Слайд 2
13 английских колоний. Первое поселение англичан – 1607 г., 1620 – второе.
Слайд 3
Пуритане – английские протестанты, последователи кальвинизма в Англии в 16-17 в. Выступали за очищение англиканства от основ католицизма, упрощение богослужения, против пышности культа.
Слайд 5
Основные военные действия происходили в Европе, Индии, Филиппинах и Северной Америке. У. Черчилль даже назвал эту войну «первой мировой войной». К причинам Семилетней войны можно отнести: Конкуренция за господство над колониями в Индии и Северной Америки, между Францией и Англией. Стремление Пруссии захватить новые территории. Желание Австрии вернуть утраченную Силезию. Недовольство Российской империи, нарастающим влиянием Пруссии.
Слайд 6
Итоги Семилетней войны: 1. Франции пришлось отдать Англии: Канаду, часть индийских земель, острова в Карибском море и Восточную Луизиану. А также взамен Менорки, Франция отдала Испании Западную Луизиану. 2. Испания отдала Англии Флориду, а Франции отдала Менорку. 3. Англия отдала Испании Гавану, а Франции ряд стратегически важных островов. 4. Австрия лишилась Силезии, она перешла Пруссии. 5. Российская империя ничего не потеряла и не приобрела в этой войне, но зато продемонстрировала всему миру свою военную мощь. Таким образом, Англия стала самой крупной колониальной державой, позиции Франции ослабились, и она потеряла свое лидерство на мировой арене. Пруссия заняла существенную роль в Европе.
Слайд 8
Конфликт с метрополией Закон, лишавший колонии прав свободной торговли. Разрешалось торговать только с Англией; Английский парламент ввел множество запретов (на открытие мануфактур, пр-во изделий из железа, ввоз машин и т.д.). Налоговые пошлины на ввозимые товары: чай, б умагу, стекло, краски, свинец (позже остались только на чай). Содержание английского войска в колонии за счет местного населения.
Слайд 9
1783 г. Королевский указ о з апрете переселяться на Запад. В результате земли истощались и давали меньший урожай. 1765 г. английский парламент принял закон о гербовом сборе ( налогом облагались вся печатная продукция, вся почта, все документы). Доходы от этого налога шли только в английскую казну. Позже отменили. А мериканцы не имели своего представителя в парламенте Англии.
Слайд 10
«Бостонское чаепитие» - 1773 г. 1773 г. – принят «Чайный закон»: данный закон удешевлял ввозимый в Америку чай, который в Англии и ее колониях могла продавать только Ост-Индийская компания. Англия не могла на равных конкурировать с голландскими коммерсантами, чей товар налогом не облагался и контрабандно ввозился на территорию Британии и Америки. Поскольку банкротство Английской Ост-Индской компании могло привести к экономическому кризису в государстве, английские вельможи разрешили ей ввозить чай в колонии без участия посредников, ранее закупавших этот чай в Лондоне и накручивавших свою надбавку, увеличивая цену. Компания должна была сдавать товар грузополучателю в Америке, а тот — продавать за комиссионное вознаграждение. Эти нововведения позволили бы снизить цену на чай и продавать дешевле контрабандного напитка. Однако колонистов возмутило сохранение пошлины на ввозимый чай и желание Англии навязывать свои условия ведения торговли. Американцы боялись, что метрополия заставит их покупать и остальные товары только у определенных компаний, нанеся этим сокрушительный удар по экономике Северной Америки. Поэтому местные активисты выступили против Чайного закона, требуя членства в английском парламенте для отстаивания своих интересов. Представители протестного движения, называвшие себя «вигами» и «сынами свободы», начали морально давить на грузополучателей, заставляя их уйти в отставку. Поскольку чай мог продаваться лишь через них, корабли были вынуждены отправляться с грузом обратно. В 1773 г. в Бостонский порт зашло 3 корабля нагруженные большим количеством чая - 45 тонн (стоимость груза - 10 тыс. £!). Губернатор Томас Хатчинсон отказался выпускать корабль « Дартмут », груженый чаем, настаивая на разгрузке товара. «Сыны свободы» переоделись в индейцев и под покровом ночи проникли на все три корабля, утопив весь груз в заливе. Через 3 месяца Англия узнала об этом событии. Англия посчитала уничтожение имущества Ост-Индской компании бунтом, закрыла порт в Бостоне и ужесточила колониальное законодательство. Однако остальные североамериканские провинции поддержали Бостон, вначале отказавшись от чая и заменив его травяными напитками и кофе, а затем и подняв оружие против метрополии и начав борьбу за независимость. Начавшаяся в 1775 году война длилась 8 лет и закончилась подписанием Парижского мира, главным условием которого был суверенитет США.
Слайд 11
Война за независимость США / Американская революция (1775-1783) Война Великобритании и лоялистов против революционеров 13 британских колоний.
Слайд 12
Джордж Вашингтон - виргинский плантатор, был назначении главнокомандующим регулярной армии, возникшей из партизанских отрядов (он имел опыт сражений против французов и индейцев). В 1783 г. был подписан Парижский мирный договор. Великобритания признала независимость США.
Слайд 13
В период ведения военных действий США получили поддержку со стороны Франции, Испании, Голландии, а также России. Независимое американское правительство: П ередало Флориду Испании, О тказалось от прав на западный берег Миссисипи в пользу Франции, П ризнало права Великобритании на Канаду. Поддержка американских сепаратистов-республиканцев обернулась для Франции собственной революцией, в которой активное участие приняли ветераны – «американцы ». После войны осталось около 500 тыс. лоялистов, из них 78 тыс. бежали в Канаду, Британию, Флориду и Вест-Индию. Итоги войны за независимость США.
Слайд 16
К концу 19 в. США – мировая держава. Начиная с 1803 года США присоединяли к себе земли, принадлежащие Франции, Англии, Испании, России и ближайшему соседу: Мексике. Одни из них были официально приобретены, другие - уступлены прежними владельцами на взаимовыгодных условиях, часть территорий была захвачена насильственным путем.
Слайд 17
Аляска России 1867 г. Приобретена (15 млн $) (7,2 млн $) Территориальная экспансия США Территория страны увеличилась в 4 раза: от Атлантического до Тихого океана.
Слайд 18
1. 1823 г. – доктрина Монро. Одностороннее заявление президента США Дж. Монро, в котором отрицалось всякое европейское вмешательство в дела Западного полушария и предъявлялась претензия на его превращение в сферу влияния США. Также была провозглашена концепция невмешательства США во внутренние дела европейских стран. Эта д октрина стала служить обоснованием экспансии (захвата чужих территорий, экономического и политического подчинения других стран) в Латинской Америке.
Слайд 19
2. 1845 г. – доктрина предопределения судьбы. Присоединение новых территорий объяснялось миссией, якобы врученной американской нации «свыше», Божественным провидением. Так обосновывалась война с Мексикой 1846-48 гг., в которой та потеряла около половины своей территории, а США получили Техас, Калифорнию, Нью-Мексико, Юту и Н еваду.
Слайд 21
Благоприятные внешнеполитические условия для США: от Европы отделяет океан, ближайшие соседи слабы, нет необходимости тратить деньги на армию, которая до 60-ых гг. 19 в. составляла всего 12 тыс. человек.
Слайд 22
В 19 в. население США удваивалось каждые 27 лет, в основном за счет эмигрантов. Была высокая социальная и пространственная мобильность населения, т.к. отсутствовали сословные пережитки.
Слайд 23
Огромную роль играл фронтир – граница населенных земель на западе, куда каждый мог отправиться в поисках лучшей жизни. США оставались преимущественно сельской страной, 60% населения проживало в деревне.
Слайд 24
Экономическое развитие. Промышленная революция в США началась в 1815 г. Ведущая отрасль – текстильная, хлопок производился в США и был дешевым из-за рабского труда. Строительство ж/д, каналов.
Слайд 26
Великие равнины – «хлебная корзина Америки» - умеренный и субтропический климат.
Слайд 27
Освоение «Дикого Запада» - см. видео. «Земельная» и «Золотая лихорадка». СЕВЕР ЮГ «Черный пояс» Капиталистическое хозяйство (фермеры – труд батраков). Идеал – путь фермера - «человека, у которого нет хозяина ». Плантаторское хозяйство (плантаторы – рабский труд). Промышленность не развита. 4,5 млн рабов – из них 2,5 – в с/х. Хлопковые плантации. Убийства рабов. Сер. 19 в. - большая часть населения была занята в с/х.
Слайд 28
Политическое развитие и проблема рабства. США – крупнейшая в мире республика. Двухпартийная система демократов и республиканцев – разные позиции по отношению к рабству.
Слайд 30
Почти 100 лет США являлись рабовладельческим государством. Собственниками 4,5 млн рабов было 382 тыс. белых, рабами владела только каждая 4-ая семья. И на Севере, и на Юге преобладали расистские взгляды (умственная и физическая неполноценность черных, склонность к преступлениям), даже на Севере у рабов не было равных прав с белыми: запрет на межрасовые браки, раздельное обучение. Многие видели выход в вывозе чернокожих обратно в Африку. Эту идею поддержала часть аболиционистов (« отменителей »), выступающих за ликвидацию рабства. Часть из них выступала за насильственные методы борьбы с рабством, часть была против насилия.
Слайд 32
Аболиционисты создали «подземную железную дорогу» - систему тайной помощи для переправки на Север бежавших рабов.
Слайд 33
Причины противостояния между Севером и Югом. 1. Региональное самосознание: гордый и благородный « южный джентльмен » и думающий только о наживе северный « янки ». «Это сборище чумазых механиков, грязных рабочих, полоумных теоретиков и нищих фермеров не достойно общества слуги южного джентльмена». 2. Между фермерами Севера и плантаторами Юга постоянно возникали конфликты из-за новых земель на западе (они будут рабовладельческими или свободными). 3. Отношение к пошлинам на ввозимые промышленные товары и рабству.
Слайд 34
Долгое время противоречия сглаживались компромиссами. С середины 1830-ых гг. в США действовал «принцип кляпа» - негласная договоренность между ведущими партиями: уклоняться от обсуждения темы рабства. Новые штаты принимались в союз на условиях равенства: одному рабовладельческому соответствовал один свободный, которые разделяла граница - 36°30´. Но спор 1854 г. о том, куда должны относиться штаты Канзас и Небраска, привели в дальнейшем к войне между Севером и Югом.
Слайд 36
После избрания в 1860 г. президентом противника рабства А. Линкольна, 11 южных штатов заявили о своем выходе из состава США и создании отдельного государства – Конфедеративных штатов Америки. В 1861 г. началась война, проходившая в два этапа. 1861 г. - Конфедерация южных рабовладельческих штатов.
Слайд 37
Гражданская война 1861-1865 гг. До 1862 г. главной целью войны было восстановление единства США. Линкольн: «Моя высшая цель в этой борьбе – спасение Союза, а не спасение или уничтожение рабства». Затем проблема рабства вышла на первый план.
Слайд 38
Самая кровавая война в истории США, длилась 4 года, погибло 620 тыс. человек – больше чем потери США в Первой и Второй мировых войнах вместе взятых. Соотношение сил в начале войны: СЕВЕР - США ЮГ - КША 22 млн население + промышленная мощь. 1863-1864 гг. визит двух русских эскадр в Нью-Йорк. В Петербурге опасались, что в связи с Польским восстанием 1863 г. дело может дойти до войны с Англией и нужно иметь возможность действовать на просторах Атлантики. В США визит расценили, как поддержку северян. 9 млн населения + 4 млн рабов. Надеялись на помощь Англии, т.к. текстильные фабрики англичан зависели от хлопка южных штатов. Англичане стали сажать хлопок в Египте и Индии, их склады были полны большими запасами хлопка. 1862 г. Республиканская партия и Линкольн принимают гомстед-акт для решения аграрного вопроса: любой гражданин США, старше 21 года, мог стать обладателем участка в 64 Га (160 акров), уплатив небольшой регистрационный сбор. После 5 лет пользования участок становился собственностью владельца. Закон заблокировал распространение рабовладения на новые территории. Южане лучше обращались с оружием и имели много талантливых офицеров во главе с генералом Р. Ли. 1862 г. Линкольн издал прокламацию об освобождении рабов южных штатов и обеспечил северянам их поддержку. Принятая в 1865 г. 13 поправка к конституции запретила рабство на всей территории США. Считали, что защищают собственную землю и свой образ жизни от агрессии Севера. Часть северян сочувствовало южанам, считая рабство естественным состоянием негров. Одни тайно торговали с Югом, другие шпионили в его пользу.
Слайд 39
Во время гражданской войны применялась тактика «выжженной земли», использовались концентрационные лагеря для военнопленных, ставшие «фабриками смерти»: чудовищные условия содержания и издевательства.
Слайд 41
РЕКОНСТРУКЦИЯ ЮГА Итоги войны Севера и Юга: Раскол страны предотвращен. Рабство ликвидировано. Реконструкция Юга: Смещение прежних правительств на юге, принятие новых конституций и вхождение в состав США. Водилось военное управление генералов-северян (равные права негров и белых).
Слайд 42
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РЫВОК К концу XIX в. США заняли первое место в мире по промышленному производству – треть мировой промышленной продукции: Изобилие природных ресурсов; Низкие затраты на оборону; Господство на рынках Латинской Америки; Постоянный приток новых рабочих рук; Огромный внутренний рынок (покупательная способность и уровень жизни населения самый высокий в мире. Доход на душу населения в 2 раза выше, чем во Франции, Англии, Германии); Дешевые продукты питания (гомстед-акт, низкая себестоимость, новые технологии – тракторы, комбайны). США стали одним из крупнейших в мире поставщиком мяса и зерна. Юг США с трудом приспосабливался к новым условиям после отмены плантационного рабства. Неграмотные, не имевшие земли и навыков самостоятельного хозяйствования негры часто возвращались к бывшим хозяевам. Брали землю в аренду, за которую расплачивались частью урожая.
Слайд 43
Фермеры стали основой среднего слоя американского общества. К концу XIX в. только треть американцев жила в городах.
Слайд 44
МОНОПОЛИИ. РАБОЧЕЕ И ФЕРМЕРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ. США превратились в страну монополий. Гигантские корпорации устанавливали контроль над целыми отраслями: «Стандарт Ойл» Рокфеллера контролировала 95% производства нефти. Стальной трест – 60% стали, Сахарный трест – 75% сахара. Монополии ограничивали свободу конкуренции, вытесняли и разоряли мелкие фирмы, диктовали цены, входили в сговор о сдерживании з/п. 1890 г. – антитрестовый закон Шермана, слабо применялся. ФПГ Моргана и Рокфеллера – треть национального богатства страны.
Слайд 45
«Рабочая аристократия» - американцы англосаксонского происхождения, квалифицированные и высокооплачиваемые. Рабочие низы – эмигранты из Ирландии, Италии, Восточной Европы. Рабочие требовали: сокращение рабочего дня (был 12 ч.), устраивали забастовки. Профсоюзы – Американская федерация труда (АФТ), включала квалифицированных рабочих.
Слайд 46
От монополий страдали фермеры: ж/д корпорации диктовали высокие цены на перевозку продукции, другие тресты – на ее переработку и продажу. 1891 г. – возникновение Популистской (народной) партии, куда вошли фермеры и рабочие. Возникла угроза двухпартийной системе.
Слайд 47
ДВУХПАРТИЙНАЯ СИСТЕМА В КОНЦЕ XIX – НАЧАЛЕ XX вв. Около 50 лет до начала 1МВ у власти находились республиканцы. 1820-40 гг. - противоречия интересов между промышленниками и аграриями. 1850-70 гг. – проблема рабства. Конец XIX в. – отсутствие принципиальных разногласий – «система крокодильего хвоста»: если голова двинется вправо, то хвост сразу повернет влево. Расцвет подкупов и взяток, торговля государственными должностями. Подчинение монополиям, партии финансировались большим бизнесом и служили его интересам, проталкивали законы, выгодные корпорациям. «Позолоченный век» - так Марк Твен назвал этот период в истории США.
Слайд 48
ДВУХПАРТИЙНАЯ СИСТЕМА В КОНЦЕ XIX – НАЧАЛЕ XX вв. На рубеже веков в США началась «прогрессивная эра». Прогрессисты – выходцы из небогатых и средних слоев населения выступали за демократизацию политической системы, социальные реформы, антимонопольное законодательство. Журналисты – « разгребатели грязи» (взяточничество, эксплуатация детей и т.п.). Выборы сенаторов стали прямыми, вводилось прогрессивное налогообложение.
Слайд 49
После Гражданской войны бывшие рабы получили свободу и равные права с белыми, в т.ч. имя и фамилию. « Фримен », « Вашингтон » - стала популярной фамилией. Но права негров стали урезаться. На юге принимались законы о сегрегации – раздельное использование церквей, школ, кладбищ. В конце 19 в. был введен ценз грамотности и избирательный налог. Так черное население лишили права голоса. Появилась « дедушкина поправка », по которой могли голосовать те, чьи отцы и деды имели право голоса до 1867 г. « Черные кодексы », Ку-Клукс-Клан и другие расистские организации. РАСОВАЯ ПРОБЛЕМА ПОСЛЕ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ
Слайд 50
Теодор Рузвельт - 26-й президент США в 1901-1909, представитель Республиканской партии, лауреат Нобелевской премии мира за 1906 год. «… Как раса и в массе своей негры стоят ниже белых».
Слайд 51
Военные экспедиции против индейцев, их сгон в отведенные места - резервации. К 1890 г. «индейский вопрос» был окончательно «решен».
Слайд 52
Количество эмигрантов из Восточной Европы и Азии увеличилось с 1% до 50% к концу 19 в. Это приводило к росту расистских и националистических настроений среди «коренных» американцев.
Слайд 53
1865 г. - запрет рабства на территории США. Расовая сегрегация в США - отделение белого населения США от иных этнических групп. Южные штаты - законы о расовой сегрегации - з аконы Джима Кроу ( нарицательное имя для обозначения бедно одетого неграмотного негра ) - 1890 – 1964 гг. о тдельные школы (для белых и негров), отдельный общественный транспорт (существовал до 1970-х гг.) или только задние места, запреты на совместное размещение в отелях и мотелях, разделение на кафе, рестораны, туалеты только для белых и для «цветных» и черных, кладбища, в судах – две Библии, негритянские воинские подразделения и т.п. «Зелёная книга негра-автомобилиста» - ежегодный справочник (публиковался 1936 по 1966 гг.).
Слайд 54
Чёрные кодексы — законодательные акты, дискриминирующие цветное население США, распространенные во многих штатах в XIX в. В водили следующие ограничения прав: на свободу выбора работодателя, что вынуждало негров работать за мизерную плату у бывших рабовладельцев, на свободу передвижения, на права на владение землёй или её аренду, допускали использование принудительного труда негритянских детей, запрещали неграм проводить митинги и собрания, носить оружие, вступать в браки с белыми, голосовать и быть избранными в органы власти, свидетельствовать против белых в суде, служить в качестве присяжных и в милиции штата. Предусматривалось также создание специальных судов для рассмотрения дел о преступлениях, совершенных неграми (две Библии). Некоторые штаты ограничивали и набор профессий, которые было возможно получать цветным.
Слайд 58
Норман Роквелл. Проблема, с которой мы живем. 1964 г. Это реальная история чернокожей девочки, которая пошла в школу для белых. Так как был принят закон о том, что люди (а значит и учебные заведения) больше не должны разделяться по расовому признаку. Но гневу обывателей не была предела. По дороге в школу девочку охраняла полиция.
Слайд 59
Руби Бриджес, первая афроамериканская девочка, которая посетила школу для белых на Юге, 14 ноября, 1960 год.
Слайд 60
Элизабет Экфорд стойко игнорирует враждебные выкрики и взгляды сокурсников в первый день ее учебы. Она была одной из первых девяти афроамериканских студентов, и им официально разрешил посещать учебное заведение федеральный суд. Литтл -Рок, Арканзас, 6 сентября 1957 года.
Слайд 61
В 1956 году, за пять лет до рождения Барака Обамы, 40 чернокожих американцев согласились на перевод в учебные заведения, где учились исключительно белые. Казалось, что американское общество наконец-то делает верные шаги в сторону преодоления сегрегации и расовых барьеров, но 4 сентября 1957-го Дуглас Мартин сделал этот снимок юной Дороти Каунтс, которая из-за масштабной травли не смогла пробыть в школе для белых и недели. На снимке мы видим девушку, её отца и толпу подростков, измывающихся над Дороти. В неё кидали мусором во время перерыва, её бойкотировали как ученики, так и учителя, а её семью запугивали угрозами. Родители учили свою дочь не обращать внимания на травлю, а Дороти старалась держаться молодцом. Однако через четыре дня отец Дороти принял решение не рисковать здоровьем дочери и перевести её в другую школу. Несколько лет спустя Дороти Каунтс благополучно отучится в университете и получит возможность посвятить свою жизнь защите детей. «То, что случилось в тот день, указало мне на мой путь - я всегда хотела помогать детям и делать всё, чтобы с ними никогда не происходило чего-либо плохого». Спустя 51 год та самая школа ( Harding High School ) наградит уже знаменитую Дороти Каунтс почётным дипломом, а один из бывших учеников в 2010 году наконец принесёт ей извинения. Сегрегация в государственных школах южных штатов была признана неконституционной только в 1954 г. Последний из дискриминационных законов был отменен в 1964 г.
Слайд 62
ИДЕИ ЭКСПАНСИИ Идея превосходства «англосаксонской расы», дающей ей право на господство над другими народами и экспансию пока «каждая страна на поверхности Земли… не станет английской». (Цитата проф. и з Гарварда Дж. Фиске).
Слайд 63
Гос. секретарь США: Мексика – «естественное дополнение к нашей стране; мексиканцы должны понять, что из двух народов более слабый должен быть поглощен более сильным». 1898 г. – испано-американская война. США отобрали Пуэрто-Рико и установили контроль над Кубой.
Слайд 64
В 1904 г. президент Рузвельт дополнил «доктрину Монро» «поправкой Рузвельта». В своём послании конгрессу он сказал : «Любая страна, народ которой ведет себя хорошо, может рассчитывать на нашу чистосердечную дружбу… ей не следует опасаться вмешательств со стороны Соединенных Штатов… В Западном полушарии соблюдение США «доктрины Монро» может вынудить их… взять на себя о бязанности международной полицейской силы».
Слайд 66
Читаем статью. https:// aif.ru/society/history/amerikanskaya_legenda_7_glavnyh_mifov_o_grazhdanskoy_voyne_v_ssha?utm_source=aifrelated&utm_medium=click&utm_campaign=aifrelated Отвечаем на вопросы: (минимальный объем – 1 стр.). Были ли в составе Северных штатов рабовладельческие? Перечислите их. Совершили ли мятеж Южные штаты, отделившись от США или нет? Объясните. Выступал ли президент Авраам Линкольн с начала войны за отмену рабства на всей территории США? Его отношение к неграм? Принесла ли победа Севера чернокожим жителям США свободу? Обоснуйте.
Слайд 67
Читаем статью. https://fan-project.livejournal.com/190495.html Отвечаем на вопросы: (минимальный объем – 1 стр.). «Доктрина предопределения судьбы», в чем ее смысл? Как идея «предопределения судьбы» эволюционировала в 1942 г.? Какая появилась концепция у США после завершения II мировой войны? Ваше отношение к доктринам и концепциям США, а также фразе из американской прессы в конце статьи. №5
Слайд 68
Повтор пройденного материала. Смотреть видео. https:// www.youtube.com/watch?v=FujwZ6HZhcc И https://my.mail.ru/mail/srgk503/video/_ myvideo/366.html?from=videoplayer Видео снято в 2017 г. Смотреть с 3-ей минуты по 13:50. Ответить письменно на вопросы и рассказать о своем отношении к «Ку-Клукс - Клану». Минимальный объем 1 стр. Вопросы к видео: Что означает название этой организации? Когда она появилась и почему? Как выглядели ее представители? Кто входил в эту организацию? Какие цели ставила перед собой эта организация? Кто становились ее жертвами? Завершила ли свое существование это организация? Твое отношение к «Ку-Клукс-Клану» Как ты относишься к расизму? В чем могут быть причины его существования в современном мире? Возможно и нужно ли преодолевать расизм и как? №3
Слайд 70
Т ермин «Латинская Америка» был закреплен в 30-х гг. XX столетия. 1. Придумал его французский император Наполеон III. Так он решил называть те части континента, территории которых были населены выходцами с Иберийского полуострова и Франции с XV по XVI вв. (португальцы, испанцы). Завоеватели являлись носителями романских языков, берущих своё начало от латинского. Поэтому большинство жителей этого региона говорят на трех языках, принадлежащих этой группе: испанском, португальском или французском. 3. Обращением в другую религию – католицизм (службы проводятся на латинском языке). Латинская Америка – земли южнее США, а также острова Карибского моря.
Слайд 71
И сп. conquistador - завоеватель - в период конца XV-XVI веков испанский или португальский завоеватель территорий Нового Света. Девиз: «Бог, слава и золото!».
Слайд 72
К сер. 17 в. колонизация Латинской Америки была закончена и стала создаваться колониальная система управления.
Слайд 73
К началу XIX в. независимых государств здесь не было. Большая часть земель были испанскими колонии. Бразилии принадлежала Португалия. Население латиноамериканских стран составляло 19 млн чел. и было пестрым по составу: Креолы – потомки белых колонизаторов – 1/5 населения. Негры-рабы. В 16-17 вв. их ввозили из Африки. Индейцы. Результат мешанных браков: метисы, мулаты, самбо. Колонизаторы не давали развивать местную промышленность и строительство мануфактур. Разрешалось выращивать только те культуры, которые не произрастали в Испании и Португалии: табак, кофе, сахарный тростник, маис.
Слайд 74
Латиноамериканское общество Белые уроженцы метрополии: родовое дворянство, богатые купцы Креолы – коренное белое население (исп., порт.) Не имели гражданских прав: Метисы – белые и индейцы Мулаты – белые и негры Самбо – индейцы и негры
Слайд 75
Тысячи индейцев гибли на рудниках и плантациях. Многие становились пеонами – прикрепленными к земле наследственными долговыми рабами. Пеонаж – это форма эксплуатации, латиноамериканская разновидность крепостного права. Ссуда должна была быть отработана, если нет, то обязательства по ней переходили из поколения в поколение, так, вся семья рабочего могла стать фактически собственностью другого лица и его семьи. Аграрная экономика, преобладали владения крупных помещиков – латифундии. Землю обрабатывали либо рабы, либо индейцы, либо пеоны – кабальные батраки. Существовали свободные крестьянские скотоводы – гаучо.
Слайд 76
Война за зависимость 1810-1826 гг. Причины: Безземелье и налоги в пользу Испании. Недовольны креолы, владевшие латифундиями и рудниками, т.к. Испания не могла приобрести всю их продукцию, но запрещала торговать с другими странами. Пример возникновения США. Появление первого независимого государства в Латинской Америке – 1804 г. на о. Гаити (фр. колония Сан-Доминго ). Восстание негров-рабов возглавил Туссен Лувертюр. Завоевания Наполеона на Пиренейском п-ове: король Португалии в 1807 г. бежал в Бразилию. В 1808 г. на испанский трон Наполеон посадил своего брата Жозефа Бонапарта. Но в испанских колониях не приняли нового короля. Креолы создали тайные организации с целью борьбы за независимость от Испании и уравнения в правах.
Слайд 78
1. Первый этап борьбы. Центром борьбы на севере стала Венесуэла. Восстание 1810 г. под предводительством Симона Боливара.
Слайд 79
Офицер, член патриотического движения, возглавившего освобождение В енесуэлы в 1811 г. Симон Боливар «Наша родина – Америка, наши враги – испанцы, наша цель – независимость и свобода!».
Слайд 80
Симон Боливар является единственным человеком в мире, чье имя есть в названиях двух суверенных государств: Боливия и Венесуэла (полное название страны - Боливарианская Республика Венесуэла).
Слайд 81
На месте испанских колоний стали возникать новые государства – республики. Но их конституции и правительства отражали интересы только креольской верхушки, поэтому их не поддержали широкие слои населения. Не было отменено рабство, поэтому негры-рабы нередко выступали на стороне противников независимости. В 1816 г. после свержения Наполеона Испания восстановила свою власть в колониях.
Слайд 82
2. Второй этап борьбы. Боливар давал свободу рабам, вступившим в революционную армию, а солдатам своей армии отобранную у противников независимости землю.
Слайд 83
Вокруг Венесуэлы в 1821 г. была создана республика «Великая Колумбия». Боливар стал ее президентом, его называли Освободитель.
Слайд 84
- 1824 В Мексике – самой богатой части Латинской Америки креолы не были заинтересованы в отделении от Испании. Участники восстания – индейцы-крестьяне под предводительством священника Мигеля Идальго. - 1822 -1819 1868 - 1895 На юге независимость получили Чили, Перу и Аргентина.
Слайд 85
Восстание было подавлено. В 1821 г. Мексика объявила о независимости, но старые порядки сохранились.
Слайд 86
Боливар хотел создать из бывших колоний единое Латиноамериканское государство. 1826 г – Панамский конгресс не дал результатов. «Великая Колумбия» распалась на Венесуэлу, Колумбию и Эквадор.
Слайд 87
После освобождения. Слабая экономика бывших колоний попала в зависимость от европейских стран (Англия, Франция) и США, став их сырьевым придатком. Бразилия поставляла каучук и кофе, Аргентина – мясо и зерно. 2. Сраны Запада влияли на местные правительства – «Арбузная война», невыплата займов и % по ним Франции, Англии и Испании – интервенция Франции (Н III ) в Мексику 1861-67 гг. Итог: гибель французского ставленника – Максимилиана Габсбурга. В США шла Гражданская война 1861-65 гг. 3. Почти во всех странах Латинской Америки утвердился республиканский строй, но ключевую роль играли личные отношения, родственные связи, «землячество». Каудильо – стояли во главе таких объединений, вокруг которых формировался клан – группа сторонников. Борьба между вождями-каудильо, кроме Бразилии, т.к. там с 1822 г. установилась монархическая форма правления. 4. Конституции служили интересам узкого круга лиц. 5. Избирательное право ограничилось высоким имущественным и образовательном цензом. 6. Рабство сохранялось. 7. Проблема границ.
Слайд 88
Латинская Америка на рубеже XIX – XX вв. Зависимость от развитых государств. Роль сырьевого придатка мировой экономики, неравномерное развитие. Внутренние войны за роль поставщиков ресурсов на мировой рынок. «Селитряная война», появление «банановых республик» - Эквадор, Гондурас Никарагуа, где американская «» United fruit company » определяла экономическую и политическую жизнь. «Кофейные республики» - Бразилия и Колумбия.
Слайд 89
США выдвинули л озунг панамериканизма – идею о якобы общности исторической судьбы, экономики и культуры стран Нового Света, имеющее своей целью мирное развитие, партнерство и сотрудничество между всеми американскими государствами. В начале XX в. Президент Рузвельт перешел к «политике большой дубинки» - политики открытого вмешательства США во внутренние дела латиноамериканских государств. Это привело к вооруженным интервенциям. Панамский перешеек принадлежал Колумбии. В зоне будущего канала была создана республика Панама – карликовое государство, полностью зависящее от США. Один из руководителей Колумбии: «Для этой страны не представляют затруднений ни принципы чужого суверенитета, ни принципы международного права, когда дело идет об их экспансии, торговле и могуществе».
Слайд 90
Смотрим видео. https:// www.youtube.com/watch?v=zDTFPMMklKs Отвечаем письменно на вопросы: Как относились к рабам в США? Какая часть населения Америки были рабами? Сколько рабов было доставлено на территорию Америки из Африки? В каких условиях перевозили рабов? Сколько стоил один раб? Сколько раз негры поднимали мятежи на кораблях? Как ломали их волю? Минимальный объем – 1 стр. №7
Слайд 91
http:// www.aif.ru/society/history/proigravshiy_osvoboditel_pochemu_ne_ispolnilas_mechta_simona_bolivara Как Испанцы эксплуатировали свои колонии в Латинской Америке? Из какой семьи был Боливар (происхождение, состояние)? О создании какого государства в Латинской Америке мечтал Боливар и какое в результате создал? Почему его идеи не встретили поддержки у зажиточных слоев? Как закончилась его жизнь?