XVII СТОЛЕТИЕ. ИСКУССТВО ГОЛЛАНДИИ. ВТОРОЙ и ЧЕТВЕРТЫЙ курсы. Иконописное — презентация
logo
XVII СТОЛЕТИЕ. ИСКУССТВО ГОЛЛАНДИИ. ВТОРОЙ и ЧЕТВЕРТЫЙ курсы. Иконописное
  • XVII СТОЛЕТИЕ. ИСКУССТВО ГОЛЛАНДИИ. ВТОРОЙ и ЧЕТВЕРТЫЙ курсы. Иконописное отделение СПб ДА.
  • XVII СТОЛЕТИЕ. ИСКУССТВО ГОЛЛАНДИИ. ВТОРОЙ и ЧЕТВЕРТЫЙ курсы. Иконописное
  • XVII СТОЛЕТИЕ. ИСКУССТВО ГОЛЛАНДИИ. ВТОРОЙ и ЧЕТВЕРТЫЙ курсы. Иконописное
  • XVII СТОЛЕТИЕ. ИСКУССТВО ГОЛЛАНДИИ. ВТОРОЙ и ЧЕТВЕРТЫЙ курсы. Иконописное
  • XVII СТОЛЕТИЕ. ИСКУССТВО ГОЛЛАНДИИ. ВТОРОЙ и ЧЕТВЕРТЫЙ курсы. Иконописное
  • XVII СТОЛЕТИЕ. ИСКУССТВО ГОЛЛАНДИИ. ВТОРОЙ и ЧЕТВЕРТЫЙ курсы. Иконописное
  • XVII СТОЛЕТИЕ. ИСКУССТВО ГОЛЛАНДИИ. ВТОРОЙ и ЧЕТВЕРТЫЙ курсы. Иконописное
  • XVII СТОЛЕТИЕ. ИСКУССТВО ГОЛЛАНДИИ. ВТОРОЙ и ЧЕТВЕРТЫЙ курсы. Иконописное
  • XVII СТОЛЕТИЕ. ИСКУССТВО ГОЛЛАНДИИ. ВТОРОЙ и ЧЕТВЕРТЫЙ курсы. Иконописное
  • XVII СТОЛЕТИЕ. ИСКУССТВО ГОЛЛАНДИИ. ВТОРОЙ и ЧЕТВЕРТЫЙ курсы. Иконописное
  • XVII СТОЛЕТИЕ. ИСКУССТВО ГОЛЛАНДИИ. ВТОРОЙ и ЧЕТВЕРТЫЙ курсы. Иконописное
  • XVII СТОЛЕТИЕ. ИСКУССТВО ГОЛЛАНДИИ. ВТОРОЙ и ЧЕТВЕРТЫЙ курсы. Иконописное
  • XVII СТОЛЕТИЕ. ИСКУССТВО ГОЛЛАНДИИ. ВТОРОЙ и ЧЕТВЕРТЫЙ курсы. Иконописное
  • XVII СТОЛЕТИЕ. ИСКУССТВО ГОЛЛАНДИИ. ВТОРОЙ и ЧЕТВЕРТЫЙ курсы. Иконописное
  • XVII СТОЛЕТИЕ. ИСКУССТВО ГОЛЛАНДИИ. ВТОРОЙ и ЧЕТВЕРТЫЙ курсы. Иконописное
  • XVII СТОЛЕТИЕ. ИСКУССТВО ГОЛЛАНДИИ. ВТОРОЙ и ЧЕТВЕРТЫЙ курсы. Иконописное
  • XVII СТОЛЕТИЕ. ИСКУССТВО ГОЛЛАНДИИ. ВТОРОЙ и ЧЕТВЕРТЫЙ курсы. Иконописное
  • XVII СТОЛЕТИЕ. ИСКУССТВО ГОЛЛАНДИИ. ВТОРОЙ и ЧЕТВЕРТЫЙ курсы. Иконописное
  • XVII СТОЛЕТИЕ. ИСКУССТВО ГОЛЛАНДИИ. ВТОРОЙ и ЧЕТВЕРТЫЙ курсы. Иконописное
  • XVII СТОЛЕТИЕ. ИСКУССТВО ГОЛЛАНДИИ. ВТОРОЙ и ЧЕТВЕРТЫЙ курсы. Иконописное
  • XVII СТОЛЕТИЕ. ИСКУССТВО ГОЛЛАНДИИ. ВТОРОЙ и ЧЕТВЕРТЫЙ курсы. Иконописное
  • XVII СТОЛЕТИЕ. ИСКУССТВО ГОЛЛАНДИИ. ВТОРОЙ и ЧЕТВЕРТЫЙ курсы. Иконописное
  • XVII СТОЛЕТИЕ. ИСКУССТВО ГОЛЛАНДИИ. ВТОРОЙ и ЧЕТВЕРТЫЙ курсы. Иконописное
  • XVII СТОЛЕТИЕ. ИСКУССТВО ГОЛЛАНДИИ. ВТОРОЙ и ЧЕТВЕРТЫЙ курсы. Иконописное
  • XVII СТОЛЕТИЕ. ИСКУССТВО ГОЛЛАНДИИ. ВТОРОЙ и ЧЕТВЕРТЫЙ курсы. Иконописное
  • XVII СТОЛЕТИЕ. ИСКУССТВО ГОЛЛАНДИИ. ВТОРОЙ и ЧЕТВЕРТЫЙ курсы. Иконописное
  • XVII СТОЛЕТИЕ. ИСКУССТВО ГОЛЛАНДИИ. ВТОРОЙ и ЧЕТВЕРТЫЙ курсы. Иконописное
  • XVII СТОЛЕТИЕ. ИСКУССТВО ГОЛЛАНДИИ. ВТОРОЙ и ЧЕТВЕРТЫЙ курсы. Иконописное
  • XVII СТОЛЕТИЕ. ИСКУССТВО ГОЛЛАНДИИ. ВТОРОЙ и ЧЕТВЕРТЫЙ курсы. Иконописное
  • XVII СТОЛЕТИЕ. ИСКУССТВО ГОЛЛАНДИИ. ВТОРОЙ и ЧЕТВЕРТЫЙ курсы. Иконописное
  • XVII СТОЛЕТИЕ. ИСКУССТВО ГОЛЛАНДИИ. ВТОРОЙ и ЧЕТВЕРТЫЙ курсы. Иконописное
  • XVII СТОЛЕТИЕ. ИСКУССТВО ГОЛЛАНДИИ. ВТОРОЙ и ЧЕТВЕРТЫЙ курсы. Иконописное
  • XVII СТОЛЕТИЕ. ИСКУССТВО ГОЛЛАНДИИ. ВТОРОЙ и ЧЕТВЕРТЫЙ курсы. Иконописное
  • XVII СТОЛЕТИЕ. ИСКУССТВО ГОЛЛАНДИИ. ВТОРОЙ и ЧЕТВЕРТЫЙ курсы. Иконописное
  • XVII СТОЛЕТИЕ. ИСКУССТВО ГОЛЛАНДИИ. ВТОРОЙ и ЧЕТВЕРТЫЙ курсы. Иконописное
  • XVII СТОЛЕТИЕ. ИСКУССТВО ГОЛЛАНДИИ. ВТОРОЙ и ЧЕТВЕРТЫЙ курсы. Иконописное
  • XVII СТОЛЕТИЕ. ИСКУССТВО ГОЛЛАНДИИ. ВТОРОЙ и ЧЕТВЕРТЫЙ курсы. Иконописное
  • XVII СТОЛЕТИЕ. ИСКУССТВО ГОЛЛАНДИИ. ВТОРОЙ и ЧЕТВЕРТЫЙ курсы. Иконописное
1/38

Первый слайд презентации: XVII СТОЛЕТИЕ. ИСКУССТВО ГОЛЛАНДИИ. ВТОРОЙ и ЧЕТВЕРТЫЙ курсы. Иконописное отделение СПб ДА

Преподаватель Нина Михайловна ТУРЦОВА а

Изображение слайда

Слайд 2

XVII ВЕК. ГОЛЛАНДСКОЕ ИСКУССТВО После распада Нидерландов на два государства в 1609 г. Голландия (полу- чившая наименование по названию самой крупной провинции) превратилась в образцовую буржуазную державу. Заказчиками здесь становятся люди скром-ных запросов, не привыкшие бросать деньги на ветер, да и протестантская це-рковь имела умеренные потребности. Все это в конечном итоге определило ре- алистическое направление как главное в искусстве страны. Да и предпочтение отдавалось малым размерам. Голландцы хотели показать природу и человека во всем их многообразии, в разном состоянии, в разных ситуациях. Отсюда укрепление и развитие в изо-искусстве различных жанров и узкая специализация художников внутри едва ли каждого вида. Но в каком бы жанре голландцы не работали, они везде нахо-дили красоту, умели возвысить обыденность (мир простых вещей, б ыт). Хотя бытовая живопись становится одним из ведущих видов в искусстве Голлан-дии, другие жанры тоже развиты на высоком уровне.

Изображение слайда

Слайд 3

Питер Клас. Завтрак с ветчиной. 1647 г.

Изображение слайда

Слайд 4

Виллем. Хеда. Завтрак с омаром. 1648 г.

Изображение слайда

Слайд 5

Блестящего развития достигает натюрморт. В отличие от фламандского он имеет весьма скромные размеры и мотивы. Примеры - натюрморты Питера Класа (1597-1661 гг.); Виллема Хеды (1594-1680/82 гг.). Натюрморт – одно из художественных претворений самой важной темы голландского искусства –т.е. это момент из частной жизни обыкновенного человека. Данная т ема особенно полное отражение получила в бытовой голландс -кой картине. В 1620-х-1630-х гг. голландцы создают особый тип небольшой мелко-фигурной картины: её сюжеты непритязательны, размеры небольшие. Следовавшая этим принципу группа художников получила в науке наименова-ние «малые голландцы». Они отражали разные стороны обычной жизни.Так, Адриан ван Остаде (1610-1685 гг.) поначалу увлекался изображением теневых сторон крестьянского быта («Драка»), затем отдал предпочтение комическим его ситуациям. («Харчевня»).

Изображение слайда

Слайд 6

Адриан ван Остаде. «Драка». Адриан ван Остаде. «Харчевня»

Изображение слайда

Слайд 7

Но главной темой «малых голландцев» 1640-х-1660-х гг. является не крестьянский быт, а спокойный размеренный быт бюргеров. В таких карти -нах будто бы ничего не происходит: девушка читает письмо, кавалер и дама музицируют, а зрителю самому предоставлено право придумывать сюжет, га-дать. Самыми занимательными «рассказчиками» в этом виде картин были Ян Стэн (1626-1679 гг.) («Гуляки», «Праздник св.Николая »), Герард Терборх (1617 -1681 гг.) («Бокал лимонада») и Питер де Хох (1629-1689 гг.). Послед- ний отличается тем, что изображает мгновение, замершее на секунду, и не-подвижное. .

Изображение слайда

Слайд 8

Ян Стэн. «Гуляки», Ян Стэн. «Любовный напиток»

Изображение слайда

Слайд 9

Г. Терборх. Бокал лимонада Питер де Хох. Хозяйка и служанка.

Изображение слайда

Слайд 10

Новый этап жанровой живописи Голландии начинается в 1650-е гг. и свя-зан с так называемой дельфтской школой. Её представители – Карел Фабри- циус, Эммануэль де Витте и в первую очередь Ян Вермеер или Вермеер Дель- фтский (1632-1675 гг.). Последний известен как художник, предопределивший многие колористические искания 19 века. Во многом, проложивший дорогу им- прессионистам. Вермеер делал то, что до него никто не совершал – он писал пейзажи на пленэре. Поэтому его называют первым мастером пленэра. « Улоч -ка», «Дворик», «Вид Дельфта ». Вермеер изучал игру и силу света в интерьере. Им пронизаны образы в его картинах: «Кружевница» ( ок. 1664 г.), «Девушка, читающая письмо», «Девушка с жемчужной сережкой» ( ок. 1665 г.), «Молодая дама с кувшином».

Изображение слайда

Слайд 11

Я. Вермеер Дельфтский. Улочка Я. Вермеер Дельфтский. Дворик

Изображение слайда

Слайд 12

Я. Вермеер Дельфтский. Кружев- ница. 1664 г. Я. Вермеер Дельфтс -кий. Девушка, читающая письмо.

Изображение слайда

Слайд 13

Я. Вермеер Дельфтский. Девушка с жемчужной сережкой. Около 1665 г. Я. Вермеер Дельфтский. Молодая дама с кувшином.

Изображение слайда

Слайд 14

Бытовой жанр оказал влияние на развитие др. жанров. Так, в Голландии начинают создавать портрет по типу бытовых картин. Одним из самых одарен- ных портретистов был Франс Хальс ( ок. 1580-1666 г.). Уроженец Антверпена, но известность приобрел в г. Харлеме (Гарлеме). Он начинает свой путь порт- ретиста именно с портрета-картины. Изображая беззаботных жизнелюбивых и даже удалых людей. В картинах 1610-х -1630-х гг. «Стрелковая рота св. Геор-гия »; «Стрелковая гильдия св. Адриана» (1633 г.). Изображая мужественных воинов Ф. Хальс не в момент сражения или подготовки к нему, а в момент досуга: в непринужденной обстановке за столом, пирующих, мирно беседую- щих или читающих. Мастер использует здесь цветовую символику: так в пер-вой картине присутствуют красный и белый – это цвета г. Харлема; во второй – оранжевый – это цвет принца Оранского, которому симпатизировали жители Харлема.

Изображение слайда

Слайд 15

Франс Хальс. «Стрелковая рота св. Георгия» 1627 г.

Изображение слайда

Слайд 16

Франс Хальс. «Стрелковая гильдия св. Адриана». 1633 г.

Изображение слайда

Слайд 17

Столь же ярко талант Хальса проявился и в одиночных портретах. Его пор- треты -картины воплощают образы своей эпохи живо и непосредственно. Та- кова содержательница харчевни суровая, почти уродливая, Малле Баббе с совой на плече и пивной кружкой. Некий удалой веселый собутыльник, при- ветствующий нас из 17 столетия. Он запечатлен на портрете игриво и с юмо -ром. Соблазнительной и лукавой предстает на другом полотне девушка, по-чему-то названная цыганкой. Видимо за то ощущение вольнолюбия и даже удивительной раскованности, которое источает ее облик. Характеры подчер -кнуты широкой манерой письма Хальс, интенсивным колоритом. Не случай-но, Хальса именуют мастером «живых портретов».

Изображение слайда

Слайд 18

Ф. Хальс. Малле Баббе. Начало 1630-х гг. Ф. Халс. Веселый собутыльник

Изображение слайда

Слайд 19

Ф. Хальс. Цыганка. 1628-1630 гг. Ф. Хальс. Улыбающийся кавалер.1624 г.

Изображение слайда

Слайд 20

Постепенно Хальс уходит от этой яркой манеры письма и на- чинает создавать портреты психологического плана, пытаясь про-никнуть в душу человека. Манера письма становится утонченно-сдержанной, почти монохромная палитра строится на тончайших градациях цветов. Примеры: «Мужской портрет», «Портрет Питера ван дер Брюге » (1633 г.), «Портрет молодого человека с перчат-кой» или групповой портрет «Регентши приюта для престарелых в Харлеме» (1664 г.).

Изображение слайда

Слайд 21

Ф. Хальс. Портрет Питера ван дер Брюге. 1633 г Ф. Хальс. Мужской портрет.

Изображение слайда

Слайд 22

А. Ф. Хальс. Портрет молодого чел-ка с перчаткой Ф. Хальс. Регентши приюта для престарелых в Харлеме.1664

Изображение слайда

Слайд 23

Однако вершиной голландского искусства 17 в. является творчество ве-ликого Рембрандта. Харменс ван Рейн Рембрандт (1606 -1669 гг.) ради занятий живописью он отказался ради занятий живописью он отказался от карьеры ученого. Е го творчество переживает несколько этапов. Поэтому н евозможно определить стиль Рембрандта однозначно. Живописи он учился в Амстердаме у Питера Ластмана, затем возвра-щается в родной Лейден, где работает самостоятельно. Однако слава прихо-дит к нему по возвращении в Амстердам, после написания в 1632 г. группо-вого портрета «Урок анатомии доктора Тульпа ». С этого момента становится востребованным, модным художником, а женитьба на Саскии ван Эйленборх открывает доступ в патрицианские круги. Это самый счастливый период его жизни: у него большая мастерская, многочисленные ученики, масса заказов. Живописец стремится в своём творчестве уйти от тусклой бюргерской повсе-дневности и изображает себя и супругу в роскошных нарядах.

Изображение слайда

Слайд 24

Рембрандт. Автопортрет с Саскией на коленях, 1636 г. , . РембрандтФлора. Ок.1634

Изображение слайда

Слайд 25

В экзотических одеждах и головных уборах, создавая эффектные композиции, поражающие богатством цветовых нюансов, свето-теневой моделировкой. Име-нно свето-теневая моделировка станет главным выразительным средством его творений (Автопортрет с Саскией на коленях, ок. 1636 г.; «Флора» - портреты Саскии в образе богини Флоры, 1634 г. и 1635 г.). Всё в этих работах наполнено радостью, ликованием, торжеством молодости и любви. В это время Рембрандт испытывает влияние итальянского барокко. Его композиции динамичны, он ис -пользует сложные ракурсы. Но уже в это время мастер проявляет способности к психологическому анализу. Уже тогда едва ли не каждое произведение Рембран-дта отличает философское осмысление образов. На рубеже раннего периода и творческой зрелости, художник создает одно из самых своих знаменитых произведений, получившее в последствие название «Ночной дозор», 1642 г. Это групповой портрет стрелковой роты капитана Бан- кинга Кока, выступающей в поход по сигналу тревоги. Рембрандт создал в этом творении не столько портрет конкретных воинов, сколько героический образ

Изображение слайда

Слайд 26

Рембрандт. «Ночной дозор», 1642 г.

Изображение слайда

Слайд 27

эпохи и общества. Многие аналитики видят в данном полотне отзвук нидер-ландской революции. Такое настроение было уже чуждо бюргерской Голлан-дии, да и использованные живописные приемы шли вразрез с общеприняты-ми. С этой картины начинается конфликт художника и общества, а со смертью Саскии 1642 г. происходит разрыв Рембрандта с элитарными кругами. 1640-е – 1650-е гг. - пора творческой зрелости мастера. Он пересматри-вает, переосмысляет прежние методы работы и переделывает свои ранние про-изведения. Например, картину «Даная», написанную в 1636 г. Моделью пос-лужила Гертье Дирке, молодая вдова, няня единственного сына Рембрандта Титуса. Сюжет картины воплощает греко-римский миф: царю  Аргоса   Акрисию дельфийский оракул предсказал смерть от руки его внука. Напуганный царь заточил дочь Данаю в подземную темницу (в других вариантах мифа в высо -кую башню) и приставил к ней служанку. Однако  бог Зевс, обратившись в зо-лотой дождь, сумел проникнуть к пленнице и от него Даная родила Персея, совершившего позднее множество подвигов. Сбылось и предсказание - Персей

Изображение слайда

Слайд 28

Рембрандт. Даная. 1636 г.; 1647 г.

Изображение слайда

Слайд 29

. случайно убил Акрисия при метании диска во время состязаний. В Средние ве -ка миф о Данае интерпретировали как образ целомудрия, её чудесное зачатие трактовали как непорочное, предвещающее зачатие Девы Марии. Начиная с эпохи Возрождения сюжет, напротив, - стал популярен благодаря своему эроти - зму, возможности изображать красоту обнаженного тела. Рембрандт в 1647 г. усиливает эмоциональное состояние образа. Заново переписывает центральную часть с изображениями героини и служанки. Пере-осмысленный жест поднятой руки Данаи сообщил ей большую взволнован- ность, выражение радости, надежды и даже призыва. Меняется манера письма художника. Если в нетронутых частях полотна живопись остается холоднова-тых тонов, тщательно проработана форма; в переписанных – преобладают теп-лые, золотисто-коричневые, световой поток, как бы окутывает фигуру Данаи. Художник воспевает вечную тему – любви, торжества жизни.

Изображение слайда

Слайд 30

Рембрандт. Святое семейство

Изображение слайда

Слайд 31

В 1640-1650-е гг. продолжается неуклонный рост мастерства Рембранд -та. Он продолжает развивать в искусстве вечные темы человеческого бытия, главным образом из Священного Писания («Святое семейство»). Он окончате-льно отказывается от внешних эффектов, простота быта и облика людей в его творениях не заземляет высокие темы. Рембрандт умеет и в повседневности увидеть прекрасное и возвышенно-чистое. Огромную роль в картинах Рембра-ндта продолжает играть свето-тень – теперь она выступает как основа его художественной структуры. В колорите преобладают тональные соотношения, в которые Рембрандт вводит пятна чистого цвета.

Изображение слайда

Слайд 32

Последние 16 лет – наиболее трагическое время для Рембранд -та. Он разорен, не имеет заказов, у него нет собственного дома, поте- рял всех близких и даже учеников. Но это годы потрясающей твор -ческой активности. Именно в это время он создает самые сильные свои произведения, исключительные по монументальности характе -ров и одухотворенности. Мастер отказывается от всего случайного, преходящего. Детали сведены к минимуму, тщательно продуманы и осмыслены жесты, позы. Наклоны голов. Даже небольшие по разме-ру произведения Рембрандта этих лет создают впечатление необык-новенного величия. Главными изобразительными средствами масте-ра являются не линии и массы, а свет и цвет. Композиция строится в большей степени на равновесии цветовых звучаний. В колорите пре-обладают как бы горящие изнутри оттенки красного и коричневого.

Изображение слайда

Слайд 33

Рембрандт. Портрет старика в красном. 1650-1660-е гг.; Рембрандт. Портрет старушки. 1654 г.

Изображение слайда

Слайд 34

Рембрандт. Автопортреты,1656 г. и 1660 г.

Изображение слайда

Слайд 35

Сложное взаимодействие цвета и света создает определенную эмоциона-льную среду и психологическую глубину образов. Портреты позднего Рембра-ндта сильно отличаются от портретов 1630-х -1640-х гг. Это предельно прос-тые по композиции (поясные, поколенные) изображения людей, близких худо- жнику своим внутренним строем, многогранностью личности (Портрет стари-ка в красном. 1650-1660-е гг.; Портрет старушки. 1654 г.). Наибольшей тонкости в прочтении образа Рембрандт достиг в своих поз- дних автопортретах, которых до нашего времени дошло порядка 100. В них прослеживается бесконечное многообразие психологических аспектов. В 1650-е гг. он создает и свои лучшие офорты, среди, которых немало ра -бот на религиозную тему: («Слепой Товит », «Снятие с креста», «Положение во гроб», «Поклонение пастухов», « Распятие (Три креста)», 1653 и 1660 г.). Он много занимается рисунком, сохранилось около 2000 таких работ. Эпилогом и вершиной творчества мастера, его своего рода завещанием, как человека и художника считают его картину «Блудный сын», ок. 1668-1669 гг. – вечная тема – всепрощающей любви. Здесь переданы и предельная напря -

Изображение слайда

Слайд 36

Рембрандт. Поклонение пастухов; Рембрандт. Слепой Товит.

Изображение слайда

Слайд 37

Рембрандт. Возвращение блудного сына.1668-1669 гг. Эрмитаж

Изображение слайда

Последний слайд презентации: XVII СТОЛЕТИЕ. ИСКУССТВО ГОЛЛАНДИИ. ВТОРОЙ и ЧЕТВЕРТЫЙ курсы. Иконописное

женность чувств, душевное потрясение, счастье возвращения и обретения. В то же время горечь разочарования. Потерь, унижений, стыда и раскаяния. Особенно поражает колористическое мастерство Рембрандта: тончайшие гра-дации от оранжево-красных до коричнево-черных – все сливающиеся в еди-ный поток. Исследователей поражает, то что, при работе над этой картиной, он использовал не только кисть, черенок кисти, но и собственные пальцы – ими мастер написал ступню блудного сына. Рембрандт оказал огромное влияние на искусство. В Голландии его вре-мени не было художника, который бы не испытал влияние этого великого живописца. У него было много учеников, но никто не сумел постичь мощь его системы, тонкость постижения человеческой личности.

Изображение слайда

Похожие презентации

Ничего не найдено