состав их клеточных стенок входит хитин. Тело многоклеточных грибов представлено грибницей, состоящей из отдельных нитей – гифов. Размножаются грибы вегетативно, с помощью грибницы, спорами, образующимися в плодовых телах, или посредством половых клеток, формирующихся на концах гифов. Грибы могут вступать в симбиотические отношения с высшими растениями (микориза), снабжая их при этом минеральными солями, водой и получая взамен от растений необходимые органические вещества. Особый отдел составляют лишайники – комплексные организмы, образованные грибницей гриба, клетками одноклеточных зелёных водорослей, а иногда ещё и клетками азотфиксирующих цианобактерий. Гриб в лишайнике поглощает из окружающей среды воду и минеральные вещества, клетки водорослей снабжают лишайник органическими веществами, образованными в результате фотосинтеза, а цианобактерии фиксируют атмосферный азот. Размножаются лишайники как целостные организмы – кусочками слоевища или группами клеток, оплетенных гифами. Задание №1. Дайте развернутый ответ. Используя содержание текста «Грибы и лишайники» и знания из школьного курса биологии, ответьте на следующие вопросы. 1) Какие организмы образуют лишайник? 2) Какие сходные особенности можно наблюдать у животных и у грибов? 3) Какую роль в жизнедеятельности лишайника играет входящий в его состав гриб?
Слайд 23
https://gdzotvet.ru/oge-ege/biologiya/635-zadanie-24-oge-po-biologii-s-otvetami-fipi-rabota-s-tekstom
Слайд 24
Группа крови отца I (0) II ( А) III ( В) IV ( АВ) Группа крови матери I (0) I (0) II ( А) I (0) III ( В) I (0) II ( А) III ( В) Группа крови ребёнка II ( А) II ( А) I (0) II ( А) I (0) любая II (А), III (В ), V (АВ) III ( В) III ( В) I (0) любая III ( В) I (0) II (А), III (В ), IV (АВ) IV ( АВ) II ( А) III ( В) II (А), III (В ), IV (АВ) II (А), III (В ), IV (АВ) II (А), III (В ), IV (АВ) Пользуясь таблицей «Наследование групп крови ребёнком», ответьте на следующие вопросы. Наследование групп крови ребёнком 1) Какая группа крови будет у ребёнка, если у отца и матери III группа? 2) Если у ребёнка IV группа крови, какие группы крови могут быть у родителей? ( Укажите любые четыре пары вариантов. ) 3) Человек с какой группой крови является универсальным донором? Ответ : 1 ) I или III. 2) Возможные варианты: Мать II II III III IV IV IV Отец III IV II IV II III IV Учащийся должен назвать четыре любые варианта из числа возможных. 3) I (первой)
Слайд 25
Млекопитающее Частота сердечных сокращений, в 1 мин Масса сердца по отношению к массе тела, % Продолжительность жизни, лет Кролик 250 0,3 5 Заяц 140 0,9 15 Крыса 450 0,3 2,5 Белка 150 0,8 15 Корова 75 0,5 23 Лошадь 37 0,7 47 Пользуясь таблицей «Важнейшие показатели сердца и продолжительность жизни», ответьте на следующие вопросы. 1) У какого из приведённых млекопитающих сердце по отношению к массе тела самое большое? 2) Какая зависимость существует между частотой сердечных сокращений и продолжительностью жизни животного? 3) Какие три фазы в работе сердца характерны для одного сердечного сокращения у млекопитающих? Таблица Важнейшие показатели сердца и продолжительность жизни Ответ : 1 ) у зайца 2) чем больше частота сердечных сокращений, тем меньше продолжительность жизни животного, и наоборот, чем меньше ЧСС, тем больше продолжительность жизни 3) систола предсердий, систола желудочков и диастола.
Слайд 26
Пользуясь таблицей «Зависимость продолжительности жизни людей от калорийности их питания», ответьте на следующие вопросы. Таблица Зависимость продолжительности жизни людей от калорийности их питания Территория Ккал/день Ожидаемая продолжительность жизни (мужчины) Ожидаемая продолжительность жизни (женщины) США 3770 75 80 Европа 3314 77 83 Япония (в целом) 2761 79 86 Окинава 1650 ≥83 ≥90 1) Какая существует зависимость между потреблением калорийной пищи и продолжительностью жизни? 2 ) На сколько калорийность питания в Европе в среднем меньше, чем в США? 3 ) За счёт каких групп питательных веществ современные производители пищи резко повышают её калорийность? Ответ: 1 ) Чем больше калорийность рациона, тем меньше продолжительность жизни (обратно пропорциональная зависимость) 2) 3770-3314=456 - на 456 Ккал в день 3) производители пищи резко повышают её калорийность за счет углеводов и жиров
Слайд 27
Название растения Число устьиц на 1 мм 3 Место произрастания на верхней поверхности листа на нижней поверхности листа Кувшинка 625 3 Водоём Дуб 0 438 Влажный лес Яблоня 0 248 Плодовый сад Овёс 40 47 Поле Молодило 11 14 Каменистые сухие места Пользуясь таблицей «Численность устьиц у некоторых растений», ответьте на следующие вопросы. 1) На какой поверхности листа располагаются устьица у древесных растений? 2) Почему у кувшинки подавляющее большинство устьиц расположено на верхней поверхности листа? 3) Почему из числа приведённых растений у молодило количество устьиц на единицу площади наименьшее? Таблица Численность устьиц у некоторых растений Ответ: 1 ) Дуб и яблоня имеют устьица на нижней поверхности листа 2) Кувшинка — водное растение, у которого листья соприкасаются нижней стороной с водой. Верхняя часть листа соприкасается с воздухом и через устьица происходит газообмен. Испарение происходит через верхнюю поверхность листа 3) потому что оно растет в сухих местах, где недостаток влаги, и нужно уменьшить испарение
Слайд 28
Пользуясь схемой «Эволюционное древо некоторых семейств млекопитающих» и знаниями из школьного курса биологии, ответьте на вопросы и выполните задание. Схема Эволюционное древо некоторых семейств млекопитающих 1) В какой эпохе жил ближайший общий предок семейств Псовые и Кошачьи? 2) Какие два семейства из представленных на схеме сформировались позже остальных? 3) Назовите два любых признака принадлежности указанных семейств к классу Млекопитающие. Ответ : 1 ) палеоцен 2) моржовые и ушастые тюлени 3) млечных железы, выкармливание детенышей молоком; четырёхкамерное сердце с полным разделением кругов кровообращения; альвеолярные лёгкие и диафрагма; волосяной покров.
Слайд 29
Пользуясь схемой «Эволюционное древо непарнокопытных» и знаниями из школьного курса биологии, ответьте на вопросы и выполните задание. Схема Эволюционное древо непарнокопытных 1) Сколько миллионов лет назад жил ближайший общий предок Чёрного носорога и Тапира? 2) Какой вид эволюционно наиболее близок к Шерстистому носорогу? 3) Назовите два любых признака принадлежности непарнокопытных к классу Млекопитающие. Ответ: 1 ) 60,72 2) носорог Мерка 3) Наличие молочных желез для выкармливания детенышей молоком; четырёхкамерное сердце с полным разделением кругов кровообращения; альвеолярные лёгкие и диафрагма; волосяной покров, дифференцированные зубы, 7 шейных позвонков и т.д.
Слайд 30
Дайте развернутый ответ. Оксана – мастер спорта по стрельбе из лука. В течение последнего месяца она активно готовится к спортивным соревнованиям, проводя в тире по 6 часов в день. После одной из утренних тренировок, продолжавшейся 3 часа 20 минут, она пообедала в кафе быстрого питания. Используя данные таблиц 1 и 2, выполните задания. 1) Рассчитайте энергозатраты девушки во время тренировки. 2) Предложите спортсменке меню обеда ( первое, второе, салат и напиток ) из перечня блюд и напитков с минимальным содержанием жиров. При выборе учтите, что Оксана очень любит клюквенный морс. Укажите рекомендуемые блюда и общую калорийность обеда. Компенсирует ли данный обед энергозатраты Оксаны во время тренировки? 3) Что может стать причиной пищевого отравления Оксаны при посещении кафе быстрого питания? Ответ: 1) 4,5 ккал/мин. * 200 мин. = 900 ккал 2 ) меню обеда (первое, второе, салат и напиток): Лапша куриная 165 ккал + пельмени 250 ккал + салат овощной 60 ккал + морс 100 ккал = 575 ккал Нет, не компенсирует. 3 ) Продукты, содержащие вредные бактерии или их токсины, испорченные или просроченные продукты или блюда, грязная посуда или грязные руки, насекомые на блюдах, энтероинфекция, и т.д..
Слайд 31
Дайте развернутый ответ. Андрей и Пётр поехали кататься на велосипеде за город. На обратном пути после 182-минутной прогулки (13 км/ч) они решили пообедать в одном из ресторанов быстрого питания. Используя данные таблиц 1 и 2, выполните задания. езда на велосипеде – 13 км/ч - 5,5 ккал/мин. 1) Рассчитайте энергозатраты велосипедистов во время прогулки. 2) Предложите ребятам обед с максимальным содержанием углеводов ( первое, второе, салат и напиток ) из предложенных блюд и напитков для того, чтобы компенсировать энергозатраты ребят во время прогулки. При выборе учтите, что они выберут плов с курицей на второе. Укажите рекомендуемые блюда, и общую калорийность обеда. 3) Что такое пищевые волокна? Ответ: 1 ) энергозатраты во время велосипедной прогулки – 1001 ккал; 2) рекомендуемые блюда: лапша куриная, плов с курицей, салат «Цезарь», апельсиновый сок – общая калорийность 1000 ккал; количество углеводов – 106 г; 3) пищевые волокна – неперевариваемые компоненты оболочек растительных клеток (клетчатка)
Слайд 32
Каково значение соляной кислоты желудочного сока? Назовите одно из значений. 3) Набухание белков, ИЛИ антибактериальное действие, ИЛИ Создание среды для работы ферментов желудочного сока, ИЛИ активация пищеварительных ферментов желудочного сока, ИЛИ Створаживание молока Каково значение слюны в пищеварении? Назовите одно из значений. 3) Смачивание пищи, что способствует ее измельчению и гомогенизации; ИЛИ растворение питательных и вкусовых веществ, что важно для раздражения вкусовых рецепторов и действия ферментов слюны; ИЛИ ослизнение муцином принятой и пережеванной пищи, что необходимо для формирования пищевого комка и облегчения проглатывания; ИЛИ расщепление крахмала ферментами слюны ИЛИ Антибактериальное действие за счет лизоцима
Слайд 33
Чем опасен для организма человека высокий уровень холестерина в крови ? 3) Образованием атеросклеротических бляшек и тромбов, которые могут закупорить сосуд ИЛИ является одним из факторов риска развития тяжелых сердечно-сосудистых заболеваний, таких как стенокардия (ишемическая болезнь сердца) ИЛИ Повышает риски инфаркта миокарда, мозгового инсульта и перемежающей хромоты