Занятие 2: выполнение задания 3 ЕГЭ по русскому языку — презентация
logo
Занятие 2: выполнение задания 3 ЕГЭ по русскому языку
  • Занятие 2: выполнение задания 3 ЕГЭ по русскому языку
  • Организационные вопросы
  • Еженедельные вебинары по предметам
  • Обратная связь
  • Занятие 2: выполнение задания 3 ЕГЭ по русскому языку
  • Аспекты анализа текста
  • Задание 3 (повышенный уровень)
  • Анализируем утверждения
  • Анализируем утверждения
  • Анализируем утверждения
  • Занятие 2: выполнение задания 3 ЕГЭ по русскому языку
  • Занятие 2: выполнение задания 3 ЕГЭ по русскому языку
  • Занятие 2: выполнение задания 3 ЕГЭ по русскому языку
  • Занятие 2: выполнение задания 3 ЕГЭ по русскому языку
  • Занятие 2: выполнение задания 3 ЕГЭ по русскому языку
  • Занятие 2: выполнение задания 3 ЕГЭ по русскому языку
  • Занятие 2: выполнение задания 3 ЕГЭ по русскому языку
  • Занятие 2: выполнение задания 3 ЕГЭ по русскому языку
  • Занятие 2: выполнение задания 3 ЕГЭ по русскому языку
  • Занятие 2: выполнение задания 3 ЕГЭ по русскому языку
  • Занятие 2: выполнение задания 3 ЕГЭ по русскому языку
  • Занятие 2: выполнение задания 3 ЕГЭ по русскому языку
  • Занятие 2: выполнение задания 3 ЕГЭ по русскому языку
  • Занятие 2: выполнение задания 3 ЕГЭ по русскому языку
  • Занятие 2: выполнение задания 3 ЕГЭ по русскому языку
  • Занятие 2: выполнение задания 3 ЕГЭ по русскому языку
  • Занятие 2: выполнение задания 3 ЕГЭ по русскому языку
  • Занятие 2: выполнение задания 3 ЕГЭ по русскому языку
  • Занятие 2: выполнение задания 3 ЕГЭ по русскому языку
  • Занятие 2: выполнение задания 3 ЕГЭ по русскому языку
  • Занятие 2: выполнение задания 3 ЕГЭ по русскому языку
  • Занятие 2: выполнение задания 3 ЕГЭ по русскому языку
  • Занятие 2: выполнение задания 3 ЕГЭ по русскому языку
  • Занятие 2: выполнение задания 3 ЕГЭ по русскому языку
  • Занятие 2: выполнение задания 3 ЕГЭ по русскому языку
  • Занятие 2: выполнение задания 3 ЕГЭ по русскому языку
  • Занятие 2: выполнение задания 3 ЕГЭ по русскому языку
  • Занятие 2: выполнение задания 3 ЕГЭ по русскому языку
  • Занятие 2: выполнение задания 3 ЕГЭ по русскому языку
  • Занятие 2: выполнение задания 3 ЕГЭ по русскому языку
  • Занятие 2: выполнение задания 3 ЕГЭ по русскому языку
  • Занятие 2: выполнение задания 3 ЕГЭ по русскому языку
  • Занятие 2: выполнение задания 3 ЕГЭ по русскому языку
1/43

Первый слайд презентации: Занятие 2: выполнение задания 3 ЕГЭ по русскому языку

Котова Людмила Владимировна, председатель ПК по русскому языку (ГИА-11) Хабаровского края, учитель русского языка и литературы КГАНОУ «Краевой центр образования» 11.10.2023

Изображение слайда

Слайд 2: Организационные вопросы

Таблица 1 Ссылка дл я подключения к предметным группам РУССКИЙ ЯЗЫК https://sferum.ru/?p=channel&channelId=-222846389

Изображение слайда

Слайд 3: Еженедельные вебинары по предметам

русский язык Ссылки для подключения к вебинарам РУССКИЙ ЯЗЫК https://sferum.ru/?call_link=IEf2u4eFkeZZ4OMETbZ8887nsDGBRtgPB-Eax2Kzuao Среда 16.30

Изображение слайда

Слайд 4: Обратная связь

По результатам еженедельных вебинаров предоставлять информацию еженедельно в субботу до 18.00 на яндекс-диск https://disk.yandex.ru/i/xy-Nd1debe6zTQ

Изображение слайда

Слайд 5

Абрамовская Людмила Николаевна, эксперт МЦКО, председатель ПК ЕГЭ по русскому языку по г. Москве, кандидат педагогических наук Работа с микротекстом: стилистический анализ микротекста

Изображение слайда

Слайд 6: Аспекты анализа текста

1. Композиционно-содержательный определение темы и основной мысли текста определение авторской позиции, выявление отношения автора к описываемым явлениям определение смысловых отношений между предложениями, абзацами характеристика средств связи предложений (морфологические, синтаксические, лексические и др.) 2. Типологический определение функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение или сочетание нескольких типов речи) 3. Стилистический определение стиля речи (научный, официально-деловой, публицистический, разговорный, язык художественной литературы) характеристика стилевых признаков текста характеристика изобразительно-выразительных средств языка

Изображение слайда

Слайд 7: Задание 3 (повышенный уровень)

Изображение слайда

Слайд 8: Анализируем утверждения

Задание требует определить верные характеристики фрагмента текста с точки зрения функциональной стилистики. Среди предложенных вариантов, кроме верных, могут быть: а) истинные на первый взгляд утверждения, но противоречащие фрагменту текста Утверждение: Назначение языка художественной литературы – через создание образов показать красоту звучащей речи. Фрагмент текста: Культура речи – понятие многозначное. Одна из основных задач культуры речи – это охрана литературного языка, его норм. Следует подчеркнуть, что такая охрана является делом националь­ной важности, поскольку литературный язык – это именно то, что в языковом плане объединяет нацию. Создание литературного язы­ка – дело не простое.

Изображение слайда

Слайд 9: Анализируем утверждения

б) истинные утверждения, но с неверными примерами из фрагмента текста, которые, как правило, приводятся ссылками на номера абзацев исходного текста или при помощи цитирования (в виде оформленного курсивом текста, данного в скобках или после двоеточия) Использование эпитетов ( национальной важности, культурная часть общества) способствует эмоциональности, выразительности изложения, помогает понять, что такое культура речи. Анализируем утверждения

Изображение слайда

Слайд 10: Анализируем утверждения

в) утверждения, содержащие противоречия Текст относится к научному стилю, так как основные цели автора – сообщить информацию, имеющую практическое значение, и дать чёткие инструкции. Важно находить противоречия между предлагаемыми вариантами ответов Использование метафор, антонимов, сравнений способствует эмоциональности, выразительности изложения, помогает дать авторскую оценку описываемым явлениям. Текст относится к официально-деловому стилю, так как основные цели автора – сообщить информацию, имеющую практическое значение, и дать чёткие инструкции. Анализируем утверждения

Изображение слайда

Слайд 11

Объем знаний, умений, востребованных заданием №3 актуализация новая заданий теста информация

Изображение слайда

Слайд 12

Задание 1. Средства связи предложений в тексте Задание 2. Лексическое значение слова Задание 22. Смысловая и композиционная целостность текста Задание 23. Функционально-смысловые типы речи Задание 24. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению Задание 25. Средства связи предложений в тексте Задание 26. Языковые средства выразительности Актуализация знаний и умений

Изображение слайда

Слайд 13

Использование фразеологизма ( на самом деле ), развёрнутой метафоры ( не всякое ружьё…должно выстрелить ) способствует эмоциональности изложения. Выразительность текста обеспечивается использованием метонимии ( возвращаем фокусное расстояние в норму ). В тексте использованы качественные прилагательные ( нового, важный, заячий ) и глаголы в повелительном наклонении ( беги, смотрите ). Автор текста употребляет деепричастия ( порождая, называя ), глаголы несовершенного вида ( представляет, искажает ). В последнем предложении текста раскрывается тезис о важности языка для всех областей жизни. Слова, «созданные» детьми (« обутка », « одетка », « людь »), на самом деле диалектные: они используются людьми, живущими в разных местностях. Основной функционально-смысловой тип речи текста – описание, так как в нём перечисляются внешние признаки героев. В третьем абзаце текста предложения связаны при помощи личных местоимений. Актуализация знаний и умений

Изображение слайда

Слайд 14

Функциональные разновидности языка и их характеристики Цель Сфера применения Особенности лексики Особенности синтаксиса Новая информация

Изображение слайда

Слайд 15

Классификация функциональных разновидностей языка

Изображение слайда

Слайд 16

Разговорная речь Цель Функция общения. В художественной литературе является средством создания образа героя Сфера применения Частная сфера общения, обиходно-бытовая, дружеская, семейная Особенности лексики Лексическая разнородность (самые разнообразные в тематическом и стилистическом отношении группы лексики: книжная, термины, иноязычные слова, слова высокой стилистической окраски, просторечные, диалектизмы, жаргонизмы). Широкое использование бытовой лексики и фразеологии. Употребление слов, имеющих суффиксы субъективной оценки ( лапушка, грязища, работяга, билетёрша ), прилагательных оценочного характера ( глазастый, здоровенный ), повтора слов ( чёрный-чёрный, большой-пребольшой ) Особенности синтаксиса Упрощённый синтаксис. Неполные предложения, вопросительные и побудительные предложения. Вариативность порядка слов Основные стилевые черты Непринуждённый и неофициальный характер общения, субъективность. Эмоционально-экспрессивная окраска речи. Опора на внеязыковую ситуацию, т.е. непосредственную обстановку речи, в которой протекает общение (слушая высказывания и не зная конкретной ситуации, невозможно догадаться, о чём идёт речь)

Изображение слайда

Слайд 17

Цель использования – т очно и полно объяснить факты окружающей нас действительности, показать причинно-следственные связи между явлениями, выявить закономерности, сообщить информацию. Сфера применения – наука (научные труды, учебники, выступления на научных конференциях). Жанры : н аучная монография, научная статья, диссертационные работы, научно-учебная проза (учебники, учебно-методические пособия), научно-технические произведения, рефераты, научные доклады, лекции, научные дискуссии. Стилевые черты : научная тематика, смысловая точность, л огическая последовательность изложения, однозначность, сжатость при информативной насыщенности содержания, конкретность, бесстрастность, объективность. Научный стиль

Изображение слайда

Слайд 18

Научный стиль. Лексика насыщенность терминами и профессиональной лексикой и фразеологией ( классификация, гипотенуза, валентность, вакуоль, рентген, магнитная буря, коэффициент полезного действия ) абстрактная (отвлечённая) лексика ( протяжённость, горение, понимание, деятельность, романтизм ) тематические группы слов ( мольберт, пейзаж, гуашь ) использование слов в прямом значении, однозначность слов наличие в словах иноязычных словообразовательных элементов (корней, суффиксов, приставок), суффиксов, придающих отвлечённое значение преобладание книжной лексики; потеря большинством глаголов значения конкретного физического действия ( носить характер, получить значение )

Изображение слайда

Слайд 19

Научный стиль. Синтаксис значительные по объёму простые и осложнённые предложения с однородными членами, причастными и деепричастными оборотами, приложениями, вводными конструкциями ( во-первых, во-вторых, наконец, по-видимому, вероятно, как утверждает..., итак, так, таким образом, кроме того ) обилие сложных предложений сложноподчинённые предложения с придаточными причины, следствия и т. п. прямой порядок слов в предложении (подлежащее предшествует сказуемому и пр.) наличие пассивных конструкций ( нами проанализировано, изучается явление ) употребление распространённых предложений употребление безличных, неопределённо-личных предложений использование словосочетаний сущ.+ сущ. в род. п.

Изображение слайда

Слайд 20

Цель использования – информирование; предписывающая, констатирующая функции, функция социальной регламентации; документальное оформление различных актов государственной, общественной, политической, экономической жизни, деловых отношений между государством и организациями, а также между членами общества в официальной сфере их общения. Сфера применения - сфера правовых, служебных, производственных отношений. Жанры: устав, закон, приказ, распоряжение, договор, инструкция, жалоба, заявления различного рода, автобиография, анкета, объяснительная записка, отчёт. Стилевые черты : точность изложения, не допускающая возможности различий в толковании, детальность изложения, стереотипность, стандартизированность изложения и оформления деловых документов, предписывающий характер изложения, официальность, строгость выражения мысли, объективность, логичность. Официально-деловой стиль

Изображение слайда

Слайд 21

слова, имеющие ярко выраженную функционально- стилистическую окраску: истец, ответчик, поставка, сотрудник глаголы со значением предписания, долженствования: запретить, разрешить, постановить, назначить отсутствие многозначности, метафорического использования слов, употребления слов в переносных значениях использование сложных слов, аббревиатур: квартиросъёмщик, работодатель, ремонтно-эксплуатационный, вышеуказанный, ЗАГС наличие многочисленных речевых стандартов – клише использование отглагольных существительных и причастий: прибытие поезда, предоставление жилплощади, принятие мер, указанный широкое использование производных предлогов: во избежание, по возвращении, в течение Официально-деловой стиль. Лексика

Изображение слайда

Слайд 22

использование страдательных конструкций ( используются материалы ) безличные предложения ( установлено, что… ) – 1-е лицо допустимо только в ограниченном числе ситуаций, когда устанавливаются правовые отношения между частным лицом и организацией или государством (оформление доверенности, заключение трудового соглашения...) сложные синтаксические конструкции осложнённые простые предложения, в т.ч. большим количеством однородных членов Официально-деловой стиль. Синтаксис

Изображение слайда

Слайд 23

синтаксис сложные предложения, преобладание безличных предложений и пассивных конструкций, простые осложнённые предложения лексика тематические группы слов, отвлечённая лексика, отглагольные существительные стилевые черты точность, объективность Сопоставим научный и официально-деловой стили: найдём общее

Изображение слайда

Слайд 24

характеристика научный стиль официально-деловой стиль термины + + разговорная лексика - - неполные предложения - - однородные члены + + эмоционально-окрашенная лексика - - Сопоставим научный и официально-деловой стили

Изображение слайда

Слайд 25

Научный стиль – сообщение точной информации Официально-деловой стиль – регламентация Подсказка: установить принадлежность текста к официально-деловому стилю поможет жанр. Статья Конституции, инструкция, правила (поведения, эксплуатации, провоза багажа в транспорте и др.) Главное – определить цель высказывания

Изображение слайда

Слайд 26

характеристика публицистический стиль язык художественной литературы цель функция убеждения, эмоционального воздействия: информирование, передача общественно значимой информации с одновременным воздействием на читателя, слушателя, убеждением его в чём-то, внушением ему определённых идей, взглядов, побуждением его к определённым поступкам, действиям воздействие на воображение, чувства, мысли читателя или слушателя, создание живых образов, картин жизни (эстетическая функция) сфера применения общественно-политическая жизнь (газеты, журналы, телевидение, радио, митинги) художественная литература Анализируем особенности публицистического стиля и языка художественной литературы

Изображение слайда

Слайд 27

Анализируем особенности публицистического стиля и языка художественной литературы характеристика публицистический стиль язык художественной литературы лексика Лексика, имеющая ярко выраженную эмоционально-экспрессивную окраску. Общественно-политическая лексика и фразеология, а также лексика, обозначающая понятия морали, этики, культуры, передающая внутреннее состояние человека, его переживания. Использование выразительных средств языка: эпитетов, метафор, остроумных сравнений. Сочетание книжной и разговорной лексики Активное использование всего лексического богатства русского языка. Использование средств всех других стилей в соответствии с задачей, стоящей перед автором. Широкое использование изобразительно-выразительных средств синтаксис Экспрессивные синтаксические конструкции: восклицательные, вопросительные предложения, предложения с обращением. Использование конструкций с разговорной окраской: построений с частицами, междометиями, фразеологизмами. Эллиптические предложения (предложения с пропущенными членами), инверсия Всё разнообразие синтаксических структур. Широкое использование анафоры, антитезы, градации, эпифоры, риторических вопросов и восклицаний, эллипсиса, инверсии

Изображение слайда

Слайд 28

А) на уровне цели Б) на уровне жанра Сформулируйте, в чём отличие публицистического стиля от языка художественной литературы

Изображение слайда

Слайд 29

1) неразличение научного и публицистического стилей Типичные ошибки при выполнении задания 3 Подсказка Есть ли в предложенном фрагменте текста термины? Если текст научного стиля, то о какой науке идёт речь (об истории, о биологии, географии, физике и т. д.)? Действительно ли фрагмент текста апеллирует к разуму, а не к чувству читателя?

Изображение слайда

Слайд 30

2) невнимание к утверждениям, в которых может содержаться несколько тезисов Типичные ошибки при выполнении задания 3 Подсказка Выделите тезисы в утверждении: Использование эпитетов ( чудесная картина, милый котёнок и др.) способствует эмоциональности, что характерно для научного стиля речи. Соотнесите каждый тезис (и пример, если он приведён) с текстом.

Изображение слайда

Слайд 31

3) игнорирование информации об источнике текста Типичные ошибки при выполнении задания 3 Подсказка Из Конституции Российской Федерации (свидетельство официально-делового стиля) По И.С. Тургеневу (свидетельство или языка художественной литературы, или публицистики)

Изображение слайда

Слайд 32

4) незнание понятий «отвлечённая лексика», «тематическая группа», «отглагольные существительные» Типичные ошибки при выполнении задания 3 Подсказка Отвлечённая (абстрактная) лексика – это слова, называющие такие предметы, действия, свойства, которые не воспринимаются органами чувств. Тематическая группа слов – это слова, объединённые одной темой. Отглагольное существительное – существительное, образованное непосредственно от глагола.

Изображение слайда

Слайд 33

5) неразличение функционально-смысловых типов речи Типичные ошибки при выполнении задания 3 Подсказка Описание – это изображение предмета, чувства, явления или события ( какой?). Повествование – это рассказ о событии, которое происходит в определённое время. Действия в тексте последовательны, логически связаны друг с другом ( что происходит?). Рассуждение  – это развитие определенной мысли, объяснение явления и выражение собственного мнения ( зачем? почему?).

Изображение слайда

Слайд 34

Анализируем задание Культура речи – понятие многозначное. Одна из основных задач культуры речи – это охрана литературного языка, его норм. Следует подчеркнуть, что такая охрана является делом националь­ной важности, поскольку литературный язык – это именно то, что в языковом плане объединяет нацию. Создание литературного язы­ка – дело не простое. Он не может появиться сам по себе. Ведущую роль в этом процессе на определённом историческом этапе разви­тия страны играет обычно наиболее передовая, культурная часть общества. Становление норм современного русского литературного языка неразрывно связано с именем А. С. Пушкина. Язык русской нации к моменту появления литературного языка был весьма не­однороден. Он состоял из диалектов, просторечия и некоторых дру­гих обособленных образований. Диалекты – это местные народные говоры, весьма различные с точки зрения произношения, лексики, грамматики. Просторечие более едино, но всё же недостаточно упорядочено по своим нормам. Пуш­кин сумел на основе разных проявлений народного языка создать в своих произведениях такой язык, который был принят обществом в качестве литературного. Литературный язык – это, разумеется, далеко не одно и то же, что язык художественной литературы. В основе языка художе­ственной литературы лежит литературный язык. И, более того, литературный язык как бы вырастает из языка художественной литературы. И всё же язык художественной литературы – это особое явление. Его главная отличительная черта состоит в том, что он несёт в себе большую эстетическую нагрузку. Для достижения эстетических целей в язык художественной литературы могут при­влекаться диалекты и другие нелитературные элементы. (По Л.К. Грудиной, Е.Н. Ширяеву)

Изображение слайда

Слайд 35

Анализируем задание Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера ответов. 1) Наряду с общеупотребительной лексикой в тексте используются термины ( культура речи, лексики, диалекты и др.). 2) Использование эпитетов (« национальной важности», « культурная часть общества») способствует эмоциональности, выразительности изложения, помогает понять, что такое культура речи. 3) В тексте используются отглагольные существительные ( создание, развития, становление ), глаголы несовершенного вида ( появиться, сумел ). 4) На синтаксическом уровне логичность и последовательность изложения достигается за счёт использования вводных слов и конструкций, простых предложений с однородными членами, сложноподчинённых предложений. 5) Текст относится к научному стилю, так как основная его цель – сообщение точной научной информации о культуре речи и её задачах.

Изображение слайда

Слайд 36

Анализируем задание Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера ответов. 1) Наряду с общеупотребительной лексикой в тексте используются термины ( культура речи, лексики, диалекты и др.). 2) Использование эпитетов (« национальной важности», « культурная часть общества») способствует эмоциональности, выразительности изложения, помогает понять, что такое культура речи. 3) В тексте используются отглагольные существительные ( создание, развития, становление ), глаголы несовершенного вида ( появиться, сумел ). 4) На синтаксическом уровне логичность и последовательность изложения достигается за счёт использования вводных слов и конструкций, простых предложений с однородными членами, сложноподчинённых предложений. 5) Текст относится к научному стилю, так как основная его цель – сообщение точной научной информации о культуре речи и её задачах.

Изображение слайда

Слайд 37

Анализируем задание

Изображение слайда

Слайд 38

Анализируем задание Ответ: 135

Изображение слайда

Слайд 39

Анализируем задание

Изображение слайда

Слайд 40

Анализируем задание Ответ: 234

Изображение слайда

Слайд 41

Анализируем задание

Изображение слайда

Слайд 42

Анализируем задание Ответ: 13

Изображение слайда

Последний слайд презентации: Занятие 2: выполнение задания 3 ЕГЭ по русскому языку

1. Прочитайте внимательно фрагмент текста вместе с сопутствующей информацией (источник, сноски и проч.). 2. Определите основную мысль и логику её развития. 3. Определите ведущую функциональную разновидность языка, к которой принадлежит фрагмент текста, а при необходимости и ведущий тип речи. 4. Вспомните всё, что вы знаете о выявленной функциональной разновидности языка и определённом типе речи. 5. Проанализируйте каждое высказывание о фрагменте текста, обращая внимание как на утверждения, так и на примеры. Подчеркните значимые термины, вспомните, что они обозначают и какими примерами обычно иллюстрируются. 6. Ответьте на ряд вопросов: - насколько утверждения соответствуют выявленной функциональной разновидности языка и определённому типу речи? - не противоречат ли утверждения информации, заявленной в исходном тексте? - насколько приведённые примеры соотносятся с выдвинутыми тезисами? 7. Сделайте выводы о правильности каждого утверждения. 8. Запишите цифры, соответствующие верному ответу. Алгоритм выполнения задания

Изображение слайда

Похожие презентации

Ничего не найдено