Первый слайд презентации
Задачи и содержание образовательной области «художественно-эстетическое развитие» (рисование ) Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение « Детский сад «Теремок» пос. Колтубановский Бузулукского района Оренбургской области Подготовила: старший воспитатель МДОБУ «Детского сада «Теремок» пос. Колтубановский Дильмухаметова А.М дата проведения 10.12.2024
Слайд 2
ФОП ДО о задачах художественно-эстетического развития д етей и их реализации Приобщение к искусству Конструктивная деятельность Культурно- досуговая деятельность Музыкальная деятельность Театрализованная деятельность Изобразительная деятельность
Слайд 3
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» ЧТО НОВОГО? - с 2 лет знакомство с народными промыслами и театром; - с 2 лет конструктивная деятельность (трёхгранная призма); -с 3 лет знания, умения и навыки по рисованию, аппликации, лепке, конструированию; - с 4 лет знакомство со скульптурой и архитектурой; - с 4 лет – знакомство с биографией великих художников ; - с 5 лет – знакомство с искусством цирка, балета и фотографии ; - с 6 лет – кино; - с 6 лет – изучение гимна РФ; - с 6 лет – история искусства. Важно: не обязательно все вводить в занятия. Можно часть пунктов поместить в среду. Появляется указание на максимальный спектр материалов, жанров, видов: от угля до пастели, от живописи до мультипликации.
Слайд 5
ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ПО РИСОВАНИЮ п.21.3.2.2.ФОП ДО воспитывать интерес к изобразительной деятельности ( рисованию) совместно со взрослым и самостоятельно ; развивать положительные эмоции на предложение нарисовать; научить правильно держать карандаш, кисть; развивать сенсорные основы изобразительной деятельности: восприятие предмета разной формы, цвета (начиная с контрастных цветов); включать движение рук по предмету при знакомстве с его формой; развивать эмоциональный отклик детей на отдельные эстетические свойства и качества предметов в процессе рассматривания игрушек, природных объектов, предметов быта, произведений искусства.
Слайд 6
РАННИЙ ВОЗРАСТ 1-я младшая группа – предметное рисование - прямые линии в разных направлениях; - округлые формы приемом «наматывания клубочка» и одним плавным движением Во II полугодии воспитатель учит детей рисовать: горизонтальные и вертикальные прямые линии слева направо сверху вниз. Пересекать их, закруглять линии кистью и карандашом. Также дети уже рисуют по замыслу, выбирают сами тему. тема «Летнее дерево» дети мелком «наматывают» крону, кисточкой рисуют ствол, а отпечатками пальцев изображают землю. На следующем занятии детям предлагается рисовать крону дерева комочком тряпочки, тем же « наматывающим» движением или комочком смятой бумаги ( для этого бумагу надо обмакнуть в блюдце с краской и сделать отпечаток вокруг ствола и веток дерева, нарисованного воспитателем. 1 2 3 В I полугодии воспитатель знакомит детей прежде всего с материалом : бумагой, краской карандашом кистью обучает техническим приемам: правильно держать карандаш и кисточку ( на расстоянии 3-4 см от заостренного конца) пользоваться красками и кистью без нажима набирать краску на весь ворс, лишнюю отжимать о краешек посуды промывать кисть легко водить карандашом по бумаге
Слайд 7
ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ 3-ГО ГОДА ЖИЗНИ РИСОВАНИЮ п.21.4 ФОП ДО Увлечь детей рисованием, вызвать интерес к процессу рисования, как к деятельности, дающей результат ; знакомить с материалами для рисования, формировать умения правильно пользоваться ими : правильно держать кисть в руке, аккуратно набирать краску на ворс кисти, снимая лишнюю о край розетки, промывать кисть, ставить ее на подставку; помочь детям усвоить простейшие элементы рисунка – линии; формировать умения проведения прямых, дугообразных линий, рисования округлых форм от цветового пятна, одним плавным движением; формировать элементарные умения закрашивания: в одном направлении, не выходя за пределы контура и не оставляя не закрашенных мест; формировать представления об основных цветах спектра (кроме голубого), упражнять в различении и назывании цветов; содействовать развитию мелкой моторики и движений руки.
Слайд 8
В I полугодии повторить пройденный материал, с целью закрепления умений и навыков, продолжают учить проводить прямые линии(сверху вниз, слева направо, пересекать,замыкать в круглые формы) Начинать надо с коротких вертикальных линий(например – рисование дождика) Чтобы дошкольники лучше овладевали навыкам рисования, задания необходимо постепенно усложнять. ВОЗРАСТНАЯ ГРУППА ПРЕДМЕТНОЕ СЮЖЕТНОЕ ДЕКОРАТИВНОЕ 2-я младшая группа предметы округлых и прямоугольных форм, или состоящие из этих форм (многочастные предметы ) Подготовка к сюжетному рисованию с использованием приема сотворчества Украшение полосы, круга, квадрата несложным узором по образцу; - ритмичное расположение элементов узора 1 2 II квартал следует продолжать тренировать руку ребенка в рисовании моделей круглой формы, можно нарисовать смородину, сливу. II I квартал можно учить их изображению предметов прямоугольной формы, причем не только рисовать, но и закрашивать не выходя за контур предмета. 3
Слайд 9
СПОСОБЫ РИСОВАНИЯ Рисование крупных двуцветных предметов Рисование овальных предметов. Рисование предметов, состоящих из 2-3 частей разной формы Знакомство с явлением контраста «светлый –тёмный» Рисование сложных по форме изображений на основе волнистых линий Рисование предметов квадратной и прямоугольной формы 1 IV квартал закрепить понятия “длинный» и «короткий» н аучить детей изображать простые предметы,проводить прямые и наклонные линии перекрещивать их без нажима, толстые и тонкие линии нажимая на весь ворс и проводя кончиком. рисовать фрукты и овощи в банке(силуэт банки педагог готовит заранее) чтобы научить детей размещать предметы на листе бумаги, предложите им рисовать цветы рисование круглых форм(лепестки цветка), прямых и наклонных вертикальных линий(стебельки, корешки, травка) можно поэкспериментировать с отпечатками ладошек, поищите в них вместе с ребенком художественные образы и дорисуйте. Продолжаем экспериментировать с картофельными матрицами и овощами. 1 2 3 4 3 5
Слайд 10
ЭТАПЫ ОБУЧЕНИЯ Проведение прямых (вертикальных и горизонтальных) линий. Примерная тематика: «Шарик улетел»; «Дождик»; «Я иду по ровненькой дорожке». Проведение линий в разных направлениях. Примерная тематика: «Салют», «Разноцветные ленточки», и т.п. Проведение дугообразных линий. Примерная тематика: «Ворота для зайчика», «Месяц в небе». и т.п. Овладение рисованием округлых линий для получения замкнутых форм от цветового пятна приемом «наматывания клубочка». Примерная тематика: «Разноцветные клубочки», «Огоньки горят» и т.п. Получение округлых замкнутых форм одним плавным движением. Примерная тематика: «Баранки», «Колечки» и т.п. Закрашивание полученных округлых форм в одном направлении, не выходя за пределы контура и не оставляя не закрашенных мест. Примерная тематика: «Солнышко», «Апельсин», «Мячик» и т.п.
Слайд 11
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ Основным методом является практический метод : - упражнения в действиях с материалами: - правильно удерживать кисть, карандаш в правой руке; - краску набирать аккуратно на ворс кисти, лишнюю снимать о край розетки; - начинать изображение в нужном месте листа; - правильно выполнять движение для получения вертикальных, горизонтальных, дугообразных, округлых линий; промывать кисть, сушить ее о салфетку и класть на подставку. - прием сотворчества – воспитатель начинает рисунок, дети на занятии заканчивают. -формообразующие движения : прорисовывание пальчиком или сухой кистью контура изображения в воздухе или на листе бумаги. - прием пассивных движений (рука ребенка в руке взрослого). Показ и объяснение должны быть четкими, подробными Занятие проводится в игровой форме, обязателен занимательный сюжет, сюрпризный момент. Осуществляется индивидуальный поход. Оценка в конце занятия дается всем детям положительная.
Слайд 12
ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ 4-ГО ГОДА ЖИЗНИ РИСОВАНИЮ п.21.5.1 ФОП ДО Продолжать формировать умения в использовании кисти и красок, закрашивать в одном направлении, не выходя за пределы контура, не оставляя не закрашенных мест ; закреплять представления о геометрических фигурах –круг, квадрат, треугольник. Учить обобщенным способам изображения объектов окружающего мира, формировать умение рисовать предметы округлых, прямоугольных и треугольных форм, передаче их основных признаков ; содействовать дальнейшему овладению детьми знанием цветов, умению их называть (спектр + коричневый, белый, черный ); развивать композиционные навыки – располагать изображение в центре, в центре внизу листа ; формировать умения в декоративном рисовании: украшать несложные формы элементами геометрического орнамента (мазки, палочки) по образцу; формировать умение пользоваться поролоновыми тампонами, пальцами, ладошкой для изображения.
Слайд 13
Возрастная группа Предметное Сюжетное Декоративное СРЕДНЯЯ ГРУППА - рисование игрушек, птиц, животных, человека в длинной одежде на основе геометрических форм; Дужковый способ изображения. Тематика - опора на личный опыт, наблюдения; по мотивам литературных произведений - изображение 2-3- предметов, объединенных между сюжетом ; фризовое расположение ( на полосе); - по всей поверхности листа; Тематика - опора на личный опыт, наблюдения; по мотивам литературных произведений - украшение полосы, круга, квадрата, треугольника, силуэтов одежды, посуды, игрушек узором по образцу и самостоятельное придумывание узора с использованием элементов геометрического или растительного орнамента ; украшение на основе знакомства с изделиями Д-П/И (дымка, белорусская глиняная игрушка, белорусская вышивка) - ритмичное и зеркально-симметричное расположение элементов узора. Способы рисования: Рисование предметное по замыслу Сюжетное (передача особенностей внешнего вида) Рисование по представлению (передача в рисунке характера и настроения героев) Рисование красками по мотивам литературного произведения (простые графические сюжеты
Слайд 14
В I полугодии: отработка движений для изображения линий, округлых форм приемом «наматывания клубочка »; совершенствование рисования замкнутых форм единым плавным движением; -баранки, колечки и т.п. Закрашивание полученных форм, не выходя за пределы контура, в одном направлении, не оставляя не закрашенных мест - мячик, яблоко и т.п. учат приему примакивания (листопад ). Во II полугодии: учат изображать прямоугольные формы. На первых занятиях используется прием сотворчества - «Поможем маме посушить платочки». Далее дети самостоятельно рисуют предметы прямоугольной формы - Кубик, Окошко в домике и т.д. о бучение рисованию предметов, состоящих из двух и более частей: неваляшка, домик, тележка, цыпленок, и т.п. В декоративном рисовании детей учат составлять простые ритмичные узоры (по образцу) на геометрических фигурах, предлагаемых как предметы, требующие украшения: коврики, тарелки и т.п..
Слайд 15
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ Важнейшим моментом на занятии становится рассматривание образца, подлежащего изображению показ способов рисования, сопровождаемый четкими объяснениями : какую часть рисовать сначала, в каком месте листа начинать рисование; какую часть и где начинать рисовать потом; Закрепление по вопросам последовательности рисования; Практический метод : обрисовывающие жесты, упражнения, формообразующие движения, прием пассивных движений (используется по необходимости). Обязательно использование игровых приемов обучения: сюрпризный момент, игровые ситуации, обыгрывание и т.д. При анализе детских рисунков оценка дается положительная.
Слайд 16
ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ 5-ГО ГОДА ЖИЗНИ РИСОВАНИЮ п.21.6 ФОП ДО Педагог формирует у детей интерес к занятиям изобразительной деятельностью развивать у детей наблюдательность, воображение, инициативность, самостоятельность; Воспитывать эстетическое отношение к окружающему, учить детей описывать предмет, его форму, выделяя самые существенные его признаки, сравнивать предметы по форме и цвету; передавать относительные размеры предметов, формировать пространственное воображение ; учить рисовать по замыслу и по памяти, добиваться выразительного решения композиции.
Слайд 17
ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ 5-ГО ГОДА ЖИЗНИ ПРЕДМЕТНОМУ РИСОВАНИЮ Формировать умения различать и называть геометрические фигуры: круг и овал, квадрат и прямоугольник, треугольник ; Учить более точному изображению предметов округлой и овальной, квадратной и прямоугольной форм; Формировать умения выделять и называть в части предмета и их форму; Формировать умения изображать животных, птиц, человека на основе геометрических фигур Формировать умения располагать изображение в центре листа; Формировать умения более точно передавать пропорции предмета, учитывая величиные соотношения его частей; Формировать умения использовать цвет как средство выразительности, т.е. подбирать не случайный или понравившийся цвет, а соответствующий реальному предмету; Формировать умения различать все цвета спектра + черный, белый, серый; знакомить с образными названиями цветов ( малиновый, морковный, салатовый и т.п.);
Слайд 18
ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ СЮЖЕТНОМУ РИСОВАНИЮ ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ ДЕКОРАТИВНОМУ РИСОВАНИЮ Учить изображать 2-3 предмета, связанные между собой сюжетом; Формировать композиционные умения: Располагать несколько предметов-изображений на одной линии – полосе земли (фризовое расположение); Учить располагать предметы-изображения по всему листу: «Рыбки в аквариуме», «Жуки в траве» и т.п. Развивать композиционные умения в ритмичном расположении элементов узора на полосе, круге, квадрате, треугольнике; Развивать чувство цвета, умение красиво подбирать контрастные цвета; Познакомить с парно-симметричным построением узора («Бабочка») Учить рисовать несложные элементы геометрического (мазки, прямые и волнистые линии, дуги, кольца, палочки и др.) и растительного (веточки, листочки, цветы) орнамента; Познакомить с элементами белорусского геометрического орнамента: широкие и узкие полосы, уголок, крестик) и дымковской росписи (кольца, дуги, круги, мазки, прямые и волнистые линии ).
Слайд 19
ТЕХНИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ ПЕРЕД ПЕДАГОГОМ СТАРШЕЙ ГРУППЫ СТОЯТ СЛЕДУЮЩИЕ ЗАДАЧИ: Продолжать формировать умение создавать изображение по частям; Развивать и совершенствовать технические навыки закрашивания карандашом (штриховка) и кистью ; Развивать навыки пользования кистью: использовать прием примакивания ; легко касаться бумаги, рисуя точки; рисовать кончиком кисти тонкие полосы и всей поверхностью ворса – широкие. развивать наблюдательность; в оображение; инициативность; самостоятельность; учить детей описывать предмет; сравнивать предметы по форме и цвету; передавать пространственное воображение; учить рисовать по памяти и по замыслу; педагог должен знакомить детей с произведением декоративно – прикладного искусства; народными промыслами; различать, называть и подбирать цвета(красный, желтый, зеленый, синий, оранжевый, фиолетовый, черный белый ); различать оттенки(голубой, розовый, светло-зеленый и др.); нейтральные цвета (серый, серо-голубой) создавать оттенки, добавляя к цветной гуаши белила.
Слайд 20
Возрастная группа Предметное Сюжетное Декоративное СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ рисование зданий, транспорта, рыб, птиц, животных, человека; передача движения; рисование с натуры Тематика: на основе наблюдений; по мотивам литературных произведений; на основе ознакомления с жанрами живописи передача смысловой связи в рисунке; рисование на 2-3-х планах с использованием линии горизонта и законов линейной и воздушной перспектив Тематика: из личного опыта; по мотивам литературных произведений; на основе ознакомления с жанрами живописи украшение силуэтов одежды, посуды, игрушек узором по образцу и самостоятельное придумывание узора с использованием элементов геометрического или растительного орнамента украшение на основе знакомства с изделиями Д-П/И; ритмичное и зеркально-симметричное расположение элементов узора; составление асимметричных узоров Способы рисования: Рисование простых сюжетов (передача движений человека, взаимодействий и отношений между персонажами ); Рисование декоративное (беспредметные –абстрактные композиции)-безотрывное рисование карандашом, фломастером, кистью по бумаге.
Слайд 21
В I полугодии: В начале учебного года закрепляются имеющиеся изобразительные умения и разворачивается знакомая тематика: овощи и фрукты, грибы, игрушки; закрепляют прием примакивания (дождь, листопад, снегопад); начинается обучение дужковому способу изображения это освоение техники проведения дугообразных линий ; Примерная тематика: грибок, зонтик, рыбка и т.п.; постепенно переходят к рисованию более сложных изображений на основе геометрических фигур: домик, транспорт (грузовик, поезд), птицы (утка, воробей, синица, снегирь), животные (заяц, медведь ). II квартал: учат рисовать человека в длинной одежде на основе геометрических фигур (девочка в шубке, Снегурочка, Дед Мороз). Основная работа – над соблюдением пропорций частей тела. В декоративном рисовании переходят к использованию элементов растительного орнамента: листья, цветы; д етей учат подбирать контрастные цвета для узоров; п остепенно переходят к декоративному рисованию на основе ознакомления детей дымковской игрушкой, белорусским орнаментом начинается обучение сюжетному рисованию: учат фризовому расположению изображений. Примерная тематика: улица города, у и т.п., а также по литературным произведениям ; Затем учат расположению изображений по всей площади листа бумаги. примерная тематика: «Аквариум»,, «Цветы на лугу» и т.п III квартал :
Слайд 22
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ на занятиях используются: рассматривание объекта, подлежащего изображению, показ способов изображения может быть частичным, если детям знакомы способы изображения, вопросы о порядке работы и способах изображения. Широко используется художественное слово, советы, напоминания. В конце занятия проводится анализ детских работ, к которому привлекаются дети: их по вопросам учат рассказывать о своей работе, о понравившейся работе. Оценка работам дается адекватная, тактично указывается на ошибки, внимание детей обращается на аккуратность рисунка; и з практических методов используются упражнения в составлении узоров, при необходимости - формообразующие движения. в данном возрасте можно использовать проблемные вопросы (каким цветом нарисовать домик для снегурочки, чтобы ей там было уютно?), творческие задания (нарисуйте открытку, чтобы поздравить маму с праздником). обязательно использование игровых методов: сюрпризный момент, приход персонажа, игровое общение, обыгрывание работ и т.д.
Слайд 23
Предложите детям изобразить деревья определенных пород. Особое внимание следует уделять размещению изображений деревьев на листе.
Слайд 24
ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ 6-ГО ГОДА ЖИЗНИ РИСОВАНИЮ п.21.6 ФОП ДО Педагог формирует у детей интерес к занятиям изобразительной деятельностью развивать у детей наблюдательность, воображение, инициативность, самостоятельность; Воспитывать эстетическое отношение к окружающему, учить детей описывать предмет, его форму, выделяя самые существенные его признаки, сравнивать предметы по форме и цвету; передавать относительные размеры предметов, формировать пространственное воображение ; учить рисовать по замыслу и по памяти, добиваться выразительного решения композиции.
Слайд 25
ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ 6-ГО ГОДА ЖИЗНИ ПРЕДМЕТНОМУ РИСОВАНИЮ углублять представления детей об объектах и явлениях окружающего мира, учить отражать их в рисунке ; продолжать формировать умение рассматривать объект, подлежащий изображению, выделять и называть его части, определять их форму посредством соотнесения с известными геометрическими фигурами; закреплять знание всех геометрических фигур и форм (в т.ч. ромб, трапеция, грушевидная форма и т.п.); формировать умения изображать животных, птиц, человека на основе геометрических фигур учить соблюдать пропорции частей предмета, рисовать предметы разных пропорций; учить передавать движение, понимать, как изменится положение частей тела животного, человека при движении.
Слайд 26
ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ СЮЖЕТНОМУ РИСОВАНИЮ ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ ДЕКОРАТИВНОМУ РИСОВАНИЮ Познакомить с законами линейной перспективы, учить передаче пространственных отношений (ближе – дальше, позади, впереди и т.п.); Развивать композиционные умения: располагать изображение по всей поверхности листа, рисовать на 2-х планах; Формировать умение с помощью цвета передавать время года, суток, свое отношение к изображаемому. учить создавать узоры на основе знакомства с декоративно-прикладным искусством ; формировать умение составлять декоративную композицию вокруг ведущей линии; формировать умение составлять декоративную композицию вокруг ведущей линии; развивать чувство цвета в использовании одноцветных узоров.
Слайд 27
ТЕХНИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ ПЕРЕД ПЕДАГОГОМ СТАРШЕЙ ГРУППЫ СТОЯТ СЛЕДУЮЩИЕ ЗАДАЧИ: формировать умение рисовать акварельными красками, восковыми мелками, простым графитным карандашом ; формировать умение делать набросок простым карандашом, пользоваться ластиком; формировать умение получать новые цвета и оттенки цвета путем смешивания красок, разбавления краски водой; совершенствовать технику рисования карандашом (штриховка), кистью (рисование всем ворсом и кончиком кисти) учить рисовать по памяти, воображению, на заданную тему, с натуры; знакомить с богатством цветов и форм окружающего мира; образцами народного творчества; правильно размещать изображение на листе бумаги учить передавать цвет и его оттенки, называть цвета спектра(красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый ); на свой вкус подбирать цветовые сочетания с использованием нейтральных : белый, серый, черный учить добиваться нужных оттенков смешиванием красок; развивать способность детей к эстетическому восприятию окружающего мира, наблюдательность, внимание, образное мышление; учить находить и передавать в рисунке сходство форм разных предметов; учить самостоятельно подбирать нужный для работы материал : бумагу, краски, карандаши, кисти разных размеров закрашивать рисунок карандашом или краской. Изменяя при этом направление штрихов или мазков учить рисовать фигуры человека(в профиль, анфас, в движении) учить рисовать разные виды транспорта
Слайд 28
В I полугодии: В предметном рисовании в начале года закрепляются имеющиеся навыки рисования на основе геометрических форм. - рисование более сложных объектов – птиц (голубь, сорока, лебедь), животных (корова, коза, лошадь, лось), рыб (кит, щука, окунь.). рисование человека и животных в движении. Можно использовать схемы. В сюжетном рисовании в начале года закрепляются известные способы построения сюжета: фризовое расположение и расположение изображений по всей площади листа( осенний парк, улица города, листопад, аквариум ) Постепенно переходят к рисованию на 2-х планах с использованием линии горизонта, законов линейной (чем объект дальше, тем он меньше по размеру) перспективы. рисование пейзажей на основе ознакомления с изобразительным искусством и наблюдений в природе, а такж е по литературным произведениям. В декоративном рисовании в начале года закрепляются имеющиеся навыки декоративного рисования: построение ритмичного и симметричного узора на основе геометрического орнамента, а также по мотивам дымковской игрушки и белорусского орнамента. Постепенно переходят к рисованию более сложных элементов узора на основе ознакомления с разными видами росписи – белорусский орнамент (восьмиугольная звезда, ромб, цветы льна, колос, василек и др.), хохлома и др. Для украшения детям предлагаются силуэты одежды, посуды, домашней утвари и т.п. Во всех видах изображения широко используется рисование по замыслу и представлению.
Слайд 29
В I полугодии: учат передавать краски осенней природы(после целенаправленных наблюдений ) ; Сначала им предлагают нарисовать отдельные деревья, дети должны уже знать (дуб, береза, тополь, клен ). Рассказывая о характерных признаках деревьев, воспитатель может использовать схематические изображения
Слайд 30
II полугоди e : Второй квартал приходится на зимний период. Задача воспитателя приучать видеть красоту зимней природы, передавать свои впечатления на бумаге. С детьми проводятся экскурсии в лес, парк.
Слайд 31
III полугоди e : В третьем квартале дети отображают весенние явления природы: ледоход, половодье, дождь, цветение садов и парков. Также дети продолжают рисовать эпизоды из сказок, рассказов, рисуют по памяти
Слайд 33
ПРАВИЛА РИСОВАНИЯ КАРАНДАШОМ Карандаш нужно держать тремя пальцами (между большим и средним, придерживая сверху указательным), не близко к отточенному концу. Когда рисуешь линию сверху вниз, рука с карандашом идет сбоку линии, а когда рисуешь линию слева направо, рука — внизу линии. Так вести руку нужно для того, чтобы видеть, как рисуешь, тогда получится прямая линия. Линию нужно рисовать сразу, не останавливаясь, не отнимая карандаша от бумаги, иначе она может получиться неровной. Не надо проводить одну линию несколько раз. Предметы прямоугольной и квадратной формы нужно рисовать с остановками на углах, чтобы можно было подумать, как рисовать дальше. Предметы округлой формы надо рисовать одним движением, без остановки. Закрашивать рисунок карандашом нужно неотрывным движением руки туда-обратно. При закрашивании рисунка штрихи надо накладывать в одном направлении: сверху вниз, слева направо или по косой. При закрашивании рисунка нельзя заходить за контур нарисованного предмета. Закрашивать рисунок нужно без просветов. Закрашивая рисунок, нужно равномерно нажимать на карандаш: посильнее нажимать, если хочешь закрасить поярче, и слабо — если нужно закрасить посветлее.
Слайд 34
ПРАВИЛА РИСОВАНИЯ КРАСКОЙ Кисть нужно держать между тремя пальцами (большим и средним, придерживая сверху указательным), за железным наконечником, не сжимая сильно пальцами. 2. При рисовании различных линий кисть надо вести по ворсу, поэтому руке с кистью движется впереди линии. 3. При рисовании широких линий нужно опираться на весь ворс кисти, палочку держать наклонно к бумаге. 4. Чтобы нарисовать тонкую линию, кисть нужно держать палочкой вверх и касаться бумаги концом кисти. 5. При закрашивании рисунков кистью линии нужно накладывать рядом, вести их в одном направлении и только в одну сторону, каждый раз начиная движение сверху или слева (а не туда-обратно, как карандашом). 6. Каждую линию при рисовании и при закрашивании нужно проводить только один раз. 7. Вести линии нужно сразу, не останавливаясь.
Слайд 35
«Создание условий в ДОО для приобщения дошкольников к искусству в контексте ФГОС ДО и ФОП ДО»
Слайд 36
Художественно-эстетическое развитие дошкольников в контексте ФГОС ДО и ФОП ДО ФГОС ДО п. 2.6 • развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания Произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы ; • становление эстетического отношения к окружающему миру; • формирование элементарных представлений о видах искусства ; •восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; • стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; • реализацию самостоятельной творческой деятельности детей(изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.) ФОП ДО п. 2.6. 21. Художественно-эстетическое развитие 21.3. От 2 лет до 3 лет 21.4. От 3 лет до 4 лет 21.5. От 4 лет до 5 лет 21.6. От 5 лет до 6 лет 21.7. От 6 лет до 7 лет 33.3. Примерный перечень произведений изобразительного искусства 33.3.1. От 2 до 3 лет 33.3.2. От 3 до 4 лет 33.3.3. От 4 до 5 лет 33.3.4. От 5 до 6 лет 33.3.5. От 6 до 7 лет
Слайд 37
« Уклад ДОО» в Программе воспитания ДОО/ОП ДО ДОО Картинная галерея ДОО -средство наполнения Уклада ДОО ценностями (Культура, Красота, Семья, Родина) нормами этикета взаимодействиями событиями сообществами Картинная галерея ДОО – среда погружения в ценности в правила в традиции в К-И коды в речевые коммуникации в деятельность Наполнение Уклада ДОО средствами Картинной галереи 1.Экспозиция картин «Красота моей Природы/Родины», «Образ семьи в картинах отечественных художников» и т.д. 2.Детская выставка «Рисую природу моего края», «Моя малая Родина» и т.д. 3.Событие «Создаем Красоту осени в группе» (дизайн группы) и т.д. 4.Проекты: экологический проект «Сохраняем Красоту Природы Родины», патриотический проект «Мы-Дети России» и т.д. 5.Детско-родительское событие «Красота Человека в Природе», «Человек для своей Родины» (красота поступка, деятельности) и т.д.
Слайд 38
Для чего знакомим детей с искусством? • Искусство –незаменимое средство формирования духовного мира детей; оно учит ребенка видеть красоту окружающего мира, пробуждает их эмоциональную отзывчивость и творческое начало Изобразительное искусство ценно тем, что оно наглядно, говорит на понятном дошкольнику языке. Дошкольник, несомненно, может понимать живопись. Картина для ребенка –сложный, но очень интересный по сюжетам, темам, художественным образам материал. Просто детям необходимо предлагать интересные и понятные им произведения искусства, а также правильно организовывать процесс восприятия детьми картины • Начинать знакомство детей с живописью надо с того, с чего начинают и сами дети. С удивления, восторга, восхищения от увиденного на картине. Для этого педагогу необходимо находить для них такие репродукции, которые вызовут интерес, эмоциональный отклик, зацепят деталями.
Слайд 39
Для чего мы размещаем картины/репродукции (фотографии) в образовательном пространстве В образовательном пространстве ДОУ картины/репродукции (фотографии) - это развивающий материал для детей, а не просто украшение • Картины/репродукции (фотографии) создают эстетически приятное пространство для ребёнка и дают ему возможность развивать утончённое воспитание мира и чувство гармонии с ранних лет Ребенок подолгу рассматривает детали картин, и это способствует концентрации внимания. Ребёнок постарше может настолько заинтересоваться картиной, что проведёт целое исследование о жизни животных или растений, о событии на картине, культуре или живописи • Картины/репродукции (фотографии) помогают развитию речи: ребёнок задаёт вопросы, описывает происходящее на картине, слушает истории взрослого, а позже рассказывает свои
Слайд 40
Какие картины / репродукции (фотографии) выбирать для оформления образовательного пространства Размещайте картины во всех местах, где бывает ребёнок : в прихожей, около стульчика для одевания, над спальным местом, обеденным столом или стеллажом. Важно размещать картины на уровне глаз ребёнка. Не забывайте об эстетике — вставляйте картины и фото в рамку, не используйте мятые и поврежденные картины/ репродукции и др. Не стоит завешивать картинами всю стену, иначе ребёнку трудно будет выбрать и сконцентрироваться. Если ребёнок уже хорошо рассмотрел картину, послушал истории или рассказал свои и потерял интерес, то можно и нужно заменить на новую Выбирайте реалистичные изображения детей, животных, растений, явлений природы, обыденной жизни разных культур. Это могут быть оригинальные картины или репродукции, фото, вышитые, текстильные или картины из дерева. В этом случае ребёнок получит возможность познавать окружающий мир: видеть людей других культур, их жилища и образ жизни, различные виды животных и растений, природные явления Выбирайте реалистичные изображения детей, животных, растений, явлений природы, обыденной жизни разных культур. Это могут быть оригинальные картины или репродукции, фото, вышитые, текстильные или картины из дерева. В этом случае ребёнок получит возможность познавать окружающий мир: видеть людей других культур, их жилища и образ жизни, различные виды животных и растений, природные явления
Слайд 41
I ЭТАП ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЖИВОПИСЬЮ (Р.М.ЧУМИЧЕВА, ПРОФЕССОР, ДОКТОР ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК, АВТОР КНИГИ «ДОШКОЛЬНИКАМ О ЖИВОПИСИ») Искусствоведческий рассказ педагога Выбор искусствоведческого рассказа обусловлен содержанием и построением произведения, в котором отражены в логической зависимости взаимосвязи его элементов; Вопросы конкретного характера на перечисление изображения Вопросы на детальное рассматривание её, с тем, чтобы подвести ребят к пониманию содержания произведения; Прием «вхождения в картину», воссоздания предшествующих событий «Перенесение» или « подставка », в процессе восприятия искусства в эстетике рассматривается, как средство воспитания чувств и эстетических качеств людей; Мини-рассказы детей о картине Так направляют мысль ребёнка на создание связного выразительного рассказа определённой структуры. В этом рассказе ребёнок не только придерживается предложенной установки, но и вносит элементы творчества; Рассказ-образец,раскрывающий эмоционально-личностное отношение педагога к картине Этот рассказ имеет определённую структуру, содержание его эмоционально окрашено, богато интонациями. Прежде всего, детям нужно рассказать, кто написал картину и как она называется; рассказать, о чём произведение, какими красками написано, какое в нём передано настроение и т.д ; Использование музыки, поэзии Умелое использование музыки, выразительного чтения усиливает интерес к живописи, обостряет эстетические чувства ребят, повышает их эмоциональную восприимчивость.
Слайд 42
II ЭТАП ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЖИВОПИСЬЮ (Р.М.ЧУМИЧЕВА, ПРОФЕССОР, ДОКТОР ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК, АВТОР КНИГИ «ДОШКОЛЬНИКАМ О ЖИВОПИСИ») 1.Вопросы конкретного характера, направленные на формирование эмоционально-личностного отношения к картине Они строятся с учётом более высокого уровня восприятия картины детьми и их умения анализировать произведение; 2.Поиск композиционных и колористических вариантов решения образа. Педагог словесно или наглядно показывает, как меняется содержание картины, чувства, настроение, выраженные в ней в зависимости от изменения композиции или колорита в картине; 3.Метод формирования личностного отношения детей к живописи. Надо научить ребёнка отвечать на вопросы обобщенного характера, почему понравилась картина, необходимо сформировать умение отвечать, прежде всего, на конкретные вопросы: что понравилось в картине? Чем она понравилась?
Слайд 43
II I ЭТАП ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЖИВОПИСЬЮ (Р.М.ЧУМИЧЕВА, ПРОФЕССОР, ДОКТОР ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК, АВТОР КНИГИ «ДОШКОЛЬНИКАМ О ЖИВОПИСИ») 1.Приём сравнения картин Вводится в процесс восприятия живописи постепенно, с некоторыми усложнениями. Вначале детям дают для сравнения две картины разных художников одного жанра, но отражающие контрастное настроение ; 2.Приём мысленного создания собственной картины по названию, данному художником Создавая мысленно картину, идентичную названию произведения художника, ребёнок учится самостоятельно творчески мыслить, понимать зависимость между содержанием и формой произведения, делать свои умозаключения; 3.Вопросы конкретного характера, направленные на формирование личностного отношения детей к картине Чтобы помочь дошкольнику, воспитатель использует установки: «Прежде чем объяснить, почему тебе понравилась картина, надо сказать, о чём это произведение, как оно называется, о чём ты думаешь, глядя на эту картину и т.д.». Таким образом детям даётся установка на составление мини-рассказа; 4.Игровые элементы Стимулируют желание ребёнка рассказать о понравившейся ему картине: «Кто расскажет лучше, интереснее, почему понравилось произведение?» - предлагает воспитатель.
Слайд 44
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ ДЕТСКОГО САДА «КАРТИННЫЕ ГАЛЕРЕИ В ДОО» Цель : приобщение дошкольников к национальному и мировому художественному наследию через создание новых форм образовательного пространства Деятельность в картинных галереях тесно связана с театрализацией ( сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и др. в рамках экспозиции « Сказка в русской живописи») Мультсериалы « Всемирная картинная галерея Тетушки Совы», «Маленький художник», «История искусств вместе с Хрюшей …) (знакомство с жанрами живописи, художниками, картинными галереями мира) Интегративные формы работы: - выставки-конкурсы детского и детско-родительского творчества; -литературно-музыкальные гостиные; -тематические экскурсии; -виртуальные экскурсии и др Школа маленького экскурсовода - тесно связана с «Речевым развитием и «Познавательным развитием» Экспозиции/картинные галереи/выставки: «Образ семьи в живописи», «Шахматы и шашки через века, «Народные игры в живописи», «Образ детей в живописи»: «Нежная доброта детства» (живопись Нино Чакветадзе ), «Добрый свет детства Дональда Золана », «Мир детства» (живопись Симоновой О.Г.) и др.
Слайд 45
РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА ДОО-КОМПЛЕКТ «МИР ШЕДЕВРОВ. КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ В ДЕТСКОМ САДУ» Комплект позволит организовать настоящую картинную галерею в ДОУ, оформить тематическую выставку, выставку одного художника, интегрировать репродукции картин в развивающую предметно-пространственную среду организации, сделать творение великих художников доступными, приобщить всех участников процесса: детей и взрослых, к миру живописи. Основные жанры: портрет, натюрморт, жанровая живопись, пейзаж.