XVII СТОЛЕТИЕ. ИСКУССТВО ИСПАНИИ. ВТОРОЙ и ЧЕТВЕРТЫЙ курсы. Иконописное — презентация
logo
XVII СТОЛЕТИЕ. ИСКУССТВО ИСПАНИИ. ВТОРОЙ и ЧЕТВЕРТЫЙ курсы. Иконописное
  • XVII СТОЛЕТИЕ. ИСКУССТВО ИСПАНИИ. ВТОРОЙ и ЧЕТВЕРТЫЙ курсы. Иконописное отделение СПб ДА.
  • XVII СТОЛЕТИЕ. ИСКУССТВО ИСПАНИИ. ВТОРОЙ и ЧЕТВЕРТЫЙ курсы. Иконописное
  • XVII СТОЛЕТИЕ. ИСКУССТВО ИСПАНИИ. ВТОРОЙ и ЧЕТВЕРТЫЙ курсы. Иконописное
  • XVII СТОЛЕТИЕ. ИСКУССТВО ИСПАНИИ. ВТОРОЙ и ЧЕТВЕРТЫЙ курсы. Иконописное
  • XVII СТОЛЕТИЕ. ИСКУССТВО ИСПАНИИ. ВТОРОЙ и ЧЕТВЕРТЫЙ курсы. Иконописное
  • XVII СТОЛЕТИЕ. ИСКУССТВО ИСПАНИИ. ВТОРОЙ и ЧЕТВЕРТЫЙ курсы. Иконописное
  • XVII СТОЛЕТИЕ. ИСКУССТВО ИСПАНИИ. ВТОРОЙ и ЧЕТВЕРТЫЙ курсы. Иконописное
  • XVII СТОЛЕТИЕ. ИСКУССТВО ИСПАНИИ. ВТОРОЙ и ЧЕТВЕРТЫЙ курсы. Иконописное
  • XVII СТОЛЕТИЕ. ИСКУССТВО ИСПАНИИ. ВТОРОЙ и ЧЕТВЕРТЫЙ курсы. Иконописное
  • XVII СТОЛЕТИЕ. ИСКУССТВО ИСПАНИИ. ВТОРОЙ и ЧЕТВЕРТЫЙ курсы. Иконописное
  • XVII СТОЛЕТИЕ. ИСКУССТВО ИСПАНИИ. ВТОРОЙ и ЧЕТВЕРТЫЙ курсы. Иконописное
  • XVII СТОЛЕТИЕ. ИСКУССТВО ИСПАНИИ. ВТОРОЙ и ЧЕТВЕРТЫЙ курсы. Иконописное
  • XVII СТОЛЕТИЕ. ИСКУССТВО ИСПАНИИ. ВТОРОЙ и ЧЕТВЕРТЫЙ курсы. Иконописное
  • XVII СТОЛЕТИЕ. ИСКУССТВО ИСПАНИИ. ВТОРОЙ и ЧЕТВЕРТЫЙ курсы. Иконописное
  • XVII СТОЛЕТИЕ. ИСКУССТВО ИСПАНИИ. ВТОРОЙ и ЧЕТВЕРТЫЙ курсы. Иконописное
  • XVII СТОЛЕТИЕ. ИСКУССТВО ИСПАНИИ. ВТОРОЙ и ЧЕТВЕРТЫЙ курсы. Иконописное
  • XVII СТОЛЕТИЕ. ИСКУССТВО ИСПАНИИ. ВТОРОЙ и ЧЕТВЕРТЫЙ курсы. Иконописное
  • XVII СТОЛЕТИЕ. ИСКУССТВО ИСПАНИИ. ВТОРОЙ и ЧЕТВЕРТЫЙ курсы. Иконописное
  • XVII СТОЛЕТИЕ. ИСКУССТВО ИСПАНИИ. ВТОРОЙ и ЧЕТВЕРТЫЙ курсы. Иконописное
  • XVII СТОЛЕТИЕ. ИСКУССТВО ИСПАНИИ. ВТОРОЙ и ЧЕТВЕРТЫЙ курсы. Иконописное
  • XVII СТОЛЕТИЕ. ИСКУССТВО ИСПАНИИ. ВТОРОЙ и ЧЕТВЕРТЫЙ курсы. Иконописное
  • XVII СТОЛЕТИЕ. ИСКУССТВО ИСПАНИИ. ВТОРОЙ и ЧЕТВЕРТЫЙ курсы. Иконописное
  • XVII СТОЛЕТИЕ. ИСКУССТВО ИСПАНИИ. ВТОРОЙ и ЧЕТВЕРТЫЙ курсы. Иконописное
  • XVII СТОЛЕТИЕ. ИСКУССТВО ИСПАНИИ. ВТОРОЙ и ЧЕТВЕРТЫЙ курсы. Иконописное
  • XVII СТОЛЕТИЕ. ИСКУССТВО ИСПАНИИ. ВТОРОЙ и ЧЕТВЕРТЫЙ курсы. Иконописное
  • XVII СТОЛЕТИЕ. ИСКУССТВО ИСПАНИИ. ВТОРОЙ и ЧЕТВЕРТЫЙ курсы. Иконописное
  • XVII СТОЛЕТИЕ. ИСКУССТВО ИСПАНИИ. ВТОРОЙ и ЧЕТВЕРТЫЙ курсы. Иконописное
  • XVII СТОЛЕТИЕ. ИСКУССТВО ИСПАНИИ. ВТОРОЙ и ЧЕТВЕРТЫЙ курсы. Иконописное
  • XVII СТОЛЕТИЕ. ИСКУССТВО ИСПАНИИ. ВТОРОЙ и ЧЕТВЕРТЫЙ курсы. Иконописное
  • XVII СТОЛЕТИЕ. ИСКУССТВО ИСПАНИИ. ВТОРОЙ и ЧЕТВЕРТЫЙ курсы. Иконописное
  • XVII СТОЛЕТИЕ. ИСКУССТВО ИСПАНИИ. ВТОРОЙ и ЧЕТВЕРТЫЙ курсы. Иконописное
  • XVII СТОЛЕТИЕ. ИСКУССТВО ИСПАНИИ. ВТОРОЙ и ЧЕТВЕРТЫЙ курсы. Иконописное
  • XVII СТОЛЕТИЕ. ИСКУССТВО ИСПАНИИ. ВТОРОЙ и ЧЕТВЕРТЫЙ курсы. Иконописное
  • XVII СТОЛЕТИЕ. ИСКУССТВО ИСПАНИИ. ВТОРОЙ и ЧЕТВЕРТЫЙ курсы. Иконописное
  • XVII СТОЛЕТИЕ. ИСКУССТВО ИСПАНИИ. ВТОРОЙ и ЧЕТВЕРТЫЙ курсы. Иконописное
  • XVII СТОЛЕТИЕ. ИСКУССТВО ИСПАНИИ. ВТОРОЙ и ЧЕТВЕРТЫЙ курсы. Иконописное
  • XVII СТОЛЕТИЕ. ИСКУССТВО ИСПАНИИ. ВТОРОЙ и ЧЕТВЕРТЫЙ курсы. Иконописное
  • XVII СТОЛЕТИЕ. ИСКУССТВО ИСПАНИИ. ВТОРОЙ и ЧЕТВЕРТЫЙ курсы. Иконописное
  • XVII СТОЛЕТИЕ. ИСКУССТВО ИСПАНИИ. ВТОРОЙ и ЧЕТВЕРТЫЙ курсы. Иконописное
  • XVII СТОЛЕТИЕ. ИСКУССТВО ИСПАНИИ. ВТОРОЙ и ЧЕТВЕРТЫЙ курсы. Иконописное
1/40

Первый слайд презентации: XVII СТОЛЕТИЕ. ИСКУССТВО ИСПАНИИ. ВТОРОЙ и ЧЕТВЕРТЫЙ курсы. Иконописное отделение СПб ДА

Преподаватель Нина Михайловна ТУРЦОВА а

Изображение слайда

Слайд 2

XVII ВЕК. ИСКУССТВО ИСПАНИИ К концу 16 века мощная колониальная держава Испания испытывает политический упадок. Тем не менее, именно в этот период ее культура и искусство переживают свой «золотой век». Особенно яркий расцвет театра и литературы – писатели Сервантес, Лопе де Вега. Огромное влияние католи -ческой церкви на культуру, но религиозные идеи в Испании воспринимаются очень конкретно: реальный мир уживается с религиозным идеализмом, а ми- стицизм с народным фольклором. Идеал национального героя выражен гла-вным образом в образах святых. АРХИТЕКТУРА. В 16-17 вв. самым распространенным типом здания была базилика. Сильно вытянутая на запад с укороченным трансептом и боковыми нефами, пред- ставлявшими собой ряд капелл (часовен). Пример – ц. ордена Иезуитов в Са- ламанке (середина 17 в.). Западный фасад имел две башни – в Испании дан- ный тип получил наименование – «иезуитский».

Изображение слайда

Слайд 3

Долгое время здесь господствует своеобразная эклектика, сочетающая в одном произведении разные стили. Это традиции средневековой европейской архитектуры, итальянского возрождения и арабского зодчества. Последнее особенно ярко проявилось в декоре. А с конца 17 века в испа-нской архитектуре ощутимо влияние стиля «Барокко». Самое важное событие - наряду с эклектикой создаются два национальных стиля декора, что было очень важно для страны, находившейся под властью арабов почти 8 веков (с 8 по 15 в.). Они использовались как в светских, так и храмовых зданиях. Самое важное событие - наряду с эклектикой создаются два национа-льных стиля декора, что было очень важно для страны, находившейся под властью арабов почти 8 веков (с 8 по 15 в.). Они использовались как в светских, так и храмовых зданиях. Первый – «платереско» (чеканный, узорчатый), возникает уже в 1-й пол-овине 16 века. Для него характерен декор, ювелирно-тонкий и изысканный, как легкое кружево. Примеры – декор Университета в г. Саламанка.1529- 1534 гг.

Изображение слайда

Слайд 4

Изображение слайда

Слайд 5

Изображение слайда

Слайд 6

Изображение слайда

Слайд 7

Стиль ПЛАТЕРЕСКО. Архитектор Алонсо де Каваррубиас. Алтарь собора в Сигуенса

Изображение слайда

Слайд 8

Стиль ПЛАТЕРЕСКО. Королевская часовня собора Севильи. Capilla_Real _( interior )._ Catedral_de_Sevilla

Изображение слайда

Слайд 9

Стиль ПЛАТЕРЕСКО. Алтарь и гробница Хуана II Кастильского и его жены Изабель Португальской в Cartuja de Miraflores

Изображение слайда

Слайд 10

Расцвет стиля был недолгим. Уже в конце 1540-х гг. появились постройки, тяготевшие к рациональной ясности форм. Итальянское барокко приобрело в Испании более сдержанный характер, особен -но в экстерьерах. Однако пристрастие к обильным украшениям восторжествовало в испанской архитектуре на рубеже 17-18 вв. Законодателями нового национального стиля « чурригереск » становится семья архитекторов Чурригер. Крупнейшим представителем стиля был Хосе Бенито Чурригера (1665-1725 гг.) Их сооружения просты по композиции, пример ратуша в г. Саламанке 91729-1733 гг.). Блеск фантазии же проявлялся в декоре – скульптура, порой, сплошным ковром покры-вает фасады и порталы зданий.

Изображение слайда

Слайд 11

СТИЛЬ ЧУРРИГЕРЕСКО. Испанское барокко. Архитектор Фернандо Касас де Нувоа. Фасад собора Сантьяго-де- Компостела. 1738-1747 гг.

Изображение слайда

Слайд 12

ЖИВОПИСЬ ИСПАНИИ Блестящий расцвет живописи Испании предваряет появление в 1576 г. греческого живописца, уроженца о. Крит, Доменико Теотокопули, прозванного Эль Греко (1541-1614 гг.) Работает в основном в Толедо, где становится основателем художественной школы. Как художник Эль Греко сложился очень рано и мало эволюционировал. Истоками его творчества была византийская монументальная и станковая живопись; наибольшее влияние на него оказали итальянец Тициан (у него Эль Греко учился), в целом венецианская школа. А в Испании его кумиром был Луис Моралес. Столь сложная основа предопределила и сложность стиля Эль Греко. В его пейзажах много мистики, экзальтированности, даже иступления, доходящей до ложной патетики и изломанности. Что позволяет, некоторым исследователям отнести его творчества к художникам- маньяристам. Это с одной стороны, с другой

Изображение слайда

Слайд 13

Луис Моралес. Скорбящая Богоматерь. Луис Моралес. Моление о Чаше.

Изображение слайда

Слайд 14

Эль Греко. Погребение графа Оргаса. Церковь Сан Томе, Толедо Эль Греко. Вид Толедо

Изображение слайда

Слайд 15

Эль Греко. Апп. Петр и Павел. Около 1587—1592 гг. Эрмитаж Эль Греко. Рождество Христово. Поклонение пастухов. Мадрид. 1612-1614 гг

Изображение слайда

Слайд 16

Он во многом верен средневековому воззрению и далек от реализма Возрожде-ния : «Дневной свет мешает моему внутреннему» - произнес мастер, согласно легенде, когда писал при искусственном освящении. И, наконец, с третьей сто- роны – в творчестве Эль Греко немало того, что в какой-то степени связывает его с барокко. Это, упомянутая экзальтированность, напряженность образов, немного неестественная вытянутость фигур. Его герои аскетичны, они « вку-шают радость в страдании», часто в состоянии крайней взволнованности, их как будто съедает внутренний огонь (Эль Греко. «Погребение графа Оргаса »). То же напряжение ощутимо и в пейзажах Эль Греко, пример его картина «Вид Толедо». Как правило он изображает город в грозу., в вспышках молнии, словно, подчеркивая тем самым ничтожность человека перед несокрушимыми силами природы – творения Господа. Как человек своей эпохи, он обращался и к греко-римским мифам. Его талант оказал огромное влияние на живопись Испании. Тем не ме-нее ее расцвет приходится на 17 в.

Изображение слайда

Слайд 17

Франсиско Рибальта. Явление Спасителя св. Бернарду

Изображение слайда

Слайд 18

В это время формируется несколько художе ственных школ, которые прос-лавлены целым рядом великих художников. Почти все они от Франсиско Ри- бальты до Диего Веласкеса испытали влияние Караваджо. От него - пастозное письмо, интенсивные цвета палитры, контрасты света и тени, сложные ракур-сы фигур, монументальность, знание конкретной модели, вносящее черты портретности (индивидуальность образов). Привлекает испанских мастеров и бытовой жанр, но в национальном плане. Здесь он получит наименование - « бодегонос » (харчевня, трактир, лавка). Таковы, некоторые работы Хосе Риберы (1591-1652 гг ), который наряду с религиозными картинами, обращением к образам Античности («Диоген») сумел запечатлеть образы простонародья («Хромоножка»). Расцвет творчества этого мастера относится к 1630-1640-м гг. К этому времени меняется его манера. Живопись становится светлее, колорит тоньше, тени прозрачнее. Исчезают резкие свето-тени. Все становится как-бы наполненным воздухом. Образы, возможно, теряют свою индивидуальность, но становятся более обобщенными и глубокими .

Изображение слайда

Слайд 19

Хосе Рибера. Св. Онуфрий. 1673 г. Эрмитаж ; Хосе Рибера Св.Иероним

Изображение слайда

Слайд 20

Хосе Рибера. Св. Инесса. 1641 г. Дрезденская галерея. Основу подобных наиболее выдающихся творений Хосе Риберы составляет глубина человеческого переживания. Согласно агиографии, юная  христианка Инесса была выставлена на городской площади обнажённой, за отказ поклоняться языческим богам. По ее молитве произошло чудо: внезапно выросшие волосы скрыли её наготу, а ангел, спустившийся на землю, накинул на неё покрывало. Образ девушки написан с особой любовью, по преданию, художнику позировала его дочь.

Изображение слайда

Слайд 21

Аналогичный путь в живописи проходит и главный живописец Севильи, Франсиско Сурбаран (1598-1664 гг.). Но главными персонажами его образов были святые и монахи. Спокойные и благочестивые, нередко представленные в полный рост, на темном фоне. Иногда, в состоянии экстаза, иногда погруже-нные в молитвенное созерцание. Их атрибутами служили либо символ отше-льничества - череп, напоминающий о бренности жизни, либо орудие мучени-чества. Например Св. Лаврентий представлен с жаровней в руках, на которой его сожгли язычники. Живопись Сурбарана. Постепенно освобождается от внешних эффектов Караваджо. Темные фоны картин сменяются пейзажными, то наполненными воздухом и светом, то тревожными сумерками угасающего дня… Живопись Сурбарана также выявляет способность мастера показать не только психоло-гическое состояние героя, но и материальное совершенство, красоту формы и фактуры.

Изображение слайда

Слайд 22

Франсиско Сурбаран. Экстаз Франциска Ассизског о. 1658-1660 гг. Франсиско Сурбаран. Св. Лаврентий. 1636 год. Фрагмент. Эрмитаж.

Изображение слайда

Слайд 23

Ф. Сурбаран. Отрочество Мадонны. Около 1658—1660 гг. Эрмитаж. Мастер неоднократно обращался к этой теме и создал ряд вариантов. В картине Эрмитажа он соединяет некоторые мотивы предыдущих вариантов. Девочка Мария показана прервавшей рукоделие, молящейся, здесь нет экстаза, напротив – сдержанность, и мечтательность и чистота, искренность в обращении к Богу. Сурбаран почти полностью отказывается от деталей, концентрируя все внимание на девочке. Одежда передана локальными, насыщенными цветами, но вместе с тем со сложной градацией оттенков, контрасты света и тени на складках смягчены, а фон картины, хотя и темный, выглядит воздушным и легки. Предполагается, что художнику позировала его дочь, Мануэла.

Изображение слайда

Слайд 24

Отсутствует ощущение экстаза и в серии картин, представля-ющей образы христианских мучениц (1635-1640). Сурбаран изобразил их одетыми в богатые, искусно сшитые одежды, очень красивыми. Т.о. старался передать их духовную кра -соту. (Произведения серии хранятся в разных собраниях). В каждой картине имеется какая-то деталь, рассказывающая о подвиге святой. Но, из-за сходства преданий бывает трудно установить кто же именно изображен. Рассмотрим пример. Святая Касильда  была канонизирована за свое безграничное милосердие. Будучи мусульманкой помогала христианам, носила еду пленникам, спрятав её в складках платья. Однажды её остановил отец и приказал показать, что она несет. Когда Касильда развернула подол, в нём оказались

Изображение слайда

Слайд 25

Ф. СУРБАРАН. Кассильда Толедская (?) 1640-1645 гг. Собр. Тиссен- Борнемиса. Ф. СУРБАРАН. Святая Изабелла Португальская, 1635. Мадрид, Прадо

Изображение слайда

Слайд 26

Позднее подвижница приняла христианство, а, после смерти, на её могиле происходили чудеса. Однако история о чуде с розами повторяется и в других полотнах. подобная история произошла с тремя святыми женщинами - со св. Елизаветой Венгерской, с её внучатой племянницей св. Иза- беллой Португальской и св. Касильдой Толедской. Поэтому не совсем ясно, кого именно из этих трех святых женщин изобразил Сурбаран, так как полотно не имеет надписи.

Изображение слайда

Слайд 27

, . Самым выдающимся художником Испании 17 в. считается Диего Веласкес (1599-1660 гг.). С первых и до последних работ он оставался верен жанру « Бодегонес » («Завтрак» 1617-1618 гг.; « Крес-тьянский завтрак». Здесь ему удавалось соединить резкие караваджи-стские свето-тени с сурбарановским величием вещей и уважением к людям, независимо от происхождения. Он не изменил своим идеалам даже после 40 лет службы при дворе короля Испании Филиппа IV, даже мифологические сюжеты («Вакх в гостях у крестьян»; «Кузнеца Вулкана») он трактует как бытовой. Хотя, «Кузнеца Вулкана» создана уже после поездки в Италию, где Веласкес увлекся живописью венецианцев.

Изображение слайда

Слайд 28

Д. Веласкес. Завтрак. 1617-1618 гг. Эрмитаж. (жанр « Бодегонес »

Изображение слайда

Слайд 29

Диего Веласкес. Кузница Вулкана. 1630 г

Изображение слайда

Слайд 30

Как придворный художник Веласкес создал много портретов королевской семьи и придворных. Веласкес, по-праву, считается одним из создателей парадного портрета. («Портрет герцога Олива- реса » (1638 г.)», «Портрет придворного шута «Эль Примо» (1644) » конные портреты короля Филиппа, инфанта Балтасара. Как художник, он много сил потратил на поиски проблемы пе- редачи света и воздуха, световоздушной среды. (А это станет осно-вной задачей творческого поиска ряда художников уже 19 в). К сожа-лению, лучшие произведения мастера, не связаны с церковным ис-кусством. Первой серьезной удачей в этом поиске у Веласкеса ста- новится картина «Сдача Бреды». Здесь серебристый свет создает ат-мосферу раннего утра, формирует почти естественную световоздуш-ную среду.

Изображение слайда

Слайд 31

Д.Веласкес. Портрет герцога Оливареса (1638 г.) Д..Веласкес. Портрет придворного шута «Эль Примо» (1644) г.

Изображение слайда

Слайд 32

Д. Веласкес. Сдача Бреды (1635 г.)

Изображение слайда

Слайд 33

В последнее десятилетие жизни Д.Веласкес создал три самых выдающи-хся произведения. Здесь все образы и все предметы словно купаются в солне-чном свете, пространство пронизано светом. Одним словом – то, чего мастер искал долгие годы, он достигает в этих полотнах. 1-е «Венера с зеркалом», - первое в строгом, даже чопорном испанском искусстве изображение обнаже-нного женского тела. « Менины » (фрейлины) – здесь запечатлена сцена из придворной жизни, запечатлен и сам художник. И, наконец, «Пряхи». Это ан- тичный миф, поданный как жанровая картина. Дева Арахна вздумала превзо-йти в искусстве саму богиню Афину, которая выиграла в споре, и превратила Арахну в паука. Свет распределен в картине очень необычно: фигуры на пер- вом плане расположены почти в полутемном помещении, свет проникает в него только слева (из окна), выделяя отдельные детали – головы и спины прях, колесо прялки. Сцена же дальнего плана ярко освящена. Здесь фигуры женщин почти растворяются в золотом свете, почти сливаются с раскошным ковром, служащим фоном для них.

Изображение слайда

Слайд 34

. Д. Веласкес. Венера с зеркалом. 16 60-е гг.

Изображение слайда

Слайд 35

Д.Веласкес. Менины

Изображение слайда

Слайд 36

Д. Веласкес. Пряхи. 1657 г.

Изображение слайда

Слайд 37

Д. Веласкес умирает внезапно. Его влияние на европейское искусство огромно. Им вдохновлялись такие великие мастера как Хогард, Рембрандт, Вермеер, Хальс. Веласкес будет вдохновлять и мастеров 19- начала 20 вв. – от романтиков до постимпрессиониста Сезана. Последним великим мастером Испании 17 в. был Бартоломе Эстебан Мурильо (1618-1682 гг.), президент Севильской академии художеств. Его картины : «Вознесение Мадонны», «Мадонна с Младенцем», пронизаны теплом и искренним чувством любви и нежности к спасительнице рода человеческого. Поэтичность его образов, иногда несправедливо воспринимается как слащавость. Но он умел быть разнообразным. Как все испанцы, он был неравнодушен к « Бодегонос ». В образах этого жанра он проявляет острую наблюдательность, даже озорство, создавая вполне реальные образы уличных мальчишек.

Изображение слайда

Слайд 38

Бартоломе Эстебан Мурильо. «Вознесе- ние Мадонны», Б. Э.Мурильо. Мадонна с Младенцем

Изображение слайда

Слайд 39

. Бартоломе Эстебан Мурильо.Мальчик с собакой. 1655-1660 гг.

Изображение слайда

Последний слайд презентации: XVII СТОЛЕТИЕ. ИСКУССТВО ИСПАНИИ. ВТОРОЙ и ЧЕТВЕРТЫЙ курсы. Иконописное

С конца 17 ст. изобразительное искусство Испании переживает упа -док. В 18 в. Она не даст ни одного сколь-нибудь значительного художника. И так вплоть до конца 18 в., когда появится мощная фигура Гойи. Испанская живопись, с его именем, вновь обретет общеевропейскую славу.

Изображение слайда

Похожие презентации

Ничего не найдено