Первый слайд презентации: Задание № 16 – 20 ЕГЭ
знаки препинания в предложениях с однородными членами в предложениях с ПО, ДО, приложениями, вводными словами в сложносочинённых предложениях (ССП) в сложноподчинённых предложениях (СПП) в предложениях с разными видами связи
Слайд 2
ЧТО НЕОБХОДИМО НАЙТИ В КАЖДОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ? 1) Грамматические основы (подлежащее и сказуемое). 2) Все союзы. 3) Все способы осложнения предложения (ОЧП, не ОЧП, ПО, ДО, вводные слова, приложения, СО) При необходимости следует разобрать предложение по членам, начертить его схему.
Слайд 4
АЛГОРИТМ РАБОТЫ С ССП 1) Нашли две основы – перед нами ССП 2) Смотрим в начало (ищем обстоятельство времени/места) 3) Смотрим в начало второй части (ищем обстоятельство времени/места)
Слайд 5
Основные типы ССП, которые встречаются в задании 16: 1) ССП, во второй части которого подлежащее выражено местоимением. В некоторых предложениях все действия выполняет один субъект, но выражен он при помощи двух подлежащих, которые относятся к разным частям. Н е пропускайте личные местоимения. Иначе Вы можете принять ССП за простое предложение. Запятая перед союзом нужна. СТАРИК мечтал поймать большую рыбу, и ОН упорно шёл к своей цели.
Слайд 6
2) ССП. Сложное предложение с двумя основами и без каких-либо хитростей. Запятая перед союзом нужна. Пожилой джентльмен задумчиво сидел в кресле, и разговоры гостей не отвлекали его от размышлений.
Слайд 7
3) ССП с общим второстепенным. Если у обеих частей ССП есть общий зависимый член предложения, то запятую перед союзом ставить не нужно (кроме союзов НО, А, ОДНАКО, ЗАТО, ДА=НО – перед ними запятая нужна всегда). Чаще всего общим второстепенным бывает обстоятельство (времени или места). И стоит оно в начале предложения. Запятая перед союзом не нужна. В ПОНЕДЕЛЬНИК дедушка купил удочку и бабушка испекла пирожки.
Слайд 8
4) ССП, в котором в обеих частях есть обстоятельства времени/места. Иногда может показаться, что в ССП есть общий второстепенный член (обстоятельство времени или места в начале предложения). Внимание! Во второй части предложения может быть своё, новое обстоятельство времени/места. В таком случае общего зависимого члена у предложений не будет. Запятая нужна. Важно помнить: обстоятельству времени должно соответствовать обстоятельство времени, а обстоятельству места – обстоятельство места. В ПОНЕДЕЛЬНИК дедушка купил удочку, и В ТОТ ЖЕ ДЕНЬ бабушка испекла пирожки.
Слайд 9
5) ССП, в начале которого есть обстоятельство времени/места, но ПО СМЫСЛУ оно относится только к первой части. Запятая нужна. НА ОКНЕ лежат сливы, и мальчик грустно смотрит на них.
Слайд 10
6) ССП, в котором одна часть – безличное предложение. Запятая перед союзом нужна. Следует научиться узнавать безличные предложения и не путать их с обстоятельствами. Темнело, и одинокие путники спешили домой
Слайд 11: Запятая не ставится, если в предложении
общая придаточная часть: Как только поднялись мы на изволок, туман исчез и первый луч солнца проник почти сзади в карету и осветил лицо спящей против меня моей сестрицы. общее вводное слово: Возможно, прошло еще слишком мало времени и информация скоро появится. общий обособленный член предложения : Вопреки предсказаниям синоптиков, небо уже прояснилось и дождь перестал.
Слайд 12: Не ставится запятая
если части ССП представляют собой Два назывных предложения Зной и свет… Два безличных предложения Светло и жарко. Два неопределенно-личных предложения Зрителей разместили вокруг арены и на арену вывели участников представления. Два вопросительных предложения Кем налит был стакан до половины и почему нет розы на столе? Два побудительных предложения Пусть светит солнце и птицы поют! Два восклицательных предложения Как хороша сирень и память хороша!
Слайд 13
ОДНОРОДНЫЕ 1) Между однородными членами предложения должны быть ЗАПЯТАЯ или СОЮЗ. Не бывает такого, чтобы не было ни того, ни другого ! 2) Выучите наизусть основные сочинительные союзы: — и; тоже; также; да = и — но; однако; зато; да = но; а — или; либо 3) Запомните основные ДВОЙНЫЕ СОЮЗЫ: не только …, но и … как …, так и … хотя и …, но … не столько …, сколько … если не …, то …
Слайд 14
СЛУЧАИ С ОДНОРОДНЫМИ. 1) Два однородных, между которыми союз. Старушка разводила КОШЕК и СОБАК. 2) Однородные с повторяющимися союзами. ПРАВИЛО. При повторяющихся союзах запятые начинаем ставить ПОСЛЕ ПЕРВОГО ОДНОРОДНОГО и т.д., кроме последнего. — Старушка разводила и КОШЕК, и СОБАК, и ПОПУГАЙЧИКОВ. — Старушка разводила КОШЕК, и СОБАК, и ПОПУГАЙЧИКОВ. — Старушка не разводила ни КОШЕК, ни СОБАК.
Слайд 15
3) Однородные, сгруппированные по два. Старушка разводила КОШЕК и СОБАК, ПОПУГАЙЧИКОВ и ХОМЯКОВ. 4) Однородные с двойными союзами. Старушка разводила не только КОШЕК, но и СОБАК. Старушка разводила как КОШЕК, так и СОБАК, как ПОПУГАЙЧИКОВ, так и ХОМЯКОВ.
Слайд 16
5) Несколько групп однородных. В предложении может быть несколько групп однородных, не связанных между собой. Необходимо очень внимательно прочитать предложение и понять, какие члены предложения связаны между собой. Григорий Печорин РАЗРУШИЛ жизни многих женщин и мужчин И НАДОЕЛ самому себе.
Слайд 17
Если два однородных члена, соединенных повторяющимися союзами, составляют тесное смысловое единство (в том числе фразеологизмы), то запятая между ними не ставится ( и день и ночь, и стар и млад, и смех и горе, и там и сям, и то и се, и туда и сюда, ни два ни полтора, ни дать ни взять, ни сват ни брат, ни взад ни вперед, ни дна ни покрышки, ни то ни се, ни стать ни сесть, ни жив ни мертв, ни да ни нет, ни слуху ни духу, ни себе ни людям, ни рыба ни мясо, ни так ни сяк, ни пава ни ворона, ни шатко ни валко, ни тот ни этот и др.) На другой день ни свет ни заря Лиза проснулась. А дубы и подавно ни живы ни мертвы…
Слайд 18
6) Союз «ДА» Этот союз может иметь значение союза «НО» или значение союза «И». С ледует определить, в каком значении стоит союз «ДА», и поставить знак в соответствии с правилом (если он в значении союза «НО», то запятая нужна в любом случае; если он в значении союза «И», то правилом следует руководствоваться в зависимости от ситуации). Обломов мог бы прожить интересную жизнь, ДА помешала лень. Из написанного Шолоховым я знаю «Судьбу человека» ДА «Тихий Дон».
Слайд 19
ЗАДАНИЕ 16. ПРИМЕРЫ. Образец классификации. 1) ССП, во второй части которого подлежащее выражено местоимением. Михаил сдал экзамен очень хорошо, и этим он порадовал учителя. 2) Сложное предложение с двумя основами и без каких-либо хитростей. Запятая перед союзом нужна. Гуси пошли спать, и утки пошли спать. 3) ССП с общим второстепенным. Вечером гуси пошли спать и утки пошли спать. 4) ССП, в котором в обеих частях есть обстоятельства времени/места. Вечером гуси пошли спать, и тогда же утки пошли спать.
Слайд 20
5) ССП, в начале которого есть обстоятельство времени/места, но ПО СМЫСЛУ оно относится только к первой части. Запятая нужна. На сцене разворачивалась драка, и зрители с удивлением наблюдали за этим. 6) ССП, в котором одна часть – безличное предложение. Запятая перед союзом нужна. Вечерело, и все жители окрестных домов вышли в парк смотреть салют.
Слайд 21
ОДНОРОДНЫЕ. 1) Два однородных, между которыми союз. Многие не верили в Александра Легкова и удивлялись впоследствии его успехам. 2) Однородные с повторяющимися союзами (у каждого однородного по союзу). Для поступления в университет необходимо было сдать и английский, и русский, и обществознание. 3) Однородные с повторяющимися союзами (у первого однородного нет союза). Ребятишки любили печенье, и конфеты, и вафли.
Слайд 22
4) Однородные с повторяющимися союзами (два однородных). Графа убил либо садовник, либо дворецкий. 5) Однородные, сгруппированные по два. Мы заведём мышей и крыс, ящериц и лягушек. 6) Однородные с двойными союзами. Я не взяла с собой не только палатку, но и спальник. 7) Однородные с двойными союзами, сгруппированные по два. Пушкин писал как эпиграммы, так и эпитафии, как повести, так и поэмы.
Слайд 23
8) Несколько групп однородных. Керуак повидал много людей и мест и написал об этом несколько романов. В дружине князя были его сыновья и братья из ближних и дальних поселений княжества. 9) Союз «ДА» = «И». Поначалу Гарри Поттеру доставляли проблемы только Дурсли да одноклассники. 10) Союз «ДА» = «НО». Раскольников хотел признаться Порфирию Петровичу, да передумал.
Слайд 24
Сложные случаи 1. «Незаметные» однородные. Иногда однородные не имеют зависимых слов, не соединены союзами, стоят подряд. На красноватый фон обожжённой глины художник наносил ГРУНТ, РИСУНОК и ОРНАМЕНТ и заливал поверхность сосуда лаком. Если между однородными «орнамент» и «рисунок» стоит союз, то между однородными «грунт» и «рисунок» нет ничего. Чтобы понять, что они однородные и должны быть разделены запятой, следует внимательно прочитать. И ничего более! Но иногда именно это сложнее всего.
Слайд 25
2. Однородные и неоднородные определения. Не всегда определения, относящиеся к одному слову, являются однородными. ОДНОРОДНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ Запятая ставится ● характеризуют предмет с одной стороны ● являются синонимами (или контекстными синонимами) ● несут образно-эмоциональную окраску (= эпитеты) ● образуют градацию (признак идёт «по возрастанию» – «весёлый, ликующий, победоносный») ● обозначают отличительные признаки разных предметов (Толпа ребятишек в синих, красных, белых рубашках стоит на берегу) И его прежде жизнерадостное, весёлое лицо вдруг стало напряжённым и подавленным. Здесь изготавливают и ремонтируют металлическую, деревянную оснастку для работы литейных цехов автозавода. Определения «жизнерадостное» и «весёлое» являются синонимичными, поэтому выступают в роли однородных. Определения «металлическую» и «деревянную» характеризуют различные предметы по одному и тому же принципу (материал, из которого изготовлены).
Слайд 26
Однородные определения 1. Между однородными определениями можно поставить союз «и», они характеризуют предмет с одной стороны ( по цвету, форме, размеру и т. д.). На столе лежали красные, желтые, голубые ленты (красные и желтые). 2. Определения могут быть однородными, если объединены общим понятием. Серое, дождливое, хмурое небо висело над нами (небо осеннее, невзрачное). 3. Определения однородные, если последующие поясняют первое. Раздался страшный, оглушительный удар грома. 4. Определения однородны, если одно из них имеет значение причины. Надвигался знойный, тяжелый день (тяжелый, потому что знойный). 5. Однородными являются определения, одно из которых одиночное, а второе выражено причастным оборотом. Нивы печальные,│снегом покрытые│.
Слайд 27
ВАЖНО: если за одиночным определением следует определение, выраженное причастным оборотом, мы СТАВИМ ЗАПЯТУЮ между ними В сундуке я нашел пожелтевшую, написанную no -латыни гетманскую грамоту. То была первая, не замутненная никакими опасениями радость открытия. На белой, тщательно отглаженной скатерти появилось медвежье мясо. Сквозь маленькое, затянутое льдом оконце пробивался лунный свет.
Слайд 28
НЕОДНОРОДНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ Запятая НЕ ставится ● характеризуют объект с разных сторон ● относятся к разным разрядам (качественные, относительные прилагательные) На даче его ждал длинный тёплый вечер с неспешными разговорами. Перед собой мы увидели большой деревянный сарай. Определения «длинный» и «тёплый», «большой» и «деревянный» характеризуют определяемое слово с разных сторон и не являются однородными.
Слайд 29
ЕЩЁ ПРИМЕРЫ НЕОДНОРОДНЫХ ОПРЕДЕЛЕНИЙ: пузатое ореховое бюро белые круглые облака большой каменный дом угрюмая сибирская река яркое зимнее солнце тонкой ледяной корой конское тревожное ржанье летний спортивный лагерь витая железная лестница мраморные четырехугольные колонны
Слайд 30
3. Роль союза ИЛИ ● Если союз ИЛИ можно заменить на «то есть», то перед нами пояснительная конструкция – она выделяется запятыми. Неожиданным открытием в науке оказалось наличие в мире животных чёткой иерархии, или рангов. (= иерархии, то есть рангов) ● Если союз ИЛИ не означает приравнивание и не заменяется на «то есть», то он выступает в роли сочинительного разделительного союза (означает выбор из двух или более, альтернативу – «или работа, или отдых», «работа или отдых»). На уроке-зачёте или устном экзамене стремитесь построить свой ответ в форме связного высказывания. (или на уроке-зачёте, или на экзамене; выбор из двух, а не приравнивание)
Слайд 31: Не являются однородными членами, не разделяются запятой:
1. Два глагола в одинаковой форме, обозначающие действие и его цель (пойду поищу, пойду посмотрю) 2. Глаголы со значением движения, положения (Сижу читаю; иди садись) 3. Сочетания двух глаголов при помощи союзов да и, и, да, частиц не, так (возьму да и скажу; взял и пожаловался; спит не спит; смотри не смотри ) Жду не дождусь, когда вернется отец с охоты. Лежу смотрю телевизор. Пойду погляжу на детей. Идем разговариваем с другом по улице.
Слайд 32
ЗАДАНИЕ 17: Предложения с причастными и деепричастными оборотами (определениями, обстоятельствами, приложениями и т.д.). Наибольшее количество ошибок связано с постановкой знаков при употреблении причастных (ПО) и деепричастных (ДО ) оборотов. АЛГОРИТМ. 1. Найдите все причастия и деепричастия. 2. Найдите те слова, от которых зависят причастия и деепричастия. 3. Определите границы оборотов (при помощи вопросов). 4. Подумайте: нет ли в предложении однородных оборотов (т.е. те которые зависят от одного слова)
Слайд 33
Что полезно помнить о ПРИЧАСТИЯХ 1. Отвечают на следующие вопросы: КАКОЙ? ЧТО ДЕЛАЮЩИЙ, ДЕЛАВШИЙ, СДЕЛАВШИЙ? 2. Причастия обозначают признак по действию. Ребёнок ИГРАЕТ – он ИГРАЮЩИЙ; ИГРАЛ – ИГРАВШИЙ; книгу ПРОЧИТАЛИ – она ПРОЧИТАННАЯ и т.д. 3. В предложении причастие зависит от СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО ( или другой части речи в роли существительного; например, от местоимения ). 4. Запомните суффиксы причастий. Действительные причастия настоящего времени: АЩ, ЯЩ; УЩ, ЮЩ. ДумаЮЩий, клеЯЩий, ищУЩий. Действительные причастия прошедшего времени: ВШ, Ш. ДумаВШий, клеиВШий, искаВШий, нёсШий, вёзШий. Страдательные причастия настоящего времени: ИМ; ЕМ/ОМ. ЧитаЕМый, гонИМый. Страдательные причастия прошедшего времени: ЕНН, НН, Т. ПостроЕННый, прочитаННый, покрыТый.
Слайд 34
Что полезно знать о ДЕЕПРИЧАСТИЯХ 1. Отвечают на следующие вопросы: ЧТО ДЕЛАЯ, СДЕЛАВ? КАК? 2. Деепричастия обозначают добавочное действие. Человек шёл, ОГЛЯДЫВАЯСЬ по сторонам; учёный прочитал рукопись, внимательно ИЗУЧИВ пометки автора и т.д. 3. В предложении деепричастие зависит от ГЛАГОЛА. 4. Запомните суффиксы деепричастий. Деепричастия несовершенного вида : А, Я. ДелаЯ, работаЯ, слышА, кричА, держА. Деепричастия совершенного вида: В, ВШИ, ШИ. СделаВ, увидеВ, опустиВШИсь, решиВШИсь, испёкШИ, засохШИ, заперШИ. Такие суффиксы редко, но тоже встречаются: УЧИ, ЮЧИ. БудУЧИ, едУЧИ, играЮЧИ. Что полезно знать об ОБОРОТАХ 1. Оборот – это причастие/деепричастие + зависимые слова. 2. Определить границы оборота будет легче, если вы задаёте вопрос
Слайд 35
Что полезно знать об ОБОРОТАХ 1. Оборот – это причастие/деепричастие + зависимые слова. 2. Определить границы оборота будет легче, если вы задаёте вопросы от главного в обороте слова (от причастия или деепричастия) к словам вокруг него. 3. Деепричастный оборот (или одиночное деепричастие) в заданиях из ЕГЭ мы выделяем знаками ВСЕГДА. 4. Причастный оборот в заданиях из ЕГЭ мы выделяем знаками тогда, когда он стоит ПОСЛЕ ОПРЕДЕЛЯЕМОГО (главного) слова. Старый ШТУРМАН, ПЕРЕНЁСШИЙ на своём долгом веку немало штормов, не растерялся в незнакомой ситуации. Если причастный оборот стоит ПЕРЕД ОПРЕДЕЛЯЕМЫМ словом, то знаки мы не ставим. НЕ РАСТЕРЯВШИЙСЯ в этой ситуации ОСТАП уклонился вправо. *** Если определяемым словом для причастного оборота является личное местоимение («я», «мы», «ты», «вы», «он» и т.д.), то он выделяется запятыми независимо от места, занимаемого в предложении. БРОШЕННЫЙ один в лесу, ОН не нашёл в себе сил искать путь домой. ОНА, редко ИГРАВШАЯ с другими детьми, вызывала неприязнь у окружающих.
Слайд 36
Кроме причастных и деепричастных оборотов в задании встречаются и другие, обычно не вызывающие сложностей. 1. Распространённое определение, выраженное прилагательным с зависящими от него словами (определительный оборот). Правила обособления такие же, как и у причастного оборота. Если у пернатого кавалера нет ШАПОЧКИ (какой?), ПРИСУЩЕЙ его собратьям, шансы получить благосклонность от невесты невелики. 2. Обстоятельственные члены предложения, имеющие в своем составе производные предлоги и предложные сочетания. Обычно встречаются обороты с НЕСМОТРЯ НА и НЕВЗИРАЯ НА. Они выделяются запятыми. НЕСМОТРЯ НА тяжёлые погодные условия, путники СМОГЛИ СПУСТИТЬСЯ с горы. Он, НЕВЗИРАЯ НА ОПАСНОСТЬ, спас боевого товарища.
Слайд 37
3. Приложение (определение, выраженное существительным; то есть пояснение существительного существительным). Выделяется запятыми. Мистер Кэт (а именно?), прекрасный лысый кот, очень любит играть.
Слайд 38
Рассмотрим несколько примеров из задания 17 1.Молодой сокол (1) неожиданно высоко (2) взлетев над равниной ( 3) исчез с летнего неба (4) очертив пространство над горизонтом. 1. «Взлетев», «очертив» – деепричастия. 2. Взлетев (КАК?) неожиданно высоко. Взлетев (НАД ЧЕМ?) над равниной. «Неожиданно высоко взлетев над равниной» –деепричастный оборот. ДО обособляются всегда, поэтому на месте цифр 1 и 3 ставим запятые. 3. Очертив (ЧТО?) пространство. Пространство (КАКОЕ?) над горизонтом. «Очертив пространство над горизонтом» – тоже деепричастный оборот. Ставим знак в цифре 4. 4. Главное слово для обоих ДО – глагол ИСЧЕЗ. Где он стоит относительно оборотов – для нас не важно. ДО всё равно обособляются. Ответ: 134.
Слайд 39
2. Пройдя не один десяток вёрст (1) и (2) почувствовав сильную усталость (3) я прилёг в тени густой ветлы (4) сиротливо стоявшей на берегу степного пруда. 1. «Пройдя» и «почувствовав» – деепричастия. 2. Пройдя (ЧТО?) не один десяток вёрст. Это деепричастный оборот. 3. Почувствовав (ЧТО?) сильную усталость. Это тоже деепричастный оборот. 4. Главное слово для обоих ДО – глагол ПРИЛЁГ. Значит, обороты являются однородными. При этом они соединены союзом И. Мы не разделяем их запятыми в цифрах 1 и 2, т.к. если однородные соединены союзом, то их разделять запятыми не надо. В цифре 3 знак нужен, потому что в предложении ДО следует выделять знаками. 5. «Стоявшей» – причастие. Стоявшей (КАК?) сиротливо. Стоявшей (ГДЕ ?) на берегу степного пруда. После цифры 4 идёт ПО. Он зависит от слова ВЕТЛЫ (ветлы КАКОЙ? стоявшей…). Т.к. ПО стоит после ОПРЕДЕЛЯЕМОГО слова, запятую ставим (в цифре 4). Ответ: 34.
Слайд 40
3. Можно лишь преклоняться перед гением Марины Цветаевой ( 1) создавшей совершенно неповторимый поэтический мир (2) и (3) свято верившей (4) в свою музу. 1. «Создавшей» и «верившей» – причастия. 2. Создавшей (ЧТО?) совершенно неповторимый поэтический мир. Это причастный оборот. 3. Верившей (КАК?) свято. Верившей (ВО ЧТО?) в свою музу. Это тоже причастный оборот. 4. Главное слово для обоих ПО – «Марины Цветаевой». Марины Цветаевой (КАКОЙ?) создавшей… и верившей… Значит, обороты являются однородными. При этом они соединены союзом И. Мы не разделяем их запятыми в цифрах 2 и 3, т.к. если однородные соединены союзом, то их разделять запятыми не надо. В цифре 1 знак нужен, потому что ПО стоит после ОПРЕДЕЛЯЕМОГО слова. Ответ: 1.
Слайд 41
ЗАДАНИЕ 18. ВВОДНЫЕ слова ЧТО СЛЕДУЕТ ПОМНИТЬ О ВВОДНЫХ словах 1. Вводные слова следует выделять знаками с обеих сторон (обособлять). 2. Вводные не являются членами предложения, не связаны с другими членами предложения грамматически. К ним нельзя задать вопрос. От них нельзя задать вопрос. 3. Вводные различаются по значению. Если запомнить основные группы вводных, то узнавать их будет гораздо легче. 4. Существуют слова, которые никогда не выступают в роли вводных, но которые часто путают с вводными. Их обособлять не надо. Их необходимо выучить. Отличать их следует по контексту. 5. Есть также слова, которые могут выступать как в роли вводных, так и в роли членов предложения. Если они являются вводными, то их следует обособить. Если они являются членами предложения, то обособлять не надо.
Слайд 42
Классификация вводных слов Уверенность без сомнения, безусловно, бесспорно, в сущности, действительно, естественно, как правило, конечно, несомненно, очевидно, подлинно, разумеется Неуверенность вероятно, видимо, возможно, должно быть, думаю, кажется, наверное, очевидно, может быть, надеюсь, надо полагать, по всей вероятности, пожалуй, по-видимому Чувства в самом деле, к нашему удовольствию, к несчастью, к сожалению, к стыду, к счастью, к удивлению, на беду, на радость, не ровен час, нечего греха таить, странное дело, чего доброго Источник сообщения говорят, дескать, как известно, мол, по-моему, по-твоему, помнится, по выражению кого-либо, по моему мнению, по мнению кого-либо, по словам кого-либо, по сообщению кого-либо, по сообщениям СМИ, по слухам Последовательность связь, итог в общем, в частности, во-первых, во-вторых и т. д., впрочем, главное, далее, значит, итак, к примеру, к слову сказать, кроме того, кстати, кстати сказать, между прочим, наконец, наоборот, например, напротив, повторяю, подчёркиваю, прежде всего, с одной стороны, с другой стороны, сверх того, следовательно, стало быть, таким образом Способ оформления мыслей другими словами, если можно так выразиться, если можно так сказать, иначе говоря, иными словами, коротко говоря, лучше сказать, мягко выражаясь, одним словом, по совести говоря, попросту говоря, прямо скажем, с позволения сказать, словом, так сказать, что называется Привлечение внимания будьте добры, вообразите, веришь (ли), видишь (ли), видите (ли), если хотите знать, знаешь (ли), заметьте себе, знаете (ли), извините, поверьте, пожалуйста, пойми, поймите, помилуйте, понимаете (ли), понимаешь (ли), послушайте, представьте себе, простите, сделайте милость, скажите на милость, согласитесь
Слайд 43
Степень обычности бывало, как правило, по обыкновению, по обычаю, случается, случалось Оценка меры того, о чём говорится без преувеличений, самое большее, самое меньшее
Слайд 44
СЛОВА, КОТОРЫЕ НИКОГДА НЕ ВЫСТУПАЮТ В РОЛИ ВВОДНЫХ авось, буквально, будто, вдобавок, вдруг, ведь, в конечном счёте, вроде бы, вряд ли, всё-таки, даже, едва ли, исключительно, именно, к тому же, как будто, как бы, как раз, лишь, между тем, непременно, отчасти, по постановлению, по решению, почти, приблизительно, примерно, притом, причём, просто, решительно, словно, тем не менее, якобы
Слайд 45
ВВОДНОЕ ИЛИ НЕТ? Сложные случаи Некоторые слова/сочетания слов могут выступать в качестве вводных или в качестве членов предложения. Как определить, в какой роли выступает слово/сочетание слов? 1. ОДНАКО. * вводное Если ОДНАКО невозможно заменить на НО, то оно является ВВОДНЫМ и обособляется. Он, однако, смог нас удивить. * не вводное Если можно заменить на НО, то ОДНАКО является союзом, а не вводным. Мы не обособляем его, но ставим перед ним запятую (как и перед НО ). Мне не хотелось спать, однако я всё равно уснул.
Слайд 46
2. ДЕЙСТВИТЕЛЬНО. * вводное Стоит В НАЧАЛЕ предложения ВВОДНОЕ. Действительно, все дороги замело. * не вводное Стоит в другой части предложения НЕ ВВОДНОЕ. Мастерство этого скрипача действительно впечатляло.
Слайд 47
3. НАКОНЕЦ. * вводное Если в предложении есть перечисление, НАКОНЕЦ является ВВОДНЫМ и стоит в конце перечисления. Часто используется вместе с другими вводными (во-первых, во-вторых и т.д.). Во-первых, этот парк расположен рядом с домом, во-вторых, в нём много живописных уголков, и, наконец, там водятся белки. * не вводное НАКОНЕЦ = В КОНЦЕ КОНЦОВ. Имеет отношение ко времени. Используется в предложениях, в которых описываются события, чем-то завершающиеся. Можно заменить на ПОД КОНЕЦ, В КОНЦЕ, В ФИНАЛЕ. Мы долго поднимались по лестнице и наконец оказались на смотровой площадке.
Слайд 48
4. В КОНЦЕ КОНЦОВ. * вводное Не соотносится со временем. Служит для связи мыслей в предложении. Может являться частью перечисления. Квентин Тарантино – отличный режиссёр! Он, в конце концов, снял «Бесславных ублюдков». * не вводное НАКОНЕЦ = В КОНЦЕ КОНЦОВ. Имеет отношение ко времени. Используется в предложениях, в которых описываются события, чем-то завершающиеся. Можно заменить на ПОД КОНЕЦ, В КОНЦЕ, В ФИНАЛЕ. Друг долго спорил со мной, но в конце концов согласился.
Слайд 49
Вводные слова Омонимичные слова Несколько человек, ОДНАКО, осталось на месте. Слово ОДНАКО может быть вводным словом, если стоит в середине предложения. Данила петь умел, иной раз громко пел и переживательно, однако к хору не присоединился… Слово ОДНАКО может быть противительным союзом. В таком случае его можно заменить союзом но. Сделался он затем контр-адмиралом и, НАКОНЕЦ, полным адмиралом. Вовка смотрел на меня, смотрел и НАКОНЕЦ засмеялся. Натворят, БЫВАЛО, такого, что волосы дыбом встают от самочинных действий. За ужином все вели себя как ни в чём не БЫВАЛО и вполне мирно обсуждали практические детали переезда. А как хорошо, ВЕРНО, как славно пройтись по городу в такой час ! Никто из конкистадоров Кортеса не мог ВЕРНО произнести названия этого города, но тем не менее он им нравился.
Слайд 50
Он, КСТАТИ, мне так и не объяснил ничего. Это было КСТАТИ, как раз сегодня у меня было назначено свидание с корреспондентом западного агентства. Иногда, НАОБОРОТ, возникает имя, а за ним ничего не стоит. Фетисычем его звали за разговорчивость, за стариковскую рассудительность, которая приходилась то кстати, а то и совсем НАОБОРОТ. Небо было низким и серым и, ДЕЙСТВИТЕЛЬНО, вовсю мутилось дождём, крошечные капли которого расшибались о стекло. Она ДЕЙСТВИТЕЛЬНО не знала, что делать. Вот, ЗНАЧИТ, по ком моя Маруся все глаза выплакала! Колюня не желал Родине зла, не понимал, что ЗНАЧИТ тоталитарная, и простодушно надеялся, что добра на всех хватит… С повышением ранга увеличивалось, ГЛАВНЫМ ОБРАЗОМ, количество картин на стенах, стекляшек на люстрах … В Америке переводами занимаются ГЛАВНЫМ ОБРАЗОМ филологи. А слава, В КОНЦЕ КОНЦОВ, ― дело наживное. В КОНЦЕ КОНЦОВ он очутился на самом верху угловой башни, на которую недавно ещё смотрел с лужайки.
Слайд 51
На перекрёсток этот выкатывается ещё несколько улиц с не запомнившимися названиями, ТАКИМ ОБРАЗОМ, получается что-то вроде площади. Приглашение было составлено ТАКИМ ОБРАЗОМ, что они могли ехать в любое время с июня по сентябрь. В четвёртый, МОЖЕТ БЫТЬ, раз пожав хозяину руку, гость ступил за порог… Ей не МОЖЕТ БЫТЬ шестьдесят три года. В мои же дерзкие планы входит … дать почувствовать читателю атмосферу, в которой жили и творили Аркадий и Борис Стругацкие; дать Портрет эпохи, ПО СУТИ, нескольких эпох, формировавших их как писателей … И, входя в вагон метро, он с удовольствием думал о себе, что ведь ПО СУТИ он же умный деловой человек, не канцелярская пробка, и даже добрый человек… Он часто брал меня с собой на свои триумфальные выступления, приглашая " в собственный вагон", что было для меня, С ОДНОЙ СТОРОНЫ, комфортабельно, но с другой ― грызло моё честолюбие. Они взяли её на руки и потащили к большому, обгоревшему С ОДНОЙ СТОРОНЫ дереву.
Слайд 52
ВВОДНОЕ ИЛИ НЕТ? Простые случаи Некоторые слова/сочетания слов могут выступать в качестве вводных или в качестве членов предложения. Рассмотрим типичные примеры. 1. Он может быть полезным. ( не вводное) Дом, может быть, восстановят. ( вводное) 2. Луна кажется бледной. ( не вводное) Кажется, дождь начинается. ( вводное) 3. Эти данные внесены верно? ( не вводное) Мой друг, верно, задержится. (вводное) 4. Ошибку возможно исправить. ( не вводное) Осёл, возможно, ещё поумнеет. (вводное) 5. Из окна видно лес. ( не вводное) Лес, видно, расположен севернее. ( вводное)
Слайд 53
ОБРАЩЕНИЯ ЧТО СЛЕДУЕТ ПОМНИТЬ ОБ ОБРАЩЕНИЯХ 1. Обращения следует выделять знаками с обеих сторон (обособлять). Иван Васильевич, как будем решать проблему? Мам, кто сегодня будет гулять с собакой? 2. Обращение выделяется вместе со всеми относящимися к нему словами. Разрешите, дорогой друг, продолжить мой монолог. Уважаемая Елена Сергеевна, когда мы проведём собрание? 3. Обращение может быть выражено существительным в И.п. или любой другой субстантивированной частью речи (т.е. любым словом в роли существительного ). Куда ты, моя милая, идёшь? Слушайте меня, все! Розовый свитер, подойди сюда !
Слайд 54
4. Личные местоимения ТЫ и ВЫ не являются обращениями. *** Если требуется обращение, но нет ничего, кроме местоимений ТЫ или ВЫ, то они могут выступать в роли обращений. Эх, вы! Ну, вы! Тише, ты! *** Запятыми ТЫ или ВЫ не выделяются, если находятся в составе обращения, представляющего собой сочетание определения с определяемым словом. Милый друг ты мой, … Балагур ты этакий, … Умница вы моя, … 5. Обращения могут повторяться. Друг мой верный, друг мой преданный, …
Слайд 55
6. Обращения могут быть однородными. *** Знаки при них будут ставиться так же, как и при любых других однородных. Вы слышите, Аня, Катя и Миша? *** Если при однородных обращениях союз И повторяется, то перед первым И запятая не ставится. Вернитесь и Аня, и Катя! 7. При наличии нескольких обращений к одному лицу, находящихся в разных местах предложения, каждое из них выделяется запятыми. Сергей, расскажите, дорогой товарищ, о чём эта книга! Ира, скажи, маленькая хулиганка, куда ты спрятала мои очки?
Слайд 56
8. В следующих междометных выражениях не ставятся знаки. господи помилуй боже упаси упаси господи господи прости слава тебе господи
Слайд 57
ЗАДАНИЕ 19. ЗНАКИ В СЛОЖНОПОДЧИНЁННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ (СПП) Задание 19 из ЕГЭ по русскому языку посвящено сложноподчинённым предложениям (СПП). Чтобы не допускать в нём ошибок, следует действовать по алгоритму. АЛГОРИТМ 1. Найдите все грамматические основы. 2..Найдите союзное слово/союз, при помощи которого одна часть присоединяется к другой. ***Не забывайте, что некоторые союзные слова являются местоимениями и изменяются по падежам (КОТОРЫЙ: от которого, перед которым, к которому, о котором; ЧТО: чего, чему, чем и т.п.). 3. Необходимо найти то слово в главном предложении, от которого зависит придаточная часть. Так Вам проще будет определить, где начинается одна часть и заканчивается другая. 4. Задайте все вопросы внутри предложений, чтобы наверняка определить, какие слова относятся к какой части (важно: необязательно, чтобы запятая ставилась сразу перед союзным словом, а союзы иногда бывают составными ). 5. Помните: придаточное предложение может находиться перед главным, после или внутри него.
Слайд 62
Есть несколько основных схем, по которым строятся предложения в задании 19. Рассмотрим их. 1. Главное + придаточное Во времена Моцарта (1) Зальцбург представлял собой столицу маленького княжества, (2) во главе (3) которого (4) стоял зальцбургский архиепископ. 2. Придаточное внутри главного Во времена Моцарта, (1) Реквием (2) которого (3) мы сегодня будем слушать, (4) Зальцбург был столицей маленького княжества. 3. Несколько придаточных Умберто Эко, (1) творчество которого мы любили с юных лет, (2) всегда проводил особую работу (3) с переводчиками, (4) которые (5) были готовы следовать каждому его совету. 4. Однородные придаточные В девять часов, (1) когда в конторе гасили свет (2) и люди расходились по своим логовищам, (3) он ставил на стол припасённый штоф (4) и ломоть чёрного хлеба.
Слайд 63
ЗАДАНИЕ 20: Предложения с разными видами связи Задание 20 из ЕГЭ по русскому языку посвящено предложениям с разными видами связи. Чтобы не допускать в нём ошибок, следует действовать по алгоритму. АЛГОРИТМ 1. Найдите все грамматические основы. 2. Найдите ВСЕ союзные слова/союзы. 3. Задайте все вопросы между предложениями, чтобы понять, как части предложения взаимосвязаны (какое придаточное зависит от какого главного и т.д.). 4. Будьте внимательны: Вам не требуется находить уточняющие второстепенные члены предложения. Вы должны разделять знаками части сложного предложения и иногда (очень редко) однородные.
Слайд 64
ПРОБЛЕМЫ Есть 3 основные проблемы, с которыми мы сталкиваемся в задании 20. 1. Стык союзов. 2. Роль сочинительного союза. 3. Однородное подчинение.
Слайд 66
Рассмотрим КЛАССИЧЕСКИЙ пример из задания 20 Я хочу вас предупредить (1) что (2) если вы меня предадите (3) вам будет совестно (4) ведь это будет довольно низкий поступок. 1. Находим основы. Их 4: я хочу предупредить; вы предадите; будет совестно ; это будет низкий поступок. 2. Находим союзы. Их 3: что, если, ведь. 3. Мы знаем, сколько у нас основ и какие у нас союзы, а потому можем понять, в каких цифрах необходимо поставить знаки, отделяющие одно предложение от другого. Это цифры 1, 3, 4. 4. Теперь подумаем, следует ли разделять СТЫК СОЮЗОВ (ЧТО ЕСЛИ). Очевидно, что союзы «ЕСЛИ» и «ВЕДЬ» относятся к тем предложениям, в которых стоят («если вы меня предадите» и «ведь это будет довольно низкий поступок»). К какому предложению относится союз «ЧТО»? Мы видим, что есть предложение без союза («вам будет совестно»). Если есть такое предложение, значит, к нему и относится первый союз из стыка союзов. А это значит, что мы должны отделить его от соседнего союза ( в данном случае «ЕСЛИ»). 5. Задаём вопрос. Я хочу вас предупредить (О ЧЁМ?) что вам будет совестно. 6. Итак, нам нужны запятые в цифрах 1, 2, 3, 4.
Слайд 67
Проблема 1. СТЫК СОЮЗОВ Если перед вами стоят два союза подряд, то вы разделяете их запятой в том случае, когда дальше в предложении есть такая часть, в которой вообще нет союза. Проще говоря: если первому союзу из стыка «есть куда пойти », то вам следует отделить его от соседнего союза. Если же этот союз больше нигде не нужен, то мы оставляем его вместе с «соседом », не разделяя их знаком. Чаще всего это происходит в тех случаях, когда в следующем предложении есть слова ТО, НО, ТАК. Дома мой гость сразу начал мне жаловаться (1) что (2) пока он добирался до меня (3) то заплутал в лесу (4) и вынужден был заночевать в сторожке лесника. 1. Находим основы. Их 3: гость начал жаловаться; он добирался ; заплутал и вынужден был заночевать. 2. Находим союзы. Их 4: что, пока, то («ТО» не является союзом и обладает другой функцией в предложении, но для упрощения мы будем причислять его к союзам, т.к. это ни на что не влияет), и. 3. В цифрах 1 и 3 мы ставим запятые, т.к. это необходимо для разделения разных основ. 4. В цифре 4 мы не ставим знак, т.к. союз «И» соединяет два однородных, а не два разных предложения («заплутал И вынужден был заночевать»). 5. Перед нами стык союзов: ЧТО ПОКА. Мы не разделяем их знаками, т.к. союзу «ЧТО» «некуда пойти»: он не может относиться к предложению со словом «ТО». Проще говоря: мы видим «ТО» в следующем предложении (и, кроме того, здесь больше нет свободных предложений, без союзов), и потому не разделяем союзы на стыке знаками. В цифре 2 запятой нет. Дома мой гость сразу начал мне жаловаться, что пока он добирался до меня, то заплутал в лесу и вынужден был заночевать в сторожке лесника.
Слайд 68
Проблема 2. РОЛЬ СОЧИНИТЕЛЬНОГО СОЮЗА Мы знаем, что сочинительный союз может соединять как однородные, так и сложносочинённые предложения (ССП). В тех случаях, когда он стоит между предложениями, знак нужен. В тех случаях, когда он стоит между однородными, знак не нужен. Это значит, что каждый раз, когда вы видите сочинительный союз, вы должны задуматься: что он соединяет? Закончилось ли предложение, или оно продолжается после придаточной части?
Слайд 69
К полуночи (1) Сергей обессилел (2) и (3) когда осознал (4) что с бумагами ему не совладать (5) тихо и горько заплакал. 1. Находим основы. Их 3: Сергей обессилел и заплакал, осознал, не совладать. 2. Находим союзы. Их 3: и, когда, что. 3. Очевидно, что перед нами два ПРИДАТОЧНЫХ предложения (на это указывают подчинительные союзы «КОГДА» и «ЧТО»). ИХ МЫ ДОЛЖНЫ ОТДЕЛИТЬ ЗАПЯТЫМИ ОТ ГЛАВНОГО. 4. Задумаемся, что именно соединяет союз «И» (возле цифры 2). К полуночи Сергей обессилел и тихо и горько заплакал. Очевидно, что союз соединяет два однородных, т.к. «ОБЕССИЛЕЛ» и «ЗАПЛАКАЛ» стоят в одинаковой форме и могут относиться к слову «СЕРГЕЙ». В части «тихо и горько заплакал» нет отдельного подлежащего, и потому логично, что это продолжение главного предложения, а не новая часть. К ПОЛУНОЧИ СЕРГЕЙ ОБЕССИЛЕЛ И, когда осознал, что с бумагами ему не совладать, ТИХО И ГОРЬКО ЗАПЛАКАЛ.
Слайд 70
Проблема 3. ОДНОРОДНОЕ ПОДЧИНЕНИЕ Что подразумевает однородное подчинение? Если два придаточных предложения зависят от одного слова в главном предложении и при этом отвечают на один и тот же вопрос, то они являются однородными. ЧТО ЭТО НАМ ДАЁТ? Как и любые другие однородные, однородные придаточные могут соединяться союзом. И в таком случае их не следует разделять запятыми.
Последний слайд презентации: Задание № 16 – 20 ЕГЭ
Алексей был в окопе один (1) и (2) когда скрылись повозки (3) и ( 4) поле очистилось от пыли (5) он решил оглядеться вокруг. 1. Находим основы. Их 4: Алексей был один; скрылись повозки; поле очистилось ; он решил оглядеться. 2. Находим союзы. Их 3: и, когда, и. 3. Так как у нас в каждой из разделённых цифрами частей есть своя основа, мы понимаем, что первое предложение заканчивается в цифре 1, а значит, там нужен знак. 4. Очевиден и знак в цифре 5: он разделяет разные предложения, в каждом из которых есть своя основа. 5. В цифре 2, на стыке союзов, также есть знак, т.к. мы видим далее ( после цифры 5) свободное предложение без союза («он решил оглядетьсвокруг »). Союз «И» соединяет два предложения: «Алексей был в окопе один », «он решил оглядеться вокруг». 6. Теперь задумаемся, что соединяет союз «И» (тот, который стоит между цифрами 3 и 4)? Нам очевидно, что после союзного слова «КОГДА» идёт придаточное предложение. Затем сочинительный союз «И». Затем ещё одно предложение. Каждый раз, когда вы видите подобную картину, задумайтесь: не однородное ли это подчинение? 7. А раз мы подозреваем однородное подчинение, следует задать вопрос. Он решил оглядеться вокруг (КОГДА?) когда скрылись повозки и (КОГДА ?) поле очистилось от пыли. В цифрах 3 и 4 знаки не нужны. Перед нами однородные придаточные, зависящие от одного главного предложения. Отметим, что при однородном подчинении вполне достаточно одного подчинительного союза: перед второй частью он может не повторяться (здесь у нас одно слово «КОГДА»). Алексей был в окопе один, и, КОГДА скрылись повозки И поле очистилось от пыли, он решил оглядеться вокруг.