Задание № 22 ЕГЭ Изобразительно-выразительные средства языка — презентация
logo
Задание № 22 ЕГЭ Изобразительно-выразительные средства языка
  • Задание № 22 ЕГЭ Изобразительно-выразительные средства языка
  • Задание № 22 ЕГЭ Изобразительно-выразительные средства языка
  • Задание № 22 ЕГЭ Изобразительно-выразительные средства языка
  • Фонетические приёмы (звукопись):
  • Задание № 22 ЕГЭ Изобразительно-выразительные средства языка
  • Тропы
  • Задание № 22 ЕГЭ Изобразительно-выразительные средства языка
  • Задание № 22 ЕГЭ Изобразительно-выразительные средства языка
  • Синтаксические средства (фигуры речи)
  • Задание № 22 ЕГЭ Изобразительно-выразительные средства языка
  • Задание № 22 ЕГЭ Изобразительно-выразительные средства языка
  • Задание № 22 ЕГЭ Изобразительно-выразительные средства языка
  • Задание № 22 ЕГЭ Изобразительно-выразительные средства языка
  • Запомни!
1/14

Первый слайд презентации: Задание № 22 ЕГЭ Изобразительно-выразительные средства языка

Изображение слайда

Слайд 2

Языковые средства выразительности  — это специальные художественно – риторические приёмы, лексические и грамматические средства языка, привлекающие внимание к высказыванию.

Изображение слайда

Слайд 3

Фонетические (звукопись) : Лексические (тропы) : Синтаксические (фигуры речи) : 1. аллитерация 2. ассонанс 1.метафора 2. метонимия 3. олицетворение 4. сравнение 5. эпитет 6. гипербола 7. литота 1.синтаксический параллелизм 2.парцелляция 3.вопросно – ответная форма изложения 4.градация 5.инверсия 6.лексический повтор 7. анафора 8. эпифора 9. антитеза 10. риторический вопрос 11. риторическое восклицание 12. риторическое обращение, 13. многосоюзие 14. бессоюзие

Изображение слайда

Слайд 4: Фонетические приёмы (звукопись):

1.Аллитерация повтор согласных Желтел, облака пожи р ая, песок. П р едг р озье иг р ало б р овями куста р ника. 2.Ассонанс повтор гласных У наших у шки на мак у шке, Ч у ть у тро осветило п у шки И леса синие верх у шки — Франц у зы т у т как т у т.

Изображение слайда

Слайд 5

Аллитерация Ассонанс

Изображение слайда

Слайд 6: Тропы

1.Эпитет образное определение Умный, робкий, наблюдательный взгляд. Добрый ветер; живительная влага; робкое дыхание; горящие глаза; дорожная тоска; лесов таинственная сень 2. Метафора перенос свойств одного предмета или явления на другие по сходству или аналогии (скрытое сравнение) луна будет улыбаться «Прапорщики  воткнулись глазами  в « Тоска необъятная жрала  его, и  безымянный червь точил его сердце » « Солнце на западе было каплей горящего золота, которая  скользила  всё ближе и ближе  к подоконнику мира » огнём душа твоя полна » « И над серостью наших бесед    опоздавшие птицы газет » костёр рябины красной «А вы ноктюрн сыграть могли бы  на флейте водосточных труб ?» Осень жизни

Изображение слайда

Слайд 7

3. Метонимия замена одного слова или выражения другим на основе близости значений. Тарелку съел; У него бойкое перо; Весь дом ушел; Выпить целый самовар; Янтарь на трубках Цареграда, Фарфор и бронза на столе… Вдруг из-за двери в бале зальной/ Фагот и флейта раздались. 4. Олицетворение одушевление неодушевлённых понятий Утро подкралось. Природа пробудилась. Ударили морозы. Душа поет. Лес смолк. Море волнуется. Ветер шепчет. Набежали тучи. Утро прослезилось дождем. Природа радуется. Самовар пыхтит. Звезды подмигивают. Плачущая ива. Звенит капель. Вьюга воет. Ночь побледнела. Трава росой умылась.

Изображение слайда

Слайд 8

5. Сравнение Сопоставление двух предметов по общему признаку Порой в ущелии шакал Кричал и плакал, как дитя. Он бежал быстрее, чем лошадь вспыхивали молнии, как крыло умирающей птицы как вино, печаль минувших дней Внизу, как зеркало стальное, с инеют озера Раньше был он звонкий, точно птица 6. Гипербола Намеренное преувеличение предметов и явлений действительности для усиления художественного впечатления Дьявол был громаден, как утёс И сосна до звёзд достаёт Миллион терзаний Во сне дворник сделался тяжёлым, как комод Быть может, качеств ваших тьму, любуясь ими, вы придали ему; не грешен он ни в чём, вы во сто раз грешнее Порядочный человек от вас за тридевять земель убежать готов 7. Литота Намеренное преуменьшение Ваш шпиц не более наперстка … Не то чтобы великан Капля в море Не бог весть какой ум Чуть тёплый Крохотная сумма

Изображение слайда

Слайд 9: Синтаксические средства (фигуры речи)

1.Риторический вопрос Вопрос, не предполагающий ответа и усиливающий эмоциональность и выразительность высказывания; скрытое утверждение Не так ли ты над самой бездной На высоте, уздой железной Россию поднял на дыбы? 2.Риторическое восклицание Эмоциональное утверждение, передающие эмоциональное состояние героя Меж мной и честными сердцами Порваться долго ты не дашь Живому, кровному союзу! 3.Риторическое обращение Условное обращение А вы, надменные потомки Известной подлостью прославленных отцов...

Изображение слайда

Слайд 10

4.Лексический повтор повторение одного и того же слова. Средство связи в тексте между предложениями. Это еще не сказка. Сказка только начинается. Мне опостылели слова, слова, слова. Последние времена, матушка Марфа Игнатьевна, последние, по всем приметам последние. 5.Анафора Повтор начального слова в нескольких смежных строках Нам и места в землянке хватало вполне, Нам и время текло для обоих. Наше оружие — наши песни, Наше золото — звенящие голоса. Это – круто налившийся свист, Это – щёлканье сдавленных льдинок, 6.Эпифора Повтор слов в конце строк или смежных отрезков речи Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник ? Почему именно титулярный советник ? Это есть художник Альтман, очень старый человек. По-немецки значит Альтман — очень старый человек.

Изображение слайда

Слайд 11

7.Инверсия Нарушение привычного порядка слов в предложении Приблизительная норма: обстоятельство места или времени (ко всему предлож.) + определение + подлежащее + обстоятельство образа действия + сказуемое + дополнение +обстоятельство. И даль свободного романа Я сквозь магический кристалл Ещё неясно различал. И томных дев устремлены/На вас внимательные очи (А. С. Пушкин). Швейцара мимо он стрелой (Пушкин) Над ухом шепчет голос нежный, / И змейкой бьется мне в лицо / Ее волос, моей небрежной / Рукой измятое, кольцо (Полонский) Хотя лила из раны кровь Густой широкою волной. 8.Градация Расположение слов и выражений, а также средств художественной изобразительности по возрастающей или убывающей значимости Барина холить, беречь, ублажать. Живи ещё хоть четверть века — Все будет так. Исхода нет. «Сначала он думал о том, что убийство — это ужасно. Потом он начал сомневаться, а затем пришёл к мысли, что может быть это не так уж плохо... И наконец он решился на преступление». Не хочу быть чёрной крестьянкой, Хочу быть столбовой дворянкой 9.Антитеза (контраст) Противопоставление Полюбил богатый—бедную, / Полюбил ученый—глупую, / Полюбил румяный—бледную, / Полюбил хороший—вредную. Прекрасна, как ангел небесный, / Как демон, коварна и зла. То истиной дышит в ней все, / То все в ней притворно и ложно! / 10.Синтаксический параллелизм Одинаковое синтаксическое построение предложений Спит животное Собака, Дремлет птица Воробей … Летал сокол по небу, гулял молодец по свету. Утихает светлый ветер, Наступает серый вечер… Все в огне будете гореть неугасимом. Все в смоле будете кипеть неутолимой!

Изображение слайда

Слайд 12

11.ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ - авторское членение текста (расчленение фразы на части или на отдельные слова). Я! Говорю! Хватит! Я думаю. Что вы не правы. Некто четвертый – это мой страх. Он сидит во мне. Он правит мной. Подсказывает. Корректирует. Вымогает. Удерживает. Бросает в дрожь....Но идет... Шатается... Одна 12.ВОПРОСНО-ОТВЕТНАЯ ФОРМА - текст, представленный в виде риторических вопросов и ответов на них. «Для чего нужны книги? Книги нужны, чтобы развиваться, узнавать что-то новое.»

Изображение слайда

Слайд 13

13.Многосоюзие избыточный с грамматической точки зрения повтор союзов, ощущаемый как лишний и употребляемый как выразительное средство: ...Моих ушей коснулся он, И их наполнил шум и звон: И внял я неба содроганье, И горний ангелов полет, И гад морских подводный ход, И дольней лозы прозябанье. Псевдокультура ни словом, ни жестом может и не отличаться от культуры, но делом, но последствием, но своею ошибочностью — отличается. 14.Бессоюзие намеренное опущение союзов между однородными членами предложения или частями сложносочиненного предложения Мелькают мимо будки, бабы, Мальчишки, лавки, фонари, Дворцы, сады, монастыри... День вечереет, небо опустело, Гул молотилки слышен на гумне...

Изображение слайда

Последний слайд презентации: Задание № 22 ЕГЭ Изобразительно-выразительные средства языка: Запомни!

Изображение слайда

Похожие презентации

Ничего не найдено