Первый слайд презентации: Взрослые и дети, или Как преодолеть трудности в общении?
Слайд 2: Что нужно знать, чтобы правильно общаться с детьми
Основа эффективного взаимодействия с детьми различного возраста являются эмоциональные отношения, которые строятся на привязанности ребенка и ответных чувствах.
Слайд 3: В.В.Столин выделил три параметра отношений, влияющих на проявление любви родителей к своему ребенку:
Симпатия – антипатия; Уважение – неуважение; Близость – отдаленность. Три типа любви
Слайд 4: Действенная любовь
Оптимальный вариант, сочетает в себе симпатию, уважение, близость. Формула семейного воспитания: «Хочу, чтобы мой ребенок был счастлив, и буду помогать ему в этом».
Слайд 5: Отстраненная любовь
Родители испытывают симпатию и уважение к ребенку, но в общении с ним сохраняется большая дистанция. «Смотрите, какой у меня прекрасный ребенок, жаль, что у меня не так много времени для общения с ним».
Слайд 6: Действенная жалость
Неблагоприятный вариант родительского отношения – симпатия, близость, но отсутствие уважения. «Мой ребенок не такой, как все. Хотя мой ребенок недостаточно умен и физически развит, но все равно это мой ребенок и я его люблю». Любовь по типу снисходительного отстранения (симпатия, неуважение, большая межличностная дистанция): «Нельзя винить моего ребенка в том, что он недостаточно умен и физически развит».
Слайд 7: Отвержение и презрение
Травмирующий вариант родительского отношения – ребенок чувствует антипатию, неуважение со стороны родителей, нежелание общаться с ним, испытывает разочарование, страх быть отвергнутым. « Этот ребенок вызывает у меня неприятные чувства и нежелание иметь с ним дело».
Слайд 8: Правило безусловного принятия ( правило «трех П») основы конструктивного общения, создания атмосферы доверия
Понимание означает умение видеть ребенка «изнутри», умение взглянуть на мир одновременно с двух точек зрения: своей собственной и ребенка.
Слайд 9: Правило безусловного принятия ( правило «трех П»)
Принятие – это положительное отношение к ребенку, его индивидуальности независимо от того, радует он взрослых в данный момент или нет. Это означает: «Я отношусь к тебе хорошо, независимо от того, справился ли ты с этим задание или нет!». Принятие означает, что ребенка принимают таким, каким он есть на самом деле, возможно не слишком умным, доставляющим массу хлопот и неприятностей, признают право на индивидуальность, непохожесть на других, в том числе и на родителей.
Слайд 10: Правило безусловного принятия (правило «трех П»)
Признание - это предоставление ребенку права в решении тех или иных проблем, права на совещательный голос. Это принцип означает не одинаковость взрослого и ребенка, а равноценность их потребностей, желаний, позиций взаимодействия.
Слайд 11: Правила эффективного общения ( Ю.Б.Гиппенрейтер )
Уделяйте общению с ребенком специальное время. Сохраняйте терпение, когда дети не могут сразу что-то сказать. Помните о том, какое впечатление и влияние на ребенка могут оказать ваши слова. Задавайте вопросы, чтобы показать свою заинтересованность и участие. Используйте формулу «Я-сообщения».
Слайд 12: Формула «Я-сообщения »
«Когда ты…(действие ребенка), я чувствую… (свои чувства), п отому что… (объяснения, почему действия ребенка вызывают описанные чувства). Мне бы хотелось, чтобы ….(описание желаемого хода развития событий, обозначение своей роли и роли ребенка).
Слайд 13: Типичные ошибки
Приказы, команды: взрослые не желают вникнуть в его проблемы, не уважают его самостоятельность – чувства бесправия, « брошенности в беде» - дети сопротивляются, бурчат, обижаются, упрямятся. Предупреждения, предостережения, угрозы: бессмысленны, т.к. нет информации, как можно исправить – привыкают, не реагируют. Мораль, нравоучения, проповеди: нет ничего нового, чувствуют давление, иногда вину, иногда скуку. Советы, готовые решения: негативная реакция, желание быть самостоятельным, принимать решения самому.
Слайд 14: Типичные ошибки
Доказательства, логические доводы, нотации, «лекции»: перестают слушать взрослых, возникает «смысловой барьер» или «психологическая глухота». Критика, выговоры, обвинения: не играют никакой воспитательной роли, вызывают либо активную защиту: ответное нападение, отрицание, озлобление; либо уныние, подавленность, разочарование в себе и в своих отношениях с родителями – формируется низкая самооценка – неудачник, плохой, безвольный, безнадежный. Похвала: есть элемент оценки. 1) где похвала, там и выговор 2) может стать зависимым от похвалы
Слайд 15: Типичные ошибки
Обзывание, высмеивание : лучший способ оттолкнуть ребенка – обижаются и защищаются. Догадки, интерпретации: защитная реакция, желание уйти от контакта. Выспрашивание, расследование: для переживающего ребенка вопрос звучит как холодное любопытство, а утвердительная фраза – как понимание и сочувствие, участие. Сочувствие на словах, уговоры, увещевания: могут прозвучать формально.
Слайд 16: ДОШКОЛЬНИК: ТРУДНОСТИ ВОСПИТАНИЯ
Особенности возраста: Овладение социальным пространством через игру Употребление все большего количества предметов по их функциональному назначению Использование позитивных форм общения (вербальных и невербальных) Активное овладение телом Развивается половая идентификация
Слайд 17: Место ребенка в системе семейных отношений
Было общение, при котором РЕБЕНОК – центр мироздания семьи. Это младенческий (0-1) и ранний (1-3) возраст.
Слайд 18: Место ребенка в системе семейных отношений
Стало общение как взаимодействие ТРОИХ. Потребность в реализации и утверждении своего Я, что выражается в кризисе 3-х лет.
Слайд 19: Детская агрессивность
Агрессия (лат. aggressio – нападение) – мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам сосуществования людей, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт.
Слайд 20: Детская агрессивность
Рекомендации Важно чтобы дети видели примеры миролюбивого поведения. Нельзя в присутствии детей демонстрировать вспышки гнева или нелестные высказывания о ком-либо. Причины Агрессивное поведение самих взрослых - как следствие подражания действиям родителей, других взрослых (насилие, неуважительное отношение, унижения, оскорбления).
Слайд 21: Детская агрессивность
Рекомендации Уделять внимание не тогда, когда он зол и агрессивен, а, напротив, в ситуациях, когда он дружелюбен и спокоен. Приласкать или пожалеть ребенка, т.к. разные формы тактильного контакта имеют для ребенка большее значение, чем попытки взрослого что-то объяснить при помощи слов. Причины Недостаточное проявление любви к ребенку – агрессивные действия ребенка есть не что иное, как попытка привлечь к себе внимание родителей.
Слайд 22: Детская агрессивность
Рекомендации Ребенку необходимо испытывать чувство личной состоятельности, которое формируется путем совершенствования самостоятельных действий: «Я то, что я могу делать сам». Определить действия, обязанности, с которыми ребенок может справиться самостоятельно и не препятствовать в их выполнении. Причины Протест против действий, запретов взрослых – агрессивные действия ребенка являются протестом против ограничения его самостоятельности, чрезмерной опеки со стороны взрослых.
Слайд 23: Детская агрессивность
Рекомендации Учить неагрессивным способам установления контакта с другими детьми. Пример взрослого. Коммуникативные игры. Причины Отсутствие коммуникативных навыков – агрессивные действия направлены на то, чтобы привлечь внимание других, вступить с ними в контакт. Агрессия является следствием неудовлетворенной потребности ребенка в общении.
Слайд 24: Застенчивость
Застенчивость ( стеснительность, робость) – это состояние психики и обусловленное им поведение человека, характерными чертами которого являются: нерешительность, боязливость, напряженность, скованность, неловкость в обществе из-за неуверенности в себе.
Слайд 25: З астенчивость
Причины Рекомендации Сильная привязанность ребенка к матери – вызвана страхом «отделения» от матери. Возникает при чрезмерной привязанности матери к своему ребенку, ограниченности ее интересов – только интересами ребенка. Неблагоприятен для здорового развития личности ребенка, т.к. лишает его уверенности в себе, ощущения стабильности и защищенности в мире. Расширить круг общения ребенка Приводить его в новые места и знакомить с новыми людьми Отец должен занимать более активную позицию, т.к. на нем лежит функция расширения социального опыта ребенка Показать ребенку, что мир вокруг него безопасен, ему можно доверять.
Слайд 26: З астенчивость
Причины Рекомендации Отсутствие социального опыта, неумение разрешать сложные ситуации в общении. В основе – неспособность справляться с новыми требованиями, которые ему предлагает ситуация расширяющегося социального взаимодействия. Научить правильно реагировать на различные ситуации (в игровой форме). Взрослый должен быть примером эффективно общающегося человека.
Слайд 27: З астенчивость
Причины Рекомендации Завышенные требования в адрес ребенка со стороны родителей, постоянная критика в его адрес. Формируется как следствие неуверенности ребенка в своих силах и возможностях. Неуверенность как результат неправильного родительского воспитания возникает тогда, когда родители переоценивают возможности, предъявляют требования, не соответствующие его возрасту. Часто используется критика, если результаты его деятельности не такие, какие они рассчитывали получить. Постоянная поддержка взрослыми: «Нет ничего страшного в том, что… Давай попробуем еще раз!». «Молодец! В этот раз ты сделал лучше». Совместная деятельность. Учет индивидуальных особенностей ребенка. Верить в возможности ребенка и отмечать любые достижения и победы.
Слайд 28: Детские капризы
Капризы - это бурные проявления гнева и злости, когда ребенок кричит, плачет, топает ногами, катается по полу, швыряет вещи, пинается, кусается, царапается и даже пытается сделать больно самому себе.
Слайд 29: Детские капризы
Причины Рекомендации Чрезмерная забота на фоне полной вседозволенности со стороны родителей. Любые желания и прихоти удовлетворяются. В тоже время отсутствует четкая система требований и запретов, следовательно, любое действие со стороны других людей, которые противоречат намерениям ребенка, вызывает бурный протест. Должна быть четкая система требований, с которыми ребенка нужно познакомить и строго следить за их выполнением. Требования должны быть соразмерны возрасту ребенка, а их соблюдение контролировалось всеми взрослыми, которые участвуют в воспитании.
Слайд 30: Детские капризы
Причины Рекомендации Ограничение жизненно важных интересов и потребностей, с которым ребенок не может примириться. Ребенок сталкивается с жесткой системой требований и запретов: «Не бегай!», «Сиди спокойно!», «Не бери вещи!» и т.д. Практически ничего нельзя. Пересмотреть систему требований Должны соответствовать возрасту Предложить альтернативные формы поведения Не забывать о важных жизненных потребностях ребенка.
Слайд 31: Детские капризы
Причины Рекомендации Привлечь внимание родителей как своеобразная просьба помочь, вмешаться. Капризы – достаточно распространенный способ привлечь к себе внимание. Обучить более эффективным, социально приемлемым способам получения внимания, оказывая ему многочисленные знаки симпатии и поддержки в тех случаях, когда не капризничает, «ведет себя хорошо».
Слайд 32: Упрямство
Упрямство – характеризуется активным отвержением требований взрослых, обращенных к нему (Захаров А.И.). Появление упрямства может быть обусловлено мелочной опекой взрослых или пренебрежительным отношением к их стремлению быть самостоятельными.
Слайд 33: Упрямство
Причины Рекомендации Излишняя строгость, давление со стороны родителей, требование родителей о беспрекословном послушании ребенка. Упрямство как протест против диктата родителей. Готовность взрослого к диалогу Умение уступать, прислушиваться к мнению другого- один из эффективных методов профилактики упрямства (получает опыт умения договариваться, идти на компромисс). Представить себя на месте ребенка, вспомнив детство.
Слайд 34: Упрямство
Причины Рекомендации Резкое изменение жизненного уклада ребенка. С одной стороны, могут препятствовать удовлетворению потребностей ребенка, с другой стороны, могут приводить к нарушению чувства стабильности и, как следствие, протесту со стороны ребенка. Донести до ребенка суть произошедших изменений, познакомив его с новыми правилами По возможности сохранить привычный для ребенка распорядок дня или устойчивые привычки. Подбадривать ребенка. Поигрывать со взрослыми конфликтные ситуации, находя решения.
Слайд 35: ДОШКОЛЬНИК: ТРУДНОСТИ ВОСПИТАНИЯ
ВЫВОДЫ Совместная со взрослыми деятельность, игры, занятия. Игра – ведущий вид деятельности этого возраста – учиться взаимодействовать с предметным миром и другими людьми; мыслить и воображать, используя игрушки в качестве заменителей предметов реального мира; подчинять свои непроизвольные действия правилам и т.д.
Слайд 36: МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК: СПОСОБЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПРОБЛЕМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Кризис 7 лет: утрата детской непосредственности, осознание своего социального Я и возникновение на этой основе внутренней позиции, т.е. некоторого целостного отношения к окружающему и самому себе. Потребность выйти за рамки своего детского образа жизни, занять новое, доступное ему место и осуществлять реальную, серьезную, общественно значимую деятельность. Ведущая деятельность – учебная деятельность. Психологические новообразования – произвольность поведения, рефлексия и планирование результатов действий (внутренний план действий), самооценка, теоретическое мышление.
Слайд 37: Тревожность
Тревожность понимается как индивидуальная психологическая особенность, появляющаяся в склонности человека часто переживать сильную тревогу по относительно малым поводам. Школьная тревожность – это один из видов эмоционального неблагополучия, причины которого связаны с теми аспектами жизни ребенка, которые имеют непосредственное отношение к школе.
Слайд 38: Тревожность
Дальнейший рост самосознания, возрастает социальная активность ученика, которая проявляется формированием чувства ответственности, долга, обязанности. Переживание своего соответствия коллективным стандартам, правилам, нормам поведения сопровождается выраженным чувства вины при мнимых или реальных отклонениях. Причины формирования страхов и тревожности разнообразны: 1) личностные особенности ребенка; 2) особенности отношения к нему со стороны взрослых (родителей, педагога). Захаров А.И. Происхождение и психотерапия детских неврозов. – СПб.; КАРО, 2006. Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков: Анамнез, этиология и патогенез. – Л.: Медицина, 1988.- с.63.
Слайд 39: Тревожность
Причины Рекомендации Завышенные требования со стороны взрослых, которым ребенок не может соответствовать. Взрослые начинают относиться к нему иначе – он «взрослый» – он должен много знать, уметь и мочь. Например, ребенок не самый лучший ученик – заставляют его много заниматься, читать, писать – приводит к перенапряжению, утомлению – результата нет – обвиняют ребенка, кричат, физические наказания – ухудшение ситуации, повышенная тревожность и страх перед школой. Ответственность на взрослых за развитие ребенка в дошкольный период Спокойно относиться к неудачам, оказывать помощь в усвоении новых правил и норм поведения Подбадривать ребенка Ребенок должен быть уверен, что рядом взрослый, который готов помочь Научить говорить о своих тревогах, делать полезные выводы из неприятностей. Готовить заранее к переменам и важным событиям Телесный контакт
Слайд 40: Тревожность
Причины Рекомендации Противоречивые требования родителей и школы. Ребенок не знает, как себя вести в той или иной ситуации, испытывает страх быть наказанным одной из сторон. Неоднозначность требований приводит к увеличению внутреннего напряжения и тревоги. Знакомить родителей с правилами школьной жизни, доводить до их сведения все изменения, которые произошли за последний период. Постоянный диалог с родителями Недопустимы ситуации, в которых родители выражают недовольство педагогом, нелестно высказываются в его адрес в присутствии ребенка, так и обратные ситуации.
Слайд 41: Тревожность
Причины Рекомендации Повышенная тревожность как личностная особенность ребенка. Индивидуальные особенности – повышенная эмоциональная чувствительность, которая проявляется в крайней восприимчивости к мнениям, оценкам со стороны взрослых. Ориентируются не на результат учебной деятельности, а на оценку педагогом. Для них важно не то, как они выполнили работу, а что сказал учитель. Тревожность родителей. Важно создать условия, при которых бы исключались бы оценки личности самого ученика, а оценивались только результаты его деятельности. Важно при оценивании различать личность школьника и те действия, которые он совершает. Педагогу необходимо создать в классе атмосферу доверия, принятие личности каждого ученика, признавая за ним право на ошибку и помогать ее исправить. Родителям избегать отрицательных высказываний в адрес школы, педагога или кого-либо.
Слайд 42: Ложь
Ложь понимается как намеренное решение ввести в заблуждение того, кому адресована информация, без предупреждения о своем намерении сделать это. Экман П. Почему дети лгут? // Хрестоматия «Подросток и семья»\ Под ред. Д.Я.Райгородского. – Самара, 2002. – с 431.
Слайд 43: Ложь
Причины Рекомендации Ложь как стремление избежать наказания. Либо для сокрытия действий ребенка, которые были направлены на получение удовольствий, оказавшиеся под запретом, либо ложь для сокрытия нечаянной оплошности. Встречается в семьях, где запреты и наказания преобладают над диалогом в общении с ребенком. Проанализировать систему запретов и наказаний и снизить их количество. Необходимо обсуждать с ребенком последствия тех или иных поступков для того, чтобы он мог делать осознанный выбор. Ложь как способ защиты перестает быть необходимой, так как последствия понятны и предсказуемы. Взрослым надо спокойно реагировать на различные ситуации, не драматизировать их. Важно, чтобы дети чувствовали, что взрослые готовы их выслушать, понять и простить. Дети чаще опасаются не последствий тех действий, которые они совершили, а реакции взрослых на них.
Слайд 44: Ложь
Причины Рекомендации Ложь как стремление добыть нечто, чего иначе не получишь. Например, ребенок говорить неправду о том, что сделал все уроки, для того, чтобы получить разрешение пойти гулять. Важно, что действия ребенка, связанные с ложью, не приносили успеха и не способствовали получению желаемого. Наказание – последствие тех конкретных действий, которые совершил ребенок. Следует объяснять и демонстрировать на примерах альтернативные (социально желаемые) способы получения того, что ребенок хочет. Обязательно поощрять желаемые формы поведения. (Публично похвалить за то, что сделал все уроки и т.д.).
Слайд 45: Ложь
Причины Рекомендации Ложь как стремление избежать страха унижения. В основе данного вида лжи – стыд, осознание ребенком «неправильности» своего поступка. Ребенком в данном случае руководит стремление защитить себя, сохранить положительное отношение к себе. Позволить ребенку «сохранить лицо». Не следует требовать публичных покаяний, извинений и т.д. нужно обсудить с ним возникшую ситуацию и способы выхода из нее наедине. Лучше, если в разговоре прозвучит не только осуждение поступка, а скорее недоумение: «Как такое могло произойти?». Это значит, что взрослый удивлен случившимся, т.к. не ожидал подобного от ученика, а значит, он воспринимает этот факт как исключение, не свойственное природе ребенка.
Слайд 46: Ложь
Причины Рекомендации Ложь как стремление повысить свой социальный статус. В основе этого вида лжи – желание выглядеть в глазах других людей более важным и привлекательным. В основе такого поведения часто лежит неудовлетворенная потребность во внимании со стороны родителей или других значимых людей, желание соответствовать их требованиям хотя бы в своих фантазиях. Для ребенка важно ощущать свою значимость, полезность в семье, классе, среди сверстников. Найти приемлемые способы удовлетворения данной потребности. Нужно хвалить детей за успехи, пусть иногда не такие, как у их сверстников. Не нужно сравнивать ребенка с его более успешным одноклассником или другом. Подчеркивать индивидуальные достоинства самого ребенка.
Слайд 47: Ложь
Причины Рекомендации Ложь как предотвращение вмешательства в личную жизнь. Этот вид лжи встречается в случае чрезмерной опеки детей со стороны родителей, когда последние лишают ребенка права на приватность своего внутреннего мира. Ребенку нужно иметь возможность самому подумать о своих переживаниях, осмыслить их без вмешательства. Настойчивость родителей в этом случае может привести к тому, что ребенок предпочтет промолчать или солгать о своих проблемах, чем пустить в свой внутренний мир взрослого.
Слайд 48: МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК: ТРУДНОСТИ ВОСПИТАНИЯ
ВЫВОДЫ Детям нужна психологическая безопасность. Рядом есть взрослые, которые поймут и помогут. Если взрослые сумеют научить ребенка доверять им, обсуждать с ним трудные жизненные ситуации, то это может стать основой для дальнейших конструктивных отношений.
Слайд 49: ПОДРОСТОК: ПОИСКИ ВЗАИМОПОНИМАНИЯ
о т 11-12 до 14-15 лет Вынужден решать множество задач: Учебных (учиться не хочется, но делать это надо), Семейных (достичь некоторой автономии и независимости от родителей), Общения со сверстниками (построить доверительные отношения), Саморазвития (найти в себе положительные, позитивные силы для того, чтобы любить себя и других), что вносит в его жизнь значительные трудности.
Слайд 50: ПОДРОСТОК: ПОИСКИ ВЗАИМОПОНИМАНИЯ
Кризис идентичности – это поиск и выбор новой взрослой идентичности, нового отношения к себе и к миру. Идентичность означает понимание человеком себя «как такового», установление как своего отличия от других людей, так и своего сходства с ними. Внешне кризис проявляется в активном интересе к себе: подростки постоянно что-то доказывают друг другу и сами себе, у них появляется интерес к исследованию себя, уровня развития своих способностей. Достижение идентичности является совершенно необходимым условием для того, чтобы подросток оставался «самим собой» в изменяющемся мире.
Слайд 51: ПОДРОСТОК: ПОИСКИ ВЗАИМОПОНИМАНИЯ
Кризис, связанный с отделением от семьи и приобретением самостоятельности, соотносится с чувством взрослости. Внешне это выглядит как стремление расширить свои права, сделать так, как хочется, как знает и как умеет. Через это подросток исследует свои границы, пределы своих физических и социальных возможностей, рамки дозволенного. Внешние проявления негативизма – бессмысленном противодействии, немотивированном противостоянии социальному окружению (часто родителям).
Слайд 52: ПОДРОСТОК: ПОИСКИ ВЗАИМОПОНИМАНИЯ
Одним из центральных новообразований в личности подростка является возникновение у него чувства взрослости. Стать взрослым в понимании подростка означает, в первую очередь, быть самостоятельным, он хочет, чтобы к нему относились как к взрослому.
Слайд 53: ПОДРОСТОК: ПОИСКИ ВЗАИМОПОНИМАНИЯ
Половое созревание и неравномерное физиологическое развитие обуславливают многие его поведенческие реакции в этот период. Поведение бывает зачастую непредсказуемым, за короткий период они могут продемонстрировать абсолютно противоположные реакции: Целеустремленность и настойчивость сочетается с импульсивностью; Неуемная жажда деятельности может смениться апатией, отсутствием стремлений и желаний что-либо делать; Повышенная самоуверенность, безаппеляционность в суждениях быстро сменяются ранимостью и неуверенностью в себе; Развязность в поведении порой сочетается с застенчивостью; Романтические настроения нередко граничат с цинизмом, расчетливостью; Нежность, ласковость бывают на фоне недетской жестокости; Потребность в общении сменяется желанием уединиться.
Слайд 54: ПОДРОСТОК: ПОИСКИ ВЗАИМОПОНИМАНИЯ
Л.С.Выготский – подросток становится трудновоспитуемым, вследствие того, что изменения педагогической системы, применяемой к нему не поспевает за быстрыми изменениями его личности.
Слайд 55: Т рудности в отношениях со взрослыми
Причины Рекомендации Проявляются в упрямстве, нежелании подчиняться требованиям старших. В основе такого поведения: Желание самоутвердиться, доказать всем свою состоятельность, право на самостоятельные решения и поступки; Как протестная реакция против диктата со стороны взрослых, не понимающих тех изменений, которые происходят и не желающие менять свой стиль общения с учетом этих преобразований. Отказ взрослых от директивных форм общения. Диалог – единственно приемлемая форма взаимодействия. Формы общения – обсуждения, дискуссии. Эффективный метод профилактики вредных привычек – знакомство с их последствиями. Техники Я-сообщения. Образец поведения взрослых, не провоцировать собственным демонстративным поведением.
Слайд 56: Снижение интереса к школе, к учебным занятиям
Причины Рекомендации Снижается учебная мотивация, пропадает интерес к школьным занятиям, снижается академическая успеваемость. Познавательные потребности сконцентрированы в мире социальных отношений. Главное для подростка – его отношения с другими людьми, сверстниками. Школа должна давать возможность общаться и проявлять себя не только в учебных формах деятельности, но и во вне учебных делах.
Слайд 57: Поиск своего Я
Проявляется в чрезмерном внимании к своей внешности и выбору одежды, стремлении подражать кумирам, принадлежать к какой-либо группе сверстников или разделять и следовать нормам поведения представителей подростковых субкультур. Подростки оценивают, какие они сыновья или дочери, ученики, друзья, насколько привлекательны для лиц противоположного пола и т.д. Им необходимо объединить эти многочисленные образы себя единое целое. Подросткам необходимо постоянно воспринимать свою внутреннюю целостность, т.е. формирующийся образ Я должен объединять в себе прошлый опыт и смыкаться с будущим. Важно, чтобы в общении с другими мнение подростка о самом себе находило подтверждение. Обретение подростком своего Я заключается в формировании отношения к миру. Ценности родителей и общества уже не принимаются, но собственная система ценностей пока не сформирована.
Слайд 58: Поиск своего Я
Неспособность найти ответы на поставленные вопросы относительно своего Я приводит к следующим нарушениям поведения подростков. Проблема выбора карьеры. Для того чтобы принять решение о выборе профессии, подросток должен определить, что он собой представляет. Чтобы сделать правильный выбор, у молодых людей должно быть верное понимание себя, а также обоснованная оценка того, в какой области они могли бы наилучшим образом проявить свои способности. Членство в группе сверстников. Стремление принадлежать к какой-либо подростковой субкультуре, единообразие одежды, телодвижений и мимики является защитой против запутанных, неопределенных представлений о самом себе. Подражание кому-либо становится способом обретения внутренней стабильности и безопасности. Кроме того, внешние атрибуты символизируют отделение от родителей и всего того, что связано с миром взрослых. Алкоголь и наркотики. Причины – любопытство, поиск острых ощущений, давление сверстников и желание заслужить одобрение, бунт против авторитетов, стремление к самопознанию, принадлежность к взрослому миру, ослабление эмоциональных стрессов, напряжения, снижение тревоги и переживаний.
Слайд 59: Поиск своего Я
РЕКОМЕНДАЦИИ Доверительные отношения. Конфликты необходимо заканчивать урегулированием разногласий и примирением, иначе вызовет обиду, чувство непонимания и одиночества. Поменьше критикуйте своих детей (а подростков тем более), найдите как можно больше поводов для похвалы за те или иные успехи и достижения. Вместо критики его друзей, поговорите о том, что его привлекает в этих людях. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРИЕМЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ПОДДЕРЖАНИЮ АТМОСФЕРЫ ДОВЕРИЯ В ОБЩЕНИИ
Слайд 60: Поиск своего Я
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРИЕМЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ПОДДЕРЖАНИЮ АТМОСФЕРЫ ДОВЕРИЯ В ОБЩЕНИИ Проявление искреннего интереса к проблемам подростка, подлинное желание помочь; важно помнить, что подросток тонко чувствует, интересуются ли им по-настоящему или это формальное проявление внимания; Необходимо уделять внимание подростку, нельзя во время беседы с ним заниматься посторонними делами; внимательное, чуткое отношение к проблемам взрослеющего человека позволит ему почувствовать свою значимость и понимание взрослым важности его проблем; Надо предоставить подростку максимальную возможность высказаться; помнить о том, что он не хочет выслушивать поучения и мудрые советы, а хочет рассказать о гнетущих и затруднительных аспектах своей жизни; Не следует проявлять излишнее любопытство; не нужно быть детективом и пытаться узнать то, чем подросток не хочет делиться; К проблемам подростка необходимо относиться без осуждения. Важно не оценивать, а слушать, слышать и понимать.
Слайд 61: Поиск своего Я
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРИЕМЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ПОДДЕРЖАНИЮ АТМОСФЕРЫ ДОВЕРИЯ В ОБЩЕНИИ (К.Роджерс) – искренность, способность к эмпатии, безусловное уважение к людям. Искренность – способность оставаться самим собой, не прятаться за маской и не стараться исполнить роль «родителя» или «мудрого учителя». Такое поведение предполагает возможность откровенно говорить о своих чувствах, а также соответствие того, что мы говорим, тому, как мы это делаем. Искренность взрослого в общении является примером подобного поведения и для подростков.
Слайд 62: Поиск своего Я
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРИЕМЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ПОДДЕРЖАНИЮ АТМОСФЕРЫ ДОВЕРИЯ В ОБЩЕНИИ (К.Роджерс) – искренность, способность к эмпатии, безусловное уважение к людям. Эмпатия как способность к сопереживанию появляется, когда один человек разговаривает с другим. Для того чтобы понять, что чувствуют и думают подростки, нужно вспомнить себя в этом возрасте. Проявление эмпатии в общении означает, что взрослый чутко реагирует на переживания подростка, словно это его собственные переживания.
Слайд 63: Поиск своего Я
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРИЕМЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ПОДДЕРЖАНИЮ АТМОСФЕРЫ ДОВЕРИЯ В ОБЩЕНИИ (К.Роджерс) – искренность, способность к эмпатии, безусловное уважение к людям. Безусловное уважение подростка означает безоценочное принятие личности подростка, без предъявления дополнительных условий. К.Роджерс понимает под этим термином терпимость ко всем аспектам субъектного мира человека, словно ты сам являешься его частью. Позитивное отношение предполагает теплоту, симпатию, заботу, без стремления управлять ребенком. Безусловное уважение личности не означает приемлемости любого поведения подростка. Поступок может подвергаться критике или наказанию, но важно оценивать поступок, а не личность самого подростка.
Слайд 64: Поиск своего Я
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРИЕМЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ПОДДЕРЖАНИЮ АТМОСФЕРЫ ДОВЕРИЯ В ОБЩЕНИИ Прием ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА Основная цель – вернуть человеку веру в себя, в возможность преодоления возникших трудностей и проблем. Поддержка – это знак внимания, оказанный человеку в ситуации, когда он объективно не успешен. Поддержка исключает сравнение с кем-либо, кроме себя самого. Психологическая поддержка – это не способ решения проблем подростка вместо него, это попытка вернуть ему веру в себя. Критерием эффективности оказания психологической поддержки является повышение самооценки, уверенности в возможности преодоления жизненных трудностей.
Слайд 65: Поиск своего Я
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРИЕМЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ПОДДЕРЖАНИЮ АТМОСФЕРЫ ДОВЕРИЯ В ОБЩЕНИИ Прием ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА Выразить поддержку можно используя следующие выражения: «Ты все равно молодец, потому что…» - высказывание содержит указание на сильные стороны личности подростка, позволяет ему вернуть веру в самого себя. «Мне это знакомо, я тоже сталкивался с похожей ситуацией» – информирование подростка о том, что его проблема не уникальна, встречалась в опыте других людей. Это означает, что 1) проблему можно решить, 2) снижается чувство вины, ощущение собственной никчемности, так как и с другими «такое бывает».
Слайд 66: Поиск своего Я
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРИЕМЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ПОДДЕРЖАНИЮ АТМОСФЕРЫ ДОВЕРИЯ В ОБЩЕНИИ Прием ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА Выразить поддержку можно используя следующие выражения: «Знаешь, это действительно сложно… Я не уверен, что мог бы поступить иначе…» – указание на объективную сложность ситуации приводит к тому, что у подростка снижается чувство вины за произошедшее, повышается самоуважение. «Давай вместе попробуем разобраться в случившемся…» – предложение помощи по преодолению трудной ситуации является действенным видом оказания психологической поддержки. Т.к. дает подростку веру в то, что проблема может быть решена.
Последний слайд презентации: Взрослые и дети, или Как преодолеть трудности в общении?: Литература Светлана Разумовна Петрухина, к.пс.н. Галина Андреевна Стюхина, к.пс.н. Взрослые и дети, или Как преодолеть трудности в общении. - Педагогический университет «Первое сентября», 2012.- 56с
Составитель: преподаватель психологии КГБОУ СПО «Камчатский педагогический колледж» Колесникова И.Д.