Закирова К амилла 10 лет, руководитель Тимошкина М.В, учитель — презентация
logo
Закирова К амилла 10 лет, руководитель Тимошкина М.В, учитель
  • Закирова К амилла 10 лет, руководитель Тимошкина М.В, учитель
  • Закирова К амилла 10 лет, руководитель Тимошкина М.В, учитель
  • Закирова К амилла 10 лет, руководитель Тимошкина М.В, учитель
  • Закирова К амилла 10 лет, руководитель Тимошкина М.В, учитель
  • Закирова К амилла 10 лет, руководитель Тимошкина М.В, учитель
  • Закирова К амилла 10 лет, руководитель Тимошкина М.В, учитель
  • Закирова К амилла 10 лет, руководитель Тимошкина М.В, учитель
  • Закирова К амилла 10 лет, руководитель Тимошкина М.В, учитель
  • Закирова К амилла 10 лет, руководитель Тимошкина М.В, учитель
  • Закирова К амилла 10 лет, руководитель Тимошкина М.В, учитель
  • Закирова К амилла 10 лет, руководитель Тимошкина М.В, учитель
  • Закирова К амилла 10 лет, руководитель Тимошкина М.В, учитель
  • Закирова К амилла 10 лет, руководитель Тимошкина М.В, учитель
  • Закирова К амилла 10 лет, руководитель Тимошкина М.В, учитель
  • Закирова К амилла 10 лет, руководитель Тимошкина М.В, учитель
  • Закирова К амилла 10 лет, руководитель Тимошкина М.В, учитель
  • Закирова К амилла 10 лет, руководитель Тимошкина М.В, учитель
1/17

Первый слайд презентации

» Закирова К амилла 10 лет, руководитель Тимошкина М.В, учитель музыки Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №5» Чистопольского муниципального района Республики Татарстан ОСНОВОПОЛОЖНИК ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ТАТАРСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

Изображение слайда

Слайд 2

» 1911-1988

Изображение слайда

Слайд 3

Жиганов — один из основоположников профессионального татарского музыкального искусства. Композитор, музыкально-общественный деятель, педагог, заслуженный деятель искусств ТАССР (1939), РСФСР (1940), народный артист СССР (1957), профессор (1953

Изображение слайда

Слайд 4

Центральное место в его творчестве занимает опера; в этом жанре он создал восемь произведений, последовательно воплощающих общую тему – тему борьбы народа за свободу и счастье

Изображение слайда

Слайд 5

Выдающиеся произведения Н.Жиганова способствовали международному признанию татарской музыки. Опера « Джалиль » ставилась в Большом театре СССР (1959), Пражском национальном театре (1960

Изображение слайда

Слайд 6

Изображение слайда

Слайд 7

Изображение слайда

Слайд 8

Об истории создания оперы « Джалиль », о ее счастливой сценической судьбе написано много. Но мало кто знает о первой попытке Назиба Жиганова воплотить в музыке трагическую судьбу своего друга. Это тоже была опера. Называлась она «Поэт». Он работал над ней во времена, когда было опасно не только называть себя другом Джалиля, но даже упоминать его имя. Об этом сейчас мало кто вспоминает, особенно те, кто быстро уверовал в официальную версию предательства поэта, попавшего в татарский легион. Гитлеровцы создавали так называемые национальные легионы для диверсионной работы на восточном фронте. Одного факта, что Муса попал к немцам в плен, было достаточно, чтобы его назвали изменником Родины. Лишь много лет спустя стало известно, что Джалиль и его товарищи организовали подпольную группу, которая сорвала многие планы фашистов. В 1943 году эта группа была раскрыта и арестована Назиб Гаязович ни минуты не сомневался в абсурдности обвинений, которые были предъявлены поэту. Он слишком хорошо знал его и потому много раз публично говорил, что Муса не мог пойти на измену Родине. В центральном герое оперы «Поэт», которого звали Нияз, явственно угадывался образ Мусы Джалиля. Автором либретто стал А.Файзи, режиссером-постановщиком была М.Ожигова.

Изображение слайда

Слайд 9

Как вспоминал Назиб Гаязович, когда Андре Тиммерманс через посольство переслал в СССР первую « Моабитскую тетрадь» казненного немцами Джалиля, ему и автору либретто было предложено восстановить на сцене оперу «Поэт», но они категорически отказались. «В наших руках были новые стихи нашего общего друга, и мы написали новую оперу « Джалиль » – как музыкальный памятник поэту-герою, отдавшему жизнь за нашу Родину», – писал Н.Жиганов в сентябре 1982 года. Опера « Джалиль » была создана, когда поэт уже был награжден посмертно звездой Героя Советского Союза (это случилось в 1956 году), его доброе имя было восстановлено. И в музыкальном смысле это была уже другая опера. Она рассказывала о конкретном человеке, но по законам художественной правды образ поэта-героя вырастал до значения символа. Это была опера о несгибаемости и мужестве советского человека перед лицом смерти. Но теперь Мусе уже не отказывали в праве на грусть и боль разлуки.

Изображение слайда

Слайд 10

Премьера постановки оперы « Джалиль » состоялась в 1957 году на сцене нашего театра, который к тому же стал носить имя Мусы Джалиля. Затем были еще редакции и постановки, последняя из которых — Михаила Панджавидзе. « Джалиль » ставился в Большом театре в Москве самим Борисом Покровским, который высоко оценивал Жиганова. Кроме того, « Джалиль » — единственная татарская опера, которая ставилась за границей – в Национальной опере в Праге в 1960 году.

Изображение слайда

Слайд 11

Опера-поэма в семи картинах; либретто А. Файзи с использованием фрагментов стихотворений М. Джалиля. Первая постановка: Казань, 15 мая 1957 года, под управлением К. Тихонова.

Изображение слайда

Слайд 12

Действующие лица: Муса Джалиль, поэт (драматический тенор), Жена поэта (лирико-драматическое сопрано), Журавлев, полковник, командир отряда (бас), Андрэ, бельгиец, военнопленный (баритон), Казанфаров, лейтенант (баритон), Хаят, татарская девушка, угнанная в фашистскую Германию (меццо-сопрано), Безумная женщина с ребенком, белоруска (меццо-сопрано), Ковалев, старшина (бас); Солдаты: Сатпаев, казах (тенор), Ишназаров, татарин (баритон), Усенко, украинец (бас); Два немецких офицера (характерные тенора). Солдаты, военнопленные, часовые, дети, женщины — подруги жены поэта, люди разных национальностей, угнанные в фашистскую Германию.

Изображение слайда

Слайд 13

В мрачной камере Моабитской тюрьмы проводит свои последние часы приговоренный к смерти Джалиль. Его мысли обращаются к Родине, в памяти всплывает прощание с женой и спящей дочуркой, видения родной Казани, мирные народные напевы Татарии. Новые воспоминания оживают перед мысленным взором поэта. Короткая передышка между боями. Солдаты пишут письма домой, чистят оружие. Казах Сатпаев напевает грустную песню о далеком Иртыше. Ишназаров сочиняет письмо казанским девушкам, но, заслушавшись, забывает о нем. Приход капитана Джалиля поднимает настроение у загрустивших воинов. Он помогает Ишназарову закончить письмо, найдя простые сердечные слова. Внезапно вбегает лейтенант Казанфаров. В панике он кричит, что отряд окружен фашистами. Джалиль резко обрывает его. Полковник Журавлев грозит отдать труса и паникера под суд, но Казанфаров клянется в бою искупить свою вину. Бойцы расходятся; Журавлев открывает Джалилю серьезность положения. Он говорит о своем решении отвлечь на себя силы фашистов, чтобы Джалиль с частью отряда смог выйти из кольца, и признается, что поэт, чьи пламенные стихи поднимают людей на борьбу, дорог ему, как сын.

Изображение слайда

Слайд 14

Ночь. Зарево далеких пожаров. На обугленной земле лежит тяжело раненный Джалиль. Придя в себя, он слышит голос, напевающий колыбельную песню. К нему приближается безучастная ко всему женщина с мертвым ребенком на руках и проходит мимо, не слыша обращенных к ней слов. Джалиль пытается встать, но снова теряет сознание. Очнувшись, он видит человека, который, прячась, пробирается от линии фронта, и узнает в нем Казанфарова. Джалиль приказывает ему вернуться на поле боя. Дезертир пытается застрелить единственного свидетеля его бегства, но Джалиль опережает его. Раненый Казанфаров бежит прочь, а Джалиль, проклиная изменника, идет к фронту. За колючей проволокой концлагеря группами собираются военнопленные. Испытания не сломили их волю. Пользуясь тем, что часовой далеко, они читают стихи Джалиля. Бельгиец Андрэ стережет их, беззаботной песенкой предупреждая о приближении опасности. Обессиленный поэт выходит из комендатуры. Друзья предлагают ему организовать побег, но он отказывается, не желая спасаться ценой жизни других. Фашисты предложили сохранить ему жизнь, если он будет служить им. Джалиль принял это предложение: отныне он будет бороться с врагом, надев позорную маску предателя. Его страшит лишь, что слух о предательстве дойдет до Родины и близких.

Изображение слайда

Слайд 15

На разрушенной железнодорожной станции в немецком тылу работают люди, согнанные из разных стран. Они читают приказ, обещающий награду за поимку руководителя подпольной борьбы Гумерова, чьи песни так любимы народом. С ненавистью и презрением встречают пленные Джалиля, одетого в немецкую форму. Джалиль напутствует легионеров, навербованных немцами, перед отправкой на Восточный фронт. Эшелон отправлен, все расходятся. Муса Джалиль остается один. Он слышит грустную песню татарской девушки Хаят, полную тоски по родным местам, и спрашивает, кто сочинил эту песню. Вместо ответа Хаят бросает ему в лицо слова презрения. Сбежавшиеся пленные оскорбляют его, грозят расправой. Солдаты оттесняют народ, окружая Джалиля. Офицер злобно кричит: «Ваши легионы переходят на сторону Советов!» — и вдруг догадывается — « Гумеров !…» Пленные с мольбой простирают руки к Джалилю : теперь он может смотреть людям прямо в глаза.

Изображение слайда

Слайд 16

Муса, брошенный в тюремную камеру, мыслями обращается к жене. Он видит утешающих ее подруг, веселье новогоднего праздника, игры детей, и среди них свою дочь. Внезапно Джалилю представляется иная картина; что расскажет о нем Казанфаров ?! Он видит предателя, входящего в его дом, слышит настойчивые вопросы жены и ответ: «Муса перешел на сторону врага». Но жена не верит лживой вести. Вновь вокруг глухие стены тюрьмы. В камеру вталкивают избитого Андрэ. Джалиль склоняется над ним. Бельгиец не понимает, как человек, приговоренный к смерти, может еще писать стихи. Но Джалиль знает — у него много друзей. Готовясь к казни, он передает Андрэ « Моабитскую тетрадь»: его стихи должны дойти к народу. Поэт обращается к Германии, родине Маркса, Гейне, Бетховена, горячий призыв сбросить цепи позора. Его слова подхватывают десятки голосов.

Изображение слайда

Последний слайд презентации: Закирова К амилла 10 лет, руководитель Тимошкина М.В, учитель

Основные сочинения Оперы Оперы « Качкын » (1938, либретто А.Файзи ), « Ирек » (1940, либретто 3.Сафина), « Алтынчеч » (1941, либретто М.Джалиля ), «Ильдар» (1942, либретто М.Джалиля ; во 2-й редакции «Дорога победы», 1954), « Тюляк » (1944, либретто Н.Исанбета ; во 2-й редакции « Тюляк и Су- Слу », 1967), « Шагыйрь » (1947, либретто А.Файзи ), « Намус » (1950, либретто А.Исхака ), « Джалиль » (1956, либретто А.Файзи );

Изображение слайда

Похожие презентации

Ничего не найдено