Первый слайд презентации: Зона ближайшего развития
Родительский клуб «Особый ребёнок» Спикер: Долгова Ксения Владимировна
Слайд 2: Что такое «зона ближайшего развития» ребёнка?
Зона ближайшего развития ( ЗБР ) — теоретический конструкт о пространстве задач, которые ребёнок не может освоить самостоятельно, но способен освоить с помощью взрослых. «Зона ближайшего развития определяет функции, не созревшие ещё, но находящиеся в процессе созревания, которые созреют завтра, которые сейчас находятся ещё в зачаточном состоянии; функции, которые можно назвать не плодами развития, а почками развития, цветами развития, то есть тем, что только созревает». Концепция зоны ближайшего развития была введена Львом Выготским в 1932—1934 гг. для характеристики связи между обучением и психическим развитием ребёнка.
Слайд 3: Если обучение не отработано на совместной деятельности взрослого и ребёнка – эффективность такой учёбы низкая!
Слайд 4: Что такое «зона актуального развития»?
Зона актуального развития – это психические функции, умения и навыки ребенка, которые уже сформировались, созрели, причем ребенок выполняет задачи, связанные с этими умениями и навыками без помощи взрослых.
Слайд 6: Что такое « сензитивный период»?
Снова обратимся к Л.С.Выготскому. Он определил очень важные периоды развития в жизни детей - «чувствительные» окна, которые открываются и закрываются в определённые возрастные сроки, назвав их - сенситивные ( сензитивные ) периоды развития. «В этот период влияния оказывают воздействие на весь ход развития, вызывая в нем те или другие глубокие изменения. В другие периоды те же самые условия могут быть нейтральными или даже оказывать обратное действие на ход развития». Существует ограниченная во времени повышенная активность, чувствительность нервной системы к разным стимулам внешней среды в процессе обучения, влияющего на развитие определённых навыков ребёнка. Учитывая в процессе обучения, воспитания сенситивные периоды развития, мы развиваем ребёнка гармонично, не нарушая его природную закономерность, не мучая его нервную систему. Свои сенситивные периоды развития характерны для всех живых организмов. Например, бесполезно и даже вредно учить малыша ходить в 5 месяцев, это слишком рано для овладения этим навыком, т.к. еще не готов его мышечный аппарат и т.д.
Слайд 7: Важное
Ø Помнить, что должно быть безостановочное перерастание малого круга в большой. Ø Поддерживать интерес – вот самое тонкое педагогическое умение, которому нам всем следует учиться. Ø Нельзя заглушать интерес учиться! Ø Не нужно сразу же хватать ребёнка за руку и выстраивать два концентрических круга: присмотритесь к тому, чем ребёнок сегодня занимается, научитесь уважать то, чему он уже научился.
Слайд 8: Как определить зону ближайшего развития?
Если ребенок справляется сам с каким либо действием, задачей – это «зона актуального развития». Если самостоятельно не справляется, и взрослому хочется натолкнуть, подсказать, руки сами тянутся показать (где картинка и т.п.), то в этот момент Вы ощутите, что ребенок находится в зоне Вашей дозированной помощи. Эта самая дозированная помощь и определяет границы зоны ближайшего развития: первая "доза" - подсказать, как сделать; вторая - показать наглядный пример на такой же картинке (тренажере), как сделать, или же показать промежуточный вариант выполнения; третья - показать на картинке ребенка, в случае с письмом - водить рукой ребенка, т.е. показать способ действия.
Слайд 9: Познавательная и учебная мотивация
Родительский клуб «Особый ребёнок» Спикер: Долгова Ксения Владимировна
Слайд 10
Формировать мотивацию значит – не заложить готовые мотивы и цели в голову учащегося, а поставить его в такие условия и ситуации, где бы желательные мотивы и цели складывались и развивались бы с учетом и в контексте опыта, индивидуальности, внутренних устремлений самого ученика.
Слайд 11: Для того чтобы повышать уровень сформированности учебной и познавательной мотивации у детей необходимо следующее:
Слайд 12
Забота о создании общей положительной атмосферы во время занятия; Постоянное снижение тревожности детей, избегая упреков, насмешки, угроз и т.д. Стремление исключить страх школьников перед риском ошибиться, забыть, смутиться, неверно ответить; Создание ситуаций успеха в учебной деятельности; Опора на игру, как ведущую деятельность ребенка со сниженным интеллектом; Необходимо предупреждать опасные для учения чувства скуки, серости, монотонности (за счёт перемены видов работы, занимательности, личной эмоциональности); Избегать отрыва содержания обучения от личного опыта ребенка; не допускать учебных перегрузок, переутомления. И одновременно, дозировка учебного материала с точки зрения количества и качества должна соответствовать возможностям и способностям учащихся. Развивать рефлексию, чувство ответственности за результаты учебной деятельности.
Слайд 13: Успешные методы и приемы в повышении уровня сформированности учебной мотивации:
Дидактическая игра (стимулирование познавательного процесса); "Ситуация успеха" (создание возможности достичь значительных результатов в учебной деятельности); Проблемно-диалогическая технология (активизация познавательной сферы обучающихся); Приём "Удивляй" (активизация мыслительной деятельности и привлечение интереса к теме урока); Информационно-коммуникативные технологии, наглядность и др. (повышение положительной мотивации обучения). Разнообразные формы обучения (уроки - путешествия, уроки - викторины, интегрированные уроки, ролевые игры).