Первый слайд презентации: Юридическая техника в США
Подготовил: студент 2МП8 Даниленко Даниил Преподаватель: к.юрид.н., доцент кафедры теории права и сравнительного правоведения Елена Николаевна Трикоз Юридическая техника в США
Слайд 2
Национальный девиз Соединённых Штатов Америки — In God We Trust («На Бога уповаем») — принят Конгрессом США и утверждён указом президента США Дуайта Эйзенхауэра от 30 июля 1956 года.
Слайд 3: Форма государства США
Действующий Президент США – Джо Байден Президентская республика Федеративное государственное устройство Демократия Глава государства – Президент Англосаксонская правовая система
1215 г. - "Великая Хартия Вольностей"\Magna Carta 1607 г. - Образование первой Американской колонии 1639 г. - Basic Laws штата Коннектикут 1748 г. - "О духе законов" Шарля Монтескье 1776 г. - Конституция штата Вирджиния 1776 г. - Декларации Независимости США 1776 - 1787 гг. - 15 конституций бывших британских колоний 1781 г. - Articles of Confederation 1791 г. - Билль о правах 1787 г. - Конституция США
Слайд 5: Источники права США
нормативные Конституция Судебный прецедент Федеральные статуты Подзаконные акты Право справедливости Обычай Международные договоры ненормативные Правовая доктрина Закон зарубежных стран Решения зарубежных судов Obiter dictum
Слайд 7: Структура Конституции
Преамбула (указывает на основные цели США) “Мы, народ Соединенных Штатов, дабы образовать более совершенный Союз, установить правосудие, гарантировать внутреннее спокойствие, обеспечить совместную оборону, содействовать всеобщему благоденствию и закрепить блага свободы за нами и потомством нашим, торжественно провозглашаем и устанавливаем настоящую Конституцию для Соединенных Штатов Америки” 7 Статей Ст. 1 (10 разделов) - Законодательная власть Ст. 2 (4 раздела) - Исполнительная власть Ст. 3 (3 раздела) - Судебная власть Ст. 4 (4 раздела) - Основы федерализма Ст. 5 - Поправки Ст. 6 - Соотношение законодательства федерации и штатов Ст. 7 - Ратификация 27 поправок
Слайд 8: Парламент США
https://www.congress.gov/# В соответствии с Конституцией США все полномочия законодательной власти принадлежат органу народного представительства - конгрессу США, состоящему из двух палат: сената и палаты представителей. Обе палаты избираются на основе всеобщих, прямых, равных выборов при тайном голосовании. Срок полномочий сенаторов шесть лет, членов палаты представителей - два года. Конгресс работает сессионно - одна сессия ежегодно с перерывами на каникулы. Палата представителей состоит из 435 депутатов, избираемых на основе мажоритарной системы относительного большинства без требования кворума. В состав сената входят 100 членов, избираемых независимо от численности населения по два от каждого штага на основе той же избирательной системы. Важную роль в деятельности конгресса играют постоянные и временные комитеты, комиссии и подкомиссии, деятельность и компетенция которых строго определена в регламентах палат. Могут создаваться и объединенные комитеты двух палат по разработке проектов законов, проведения совместного обсуждения ряда вопросов. Для преодоления разногласий между палатами создаются согласительные комиссии.
Слайд 9
Законодательный процесс в США Прохождение законопроекта в каждой палате начинается с его внесения. Правом законодательной инициативы обладают только депутаты (президент вносит проекты законов через «своих» депутатов, его законопроекты называют «инициативными биллями», они пользуются правом приоритетного рассмотрения). Рассмотрение законопроектов в каждой палате проходит следующие стадии. Первое чтение, которое заключается в формальном внесении законопроекта, который регистрируется руководителем аппарата — секретарем Сената или клерком Палаты представителей, после чего спикером передается в соответствующий комитет. В комитете билль подвергается детальному обсуждению с вызовом необходимых экспертов, в него вносятся поправки. По результатам обсуждения составляется доклад с рекомендациями палате. Второе чтение, на этой стадии происходит обсуждение билля и поправок, предложенных комитетом и депутатами, решается вопрос о принятии или отклонении поправок и о дальнейшем рассмотрении билля. Третье чтение состоит в оглашении окончательно подготовленного текста билля. После одобрения билля палатой он передается в другую палату, где проходит те же стадии. В случае возникновения разногласий между палатами создается согласительный комитет, который вырабатывает общую позицию, представляемую палатам. Но если любая палата не соглашается с проектом, он отклоняется. Билль, одобренный двумя палатами, направляется на подпись президенту. Копии закона публикуются в виде отдельных брошюр Правительственной службой печати США, которые судами признаются в качестве официального документа. Архивист США собирает ежегодные тома принятых законов и публикует их в хронологическом порядке в виде Большого свода законодательства США. Согласно правилам, текст Большого свода также является официальным текстом законов, принятых Конгрессом. Тексты законов также собираются и публикуются в Кодексе США, являющимся кодифицированным нормативным актом, в котором законодательные акты сгруппированы по отраслям.
Слайд 12
Особенности систематизации в США Преобладают такие формы систематизации права как кодификация и консолидация. Общие для всех штатов нормы, относящиеся к различным отраслям права, объединены в «Свод законов» (состоит из 50 разделов, каждый из которых посвящен определенной отрасли права либо крупному правовому институту). Он дополнен приложениями, излагающими особенности регулирования каждого штата. Дополняется новыми законами, принятыми Конгрессом, а также изменениями, внесенными в его главы и параграфы. В нескольких штатах имеются гражданские кодексы, в двадцати пяти — гражданско-процессуальные, во всех штатах — уголовные, в некоторых — уголовно-процессуальные. В отличие от романо-германского типа правовой системы, где кодексы создаются как основа для выработки и развития нового права, в США на общефедеральном уровне происходит по существу консолидация прецедентов, а не создание новых норм. Свод (Кодекс) законов США (United States Code - USC12). Фактически в нем осуществляется систематизация законодательных норм, а не самих статутов в рамках 5O разделов (Titles), каждый из которых посвящен определенной отрасли права либо крупному правовому институту (например, есть разделы «Конгресс», «Президент», «Патенты», «Война и национальная оборона» и т.д.). Деление на разделы проведено исключительно по предмету регулирования, при этом, если то или иное правило, принятое Конгрессом, может быть отнесено в два и более раздела, систематизаторы делают это, обеспечивая тем самым полноту любого раздела. В результате того, что нормы одного статута могут быть распределены в разные разделы Свода в соответствии с предметом регулирования, сам законодательный акт как единый документ исчезает.
Слайд 13
Федеральная судебная система Верховный суд Апелляционный суд Окружной Федеральный суд Уголовные дела Гражданские дела Специализированные суды Верховный суд США Судебная система штатов Верховный суд штата Апелляционный суд Суд первой инстанции Суд общей юрисдикции Суд ограниченной юрисдикции Специализированные суды
Слайд 15
Особенности имплементации международных норм в США Конгресс США наделен законодательной властью, которая распространяется и на имплементацию норм международного права: Конгресс одобряет и толкует положения международно-правовых актов, вводит их в действие на территории США. Конгресс имеет право «определять понятия и карать за совершение пиратства и преступлений, совершенных в открытом море, и преступлений против права наций» (международного права). При этом Конгресс самостоятельно определяет понятие «преступление», принимая соответствующие законы. Еще одним важным полномочием Конгресса является право законотворчества, принадлежащее Конгрессу, на основании которого последний принимает законы, имплементирующие положения международного права во внутреннюю правовую систему государства. Кроме того, к этой сфере можно отнести полномочия Сената при заключении международных договоров. Американские судебные органы обладают правом толкования норм, в том числе норм международного права, в связи с чем можно отметить высокую роль толкований данных судами. В рамках судебного дела суды могут обращаться и к оценке и анализу норм международного права, а также анализу вопросов реализации внешней политики. В случае наличия коллизии между положениями Конституции США и нормами международного права суды определяют свою позицию, подчеркивая приоритет норм американской Конституции. Тем не менее, когда речь идет о праве штатов и соотношении его с международными договорами, решение будет принято в пользу договоренностей США, зафиксированных в международном договоре. Так, в деле Asakura v. Seattle отношения сторон основывались на международном договоре, заключенном между США и Японией, который разрешал гражданам обоих государств «заниматься коммерческой деятельностью» и «иметь в собственности или арендовать дома и магазины» на территории этих государств. На основании данного международного договора Верховный суд США отменил закон штата Вашингтон, в соответствии с которым владельцем ломбарда на территории штата мог быть только гражданин США.
Последний слайд презентации: Юридическая техника в США: Источники
Конституция США - https://constitutionus.com/ Конгресс США - https://www.congress.gov/# Верховный Суд США - https://www.supremecourt.gov/ Скакун О.Ф. Теория государства и права: Учебник. — Харьков: Консум; Ун-т внутр. дел, 2000. — 704 с. https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-sistematizatsii-amerikanskogo-zakonodatelstva Кремянская Е.А. О некоторых особенностях соотношения норм внутреннего и международного права в США // Вопросы российского и международного права. 2019. Том 9. № 10А. С. 61-67. DOI: 10.34670/AR.2020.91.10.007 Лейбо Ю.И. (ред.) Законодательный процесс в зарубежных странах. М.: МГИМО-Университет, 2012. 170 с История государства и права зарубежных стран Под общей редакцией: доктора юридических наук, профессора О. А. Жидкова, доктора юридических наук, профессора Н. А. Крашенниковой Издательство НОРМА—ИНФРА - М Москва, 1998