Слайд 2
Тема выступления: ВОСПИТАНИЕ КАК ФОРМИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ ЛИЧНОСТИ Заведующий кафедрой п едагогической культуры и управления в образовании МГИМО МИД России ЯСВИН ВИТОЛЬД АЛЬБЕРТОВИЧ
Слайд 3
Воспитание — целенаправленное создание условий для развития личности и её соответствия ценностям и интересам общества. Отношения личности — психологическая связь человека с окружающим его миром вещей и людей.
Слайд 4: Борис Герасимович АНАНЬЕВ (1907—1972) советский психолог
В изучении человека как личности особо выделяются статус личности, т.е. ее положение в обществе (экономическое, политическое, правовое и т. д.); общественные функции, осуществляемые личностью в зависимости от этого положения и исторической эпохи в форме различных ролей ; мотивация ее поведения и деятельности в зависимости от целей и ценностей, образующих ее внутренний мир; мировоззрение и вся совокупность отношений к миру (природе, обществу, труду, людям, самому себе); характер и склонности. Борис Герасимович АНАНЬЕВ (1907—1972) советский психолог
Слайд 5: Владимир Николаевич Мясищев (1893-1973) советский психолог
Психологические отношения человека представляют целостную систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности. Эта система вытекает из всей истории развития человека, выражает его личный опыт и определяет его действия, его переживания. Владимир Николаевич Мясищев (1893-1973) советский психолог
Слайд 6
Переживание есть единица, в которой в неразложимом виде представлена, с одной стороны, среда, то, что переживается, с другой стороны, то, как я переживаю это, т.е. все особенности личности и все особенности среды представлены в переживании. Лев Семёнович ВЫГОТСКИЙ 1896-1934 в ыдающийся всемирно известный советский психоло г
Слайд 8
Принцип единства АФФЕКТА и ИНТЕЛЛЕКТА Бенедикт СПИНОЗА нидерландский философ XVII века школа до 90 % От 10 % по экспертным оценкам педагогов
Слайд 9: Высшим психическим функциям присуща интеллектуальная и аффективная природа
Все дело в том, что мышление и аффект представляют собой части единого целого – человеческого сознания. Лев Семёнович ВЫГОТСКИЙ
Слайд 10
Включаясь в единую систему, эмоции становятся «умными», а интеллектуальные процессы приобретают характер эмоционально-образного мышления, играющего важную роль в смыслообразовании и целеполагании. Владимир Петрович ЗИНЧЕНКО советский психолог, академик РАО Чувства вносят весомый вклад в создаваемую человеком всегда пристрастную картину мира. Александр Владимирович ЗАПОРОЖЕЦ советский психолог, академик АПН СССР
Слайд 11
Георгий Дмитриевич ГАЧЕВ, российский философ Есть мысль, как четкая форма, рациональное понятие, рассудочное определение, «мысль-атом», «мысль-частица», а есть «мысль-волна», «поле», где рациональное сопряжено с эстетическим и эмоциональным. Это я называю – « мыслеобраз ». Работа с мыслеобразами есть особый род духовной деятельности, где соединяются рассудок и воображение, упражняется и рационалистическая наша способность, и художественная.
Слайд 12
НАУКА ИСКУССТВО ФИЛОСОФСКО-РЕЛИГИОЗНЫЕ УЧЕНИЯ ЗНАНИЯ НАУЧНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБРАЗЫ ОБРАЗЫ МИРОВОСПРИЯТИЯ М Ы С Л Е О Б Р А З Ы ВПЕЧАТЛЕНИЯ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ Научные ПОНЯТИЯ Для научной и профессиональной деятельности Для повседневной жизнедеятельности Источники познания, психологические механизмы и результаты осмысления окружающего мира
Слайд 13: Пример формирования мыслеобраза России
Завершаем детским ТВОРЧЕСТВОМ Начинаем с УДИВЛЕНИЯ «ЧУДА» Пример формирования мыслеобраза России Научная ИНФОРМАЦИЯ Корзина АССОЦИАЦИЙ 1 2 3 4
Слайд 14
Психологический анализ не должен разрывать единство субъекта и его среды, но должен быть направлен на то отношение, в которое вступает личность к окружающей его действительности. В деятельности осуществляется действительное единство субъекта и среды. Только рассматривая человека как субъекта деятельности, мы сможем раскрыть конкретное единство «внутреннего» и «внешнего» в его личности. Лев Семёнович ВЫГОТСКИЙ Алексей Николаевич ЛЕОНТЬЕВ Дискуссия о среде развития ребёнка в начале 30-х годов
Слайд 15
ВПЕЧАТЛЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СОБЫТИЕ П Е Р Е Ж И В А Н И Я МОДЕЛЬ педагогического процесса формирования отношений ЗОНА РАЗВИВАЮЩИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ОТНОШЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Слайд 16: Отношение к материальному обеспечению и собственности. Отношение к внешним нормам жизни. Отношение к праву. Отношение к правилам вежливости и приличий. Отношение к нравственности. Отношение к миросозерцанию и религии. Отношение к науке и знанию. Отношение к искусству. Отношение к себе самому. Отношение к своей физической и психической жизни. Отношение к своей личности
Отношение к природе и животным. Отношение к людям. Отношение к равным. Отношение к высшим и низшим. Л юбовь. Чувственная любовь. Романтическая любовь. Отношение к социальной группе. Общественное сознание. Корпоративное сознание. Отношение к семье. Отношение к государству. Отношение к труду. Отношение — субъективная сторона отражения действительности, результат взаимодействия человека со средой. Отношения является системообразующим фактором структуры личности. Александр Фёдорович ЛАЗУРСКИЙ русский врач и психолог (1874-1917).
Слайд 17
Ясвин В.А. Психологическая диагностика отношения к школе учащихся, педагогов и родителей // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология». – 2018. – № 1 (43). – С. 47-61. Ясвин В.А. Субъективное отношение к учёбе: разработка методики диагностики // Народное образование. № 5. 2020. – С. 126-136.
Слайд 18: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КОМПОНЕНТЫ ОТНОШЕНИЯ
Поступочный min max Познавательный Практический Эмоциональный Эмоция. Нравится – не нравится Интерес. Хочу ли я про это знать? Склонность. Насколько я включён в практическую деятельность? Поступок — это « демонстрация» личностью своего субъективного отношения (Б.Ф. Ломов). ВНУТРЕННИЕ компоненты отношения ВНЕШНИЙ компонент отношения Поступки. Насколько я стремлюсь транслировать своё отношение, влиять на других людей?
Слайд 19: СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ОТНОШЕНИЯ, НАПРИМЕР, К ШКОЛЕ
Учителя Школьники Помещение и оборудование Образовательный процесс
Слайд 20: ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ МАТРИЦА для анализа и формирования отношения к школе
Учителя Школьники Образовательный процесс Помещение и оборудование Поступочный Практический Познавательный Эмоциональный КОМПОНЕНТЫ СУБЪЕКТИВНОГО ОТНОШЕНИЯ
Слайд 21: Примеры диагностических вопросов
1 А /а К сожалению, большинство учителей этой школы не вызывает у меня особых симпатий. Б / б Большинство учителей здесь – очень симпатичные, приятные люди. 2 А /а Я невольно прислушиваюсь, когда в разговорах других людей речь заходит о ком-либо из учеников этой школы. Мне это всегда интересно. Б / б Меня мало интересуют подобные разговоры. 3 А /а Я трачу много сил и времени на различные школьные дела и проблемы. Б / б В основном я сосредоточен на делах и проблемах, не связанных с этой школой. 4 А /а Я не считаю для себя необходимым тратить свое свободное время или личные деньги на благоустройство и развитие школы. Б / б Мое участие в обустройстве и развитии школы кажется мне совершенно необходимым, я занимаюсь этим с удовольствием. 5 А /а Учащиеся этой школы отличаются высоким уровнем развития и культурой поведения. Б / б Мне кажется, что многие учащиеся этой школы плохо воспитаны и мало эрудированы. 6 А /а Мне, в общем-то, все равно по каким методикам учат в школе, главное, чтобы был достигнут хороший конечный результат. Б / б Я хочу четко представлять какими педагогическими идеями руководствуется школа, стараюсь интересоваться методами работы разных учителей. 7 А /а Мне часто приходится пользоваться учебными пособиями и школьным оборудованием. Б / б Я практически этим не пользуюсь. 8 А /а Пожалуй, я достаточно часто делюсь с людьми своими положительными или отрицательными впечатлениями об учителях, работающих в этой школе. Б / б Я, в общем-то, никогда сам не затрагиваю в разговорах эту тему.
Слайд 22: Результаты диагностики отношения к школе учащихся, педагогов и родителей
Интенсивность отношения к школе 5 6 7 8 9 10 11 кл. Учащиеся 5-11 кл. Родители (члены родительского комитета) Учителя Возрастная динамика
Слайд 23: Проектирование мер по гармонизации отношения к школе
Три рабочих группы Первой – более подробно изучить проблемы взаимоотношений между учащимися и разработать программу гармонизации психологического климата в среде учащихся. Второй – разработать программу самопрезентации педагогов, а также ряд других мер для повышения интереса к личности каждого педагога коллег и учащихся. Третьей – разработать программу повышения интереса учащихся и стимулирования их сверхнормативной активности по отношению к своему учебному заведению. Проектирование мер по гармонизации отношения к школе
Слайд 24: Возрастная динамика интенсивности отношения учащихся к школе и восприятия ими школьной среды
9 10 11 5 6 7 8 Классы Баллы Восприятие школьной среды Отношение к школе В наибольшей степени с качеством среды связана степень сформированности эмоционального и практического компонентов отношения к школе, в наименьшей — поступочного.
Слайд 25: ХАРАКТЕРИСТИКИ ОТНОШЕНИЯ К ШКОЛЕ различных категорий членов образовательного сообщества
Отношение к школе педагогов : когерентное эмоционально-практическое с преимущественной ориентацией на учащихся (в значительной мере на коллег), обладающее средней интенсивностью. Отношение к школе учащихся (средних и старших классов): менее когерентное эмоциональное с преимущественной ориентацией на образовательный процесс (в значительной мере на педагогов), обладающее средней интенсивностью. Отношение к школе родителей : низко когерентное эмоциональное с преимущественной ориентацией на педагогов или образовательный процесс, обладающее низкой интенсивностью. Отношение к школе технического персонала : низко когерентное эмоциональное с преимущественной ориентацией на помещение и оборудование школы, обладающее интенсивностью ниже среднего уровня.
Слайд 26: Проектирование мер по гармонизации отношения к школе
целенаправленно информировать весь коллектив и родителей об успехах и достижениях каждого учащегося; педагогическому коллективу вести работу по профилактике, предотвращению и тщательному психолого-педагогическому сопровождению конфликтных ситуаций между отдельными учащимися; лучше информировать учащихся и родителей о целях, стратегии и методологии организации образовательного процесса; администрации и руководителям методических объединений проводить формальную и неформальную персональную работу с теми педагогами, которые с трудом воспринимают изменения целеполагания и организации образовательной деятельности в школе. уделить особое внимание созданию благоприятных бытовых условий для профессиональной деятельности каждого педагога (индивидуальное рабочее место, оборудование кабинетов и т.п.). Проектирование мер по гармонизации отношения к школе
Слайд 27: Эффект педагогического блефа »
«Внутренний план» отношения: Увлечённые люди Студенты Познавательный компонент Практический компонент Поступочный компонент «Равнодушные » люди Школьные учителя Эмоциональный компонент «Внешний план» отношения: Характеристики отношения к науке преподаваемой дисциплины
Слайд 28: Пример результатов диагностики взаимной толерантности учащихся и педагогов в одной из школ
эмоциональный п ознавательный практический поступочный эмоциональный познавательный практический поступочный А К Т И В Н О С Т Ь П А С С И В Н О С Т Ь Н Е П Р И Н Я Т И Е П Р И Н Я Т И Е СИМПАТИЯ ТЕРПИМОСТЬ СОТРУДНИЧЕСТВО АГРЕССИВНСТЬ Облик Поведение Культура Идеи Облик Поведение Культура Идеи Отношение старшеклассников к педагогам Индекс толерантности – 0,94 Отношение педагогов к старшеклассникам Индекс толерантности – 0,75
Слайд 29: ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ МАТРИЦА для анализа и формирования отношения к учёбе
Поступочный Практический Познавательный Эмоциональный КОМПОНЕНТЫ СУБЪЕКТИВНОГО ОТНОШЕНИЯ Широкие познавательные Учебно-познавательные Мотивы самообразования Широкие социальные Позиционные Мотивы сотрудничества Перцептивные действия Мнемические действия Мыслительные действия Педагогическая оценка Самооценка Коррекция Познавательные мотивы Социальные мотивы Операционально-познавательный компонент Рефлексивно-оценочный компонент СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Слайд 30
9,3 8,0 3,3 8,0 7,3 3,6 6,3 6,3 3,6 5,0 6,0 6,3 4,0 8,0 9,0 8,3 6,3 8,6 5,0 8,0 очень низкий очень низкий низкий низкий средний средний высокий высокий очень высокий Уровень параметров Познавательные мотивы Социальные мотивы Операционально-познавательный компонент Рефлексивно-оценочный компонент Эмоционально отрицательный компонент Эмоционально положительный компонент Познавательный компонент Практический компонент Поступочный компонент Пример графического представления результатов диагностики субъективного отношения к учёбе
Слайд 31
Экоцентр «Заповедники» 1998 год Э кологические установки по отношению к природе школьников различного возраста 20% 36% 14% 30% 21% 16% 18% 45% Отношение к заповеднику школьников различного возраста ( Катунсий заповедник ) 11-14 лет 15-18 лет Мальчики 15-18 лет Пример результатов исследования отношения к природе и отношения к заповеднику
Слайд 32
ВОЗРАСТНАЯ ДИНАМИКА ИНТЕНСИВНОСТИ (А) И ПРАГМАТИЧЕСКОЙ МОДАЛЬНОСТИ (Б ) ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ
Слайд 33
Это возраст наиболее подходит для педагогической организации непосредственных контактов ребенка с различными животными и растениями. П едагогические усилия сосредотачиваются на формировании экологических представлений, затрагивая также развитие практических натуралистических умений. Эмоцион. Познавательный Практический Поступочный 6 5 4 Компоненты отношения Возраст 10-11 лет
Слайд 34
Снижение партнерского восприятия природных существ, которые зачастую осмысляются уже как объекты. Дети охотно участвуют в различных природоохранных мероприятиях, что можно использовать в педагогической практике. О собое педагогическое внимание может быть сосредоточено на организации участия школьников в природоохранительной деятельности. Эмоциональ. Познавательный Практический Поступочный 6 5 4 Компоненты отношения Возраст 12-13 лет
Слайд 36
Преобладает объектное представление о мире природы, а прагматизм отношения к природе достигает максимума. Объектно-прагматический характер деятельности старших подростков, может быть педагогически “нейтрализован” путем стимулирования экологического коллекционирования, не связанного с лишением жизни природных объектов (птичьи перья, камни, листья) или их символов (открытки, марки “флора и фауна”, фотографии и т.д.). Эмоцион. Позн. Практ. Поступ. Компоненты отношения 6 5 4 Возраст 14-15 лет
Слайд 37
Выражено эстетическое, созерцательное восприятие природы. Концентрация педагогических усилий на формировании экологических представлений в их мировоззренческом аспекте и освоении эстетических технологий восприятия природы. Эмоциональн. Познават Практическ. Поступочн. 6 5 4 Компоненты отношения Юношеский возраст
Слайд 38
Анализ эффективности «школы здоровья» на основе диагностики отношения школьников к своему здоровью 10 9 8 7 6 5 40 35 30 9,4 9,3 5,2 5,7 8,3 8,5 5,6 5,8 35,6 36,6 Интенсивность отношения Эмоциональный компонент Познавательный компонент Практический компонент Поступочный компонент Общеобразовательная школа Школа здоровья
Слайд 39
МОДЕЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ ФОРМИРОВАНИЯ СУБЪЕКТИВНОГО ОТНОШЕНИЯ К ОБЪЕКТУ ИЛИ ЯВЛЕНИЮ
Слайд 40
«ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МАТРИЦА» механизмов и « ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КАЛЬКА» проектирования приёмов, которые запускают эти механизмы Калька педагогических приемов и образовательных событий Матрица психологических механизмов рефлексия идентификация Встреча с ветераном симпатия Показать фильм о войне