Первый слайд презентации: Жизнь и творчество Валентина Серова
Воробьева Надежда Андреевна, преподаватель ОБОУ ДО «Рыльская ДШИ» Курской области 1865-1911
Слайд 2
Отец художника - композитор Серов Александр Николаевич. Мать –пианистка и первая женщина композитор в России Серова Валентина Семеновна Художник уникального дарования и столь же уникально разносторонний, родился в Санкт – Петербурге в январе 1865 г.Вся жизнь художника проходила в непрерывном поиске новых направлений и решений в изобразительном искусстве. он не желал повторять удачно найденных приемов и способов, всегда стремился ко всему новому и еще не опробованному. при этом Серов, как никто другой, радел за сохранение самого лучшего, что было в старых школах живописи или у старых мастеров. Разнообразие его творческих амплуа простирается от художника сельских идиллий до великосветского портретиста русского модерна рубежа XIX—XX веков ; он работал в разных техниках Стиль живописи - импрессионизм и модерн. Родители Валентина Серова
Слайд 3: Детство
В доме Серовых постоянно собирались творческие и неординарные личности из разных социальных слоев. К ним были вхожи все знаменитости тех времен: ученые, писатели, художники, актеры и музыканты. Чаще других заходили близкие друзья отца: писатель Иван. Тургенев, скульптор Марк Антокольский и художник Николай Ге, прививший маленькому Валентину любовь к лошадкам, которая сохранилась у него на всю жизнь. Серов с детства не был слишком избалован вниманием родителей, каждый из которых жил в собственном творчестве. В 1871, когда мальчику исполнилось шесть лет, его отец скончался. В 1872–1973 г. Валентин жил с матерью в Мюнхене. Там Серов познакомился с художником Кёппингом, который не только стал брать ребенка с собой на этюды и давать ему профессиональные советы но и порекомендовал Валентине Семеновне всячески поощрять и развивать юное дарование. В.Серов в 8-летнем возрасте. В.Серов (1874-1878 )
Слайд 4
В 1874 девятилетний Валентин с матерью переехали из Мюнхена в Париж, где в то время находился Илья Репин. Решение обратиться к нему как к учителю было самым удачным выбором матери будущего живописца. Репин являлся тем единственным мастером, кто в полной мере мог раскрыть и развить способности ее сына. Юный Серов получил в то благодатное время огромное количество ценных советов, уточнений и подсказок, которые помнил потом всю жизнь. Портрет художника Ильи Репина. 1892 Учитель позволял ему копировать свои работы, иногда задавал что-то нарисовать по памяти, но большую часть времени учил рисовать с натуры. Днем Валентин писал красками, вечером делал наброски и рисунки, проводя за любимым занятием все свободное время. «Сам Репин смотрит на него уже не как на подростка, а как на художника, и даже позирует ему для портретного рисунка, рисуя одновременно Серова.»
Слайд 5: Академия художеств
В 1880 Серов поступил в Академию художеств, попав в мастерскую знаменитого профессора Павла Чистякова, который отличался весьма жесткой манерой преподавания, высмеивая и критикуя каждый неточный штрих своих студентов. Однако Серова он любил и гордился им. Именно Чистяков выработал в молодом даровании вдумчивую и неспешную манеру запечатления натуры. Подобно учителю, Валентин Серов терпеть не мог поспешности и приблизительности в живописи и рисунке. «Иначе писать не умею, — отвечал он на вопросы о своей кропотливой манере работать, — виноват, не столько не умею, сколько не люблю». Портрет П.П. Чистякова, 1881 В 1885 Серов покидает Академию, осознавая себя уже готовым мастером. В дальнейшем его постоянное учение и творческое самосовершенствование происходит по свободному выбору и в непрерывной работе.
Слайд 6: Живописный стиль Серова
Становление живописного стиля Серова проходило под воздействием двух великих мастеров — Репина и Чистякова, а также их художественных школ. Но, вне зависимости от перенятого от них опыта, живописец уже в двадцать лет не имел ничего общего в манере письма ни с одним, ни с другим, ибо выработал свою собственную, уникальную технику исполнения, которую невозможно спутать ни с одной из известных графических манер в истории искусства. Он всегда искал новые подходы, стараясь подобрать для каждого сюжета наиболее отвечающую ему форму художественного выражения. Волы, 1885. Осенний вечер. Домотканово. 1886
Слайд 7: Абрамцево
Большой удачей в жизни Валентина Серова оказалось знакомство его матери с Саввой Мамонтовым. Этот промышленник и меценат был центром духовно-интеллектуальной жизни Москвы второй половины XIX века. Сконцентрировав вокруг себя цвет русской художественной интеллигенции, Мамонтов создал великолепную творческую атмосферу в своей усадьбе Абрамцево, предоставив гостящим у него художникам уникальную возможность свободного, вдохновенного, не отягощенного финансовыми проблемами и бытом творчества. Более двадцати лет подмосковное имение Мамонтова являлось крупным очагом русской культуры, местом, куда иногда на целое лето приезжали живописцы, общались, делились опытом и совмещали отдых с работой… Музей-заповедник Абрамцево
Слайд 8
Валентин Серов, с детства часто живший с матерью в Абрамцево, принимал самое непосредственное участие во всех направлениях творчества, которые объединяла эта созидательная среда единомышленников и энтузиастов нового искусства Савва Мамонтов 1891 Зима в Абрамцево. Церковь. 1886
Слайд 9
Портрет Веруши Мамонтовой — настолько больше композиция, чем конкретный портрет конкретного человека, что не случайно его распространенное название — «Девочка с персиками». Картина буквально соткана из радости и солнечного света, который наполняет комнату до краев, окутывая все предметы сверкающим ореолом. Свет скользит по стенам, падает на скатерть, играет на рукавах и плечах розового платья девочки, пронзая насквозь тонкую ткань, теплым «зайчиком» приникает к смуглой коже. Краски до такой степени полны света и правдивы, что гармония истинной жизненности перекрывает даже несомненную красоту этого полотна и дышит в каждом изображенном предмете. Свои первые, но самые вдохновенные полотна, принесшие ему известность, Серов создал в этой замечательной усадьбе «Абрамцево»— например, «Девочку с персиками», 1887 г.
Слайд 10
Сравнивая с Ренуаром, Серова называют первым русским импрессионистом, хотя по живости красок, благородству тонов и изяществу игры света Серов значительно опережает своего предшественника. Ренуар в своих полотнах часто уходит в туманную расплывчатость, затененность и недосказанность, тогда как Серов, напротив, всеми доступными средствами демонстрирует яркое торжество жизни и прозрачную глубину фона. Девушка, освещенная солнцем» — еще одна солнечная картина, удачная попытка передать красками пленительную игру света и тени. Сидящая под деревом девушка окутана узорным кружевом листвы, пронизанной солнечным светом размеренного и ленивого летнего полдня. Девушка, освещённая солнцем. Портрет М.Я.Симонович. 1888
Слайд 11
В Абрамцеве Валентин Серов написал и знаменитый портрет своей невесты Ольги Трубниковой - она воспитывалась в семье тетки Серова Аделаиды Симонович. В январе 1889 года Трубникова и Серов обвенчались в Санкт-Петербурге в церкви Семеновского полка. Молодые супруги вместе съездили в Париж на Всемирную художественную выставку, а затем поселились в Москве. У них родилось 6 детей, 2 девочки и 4 мальчика. Летом 1895. Портрет жены художника «Ольга Федоровна была и по наружности, и по внутреннему содержанию именно такая, какая нужна была Серову… Миниатюрная, с мелкими чертами лица, большими серыми глазами около маленького остренького носика была похожа на голландку. Не имея никаких запросов к своей собственной жизни, она служила Серову, как отклик всех его художественных желаний и обставила его жизнь во вкусе, который ему подходил», - писала о ней в своих воспоминаниях подруга юности Мария Львова, в девичестве Симонович.
Слайд 12: Домотканово
Поместье в Тверской губернии было приобретено по совету Серова его другом В.Д.. Дервизом в 1886 году. Впервые побывав там, Серов “сразу пленился окружающим пейзажем ”. Художник “часто и подолгу жил в Домотканове. Здесь им были созданы многие значительные полотна. “Серов любил рисовать животных. Количество сделанных им набросков животных огромно. Особенно любил он лошадей и знал их превосходно. Но ему приходилось писать не то, что он любил, а то, что ему заказывали. Семья требовала средств (и немалых), и он брался писать портреты людей, не представлявших никакого интереса ни в смысле содержания, ни в смысле внешности. Часто, написав такой портрет в Москве, он ехал в деревню и там выискивал красивое или интересное лицо и писал его с наслаждением.» В. Д. Дервиз Осень. Домотканово. 1895
Слайд 13
«Так, я помню, с каким удовольствием он рисовал голову школьной учительницы – местной крестьянки; или как он восхищался лицом одной женщины из ближней деревни, которая послужила оригиналом для его картины “Крестьянка с лошадью” С неменьшим увлечением Валентин Александрович писал виды русской природы. Это служило ему таким же отдыхом после изготовления скучных и особенно нудных ( вследствие необходимости их писать) портретов…» В. Д. Дервиз В деревне. Баба с лошадью. 1898 год. Баба на телеге. 1 896 год.
Слайд 14: Портреты
Первыми моделями Серова становились близкие и знакомые ему люди: артисты, художники, писатели. Он писал портреты своих друзей: Коровина, Левитана, Репина, Лескова и Римского-Корсакова. Для каждой новой работы живописец выбирал особый стиль, подчеркивающий индивидуальные черты героев. Портрет художника Константина Алексеевича Коровина. 1891 Портрет Рубинштейна 1908 г.
Слайд 15
С начала 1890-х годов портрет стал основным жанром в творчестве Серова, приобретая новые черты: психологически заостренную характеристику человека и активно выявленное в нем артистическое начало.. Импрессионистические черты в живописи Серова сказываются подчас лишь в композиционном построении портрета, характере движения модели портретируемого. Получив широкую известность, Серов вынужден много работать над заказными, как правило, парадными портретами. В этих правдивых, совершенных по композиции и живописному исполнению произведениях, Серов всё более последовательно использовал линейно-ритмические начала и декоративные цветовые сочетания. Портрет княгини Ольги Орловой (1909 – 1911)
Слайд 17
Одновременно в творчестве Серова развивалось другое, противоположное направление: он часто писал интимно - задушевные, камерные портреты, преимущественно детей и женщин. В портретах детей Серов стремился характерностью позы и жеста, всем цветовым решением выявить и подчеркнуть непосредственность внутреннего движения, душевную чистоту и ясность мировосприятия ребёнка. Портрет Мики Морозова 1900 Портрет Прасковьи Мамонтовой
Слайд 18
В 1892 году у Серова заказали портрет Александра III с семьей, что привело к целой серии портретов членов императорской фамилии. Над созданием портрета императора художник работал около 3 лет и писал только по фотографиям. Несколько портретов Валентин Александрович написал для Николая II. Во время работы над одним из них императрица Александра Федоровна пожелала дать мастеру совет, на что Серов ответил, что она может сама взять в руки кисти и написать портрет так, как пожелает.
Слайд 19: Художественные объединения
В 1894 году Серов вступил в Товарищество передвижных художественных выставок, но после раскола общества Серов, Левитан, Архипов, Васнецов и некоторые другие художники вышли из его состава. В 1898 году было создано новое объединение художников «Мир искусства», куда вошёл и Валентин Александрович. Портретист занимался организацией выставок, искал деньги на издание журнала «Мир искусства». Благодаря знакомству с художниками объединения «Мир искусства» В. Серов прикоснулся к историческому жанру. Его знание людей, опыт портретиста помог ему добиваться невероятной убедительности в его исторических фантазиях. Петр I I и цесаревна Елизавета на псовой охоте. 1900
Слайд 20
В 1907 году художник посетил остров Крит для изучения древних артефактов. После этой поездки к нему пришел замысел полотен в античном стиле. Так в 1910 году были представлены картины »Одиссей и Невзикая », «Похищение Европы» Именно в это время художник увлекся образом царя – реформатора Петра I. Интересна картина «Петр I» 1907, в которой государь стремительно шагает широким уверенным шагом навстречу ветру, почти сдувающему его свиту. Эта темпера одновременно очень пафосна и наполнена духом динамических преобразований той героической эпохи.
Слайд 21
Восхищение балетами дягилевской антрепризы пробудило интерес к театральным темам, дало возможность поработать в других видах искусства — афиша, декорация. Занавес к балету « Шехерезада ». 1911 Лидер объединения Александр Бенуа вспоминал: «Серов был в нашей среде самым надежным цементом, скреплявшим пестрые, разнохарактерные личности. Его дружескому суду мы верили, и ссорившиеся протягивали друг другу руки». Анна Павлова на афише к балету Фридерика Шопена «Сильфиды» 1909
Слайд 22
Дом, в котором на втором этаже располагалась последняя квартира В. А. Серова. В. А Серов жил в этом доме с осени 1908 по 1911 гг. В это время им написано множество портретов современников, а также исторический цикл картин. Утром 22 ноября 1911года Серов собирался на второй портретный сеанс в дом Щербаковых, где его ждали..Он нагнулся, чтобы взять туфлю, вскрикнул, откинулся на кровать и умер, не успев дождаться помощи, Остановка сердца – вот почему умер Валентин Серов, в самом расцвете сил. Когда ему было всего 46 лет. После его смерти остались сиротами пятеро детей и жена. Его прах покоится на Новодевичьем кладбище Москвы. Москва, Староваганьковский переулок, 21.
Слайд 23: Значение творчества В. Серова
Многогранный художественный талант Серова позволил ему воплотить в своём творчестве совершенно различные направления, школы, стили. Долгое время среди искусствоведов вспыхивали оживлённые споры о том, кем стал Серов для русской живописи – последним классиком или первым новатором? Сейчас совершенно ясно, что он принадлежал к тому типу художников, что смогли достичь органичного единства лучших традиций и смелых экспериментов, и потому не будет преувеличением назвать Валентина Александровича Серова гением. Автопортрет художника1885 г.
Последний слайд презентации: Жизнь и творчество Валентина Серова: Использованные материалы
https://fondserova.ru/ https://www.culture.ru/persons/8247/valentin-serov https://yandex.ru/video/preview/17079567269608574938 https://muzei-mira.com/biografia_hudojnikov/818-biografiya-serova.html https://histrf.ru/read/biographies/valentin-aleksandrovich-serov https://kulturologia.ru/blogs/120919/44118/