Первый слайд презентации
Заседание №1. Работа с библиотечным фондом: комплектование, учёт и обработка, расстановка, организация библиотечного пространства, сохранность и проверка. Что такое метрики популярности книг для библиотекаря.
Слайд 2
Основные нормативные документы • Федеральный закон «Об образовании в РФ» №273-ФЗ; • Обновлённые ФГОСы ; • Федеральный перечень учебников от 05.11.2024 № 769; • Законы «О противодействии экстремистской деятельности» и «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»; • ГОСТы: 7.76-96 (Комплектование фонда документов. Библиографирование); 7.0.76-2015 (Комплектование фонда документов); • Устав ОО и иные локальные нормативные документы, регламентирующие деятельность ОО; учебный план ОО.
Слайд 3
Формирование библиотечных фондов Технология формирования библиотечных фондов – совокупность ряда последовательных процессов, направленных на создание фонда библиотеки, в соответствии с целями, задачами библиотеки и потребностями читателей.
Слайд 4
ФЗ «Об образовании» Библиотека образовательного учреждения должна быть укомплектована печатными и (или) электронными учебными изданиями (включая учебники и учебные пособия), методическими и периодическими изданиями по всем входящим в реализуемые основные образовательные программы учебным предметам, дисциплинам (модулям). Библиотечный фонд – упорядоченная совокупность книг, других произведений печати, рукописей, CD, DVD и иных материалов, формируемая библиотекой в соответствии с ее функциями.
Слайд 5
Фонд библиотеки ОО Фонд библиотеки ОО - важнейшая документальная и информационнобиблиотечная основа образовательного процесса. О сновная цель ШБ – совершенствование качества формирования фонда– формируется в соответствии с Уставом ОО и иными локальными нормативными документами, регламентирующим ее деятельность. Политика формирования фонда основывается на учебном плане ОО и конкретных потребностях и интересах школьного сообщества. Формирование библиотечных фондов является одним из показателей, определяющим качество образования.
Слайд 6
Фонд библиотеки ОО Задачи библиотеки (ИБЦ) ОО в работе с фондом • своевременное его пополнение и обновление, • освобождение от документов, которые по тем или иным причинам потеряли свою значимость для пользователей. Критерии оценки документа: • соответствие профилю ОО • информационные потребности пользователей ШБ
Слайд 7
Основной (универсальный) фонд – детская, художественная и научно-популярная литература, книги по профессиональному самоопределению, справочные и периодические издания, сопровождающие реализацию основных образовательных программ начального, основного и полного общего образования из расчета: • общественно-политическая литература – 20%; • познавательная (научно-популярная) – 30%; • художественная – 50%. Обеспеченность документами основного фонда составляет не менее 10 экземпляров на одного обучающегося. Структура фонда ШБ Основной (универсальный)фонд Специализированный (учебный) фонд
Слайд 8
Структура фонда ШБ Специализированный (учебный) фонд включает в себя • учебники, • учебные пособия, сборники упражнений и задач, практикумы, орфографические словари, атласы, контурные карты, рабочие тетради. Нормы обеспеченности учебной литературой определяются исходя из расчета: не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме на каждого ученика, по каждому учебному предмету.
Слайд 9
Комплектование фонда Комплектование – деятельность, направленная на создание библиотечного фонда посредством выявления, отбора, заказа, приобретения, получения и регистрации документов (ГОСТ 7.0.93- 2015 «Библиотечный фонд. Технология формирования»).
Слайд 10
При комплектовании наши главные ориентиры: Акцент на книги на бумажных носителях Работа с запросами читателей – анализ отказов Проверенная временем классика Списки зарубежных и отечественных литературных премий для современных художественных книг Формирование базы методической литературы по педагогике, инклюзии и дефектологии База научно-популярной литературы по запросам учителей предметников Акцент на научно-популярную литературу по саморазвитию для подростков Работа с современными детскими издательствами, которые формируют рынок детской литературы – консультации, закупки.
Слайд 11
Принципы комплектования Комплектование библиотечного фонда ОО должно обеспечивать динамично развивающиеся читательские потребности и максимальное использование поступающих документов. Селективность (принцип отбора) Конгруэнтность (принцип соответствия) Координирование (принцип профилирования координирования) Системность (принцип систематичности и плановости) Принцип информационной безопасности
Слайд 12
Принципы комплектования Основной фонд Опора на действующие программы по всем учебным дисциплинам, рабочие программы и планы внеурочной деятельности, профиль ОО (статус ОО и количество обучающихся). Определённые нормативы отсутствуют Специализированный фонд На основе ФПУ, рекомендованных и допущенных Министерством просвещения РФ для использования в образовательном процессе. ОО самостоятельно определяет и утверждает список учебников из числа входящих в ФПУ
Слайд 13
Технология формирования библиотечного фонд I и II этапы – комплектование. III этап. Учет, обработка, размещение, хранение, выдача. Комплектование: • первичный отбор документов, осуществляемый в ходе начального и текущего комплектования, • вторичный отбор • докомплектование
Слайд 14
Технология формирования I этап. Определение идеального образа фонда или его эталонной модели. Модель библиотечного фонда отражает: • состав фонда в соответствии с характеристиками составляющих его документов: вид документа, тематика, язык, дата публикации; • организационную структуру фонда: совокупный библиотечный фонд • как систему отдельных фондов, отдельный фонд как систему подфондов, выделенных по определенным признакам (например, видов изданий, возрастных категорий пользователей и т.п.)
Слайд 15
Технология формирования I этап. Определение идеального образа фонда или его эталонной модели. Технология моделирования фонда • анализ сферы деятельность библиотеки (ИБЦ) ОО, (например, научно-методическая проблема, приоритеты ООП); • определение приоритетных направлений комплектования фонда в соответствии с целями и задачами, стоящими перед библиотекой (ИБЦ) ОО; • сбор и анализ информации о составе, величине и использовании существующего фонда; • определение тенденций развития библиотечного фонда; • изучение информационных потребностей пользователей.
Слайд 16
Технология формирования I этап. Определение идеального образа фонда или его эталонной модели. Разработка профиля комплектования – документ долговременного характера, закрепляющий основные направления комплектования библиотечного фонда, цели и задачи его формирования, критерии отбора документов и принципы их распределения по фондам библиотеки: основному (универсальному) и специализированному (учебному). Профиль комплектования утверждает руководитель ОО. Профиль комплектования актуализируется по мере изменения задач и направлений ОО.
Слайд 17
Технология формирования II этап. Отбор, приобретение или исключение документа. Способы комплектования: • покупка документов: приобретение документов за плату в торговых организациях, у распространителей или у частных лиц; • госзакупка документов: приобретение документов или прав доступа к ним в соответствии с законодательно установленными процедурами закупок товаров и услуг (котировка, электронный аукцион, конкурс и т. д.); • подписка на сериальные (периодические) издания: соглашение о регулярной доставке сериального издания в течение определенного периода времени с выплатой заранее установленной суммы;
Слайд 18
Технология формирования II этап. Отбор, приобретение или исключение документа. Способы комплектования: • получение в безвозмездное пользование (дарение, пожертвование): приобретение документов с изменением прав собственности на них и юридической принадлежности или прав доступа без финансовых затрат; • приобретение прав доступа: обеспечение библиотекой или информационным центром для своих пользователей постоянного или временного доступа к электронным ресурсам на основе лицензионного соглашения или другого договора о сотрудничестве; • предоставление доступа к открытым интернет-ресурсам, соответствующим профилю комплектования библиотеки и пользовательским потребностям через ссылки на сайте библиотеки или через поисковые сервисы библиотеки.
Слайд 19
Технология формирования II этап. Отбор, приобретение или исключение документа. Библиотечный фонд может комплектоваться на средства: • субсидий Федерального бюджета; • субсидий бюджета субъекта РФ; • местного бюджета города или иного поселения; • иных источников финансирования, не запрещенных законодательством
Слайд 20
Алгоритм работы по комплектованию специализированного учебного фонда 1. Разработка и утверждение локальных актов ОО (положений, регламентирующих порядок формирования, комплектования и организации фонда учебников и обеспечения обучающихся учебниками и учебными пособиями на основании п. 1, ч. 3, ст. 28 ФЗ «Об образовании в РФ»). 2. Закрепление обязанностей по формированию учебного фонда за всеми участниками процесса. 3. Мониторинг фонда учебников по количественным и качественным показателям в ОО в текущем году. 4. Информирование педагогов на педагогических совещаниях, методических объединениях об актуальном ФПУ, изменениях, вносимых в него, а также новых учебных пособиях.
Слайд 21
Алгоритм работы по комплектованию специализированного учебного фонда 5. Работа педагогического коллектива с ФПУ по выбору учебников, необходимых для реализации образовательной программы (273-ФЗ, ст. 47, п. 4). 6. Предоставление на согласование педагогическому совету перечня учебников (бланка-заказа), в т.ч. электронных форм учебников, необходимых для реализации ООП ОО на учебный год по каждому предмету для каждого класса (273-ФЗ, ст. 28, ч. 3, п. 9) и затем утверждение его руководителем ОО. 7. Утверждение органом управления ОО перечня учебников, планируемых к использованию в новом учебном году, в соответствии с ООП ОО, в том числе учебников, учебных пособий, дидактических материалов для обучения детей с ОВЗ и инвалидностью (273-ФЗ, ч. 4, ст. 12; ч. 4, ст. 18). 8. Оформление заказа в общем (консолидированном) заказе.
Слайд 22
Алгоритм работы по комплектованию специализированного учебного фонда При выборе учебных пособий необходимо учесть, что рабочие тетради на печатной основе не обязательны для использования в образовательной деятельности. Однако, если образовательная организация включает учебное пособие (рабочую тетрадь, хрестоматию, задачник и т.п.) в список учебников и учебных пособий, используемых в образовательной деятельности, данное учебное пособие должно предоставляться обучающимся за счет средств бюджета в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (273-ФЗ, ст. 8, ч. 1, п.3). Если средств нет, переносить обязанность закупки на родителей (законных представителей) нельзя – письмо Президента РФ.
Слайд 23
Источники комплектования книготорговые организации, издательства, частные коллекции, пожертвования и т.д. Самые крупные книготорговые интернет-площадки РФ: www.ozon.ru www.book24.ru www.uch-market.ru www.labirint.ru www.chitai-gorod.ru www.roslit.ru и др.
Слайд 24
Сложные вопросы, на которые надо обратить внимание: Соотношение классической и современной литературы в фонде 1:2 Баланс между запросами читателей и планом комплектования – баланс между развлекательной и образовательной функциями библиотеки
Слайд 25
Организация комплектования фонда • акции и мероприятия самой библиотеки: «Книга ищет спонсора»; «Книга в подарок»; «Книга года»; «Книга, ставшая судьбой»; «Рождественское чудо»; «Стенд издательства в библиотеке» и т.п. • привлечение спонсорских средств и благотворительная помощь • практика участия в грантовых конкурсах Российских фондов, поддерживающих проекты в сфере культуры и образования • участие в конкурсах и викторинах на сайтах разных издательств и страницах в социальных сетях
Слайд 26
Библиотечная работа Выбор и приобретение книг – один из самых важных этапов библиотечной работы. Непрерывный процесс. По качеству, разнообразию и востребованности фонда можно судить о квалификации библиотекаря. Рекомендуется: • внимательно изучить информацию о книге на сайте, включая материал обложки, размер, вес, качество бумаги; • использовать опцию: «полистать книгу» - можно оценить шрифт и иллюстрации; • изучить рецензии и отзывы на определенные издания.
Слайд 27
Основные виды работ с фондом учебников ● прием, ● штемпелевание, ● регистрацию поступления, ● распределения по классам, ● перемещения учебников, ● выбытие ● подведение итогов движения фонда ● проверка
Слайд 28
Прием документов в фонд школьной библиотеки ● сверка поступлений с первичным учетным документом (накладная, акт), включающим список поступивших документов: ● составление первичного учетного документа для поступлений без сопроводительной документации; ● регистрация поступивших документов в регистрах суммарного, группового и индивидуального учета (ГОСТ 7.0.93-2015 Библиотечный фонд. Технология формирования)
Слайд 29
Первичные учетные документы ● товарная накладная установленной формыТОРГ-12 (код по ОКУД0330212), по которой библиотека принимает приобретеннýю у юридического лица издания; товарная накладная поступает от поставщика вместе с партией изданий, подписывается материально ответственным лицом и заверяется печатью библиотеки; ● акт приема-передачи к договору купли-продажи при покупке изданий у физического лица; ● акт приема-передачи к договору пожертвования или акт о приеме пожертвования; ● акт о приеме документов, поступивших в библиотеку на безвозмездной основе (кроме пожертвований); ● акт о приеме документов взамен утерянных;
Слайд 30
Основные регистры учета библиотечного фонда «Книга суммарного учета библиотечного фонда» «Книга суммарного у ч ёта библиоте ч ного фонда учебников» Суммарные книги являются финансов ы м документом строгой от ч етности. Инвентарные книги «Регистрационна я картотека у ч ебников» «Регистрационна я книга учетн ы х карто ч ек». «Журнал учета книг, принятых взамен утерянных» « Журнал у ч ёта у ч ебников, принят ы х взамен утерянн ы х.» Регистр учета - учетно –регистрационный документ (список, перечень, книга и т.п.), имеющий правовое значение. Содержит перечень основных показателей (индикаторов), необходимых для регистрации документов в соответствии с установленными правилами.
Слайд 31
Выбытие документов из библиотечного фонд Выбытие документов из библиотечного фонда оформляется Актом о списании исключенных объектов библиотечного фонда (далее - Акт о списании) по форме (код по ОКУД 0504144), утвержденной Приказом Минфина России от 15.12. 2010 N 173н, зарегистрированным в МинЮсте России от 01.02.2011 N 19658. В Акте о списании отражаются сведения о количестве и общей стоимости исключаемых документов, указывается причина исключения и направление выбытия исключаемых документов. Документы (списание объекта библиотечного фонда), исключенные по причинам ветхости, дефектности, устарелости по содержанию, направляются в пункты вторичного сырья Документы (списание объекта библиотечного фонда), исключенные по причине непрофильности, передаются по актам в обменный фонд в целях дальнейшей передачи на безвозмездной основе библиотекам или реализации физическим и юридическим лицам.
Слайд 32
Все документы и материалы, поступающие в фонд или выбывающие из фонда библиотеки, подлежат бухгалтерскому, а также библиотечному индивидуальному и суммарному учету. Бухгалтерский учет имеет целью документальную регистрацию всех материальных ценностей библиотеки: книжного имущества, оборудования, мебели и т.д.
Слайд 33
Суммарный учет каждой партии поступающих или выбывающих в соответствии с финансовой накладной книг ведется библиотекой в Книге суммарного учета – главном документе библиотеки. Суммарный учет может вестись в электронном или бумажном формате. Обязательно должны быть указаны: дата, поступление, выбытие и итоги движения фонда. Согласно этому документу будет всегда известно, сколько единиц хранения в вашем фонде на конкретную дату.
Слайд 34
Индивидуальный учет (учет каждого экземпляра документа) в библиотеке образовательной организации делится на учет инвентарный и безинвентарный. При инвентарном учете каждый новый экземпляр книги записывается в инвентарную книгу и получает отдельный, лишь ему присвоенный порядковый номер. Страницы инвентарной книги нумеруются, прошиваются и удостоверяются подписью руководителя образовательной организации и круглой гербовой печатью. Все вписанные в инвентарную книгу документы ставятся на баланс бухгалтерии. Инвентарная книга – важнейший учетнофинансовый документ, поэтому она должна храниться до конца существования библиотеки
Слайд 35
Журналы, брошюры (объем до 48 страниц), листовки (объем до 4 страниц), календари, плакаты, материалы, подлежащие списанию после раздачи учащимся или педагогам (конкретный перечень библиотека определяет самостоятельно), в инвентарную книгу не вносятся, относятся в бухгалтерии на забалансовый счет.
Слайд 36
Техническая обработка документа включает штемпелевание, простановку инвентарного номера на книгу (на титульном листе и на 17 странице), заполнение книжного формуляра, а также определение библиотечного шифра, включающего в себя полочный индекс и авторский знак. Шифры позволяют каждой книге найти свое место на стеллаже.
Слайд 37
Определяющим фактором определения шифра при систематизации является содержание книги. Систематизация произведений печати – это распределение их в зависимости от содержания и других признаков по отделам и подразделам таблиц Библиотечно-библиографической классификации (ББК). Чтобы обеспечить одинаковый подход к аналогичным книгам и исключить разнобой в принятии решений, систематизация проводится на основе специально разработанных принципов, положений и правил – на основе методики систематизации, которая изложена в ГОСТ 7.59-2003 СИБИД. «Индексирование документов. Общие требования к систематизации и предметизации ».
Слайд 38
Учет учебного фонда ведется в отдельной Книге суммарного учета, а также в каталожной картотеке учебников. В картотеке учета учебников на каждое название заводится карточка. Система учета библиотечного фонда регламентируется Приказом Министерства культуры РФ от 08.10.2012 г., № 1077 «Об утверждении Порядка учета документов, входящих в состав библиотечного фонда». На основании данного нормативно-правового документа в образовательной организации должна быть утверждена своя Инструкция, определяющая порядок учета библиотечного фонда (поступлений, списаний, движения) с образцами всех учетных документов.
Слайд 40
Метрики Применение метрик популярности книг — новый, но перспективный подход, который позволяет учитывать предпочтения читателей на основе объективных данных. Анализ данных о прочтении позволяет библиотекарям точнее понимать, какие книги действительно пользуются спросом, а какие, возможно, уже потеряли актуальность. Такие данные позволяют не только обновлять фонды, но и планировать приобретения, которые будут востребованы как в учебной, так и в другой деятельности. Используя различные метрики, библиотеки могут подойти к комплектованию более стратегически, создавать коллекции, максимально полезные для пользователей.
Слайд 41
Основные метрики популярности книг Частота выдачи Частота выдачи — наиболее очевидная метрика, отражающая, сколько раз книга была взята пользователями за определенный период. Высокая частота выдачи обычно говорит о востребованности книги среди учащихся или преподавателей, особенно если она используется в учебной программе. Однако важно учитывать и контекст: популярность книги может быть сезонной. Продолжительность чтения В цифровой эпохе, с развитием электронных библиотек и онлайн-чтения, появилась возможность учитывать продолжительность, в течение которой книга удерживала внимание пользователя. Этот показатель позволяет понять, насколько книга полезна и интересна читателю. Книга, которую часто открывают, но редко читают до конца, может быть не так актуальна, как кажется на первый взгляд. Таким образом, продолжительность чтения помогает глубже оценить реальную значимость книги для аудитории. Рейтинги и отзывы Рейтинги и отзывы, особенно если библиотека позволяет пользователям оставлять их в электронном каталоге, могут быть ценным источником данных о качестве и популярности книг. Положительные отзывы и высокие оценки обычно указывают на то, что книга полезна и интересна. Кроме того, негативные отзывы могут сигнализировать о необходимости обновления материала или замены книги на более современное издание. Сезонность и цикличност ь Некоторые книги пользуются популярностью в определенные недели года, например, во время сдачи экзаменов. Сезонность и цикличность помогают лучше понять, какие книги необходимо иметь в достаточном количестве в конкретные периоды, и избежать переполнения полок материалами, которые не используются вне учебных циклов.
Слайд 42
Анализ метрик популярности книг позволяет библиотекам формировать более целенаправленные и востребованные фонды. Данные о частоте выдач, популярности, отзывах и продолжительности чтения помогают принять решения о покупке книг, которые действительно нужны учащимся или преподавателю. Например, если библиотека видит, что определенный учебник пользуется высоким спросом, имеет смысл приобрести дополнительные экземпляры или электронную версию для удобного доступа. Комплектование на основе метрик популярности также снижает риск приобретения книг, которые останутся незамеченными. В результате библиотека экономит бюджетные средства, улучшая качество коллекций и их соответствие потребностям пользователей. Использование метрик популярности дает библиотекам важные инструменты для оптимизации комплектования. На основе частоты выдач, отзывов и других показателей библиотека может более осмысленно подходить к покупке книг и к управлению текущими фондами. Это позволяет не только удовлетворить текущие запросы пользователей, но и строить коллекции, которые помогут школе в выполнении образовательной мисси.
Слайд 44
Требования к размещению оборудования в библиотеке, расстояние между стеллажами, читательскими столами и т.д. регламентировано нормативными актами по санитарной и пожарной безопасности: Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.10.2010 г., №189 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», Постановление Правительства от 25.04.2012 г. № 390 «О противопожарном режиме». Расстановка фонда должна быть понятной, она должна способствовать рациональному использованию полезной площади книгохранилища, приближать к месту выдачи наиболее важные части фонда, создавать условия, обеспечивающие сохранность
Слайд 45
Виды расстановки. Выбор того или иного вида расстановки зависит от условий обслуживания читателей. По содержательным признакам различают: систематическую, тематическую, Жанровую и серийную расстановки.
Слайд 46
Систематическая расстановка предусматривает расположение документов по отраслям знаний в соответствии с классификацией ББК. Внутри каждого подраздела книги расставляются по алфавиту авторов и заглавий. Произведения одного автора располагаются в следующем порядке: полные собрания сочинений; собрания сочинений; сочинения; избранные произведения; сборники; отдельные произведения.
Слайд 47
Тематическая расстановка предполагает раскрытие фонда по тематическому признаку. Весь фонд не может быть расставлен по темам, но, в ряде случаев тематические стеллажи помогут читателю увидеть весь спектр литературы по одному вопросу. Такой стеллаж (выделенная полка, выставочная витрина и т.д.) может быть создан, исходя из сложившегося в данной библиотеке устойчивого интереса читателей к конкретной теме (профориентация, краеведение и т.д.), либо необходимости популяризации определенного направления (профориентация, подготовка к ЕГЭ и т.д.).
Слайд 48
При жанровой расстановке уделяется внимание ярко выраженным читательским интересам (поэзия, приключения, фантастика, мемуары и др.). В библиотеке могут выделяться стеллажи, витрины или полки конкретно под эти фонды.
Слайд 49
Серийная расстановка формируется по издательским сериям, наиболее популярным среди читателей данной библиотеки. Книги большинства серий связаны между собой жанром, стилевыми особенностями, оформлением, что служит одним из факторов привлечения к ним внимания читателей
Слайд 50
Существует расстановка по характеру информации. Так, например, расставляются наиболее часто используемые справочные издания (энциклопедии, словари, справочники). Это делается для того, чтобы школьники имели представление о справочной литературе и приучались ей пользоваться.
Слайд 51
Среди видов расстановки по формальным признакам, которые не учитывают содержание книг различают: алфавитную – по алфавиту; хронологическую – по годам; географическую – по страноведческому принципу; языковую – по языкам; форматную – по высоте документа (крупноформатные художественные или миниатюрные издания ). Все виды расстановки могут сочетаться между собой.
Слайд 52
Наиболее распространенный вид расстановки в библиотеках образовательных организаций – систематически-алфавитная в соответствии с возрастом учащихся. Основной фонд расставляется по отраслями знаний, внутри по алфавиту авторов или заглавий. При этом учитывается уровень читательского развития. В РФ принято определять средний уровень читательского развития по возрасту ребенка и классу обучения: младший школьный возраст 1-4-е классы; средний 5-8 классы; старший 9-11 классы.
Слайд 54
Организация библиотечного пространства : Актуальность темы организации библиотечного пространства возникла в связи с необходимостью уметь формировать пространство, дружелюбное по отношению к пользователям библиотек, открытое, комфортное. Термин «библиотечное пространство» емко и образно отражает новые подходы к организации библиотечного обслуживания. В широком понимании его рассматривают не только как материальные объекты и их расстановка, но и как ценности и традиции, взаимодействие персонала и пользователей библиотек, библиотеки и общества. Интерьер библиотеки должен быть приглашающим, заманивающим, располагающим к себе. Сегодняшняя библиотека призвана быть многоликой и разной: с «шумными» и «тихими» зонами, с открытыми пространствами и уединенными местами отдыха. Поэтому необходимо пересмотреть организацию библиотечного пространства, буквально каждого уголка помещения, сделав его как можно удобнее и привлекательнее для пользователей. Основные направления: 1.зонирование библиотечных помещений, 2. дизайн зданий и помещений, 3.создание фирменного стиля, 4. виртуальное пространство.
Слайд 55
Основной задачей организации внутреннего пространства библиотеки становится рациональное размещение выполняющих различную функцию зон. Зонирование по возможности лучше организовать таким образом, чтобы читатели были обеспечены комфортными условиями для работы, чтобы их обслуживание осуществлялось наиболее эффективно, ассортимент услуг, предлагаемый читателю в данном месте, был максимально разнообразным. Потоки читателей должны пересекаться минимальное количество раз. И при всём при этом элементы пространства должны соответствовать принятым санитарным и техническим требованиям.
Слайд 56
Чаще всего выделяются следующие зоны: «входная», «обслуживания», « фондохранилище» с включением в него зоны открытого доступа к фонду, «новостная», с преобладанием периодических изданий. Могут быть также организованы зоны: «отдыха», «проведения массовых мероприятий ». Базовые функциональные зоны библиотеки: 1. Зона библиотечно-информационного обслуживания пользователей 2. Зона проведения мероприятий 3. Зона работы за компьютерами Дополнительные зоны: 1. Зона для индивидуальной работы (читальный зал) 2. Зона групповой работы/ коворкинг 3. Зона творчества и работы (мастерская) 4. Книгохранилище 5. Игровая зона
Слайд 57
Зонирование помещения в небольших по площади библиотеках возможно несколькими способами: методом установки стационарных или подвижных перегородок, с помощью художественно выполненных занавесей, с помощью отделочных материалов, с помощью освещения, с помощью изменения высоты потолка в помещении, с помощью изменения уровня пола. Также зонирование можно организовать с помощью различных отделочных материалов: окраска стен в помещении, нанесение различных видов фотообоев, напольных покрытий, видов паркета и т. п
Слайд 58
Необходимо создание комфортной среды для различных вариантов поведения человека в библиотеке, таким как:
Слайд 59
Комфортная библиотечная среда Комфортная библиотечная среда – это всё то, что окружает читателей в библиотеке. Она включает в себя красивое оформление и удобное расположение стеллажей, стендов, фонда, использование в проведении мероприятий медиаресурсов, наличие подключения к Интернету, различные дизайнерские решения, другими словами, фирменный стиль библиотеки Условно можно выделить две стороны комфортности и привлекательности библиотек: материальную (предметную); нематериальную (духовно-нравственную).
Слайд 60
Библиотека как «третье место » «Третье место» – это место, где человеку хочется быть. «Дома он есть, на работе должен быть, и не хватает именно такого, где хочется быть – чтобы просто встречаться, поработать, подумать, написать», – считает Ольга Синицына, заместитель директора ВГБИЛ. В настоящее время набирает обороты очень привлекательный для библиотек проект "Третье место". Третье место – это пространство, где можно а) работать со своим ноутбуком, б) учиться, в) общаться с единомышленниками, г) проводить деловые встречи или устраивать «мозговые штурмы». Обязательное условие – наличие Wi-Fi
Слайд 61
Грамотная организация библиотечного пространства, умение сделать его умным и комфортным для читателей, дружелюбная атмосфера, расширение внешнего пространства за счет развития виртуальных ресурсов и сервисов поможет сохранить и преумножить привлекательность библиотеки и позволит ей быть востребованной.
Слайд 64
Сохранность фондов – не только профессиональная, технологическая, но и социальная проблема. Все проводимые библиотекой мероприятия направлены на то, чтобы ее фонд мог быть полноценно использован читателями. Гарантией сохранности фонда является сознательное отношение к библиотечному документу как к общественному достоянию, личная заинтересованность читателя в выполнении им правил пользования библиотекой, умения, навыки и привычки бережно обращаться с документом. Все это обязан привить читателю библиотекарь. Причем бережное отношение читателя к книге должно прививаться непрерывно. Разъяснительная работа начинается с момента записи читателя в библиотеку. Это, прежде всего, знакомство с «Правилами пользования библиотекой».
Слайд 67
Проверка фонда Проверка библиотечного фонда проводится в соответствии с планом (один раз в 5-10 лет) или при увольнении материально ответственного сотрудника библиотеки. При передаче фонда проверка осуществляется совместно с увольняющимся сотрудником, а также в присутствии бухгалтера или иных ответственных лиц, включенных в состав комиссии проверки библиотечного фонда. Проверка фонда – сличение каждой единицы с документами индивидуального учета с целью установления наличия в фонде. Способы проверки фонда: с помощью контрольных талонов; непосредственная сверка фонда с инвентарной книгой или « Описью инвентарных номеров»;