Первый слайд презентации: Занимательная математика, 3 класс
Тема: Числовые головоломки. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда ( судоку ). Подготовила: Хархордина А. А., учитель начальных классов, МОУ г. Горловки «Школа № 42»
Задачи урока: образовательные: научиться решать математические ребусы, головоломки, числовые кроссворды ( судоку ). развивающие: развивать интеллектуальные способности учащихся, устную речь, логическое мышление. воспитательные: воспитывать уважительное отношение к своим одноклассникам.
Слайд 3: Ход урока:
Ребята, сегодня нам предстоит увлекательное путешествие в царство Математики. Нам нужно выполнить много интересных и трудных заданий, поэтому надо быть внимательными, не отвлекаться, работать усердно. А начнём с “мозговой гимнастики”.
Слайд 4: Мозговая гимнастика
Начнём с качания головой, которое стимулирует мыслительные процессы: дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперёд. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение. А теперь для улучшения внимания выполним упражнение “Шапка для размышлений”: мягко заверните уши от верхней точки до мочки 3 раза. Для профилактики нарушений зрения – упражнение “Зоркие глазки”: глазами нарисуйте 6 кругов по часовой стрелке и 6 кругов против часовой стрелки.
Слайд 5: Разминка
А сейчас небольшая подготовка к активной работе – разминка. Вы должны как можно быстрее дать правильные ответы на вопросы. Удачи!
Слайд 6
Наименьшее однозначное число. 5 + 3 – 4 + 0 – 1 =..? Сколько гласных букв в русском языке? А согласных? Во дворе куры. У всех кур 10 лап. Сколько кур во дворе? В люстре 7 лампочек, 5 из них перегорели. Сколько лампочек надо заменить? У Миши 3 пары варежек. Сколько варежек на левую руку? Как называются числа при сложении? Какая буква пятая с начала алфавита? А пятая с конца? Пара лошадей пробежала 20 км. Какое расстояние пробежала каждая лошадь? Проверка: 0 3 10 21 5 5 3 Слагаемые д ы 20 км
Слайд 7: Развитие концентрации внимания
Сегодня бабочка будет нашей помощницей. Она приготовила для вас интересные задания. Игра “Внимание”: в течение 5 секунд слайд будет меняться. За это время вы должны запомнить и нарисовать то, что увидели. Возьмите лист бумаги и карандаш.
Слайд 12
Посмотрите на бабочек ещё раз, проверьте, всё ли вы правильно нарисовали. Если все ваши рисунки правильные – нарисуйте рядом ещё одну бабочку.
Слайд 13
Теперь пересчитайте бабочек: руки сцепите за спиной в “замочек”. Не водя рукой по линиям, а лишь водя глазами, сосчитайте бабочек и скажите ответ. Проверка: 10
Слайд 14: Весёлая переменка
Перед новыми заданиями немного отдохнём. Утром бабочка проснулась, (протираем глазки) Потянулась, улыбнулась. (Из положения упор присев постепенно выпрямляем туловище, руки вперёд, вверх) Раз – росой она умылась, (умываемся) Два – изящно покружилась, (кружимся на месте) Три – нагнулась и присела, На четыре – полетела. (Машем руками, как крыльями) У цветка остановилась, (присели) Над цветочком закружилась.
Слайд 15: Работа с числами, числовыми рядами и ребусами
Цветочки, над которыми мы сейчас кружились, как бабочки, не простые, а с числовыми ребусами. Внимание! Из каких цифр состоят числа: 36, 48, 15? Чем похожи числа: 8 и 81, 66 и 16, 21 и 28? Чем отличаются числа: 4 и 40, 17 и 71? Дан ряд чисел. Чем они похожи и чем отличаются? 15, 25, 35, 45, 65. Разделите числа на группы: 4, 15, 49, 50, 7, 20, 3, 36. Какое число лишнее? Почему? 2, 15, 5, 6, 9. Найдите закономерность и продолжите ряд чисел: 1, 2, 4, 7, 11, …
Слайд 16
Продолжите ряд ещё на три числа: 40, 35, 30 … Составьте свой ряд чисел, подчиняющийся некоторой закономерности. Разделите числа на две группы: 8, 5, 20, 13, 95, 6, 17, 1 Составьте своё задание на классификацию чисел. Какое лишнее число: 6, 12, 14, 15, 18 Составьте своё задание на исключение лишнего числа.
Слайд 17: Математические ребусы
Расшифруйте слова: Пре сто л Па три от Семь я Ак три са Сто лица Сорок а
Слайд 19: Числовые головоломки
Расставьте числа 6, 5, 4, 3, 2, 1 в кружках так, чтобы сумма чисел вдоль каждой прямой равнялась 12. А чтобы вы справились на отлично, бабочка желает успехов! 3 4 5 2 1 6 Проверка:
Слайд 20
Запиши число 100, пользуясь знаками действия: Пятью единицами; Пятью пятёрками. Проверка: 1) 111-11=100 2) (5+5+5+5) х 5=100
Слайд 21
Квадрат разделён на 9 клеток в трёх из них поставлены числа 1, 2, 3. Расставьте в свободных клетках числа 4, 5, 6, 7, 8, 9 так, чтобы в каждом столбце и каждой строке сумма равнялась 15. 1 3 2
Слайд 23: Зрительная гимнастика
Вы много работали, решали, и ваши глаза устали. Поэтому мы сейчас проведём для них гимнастику. Вы должны, не поворачивая головы, выполнять задания. Мы отправились гулять. (Шагаем на месте). Грибы - ягоды искать Как прекрасен этот лес. Полон разных он чудес. Светит солнце в вышине, (смотрим вверх) Вот грибок растет на пне, (смотрим вниз) Дрозд на дереве сидит, (смотрим вверх) Ежик под кустом шуршит. (Смотрим вниз) Слева ель растет - старушка, (смотрим вправо) Справа сосенки - подружки. (Смотрим влево) Где вы, ягоды, ау! (Повторяем движения глаз) Все равно я вас найду! (Влево - вправо, вверх – вниз).
Слайд 24: ЧИСЛОВОЙ КРОССВОРД (СУДОКУ)
Судоку ( sudoku )– популярнейшая головоломка 21 века. Игровое поле состоит из квадрата, размером 4x4. Этот квадрат разделен на меньшие квадраты со стороной 2 клетки. Правила: на игровом поле из 16 клеток разместить цифры от 1 до 4 так, чтобы в каждом столбике, строке и в блоке 2 на 2 каждая цифра встречалась только один раз.
Слайд 25
Разгадайте судоку ! Помните, что бабочка с вами. С ней не страшны никакие трудности!
Последний слайд презентации: Занимательная математика, 3 класс: Итог урока
Понравилось вам работать с числовыми ребусами, головоломками, судоку ? Почему? Произошли ли в вас какие-то изменения? Зачем нам развивать логическое мышление? Нарисуйте свою бабочку в такой цвет, который соответствует вашему настроению, после занятия. Спасибо за урок!