Первый слайд презентации: Здоровьесберегающие технологии в условиях реализации ФГОС в ДОУ
Слайд 3: Здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие физических дефектов. ( Всемирная организация здравоохранения)
Одна из задач ФГОС ДОУ -- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. №1155) Здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие физических дефектов. ( Всемирная организация здравоохранения)
Слайд 4: Здоровьесберегающие технологии - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития
Здоровьесберегающие технологии - это совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечения здоровья, формирование ценностного отношения к своему здоровью. Здоровьесберегающие технологии - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
Слайд 5: Актуальность применения здоровьесберегающих технологий:
- гиподинамия (нарушение функций организма – опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения, нарушение зрения, слуха и т.д.) детские стрессы ( нервные расстройства вследствие отрицательной психологической обстановки в семье, излишнего шума и нервозности в детском коллективе) - тревожность ( недостаток эмоциональной поддержки в детском саду и дома, недостаток информации) Актуальность применения здоровьесберегающих технологий:
Слайд 6: Цель здоровьесберегающих технологий: обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи
Задачи здоровьесберегающих технологий : Обеспечение возможности сохранения здоровья. Сформировать знания, умения и навыки по здоровому образу жизни. Научить использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни. Цель здоровьесберегающих технологий: обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.
Слайд 7: Здоровьесберегающие технологии делятся на 3 группы:
технологии сохранения и стимулирования здоровья ; т ехнологии обучения здоровому образу жизни ; к оррекционные технологии. Здоровьесберегающие технологии делятся на 3 группы:
Слайд 8: Технологии сохранения и стимулирования здоровья
динамические паузы физкультминутки гимнастика для глаз дыхательная гимнастика пальчиковая гимнастика подвижные и спортивные игры Релаксация утренняя гимнастика гимнастика после сна Кинезотерапия (гимнастика мозга) Технологии сохранения и стимулирования здоровья
Слайд 9: Динамические паузы
Это небольшие активные занятия, проводимые в течение дня, удовлетворяющие естественную потребность каждого ребенка в движении. Они развлекают детей, создают благоприятную для обучения атмосферу, несут элементы релаксации, снимают нервное напряжение от перегрузок, объединяют детей между собой, способствуют взаимодействию, воспитывают и прививают навыки общения, обучают новым умениям и знаниям, развивают внимание, речь, мышление и память. Также они способны ненавязчиво корректировать эмоциональные проблемы в поведении ребенка, предупреждают психологические нарушения, способствуют оздоровлению.
Слайд 10: Релаксация
Релаксационная техника — это самый лучший способ научиться распознавать существующие в мышцах напряжения и избавляться от них. Выполнение релаксационных упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры. В процессе расслабления организм наилучшим образом перераспределяет энергию и пытается привести тело к равновесию и гармонии. Дети заторможенные, скованные, вялые и робкие приобретают уверенность, бодрость, свободу в выражении своих чувств и мыслей. Такая системная работа позволяет детскому организму сбрасывать излишки напряжения и восстанавливать равновесие, тем самым сохраняя психическое здоровье.
Слайд 11: Пальчиковая гимнастика
Это комплекс упражнений, который служит основой для развития мелкой моторики, развивает координацию движения рук, что в свою очередь способствует развитию речевого центра головного мозга. Используется во всех видах занятий и в свободное время. Пальчиковая гимнастика
Слайд 12: Гимнастика для глаз
Это комплекс специальных упражнений, способствующих профилактике нарушения зрения.
Слайд 13: Дыхательная гимнастика
Это комплекс упражнений, направленных на развитие дыхательного аппарата. Задача гимнастики дыхания – обогатить кровь кислородом. В процессе занятий общее состояние малышей улучшается. Они становятся более активными, работоспособными. Это сказывается в дальнейшем на развитии интеллекта, тела.
Слайд 14: Подвижные и спортивные игры
Подвижные игры, так же как и спортивные, используются для решения образовательных, воспитательных, оздоровительных задач. Они развивают у детей настойчивость, смелость, решительность, инициативу, сообразительность и мышление. Могут проводиться на прогулке и в групповой комнате ежедневно.
Слайд 15: Утренняя гимнастика
Утренняя гимнастика — часть режима двигательной активности детей. Она представляет собой комплекс физических упражнений для мышц и суставов. Кроме здоровьесберегающих функций, зарядка выполняет значимую роль в развитии психических процессов, коммуникативных способностей, расширении познавательных интересов. Утренняя гимнастика является одним из инструментов воспитания всесторонне развитой личности.
Слайд 16: Гимнастика после дневного сна
Основная цель гимнастики после дневного сна – поднять настроение и мышечный тонус детей с помощью контрастных воздушных ванн и физических упражнений. В гимнастику после сна необходимо включать щадящие элементы закаливания, для детей, не имеющих противопоказаний или ограничений и сочетать их с другими оздоровительными процедурами: дыхательной и звуковой гимнастикой, профилактикой и коррекцией нарушений осанки, плоскостопия, пальчиковой гимнастикой, самомассажем.
Слайд 17: Кинезотерапия (гимнастика мозга)
Кинезиология или «Гимнастика для мозга» — наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Основная идея ее построения — это активизация деятельности двух полушарий головного мозга. Кинезотерапия - комплексное применение различных движений для оздоровления детей. Проводится один раз в неделю, всей группой в первую или вторую половину дня, начиная со средней группы.
Слайд 18: Технологии обучения здоровому образу жизни
физкультурные занятия (по программе) точечный массаж занятия в бассейне Занятия по формированию ЗОЖ Физкультурные досуги, праздники Допобразоание (ОФП, хореография, ритмика)
Слайд 20: Физкультурные занятия
основная форма организованного систематического обучения умениям и навыкам дошкольников посредством физических упражнений Цель и задачи физкультурных занятий: формировать двигательные умения и навыки развивать физические качества удовлетворять естественную потребность в движении обеспечивать развитие и тренировку всех систем и функций организма, через специально организованные оптимальные нагрузки дать возможность каждому ребенку продемонстрировать свои двигательные умения сверстникам и поучиться у них создать условия для разностороннего развития детей
Слайд 21: Точечный массаж
Точечный самомассаж используется в основном для нормализации нервных процессов чаще всего это самомассаж головы и лица, кистей рук, пальцев ног и подошв. Так же точечный массаж предотвращает простудные заболевания, помогает детям научиться управлять мимикой лица. Выполняется такой массаж путем нажимания подушечками пальцев на кожу и мышцы в местах расположения энергетически активных точек. Нужно научить детей при выполнении точечного массажа не давить со всех сил на активные точки, а нажимать легонько, аккуратно. Этот вид массажа может служить расслабляющим или же возбуждающим средством, при использовании в комплексе оказывает на организм ребенка положительный эффект.
Слайд 23: Физкультурные досуги, праздники
- одна из форм активного отдыха детей, позволяет реализовать естественную потребность ребенка в движении, восполнить дефицит двигательной активности. Это знакомые детям физические упражнения, но проводимые в игровой форме, в виде веселых забав, аттракционов, что создает положительный эмоциональный фон, оказывающий благоприятное воздействие на организм ребенка. На физкультурных досугах закрепляются двигательные умения и навыки детей, развиваются физические качества. Досуги способствуют воспитанию у детей чувства коллективизма, товарищества, взаимопомощи, целеустремленности, смелости, дисциплинированности, организованности.
Слайд 24: Занятия по формированию ЗОЖ
под ЗОЖ понимается активная деятельность человека, направленная на сохранение и улучшение здоровья, к этой активности следует отнести такие компоненты как правильное питание, рациональная двигательная активность, закаливание организма и сохранение стабильного психоэмоционального состояния. Именно эти компоненты должны быть заложены в основу фундамента здорового образа жизни дошкольника. Задачи: • знакомить детей с частями тела и органами чувств человека; • воспитывать культурно – гигиенические навыки; • воспитывать потребность в соблюдении режима питания, употреблении в пищу овощей и фруктов, других полезных продуктов; • развивать умение устанавливать связь между совершаемым действием и состоянием организма, самочувствием; • формировать представления о значении физических упражнений для организма человека.
Слайд 25: Коррекционные технологии
ЛФК сказкатерапия песочная терапия арт-терапия Су-Джок терапия М узыкотерапия Аромотерапия Игротерапия Психогимнастика Артикуляционная гимнастика Самомассаж
Слайд 26: Лечебно-физкультурная коррекция (ЛФК)
Задачи 1. Оказание общеукрепляющего воздействия на организма ребёнка. 2. Своевременная коррекция патологического и предпатологического состояния. 3. Формирование и закрепление навыков правильной осанки. 4. Профилактика плоскостопия. 5. Нормализация функциональных возможностей наиболее важных систем организма – дыхательной, сердечно-сосудистой и т.д. Для решения этих задач используются специальные корригирующие физические упражнения: Упражнения для мышц брюшного пресса. Упражнения для создания и укрепления мышечного корсета спины. Упражнения для профилактики плоскостопия.
Слайд 27: Сказкатерапия
метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширение сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром. Этот метод позволяет решать ряд проблем, возникающих у детей, в частности, посредством сказкотерапии можно работать с агрессивными, неуверенными, застенчивыми детьми; с проблемами стыда, вины, лжи, принятием своих чувств, а также с различного рода психосоматическими заболеваниями. Кроме того, процесс сказкотерапии позволяет ребенку актуализировать и осознать свои проблемы, а также увидеть различные пути их решения.
Слайд 28: Песочная терапия
Песочная терапия —это способ общения с миром и самим собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития.
Слайд 29: Арт-терапия
одно из направлений современной психотерапии, в котором основным средством достижения позитивных психологических изменений является творчество. В основном через рисование, создание коллажей, лепки, аппликаций.
Слайд 30: Су-Джок терапия метод точечного воздействия на кисть и стопу
Это высокоэффективный, универсальный, доступный и абсолютно безопасный метод самооздоровления путем воздействия на активные точки, разными предметами. Воздействовать на точку можно с помощью массажных колечек, специальных магнитов, звездочек, специальных или природных игл, семян, камушков …
Слайд 31: Музыкотерапия
это метод, использующий музыку в качестве средства коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях, а также для лечения различных соматических и психосоматических заболеваний..
Слайд 32: Ароматерапия - это применение в лечении и восстановлении организма различных эфирных масел, экстрактов растений, запахов и ароматов
Регулярное применение ароматерапии – это мягкий и эффективный способ поддержания здоровья. Болезнь легче предупредить, чем вылечить. Используя различные методы ароматерапии, мы можем улучшить работу своего организма и облегчить последствия стрессов и напряжений.Чаще всего используют следующие методы ароматерапии : ванны, бани, сауны с добавлением эфирных масел, компрессы и аппликации, окуривание эфирными маслами, аромалампы и аромамедальоны. Возрастных ограничений у этой практики нет. К ароматерапии можно прибегнуть уже с двухнедельного возраста. Единственное, о чем надо помнить: чем меньше ребенок, тем меньше средства используется. До трех лет лучше не применять больше одной капли.
Слайд 33: Игротерапия
Игровая терапия – это метод психотерапевтического воздействия с использованием игры. Игротерапия – метод, использующий игровую форму для коррекции эмоциональных нарушений и совершенствования взаимоотношений с окружающим миром. Этот метод использует игры для выявления проблем и заключения правильных выводов и решений в воспитательных, образовательных целях, и для общей корректировки поведения детей. Она идеально подходит для всех возрастных категорий, независимо от того, чьи проблемы нужно разобрать и попробовать решить, ребенка или взрослого.
Слайд 34: Психогимнастика
Психогимнастика – это курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как ее познавательной, так и эмоционально-личностной сферы). Психогимнастика примыкает к психолого-педагогическим и психотерапевтическим методикам, общей задачей которых является сохранение психического здоровья и предупреждение эмоциональных расстройств у детей. Основные достоинства психогимнастики : игровой характер упражнений (опора на ведущую деятельность детей дошкольного возраста); сохранение эмоционального благополучия детей; опора на воображение; возможность использовать групповые формы работы.
Слайд 35: Артикуляционная гимнастика
Артикуляционная гимнастика — это комплекс упражнений, которые помогают улучшить подвижность органов артикуляции и увеличить объём и силу движений, а также, вырабатывают точность позы губ, языка, необходимую для произнесения того или иного звука.
Слайд 36: Самомассаж
Самомассаж – одно из средств профилактики и коррекции речи детей. Под воздействием несложных массажных упражнений достигается нормализация мышечного тонуса, происходит стимуляция тактильных ощущений, а также под воздействием импульсов, идущих в коре головного мозга от двигательных зон к речевым, более благотворно развивается речевая функция. При проведении самомассажа используют ряд приёмов: поглаживание, растирание, легкое поглаживание, надавливание, пощипывание, сгибание, разгибание пальцев.