Первый слайд презентации: Жизнь и творчество Н.Г. Чернышевского. История создания романа «Что делать?»
Слайд 3
«О романе Чернышевского толковали не шёпотом, не тишком, — но во всю глотку в залах, на подъездах, за столом г-жи Мильбрет и в подвальной пивнице Штенбокова пассажа. Кричали: «гадость», «прелесть», «мерзость» и т. п. — все на разные тоны » (Н.С. Лесков)
Слайд 4
«Кто не читал и не перечитывал этого замечательного произведения? Кто не увлекался им, кто не становился под его благотворным влиянием чище, лучше, бодрее и смелее? …Все мы черпали из него нравственную силу и веру в будущее» ( Г.В. Плеханов)
Слайд 5
«Недопустимо называть примитивным и бездарным «Что делать?». Под его влиянием сотни людей делались революционерами. Могло ли это быть, если бы Чернышевский писал бездарно и примитивно? Он, например, увлек моего брата. Он увлек и меня. Он меня всего глубоко перепахал… Это вещь, которая дает заряд на всю жизнь» ( В.И. Ленин).
Слайд 6
«Его читали, как читают богослужебные книги, – и ни одна вещь Тургенева или Толстого не произвела такого могучего впечатления. Гениальный русский читатель понял то доброе, что тщетно хотел выразить бездарный беллетрист» ( В. Набоков).
Слайд 7
Творческая история романа «Что делать?» Первая страница романа «Что делать ?», журнал «Современник», 1863 г., № 3
Слайд 8
Главы Связь с сюжетом. Сны 1. «Дурак» Интригующая завязка 2. «Первое следствие дурацкого дела» Аллегорический призыв к революции 3. «Предисловие» Разговор с двумя типами читателей: уважаемые «благородный» и «проницательный» 4. Глава первая. «Жизнь Веры Павловны в родительском доме» Старый мир 5. Глава вторая. «Первая любовь и законный брак» Новые люди: Лопухов, Кирсанов, Вера Павловна. Первый сон 6. Глава третья. «Замужество и вторая любовь» Новые люди и новая жизнь Веры Павловны. Второй сон. Третий сон. Особенный человек 7. Глава четвертая. «Второе замужество» Мечты о будущем. Четвертый сон 8. Глава пятая. «Новые лица и развязка» Предчувствие революции 9. Глава шестая. «Перемена декораций» Итог Структура романа «Что делать?»
Слайд 12
Вера Розальская и Дмитрий Лопухов (Кадр из фильма «Что делать?», 1971 г.)
Слайд 15
Группа персонажей Имена Характеристика Старые люди Новые люди Особенные люди Система образов романа
Слайд 16
– Оцените язык произведения. – Что кажется необычным в манере писателя? – Что в героях, изображенных Чернышевским, вызывает отвращение? Задание группам:
Слайд 17
Подведение итогов: – Какие особенности романа Н.Г. Чернышевского вы можете отметить? – В чем проявилось новаторство автора романа? – Какое влияние оказал этот роман на развитие русской общественной мысли XIX века?