Первый слайд презентации: Введение в профессию
Профессиональная деятельность психолога
Слайд 2
1. Психология — наука, все знающая о человеке и его душе, а психолог, овладевший этой наукой, — человек, «видящий людей насквозь». 2. Психолог — человек, от природы наделенный особыми способностями к общению с другими и пониманию других. 3. Психолог — человек, умеющий управлять поведением, чувствами, мыслями других, специально этому обученный и владеющий соответствующими техниками (например, гипнозом). 4. Психолог — человек, досконально знающий самого себя и владеющий собой в любых обстоятельствах. 5. Психолог — мудрец, знающий о жизни больше других, и его миссия — указывать истинный путь — страдающим, запутавшимся людям советами и наставлениями.
Слайд 3: Причины профессионального выбора
« Хочу лучше в себе разобраться». «Хочу помогать людям». «Хочу научиться владеть собой». «Хочу научиться лучше общаться». «Интересная наука».
Слайд 5: А спекты понятия «профессия »:
1. Профессия как общность людей, занимающихся близкими проблемами и ведущих примерно одинаковый образ жизни 2. Профессия как область приложения сил связана с выделением (и уточнением) самого объекта и предмета профессиональной деятельности психолога. 3. Профессия как деятельность и область проявления личности. 4. Профессия как исторически развивающаяся система. 5. Профессия как реальность, творчески формируемая самим субъектом труда
Слайд 6: Понятия, близкие «профессии»
«специальность » — это более конкретная область приложения своих сил; «должность» или «трудовой пост » - предполагает работу в конкретном учреждении и выполнение конкретных функций; « занятие» - включает в себя и профессию, и специальности, и конкретные должности.
Слайд 7: Характеристики понятия «профессия»
это ограниченный вид труда, что для психолога неизбежно предполагает сотрудничество со смежными специалистами; это труд, требующий специальной подготовки и постоянной переподготовки; это труд, выполняемый за вознаграждение; это общественно полезный труд; это труд, дающий человеку определенный статус в обществе
Слайд 9: Психология научная и житейская
стремится к обобщенному знанию, основанному на выявлении общих закономерностей жизни и поведения людей Знания конкретны, связаны с конкретными жизненными ситуациями стремятся к рациональному объяснению психических явлений знания больше носят интуитивный характер передаются через специальную систему фиксации накопленного опыта передаются в очень ограниченных вариантах новые знания получаются также в специальных исследованиях и экспериментах, а также в особых формах научного мышления и воображения получение знаний осуществляется через наблюдения, рассуждения или через непосредственное переживание человеком тех или иных событий Научная психология располагает обширным, разнообразным и уникальным фактическим материалом, недоступном ни одному носителю житейской психологии. Особая характеристика научного знания — его системность и упорядоченность
Слайд 10: Принципиальные отличия психолога–профессионала от «психолога–любителя»:
1. Наличие теоретической базы у специалиста, где главное — систематизированные, обобщенные представления о психике и психологии. 2. Опора специалиста на метод научного познания, позволяющий ему не только ориентироваться в многообразных научных проблемах, но и уметь находить их для себя там, где обыватель их просто не способен увидеть. 3. Использование специалистом специальных разработанных в психологии средств — методик, то есть научно обоснованных и подтвердивших себя на практике конкретных способов деятельности, направленных на достижение определенной цели — научной, диагностической, формирующей. 4. Особая ответственность психолога–профессионала. 5. Психолог–профессионал поддерживает связь со своими коллегами, а также — с бывшими сокурсниками, преподавателями, со смежными специалистами и т. п.
Слайд 11: Принципиальные отличия психолога–профессионала от «психолога–любителя»:
6. Наличие у психолога–профессионала документа о психологическом образовании. 7. Особый профессиональный такт и следование профессионально–этическим нормам у психолога–профессионала. 8. Способность к профессиональному развитию и саморазвитию психолога–профессионала. 9. Развитая профессиональная психогигиена труда у психолога–специалиста. 10. осторожное и критичное отношение к существующим и нарождающимся методам
Слайд 12: Основные «предрассудки» о труде (Е.А. Климов)
1. Идеал «легкого труда». 2. Наивный антиэнтропизм (стремление «уменьшить степень неопределенности ») 3. Душеведческая « слепота»(А. Н. Радищев). 4. Презумпция превосходства «ученого» над «практиком»
Слайд 14: Условия возникновении профессии «психолог»
1. Необходимо, чтобы существовало понятие «психология» в значении востребованной обществом особой сферы человеческой деятельности. 2. Необходимо существование сообщества людей, занимающихся этой деятельностью как основной в своей жизни и тем зарабатывающих. 3. Необходима система подготовки специалистов в данной области.
Слайд 15: Становление зарубежной профессиональной психологии
1. Возникновение нового, гуманного подхода к психически нездоровым людям (Ф. Пинель, основатель психиатрии - конец XVIII в., Франция). 2. Становление научного подхода к психическим заболеванием и научно обоснованных психотерапевтических методов. 3. Развитие в конце XIX — начале XX в. психологического тестирования и психологической диагностики (Ф. Гальтона, А. Бине ). 4. Начало XX века Общества умственной гигиены, - США (К. Бирс ).
Слайд 16: Становление зарубежной профессиональной психологии
5. Становление основных отраслей психологии, в том числе прикладных (начиная с конца XIX в.). 6. Возникновение консультирования, связанного с выбором профессии (Ф. Парсон ) - США первое десятилетие XX в. 7. Становление основных научных школ психологии, начиная с 10–х гг. XX столетия. 8. Возникновение института религиозного попечительства и социальных работников - США, конец 30-х годов ХХ в. 9. Становление в 40–е гг. XX столетия экзистенциально–гуманистической психологии и консультативной практики, на ней основанной.
Слайд 17: Становление профессиональной психологии в России
1.Первая отечественная экспериментальная лаборатория при кафедре нервных болезней Казанского университета - 1885 г. ( В. М. Бехтерев) 1895 г. - экспериментальная лаборатория в Санкт–Петербурге 1908 г. — Психоневрологический институт в Санкт–Петербурге 2. Психологический институт при Московском университете (Г. И. Челпанов) - 1912 г. / 1914 г. 3. Развитие педологии (начало - с дореволюционных времен) 4. Становление отечественной психологии труда и психотехник - 20–е гг. XX в. 5. 1925 г.- Психоаналитический институт в Москве (И. Д. Ермаков )
Слайд 18: Становление профессиональной психологии в России
6. Становление основных научных школ отечественной психологии - 20—30–е гг. XX в. 7. Воссоздание кафедры психологии и на ее основе — отделения психологии на философском факультете МГУ (1943, С.Л. Рубинштейн). 8. Сектор психологии в Институте философии АН СССР (1945, С.Л. Рубинштейн 9. Создание Общества психологов СССР. 10. 1966 г. - открытие первых факультетов психологии в МГУ (А. Н. Леонтьев) и ЛГУ (Б.Ф. Ломов).
Последний слайд презентации: Введение в профессию: Становление профессиональной психологии в России
11. 1966 г. - XVIII Международного психологического конгресса (Москва ). 12. 1971 г. - Институт психологии Академии наук СССР (первый директор — Б. Ф. Ломов). 13. Интенсивное развитие и организационное оформление отечественной практической психологии (80—90–е гг. XX в.), в частности, психологических служб, консультирования и немедицинской психотерапии.