Первый слайд презентации: Задание 2
Пересказ текста с привлечением дополнительной информации
Слайд 2: Особенности пересказа
Объём задания для чтения на экзамене составляет 170-180 слов, поэтому во втором задании учащимся будет предложено пересказать текст подробно, а также включить в него предложенное высказывание. При подготовке к заданию экзаменуемый должен определить, в какой части текста использование высказывания логично и уместно. Пересказ и включённое в него задание должны составлять цельный текст. Высказывание должно быть введено любым из способов цитирования. Экзаменуемый во время пересказа имеет право зачитать высказывание. Время на подготовку составляет 1 минуту. Учащийся, выполняя задание 1, уже обращался к данному тексту, работал с его содержанием, поэтому при подготовке к пересказу должен сосредоточиться на анализе высказывания и включении его в свой текст.
Слайд 3: Способы цитирования
Способы передачи чужой речи Примеры Предложения с прямой речью В одной из своих многочисленных книг Амосов писал: «Первобытный человек шагом почти не ходил, а бегал, как и все звери. Резервы, которые создала природа в человеке, существуют только до тех пор, пока человек максимально их использует. Но как только упражнения прекращаются, резервы тают. Попробуйте уложить здорового человека на месяц в постель, так, чтобы он ни на секунду не вставал, — получите инвалида, разучившегося ходить». Предложения с косвенной речью Николай Михайлович считал, что резервы, данные человеку от природы, существуют только до тех пор, пока он их использует. Неподвижный образ жизни превращает здорового человека в инвалида. Предложения с вводными словами По словам Амосова, регулярное максимальное использование человеком природных резервов помогает ему долго оставаться здоровым, а неподвижность превращает его в инвалида.
Слайд 4
Советы для подготовки пересказа еще раз прочитайте текст и устно сформулируйте его основную мысль; пронумеруйте количество абзацев (Запомните: сколько абзацев, столько и микротем !); пользуйтесь записями, сделанными во время подготовки к выразительному чтению, перескажите текст, логично и уместно включив приведенное высказывание; заучивать или записывать цитату, которую нужно вставить в текст, не надо; нельзя просто «прилепить» цитату к тексту, она должна быть органично «привязана» к содержанию.
Слайд 5
Введение высказывания в текст пересказа: речевые клише (уместнее ввести предложенное высказывание в конце пересказа) Пересказ + речевое клише: удивительно точно об этом человеке (назвать) было сказано известным писателем ФИО… : «высказывание»; говоря об этом удивительном человеке, нельзя не вспомнить высказывание ФИО: «высказывание»; всё то, о чём мы сейчас говорили, находит подтверждение в словах ФИО, который сказал: «высказывание»; оценивая вклад ФИО (имя героя текста) в …, ФИО (автор цитаты) говорил: «высказывание»; как утверждал ФИО (автор цитаты), «высказывание» ФИО (автор цитаты) считал, что «высказывание» и т.п.